Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 15:20, контрольная работа
У историков существуют разные мнения по вопросу: когда же начался XIX в. и как следует его называть. Предполагают, что XIX в. «начинает свой отсчет» не с 1 января 1801г., а, возможно, с того времени, когда Людовик XVI распорядился в 1789 г. созвать Генеральные штаты (которые закончились Французской революцией и смертью Людовик XVI), а может, еще раньше с 1784., когда английский механик Джеймс Уатт получил патент на паровой двигатель, что способствовало началу промышленного переворота в Англии. В любом случае первая половина XIX столетия развивается под знаком так называемой «двойной революции» - Французской и английской промышленной.
1. Особенности и основные этапы развития России XIX века.
2. Поиски путей исторического развития России в первой половине XIX века. Реформы Александра I.
3. Режим Николая I: политическая реакция и реформы.
4. Общественно-политические движения 30 – 50 гг.
Восстание декабристов (14 декабря 1825г.) привело к открытому противостоянию власти и духовной элиты общества, а его поражение — к возрождению идеи полновластия царя, отказу от сотрудничества самодержавия и общества, характерной для начала царствования Александра I. Вместе с тем впервые с допетровских времен правительство Николая стремилось открыто опереться на силы традиционализма, на народную поддержку самодержавия. Это было связано с утверждением в Европе (после поражения Великой французской революции) идеологии романтизма, идеализировавшей народные традиции как основу преемственности исторического процесса, предпосылку стабилизации монархического государственного строя (И. Н. Ионов).
Идеалу
либеральной политики начала прошлого
царствования был противопоставлен
попечительный и охранительный идеал
надзора власти за общественными силами
и заботы царя о народе. Для проведения
его в жизнь была использована созданная
еще в 1812г. Собственная его императорского
величества канцелярия, значительно расширенная
в 1826 г. Фактически с середины 20-х гг ХIХ
в. она становится органом, возглавившим
всю систему центральных отраслевых органов
государственного управления. Структура
канцелярии соответствовала ее функциям
и усложнялась параллельно с их расширением.
В ее составе было шесть отделений.
I отделение было образовано в 1826 г. Его задача определялась как контроль за деятельностью министерств и ведомств, министров и высших чиновников министерств. Это отделение занималось также назначением и увольнением высших чиновников.
Цель II отделения — анализ и обобщение юридической практики и запись законов Российской империи.
Важнейшим было III отделение, также организованное в 1826 г. на базе Особой канцелярии Министерства внутренних дел, которое ведало вопросами политической и государственной безопасности. Его задачами были руководство полицией, борьба с государственными преступлениями и противниками существующего режима, сектантами и раскольниками, высылка и размещение ссыльных, управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами.
В своей деятельности III отделение опиралось на разветвленную агентурную сеть. Полномочия этого отделения и его возможности были очень велики: оно могло затребовать у любого чиновника, вплоть до министров и губернаторов, любые сведения и чиновники были обязаны предоставить их. В введении этого отделения находились и политические тюрьмы – Шлиссельбургская и Петровская, Алексеевский равелин.
В 1827 г. при III отделении был создан корпус жандармов, а вскоре образована сеть жандармских округов, которые подчинялись Главному жандармскому управлению. С 1826 г. главным начальником III отделения и шефом жандармов был Л. X. Бенкендорф (1783—1844), вошедший в историю как участник подавления восстания декабристов.
В состав Канцелярии также входили еще три отделения. Созданное в 1827 г. IV отделение должно было контролировать и направлять работу женских учебных заведений и благотворительных учреждений. V отделение было образовано в 1836 г. специально для выработки проекта реформы по управлению государственными крестьянами. VI отделение, функционировавшее с 1842 г., было призвано готовить материалы, относящиеся к управлению территорией Кавказа.
В правление Николая I происходит количественный рост государственного аппарата: к середине века он насчитывал 100 тысяч человек. Такой большой государственный аппарат свидетельствовал о сильной роли государства в жизни общества, но был одной из существенных причин высокого уровня налогообложения и несбалансированности государственного бюджета.
В 30-е гг. многочисленные законы о службе гражданских чиновников были собраны в «Устав о службе гражданской», который определял порядок поступления на службу, увольнение, права и обязанности чиновников.
