Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 23:24, Не определен
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Отмена крепостного права
2. Земская и городская реформы
3. Судебная реформа
4. Военная реформа
5. Реформы просвещения и печати
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Осенью 1861 г. при государственной канцелярии была создана специальная комиссия, которой было поручено завершить эту работу. В неё вошли крупнейшие юристы своего времени: A.M. Плавский, Н.И. Стояновский, К.П. Победоносцев, Н.А. Буцковский, Д.А. Ровинский и другие. Это были не просто крупные право-веды, но и широко образованные люди. Так, например, московский губернский прокурор Д.А. Ровинский был ученым, писателем, искусствоведом, почетным членом Академии художеств. Фактическим руководителем комиссии, ее душой и мозгом стал статс-секретарь Государственного совета Сергей Иванович Зарудный. По оценкам современников С.И Зарудный работал с «энергией, жаром и настойчивостью, вызывавшей всеобщее уважение». Просиживая ночи за корректурой статей проекта, он выбивался из последних сил, чтобы его любимое детище появилось на свет как можно скорее и совершеннее. Работа над судебной реформой стала делом всей его жизни.
С самого начала деятельность комиссии проходила в самых благоприятных условиях. И поспособствовал этому никто иной, как Председатель Государственного совета, известный реакционер и крепостник князь Павел Павлович Гагарин. Именно он исходатайствовал для юристов официальное разрешение на полную свободу действий и возможность свободного пользования «непреложными началами», т. е. достижениями юридической науки и практики европейских стран. Что ж, история полна парадоксов.
Конечно,
отцы реформы считались с российской
действительностью и
Новые судебные уставы, введенные 20 ноября 1864 г., провозгласили своей целью гарантировать «Суд скорый, правый, милостивый, равный для всех». В основу судебной реформы 1864 г. были положены принципы, лежавшие в основе суда буржуазных государств Западной Европы. Россия получила новый суд: всесословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Старые сословные суды, сохранившиеся со времен Екатерины II, были заменены общими судебными учреждениями для всех подданых империи, к какому бы сословию они ни принадлежали: все судились в одних и тех же судах, по одним и тем же законам, при одном и том же порядке судопроизводства. Это было решительным шагом вперед.
Новым законодательством устанавливались два вида судов: мировые и общие. Мировой суд (из одного человека) рассматривал мелкие проступки и правонарушения, малозначительные гражданские дела, если ущерб не превышал 500 руб. Высшей инстанцией по отношению к мировому суду был съезд мировых: судей данного округа. Мировые судьи выбирались уездными земскими собраниями и городскими думами на 3 года из кандидатов, обладавших определенным образовательным и имущественным цензом. Образовательный ценз был невысок — в пределах среднего образования, имущественный же ценз был весьма значительным и достигал 400 десятин земли или 15 тысяч рублей недвижимости.
Общий суд имел три категории: окружной суд, судебная палата и сенат. Окружной суд стал центральным звеном новой судебной системы. В суд входил председатель, его заместители, члены суда. Присяжные заседатели (присяжный — принявший присягу) — выборные лица, привлекаемые на определенное время, для участия в разбирательстве судебных дел (12 человек) — должны были решать вопрос о том, виновен или невиновен обвиняемый, а суд определял меру наказания. Присяжными заседателями .могли, быть, лица .с цензом: возрастным (от 25 до 70 лет), оседлости (проживание в данном уезде не менее двух лет) и имущественным (не менее 100 десятин земли или имущества на сумму 500-2000 рублей).
Политические дела были изъяты из юрисдикции суда присяжных. Предосторожность, как выяснилось впоследствии, оказалась для власти не лишней.
Огромное значение имело создание института присяжных поверенных — адвокатуры. Для вступления в присяжные поверенные надо было иметь высшее юридическое образование и обладать пятилетним стажем судебной практики. Статья 353 «Учреждения судебных установлений» устанавливала следующее: «Присяжные поверенные состоят при судебных местах для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест»". Правительство вплоть до отмены крепостного права отрицательно относилось к идее учреждения в России адвокатуры по западноевропейскому образцу. «Кто, кто погубил Францию, как не адвокаты,— восклицал Николай I,— кто были Мирабо, Марат, Робеспьер?! Нет... пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, без них проживем». Сын жил в другую эпоху.
Роль адвокатов сразу стала довольно заметной. «Русская адвокатура 60-70-х годов,— по мнению видного юриста В.Д. Спасовича,— стала средоточием судебных деятелей, которые могли соперничать с любыми европейскими знаменитостями...»". Имена выдающихся адвокатов того времени — Д.В. Стасова, Ф.Н. Плевако, Г.В. Бордовского, В.Н. Герарда, П.А. Александрова были широко на слуху, их знала вся Россия.
Выражая мысль русского общества по поводу судебной реформы, профессор А.В. Никитенко писал: «Публичное судопроизводство, гласность, адвокатура, освобождение суда от администрации... Если бы в прежние времена вздумал бы кто только помечтать о подобных вещах, и мечта его как-нибудь вылетела из его уст — тот был бы сочтен за сумасшедшего или государственного преступника».
