Равзвитие судебного процесса в России в XI - XIX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Судебные процессы следует изучать и придавать им большое значение, по своей сути они очень сложные и именно на судебное решение возлагается огромная ответственность. Ведь не просто так судебная ветвь отделена от исполнительной и законодательной, в противном случае суд был бы зависим от той или иной власти и не смог всегда принимать самостоятельных и правильных решений. Вследствие чего, многие виновные остались бы безнаказанными и, возможно, и дальше совершали деяния, которые приносят вред другим гражданам. Соединение властей в одном органе или в одних руках может привести к тирании и деспотии.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

     В  «Кратком изображении процессов»  зафиксирована система доказательств: 1)признание; 2)свидетельские показания; 3)письменные доводы; 4)присяга. Сформировавшаяся к этому времени система доказательств носит название формальной. Суть ее в том, что значение и сила доказательств заранее закреплены в законе. Запрещалось давать свидетельские показания клятвопреступникам, а также тем, «которые у святого причастия не бывают, явным прелюбодеям», уголовным преступникам, родственникам, лицам, не достигшим 15-летнего возраста, заинтересованным в исходе дела. Свидетели мужского пола имели преимущества перед свидетелями женского пола, духовного звания – перед светским, дворянского звания – перед простолюдинами. При достаточном «подозрении» могли применяться пытки с соблюдением «умеренности».

     В  1723 г. указ «о форме суда» сохранил деление процесса на розыскной и состязательный (в гражданских делах).

     Укрепив  неотделенность суда от администрации, Петр I значительно облегчил развитие негативных сторон судебной деятельности в условиях всевластия дворянства».[1] В общих чертах судебный процесс остался таким же, как и при выше рассмотренных сводах законов, только подробнее (предусматриваются возможные различные жизненные ситуации).

     «В 1775 году особым «Учреждением для  управления губерний Российской  империи» в целях укрепления аппарата на местах и усиления власти дворянства  

   [1] – В. А. Рогов. История государства и права России IX – начала XX веков. Издательство «Зерцало», 1995 г., ст. 255 – 256.  
 
 

была проведена  губернская реформа. Россия была разделена  на 50 губерний. Губернии делились на уезды. Население губернии составляло 300 - 400 тысяч жителей, уезда – 20 – 30 тысяч. Губернию возглавлял губернатор. В помощь губернатору создано было губернское правление, состоявшее из губернатора, двух губернских советников и губернского прокурора. Это учреждение правило губернией и ведало всеми делами. В городах была учреждена должность городничего, назначавшегося правительством.

     Создан  был сословный суд. Дворянство  было подсудно своему сословному  дворянскому суду. И в низшей  своей инстанции (уездный суд)  и в высшей (верхний земский  суд) он состоял из выборных  дворян. …

     Губернская  реформа 1775 г. не только укрепила  государственную власть – она  одновременно значительно усилила  позиции дворянства, которое добилось того, что в уезде почти полностью хозяйничали дворяне данного уезда, выбиравшие из своей среды уездные власти».[1]

   

     За период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и взаимоисключающих норм. Принцип законности не мог проводиться последовательно. Дополнительные трудности создавали недостаточная информация о новых актах, несвоевременная их публикация. Петр I хотел везде преуспеть, поэтому создавал множество реформ, подзаконных актов, делал попытки разработать новое Уложение, но, к сожалению, далеко не все это дало нужные результаты.    

                                      

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  [1] – Под редакцией профессора П. П. Епифанова, профессора В. В. Мавродина. История СССР. С древнейших времен до 1861 года.  Издательство «Просвещение», 1983 г., ст. 417, 418. 
 
 

                                    Глава IV 

        Судебный процесс по Судебным уставам 1864 г.  

     «Подготовка  судебной реформы началась в  конце 1861 г., когда Александр II поручил Государственной Канцелярии приступить в разработке «Основных положений преобразования судебной части в России». К подготовке реформы были привлечены видные юристы страны. Среди них важную роль играл С. И. Зарудный, под руководством которого были выработаны основные начала судоустройства и судопроизводства. После их обсуждения в Государственном совете и  одобрения в сентябре 1862 г. царем они были опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам, а затем легли в основу разработки судебных уставов. Для этого при Государственной канцелярии была образована специальная комиссия из трех отделений – судоустройства, уголовного и гражданского судопроизводства. В августе 1864 г. проекты судебных уставов были внесены в Государственный совет, одобрены им, а 20 ноября утверждены Александром II и получили силу закона.

         Судебные уставы предусматривали  бессословность суда и его  независимость от административной  власти, несменяемость судей и  судебных следователей, равенства  всех сословий перед законом,  состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов. Это явилось значительным шагом вперед по сравнению с прежним сословным судом с его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

          Вводились новые судебные учреждения  – коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции:  первой являлся окружной суд  ( обычно в пределах губернии, которая составляла в этом  отношении судебный округ), второй  – судебная палата, объединившая несколько судебных округов и состоявшая из уголовного и гражданского департаментов.

          Принимавшие участие в судебном  разбирательстве выборные присяжные  заседатели устанавливали лишь  виновность или невиновность  подсудимого, а меру наказания  определяли в соответствии со статьями закона судьи и члены суда. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, а без их участия могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы в Сенате только в случае нарушения законного порядка судопроизводства или обнаружения каких-либо новых обстоятельств по делу. Сенат имел право кассации (отмены или пересмотра) судебных решений. Для этого в его составе учреждались кассационно-уголовный и кассационно-гражданский департаменты. Не решая дела по существу, они передавали его на вторичное рассмотрение в другой суд либо в тот же суд, но с другим составом судей и присяжных заседателей.