Повсеместным явлением стало взяточничества. В конце 40-х гг., по данным III отделения, только трое из 50 губернаторов Европейской России не брали взяток: киевский губернатор Писарев — как очень богатый, таврический губернатор Александр Муравьев — как бывший декабрист, ковенский губернатор Радищев, сын А. Н. Радищева, — хотя он не разделял взгляды отца, но все же взятки не брал (А. Н. Маркова).
В царствование Николая I была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М. М. Сперанскому. Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства. Однако консервативные тенденции но внутренней политике вынудили его ограничиться более скромной задачей. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов). В отдельный «Свод законов» (15 томов) были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране. Все это также было направлено на усиление бюрократизации управления.
В целом высшее государственное управление России перестраивалось в первой половине XIX в. по линии укрепления личной власти царя и усиления централизации. Проведенные преобразования не затронули основ самодержавного строя. Созданная в первой половине XIX в. система государственного управления просуществовала с небольшими изменениями вплоть до начала XX столетия.
Ключевым вопросом всей политики Николая I оставалась крестьянская проблема. В его царствование происходило ограничение сферы крепостного права с тенденцией «к постепенному освобождению крестьян» (при этом интересы помещиков практически не ущемлялись):
Наиболее значимые преобразования связаны с именем графа П. Д. Киселева - реформа управления государственными крестьянами (1837—1841). Она включала: равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправления, открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехнических знаний. План Киселева по существу означал постепенную ликвидацию крепостного права (личное освобождение крестьян, регулирование государством крестьянских наделов и повинностей). По мнению А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеева, Ю. В. Тота, реформа Киселева наряду с положительными моментами усилила бюрократическое давление на государственную деревню, сведя к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправления поставив их в полную зависимость от местной администрации.
Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым Указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах». По этому Указу, получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле.
Характерной чертой внутренней политики Николая I являлось укрепление и консервация дворянского сословия:
Важнейшими экономическими мерами правительства Николая I были следующие: финансовая реформа Е. Ф. Канкрина, осуществленная в 1839 - 1843гг. (в основу денежного обращения был положен серебряный рубль, и определен его обязательный курс (1:3,5) к бумажным ассигнациям); установление протекционистских пошлин на ввозимые заграничные товары; организация крупных промышленных выставок, широкое железнодорожное строительство: создание в 1828 г. Мануфактурного сонета, который осуществлял контроль за развитием промышленности, организовывал выставки, разрешал конфликты между фабрикантами и рабочими.
В основу просвещения был положен принцип охранительной идеологии, сформулированный С. С. Уваровым: «Православие, самодержавие, народность». Тем самым основой незыблемости самодержавия открыто провозглашался традиционализм.
В оценке правления Николая I прослеживаются две точки зрения исследователей. Так, дореволюционная историография, не отрицая общей консервативно-охранительной направленности политики Николая I, тем не менее признает наличие в его деятельности определенных реформаторских устремлений, отмечая при этом канцелярско-бюрократический характер подготовки и осуществления преобразований (В. О. Ключевский. В. А. Кизеветтер, С. Ф. Платонов). Напротив, советская историография указывает главным образом на реакционность политики Николая I.
Итоги внутренней политики Николая I, по мнению В. В. Тота, заключались в следующем.
1. После выступления декабристов император утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия он видел в чиновничьей бюрократии (С. Ф. Платонов). Николай стремился опереться на ту часть дворянства, доходы которой были недостаточны, для того чтобы можно было обойтись без государственной службы и жалованья. Формируется класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией.
2. По мнению известного русского историка А. А. Корнилова, Николай I во внутренней политике руководствовался идеями Н. М. Карамзина, изложенными им в записке «О древней и новой России»: «...самодержавие - важнейший элемент стабильного функционирования государства; главная цель монарха — служение интересам страны на благо ее процветания».
Особенности развития общественного движения в первой половине XIX в.:
В общественном движении первой половины XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.
Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия получает обоснование впервые в период укрепления русскою государства; развивается и совершенствуется в течение XVIII—XIX вв. В период, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмом, и России, напротив продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия.
В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало движение декабристов.
В теории официальной народности (основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность) министра народного просвещения графа С. С. Уварова отражались просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия. Народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем. Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостною права.
Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем (издатели полуофициозной газеты «Северная пчела»); профессорами Московского университета М. П. Погодиным (профессор истории, в своих трудах развивал теорию образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси добровольное единение царя с народом), С. П. Шевыревым (профессор филологии, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; О. И. Сеньковским (профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения»). Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.
Информация о работе Россия в первой половине XIX века: упущенные возможности