Судебная реформа была самой последовательной и радикальной реформой Александра II, однако и она осталась незавершенной. Не был реформирован Сенат. Были оставлены в неприкосновенности духовные, военные, коммерческие, инородческие суды. Высшие чиновники империи судились особым Верховным уголовным судом. Был сохранен сословный крестьянский волостной суд, учрежденный Общим положением 19 февраля 1861 года. Последнее отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия резко отличались от общегражданских. Поэтому волостной суд судил, руководствуясь не имперскими законами, а на основании неписанного обычного права, местных крестьянских обычаев.
После того, как судебные учреждения только начали внедряться, последовали различные изъятия, дополнения и разъяснения, существенно ограничивающие сферу деятельности новых судов. Таким образом, и новая судебная реформа сохраняла немало элементов дореформенной' судебной практики.
Несмотря
на все эти отступления, новый
суд резко отличался от дореформенного
суда с его канцелярской тайной и взяточничеством,
бесконечной волокитой по инстанциям,
отсутствием адвокатуры и произволом
администрации. Судебная реформа 1864 года
имела несомненно прогрессивное значение,
способствуя развитию в обществе чувства
законности и гражданского самосознания.
Трудно не согласиться с известным издателем
и журналистом М. Н. Катковым, давшим реформе
емкое определение: «С упрочением нового
судопроизводства становится жить в России,
как в стране цивилизованной»
4.
Военная реформа
Уроки Крымской войны, вскрывшей военно-техническую отсталость русской армии, показали, что военная машина крепостнической России явно не в состоянии противостоять передовым армиям буржуазных государств. Необходима была коренная перестройка всей военной системы. Замена одного военного министра на другого — В.А. Долгорукова на Н.О. Сухозанета — особых выгод не принесла. Правда, при последнем были несколько сокращены военные расходы и ликвидированы военные поселения. Однако эти меры не вели к преобразованиям российской армии. Военное ведомство нуждалось в иных подходах, иных людях, ином руководстве. Новый военный министр, Д А. Милютин, провёл ряд реформ.
Создание обученных резервов
при ограниченной численности
армии в мирное время. На
завершающем этапе этих реформ
следовало отменить рекрутчины
к всеобщей воинской
Однако кардинальная реорганизация военного дела требовала более радикальных мер, а именно, введения новой системы комплектования армии -замены старой рекрутчины всеобщей воинской повинностью. Прототипом этой системы послужила реорганизация армии, которая была выработана после Тильзитского мира для Пруссии генералом Шарнгорстом. Генерал предложил прежнюю архаичную долгосрочную повинность заменить всеобщей трехлетней повинностью, при которой каждый солдат по окончании службы зачислялся в запас, изредка призываясь на краткосрочные сборы. Таким образом, создавалась возможность в короткие сроки провести через армию значительную часть населения, которую всегда можно было мобилизовать в случае войны. Такой подход к формированию вооруженных сил позволял сэкономить значительные средства и что немаловажно, серьезно облегчить солдатскую службу, поскольку солдат теперь не отрывался на всю жизнь от своей семьи, а возвращался домой после краткосрочной трехлетней службы.
Эта идея и легла в основу всеобщей воинской повинности, принятой в первой половине XIX века в большинстве европейских стран.
1 января 1874 года, разработанный комиссией под руководством Д.А. Милютина и утвержденный Александр II новый воинский устав.
По новому воинскому уставу отменялись рекрутские наборы и вводилась всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население страны, достигшее 20-летнего возраста, независимо от сословий. В пехотных войсках срок службы устанавливался в шесть лет, а на флоте – семь лет. Для окончивших высшее учебное заведение срок службы сокращался до шести месяцев, при гимназическом образовании – до полутора лет. Эти льготы стали стимулом для распространения образованности. В условиях быстрого демографического роста призыву подлежало примерно 25% достигших призывного возраста. 50% освобождались по семейному положению: единственный сын, тот, у кого старший брат отбыл или отбывал воинскую повинность и т. д. От воинской повинности освобождались духовенство, народы Средней Азии, Казахстана, Кавказа и Крайнего Севера.
Военные реформы 1861-1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособ-ности русской армии, что было убедительно продемонстрировано в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Д.А. Милютин пробыл на посту военного министра двадцать лет, получив в отличие от других реформаторов возможность не только разработать реформу, но и осуществить ее на практике. В 1881 г. Д.А. Милютин был вынужден уйти в отставку, посвятив оставшееся время литературной деятельности. Умер Дмитрий Алексеевич в 1912 г., в возрасте 96 лет, едва ли не последним из славной плеяды российских реформаторов 60-70-х годов XIX века
Военная реформа 1874 года ускорила
ломку сословного строя.
5.
Реформа просвещения и печати.
В начале своего царствования император Александр II отменил те стеснительные меры, которые были приняты в отношении учебных заведений в последние годы императора Николая I. Преподавание в университетах получило больше свободы; комплекты студентов были уничтожены; мало того, был открыт доступ в университеты вольнослушателям. В университетских аудиториях появилась посторонняя публика, мужская и женская.