            

    

     Для  разбора гражданских исков на  сумму до 500 руб. и мелких правонарушений  учреждался в уездах и городах  мировой суд в составе одного  судьи, без присяжных заседателей  и адвокатов, с упрощенным делопроизводством.  Он обеспечивал «скорое» решение дел с учетом «местных условий». Мировые судьи избирались на уездных земских собраниях, а в Москве, Петербурге и Одессе – городскими думами сроком на три года. В губерниях, где не было земств, мировые судьи назначались местной администрацией. Мировым судьей мог быть избрани (или назначен) только «местный житель», в возрасте не моложе 25 лет, «не опороченный по суду или общественному приговору», имеющий высшее или среднее образование, «или прослуживший, преимущественно по судебной части, не менее трех лет». Кроме того, он должен был обладать имущественным цензом, вдвое превосходившим ценз избираемых в уездные земские гласные по первой курии.

          Мировой судья был первой инстанцией, представлявшей собой мировой  участок. Второй инстанцией являлся уездный съезд мировых судей, состоявший из всех мировых участковых и некоторых «почетных» судей. Они избирали из своей среды председателя мирового съезда. В рамках уезда они составляли мировой уездный округ. Мировой судья мог приговаривать признанных виновными к денежному штрафу не свыше 300 руб., аресту до 6 месяцев или к заключению в тюрьму на срок не более одного года. Решение мирового судьи можно было обжаловать в уездном съезде мировых судей. Мировой суд, «скорый» в решении дел, без волокиты и материальных издержек, пользовался популярностью у населения.

        Председатели и члены судебных  палат и окружных судов утверждались  императором, а мировые судьи  Сенатом. После этого они по  закону не подлежали ни увольнению  в административном порядке, ни  временному устранению от должности. Их можно было отстранить от должности лишь в случае привлечения к суду по обвинению в уголовном преступлении. Суд выносил решение о смещении их с должности.

         Судебные уставы 1864 г. вводили  институт присяжных поверенных – адвокатуру, а также институт судебных следователей – особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производства предварительного следствия по уголовным делам. Председатели окружных судов и судебных палат должны были иметь высшее юридическое образование. Членами этих судов назначались лица прослужившие «по судебной части» не менее трех лет; судебными следователями – занимавшиеся судебной практикой не менее четырех лет; присяжные поверенные помимо высшего юридического образования должны были иметь и пятилетний стаж судебной практики. В присяжные заседатели избирались лица, обладавшие определенном имущественным цензом и проживавшие в данной местности не менее двух лет. Присяжными заседателями не могли быть духовные лица, военные, учителя народных школ, а также «опороченные по суду».

           Надзор за законностью действий  судебных учреждений осуществлялся  обер-прокурором Сената, прокурорами  судебных палат и окружных  судов. Они 

подчинялись непосредственно  министру юстиции как генерал-прокурору.  
 
 

Прокуроры имели  штат своих помощников – «товарищей прокуроров».

            В судебной реформе 1864 г. наиболее  последовательно были осуществлены  принципы буржуазного права. Тем  не менее в новой судебной  системе оставалось еще не мало черт сословного суда. Так, сохранялись духовный суд по делам духовным и военные суды для военных. Высшие царские сановники – Государственного совета, сенаторы, министры, генералы – за совершенные ими преступления подлежали Верховному уголовному суду, ибо на них не распространялись юрисдикция судебных округов и палат. Последующие узаконения вносили другие отступления от принципов буржуазного права. С 1866 года, когда новые судебные учреждения лишь начали вводиться, последовали различные изъятия, «дополнения» и «разъяснения», ограничивавшие сферу их деятельности. В 1866 году судебные чиновники фактически были поставлены в зависимость от губернаторов: они обязаны были являться к губернатору по первому вызову и «подчиняться его законным требованиям». С 1867 года вместо следователей стали назначать «исправляющих должность следователя», на которых принцип несменяемости не распространялся. Существенным средством давления на судей было право министра юстиции перемещать их из одного судебного округа в другой.

           Закон 1871 г.  передал производство  дознания по политическим делам  жандармерии, а с 1878 г. значительная  часть политических дел изымалась  из ведения судебных палат  и передавалась военным судам.  В 1872 г. было создано Особое  присутствие Правительствующего Сената – специально для рассмотрения дел по политическим преступлениям. Закон 1872 г. ограничивал публичность судебных заседаний и освещения их в печати. В 1889 г. был упразднен и мировой суд (восстановлен в 1912 г.).

      В связи с подготовкой судебной реформы была проведена и такая важная мера, как отмена телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял по приговору гражданских и военных судов публичное наказание плетьми, шпицрутенами, «кошками» (плети с несколькими просмоленными концами), клеймение. Однако телесные наказания все же окончательно не отменялись: они сохранялись для податных сословий (до ста ударов розгами взамен ареста в смирительном или рабочем доме) и для крестьян по приговорам волостных судов. Применялись розги к штрафным солдатам и матросам, ссыльным и заключенным в арестантские отделения». [1]

     Судебная  реформа проводилась на основе  новых судебных уставов. Провозглашались  отделение суда от органов  законодательной и административно-исполнительской  власти, независимость и несменяемость судей, гласность, учреждалась адвокатура. 
 
 
 
 

       

[1] – Тарановский. Судебная реформа и развитие политической культуры царской России. 
 

     

                                              Заключение 

     В  своей курсовой работе я рассмотрела развитие судебного процесса в России в XI – XIX вв., изучила «Русскую Правду», Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное Уложение 1649 г., Судебные уставы 1864 г. В каждом из этих законов есть основная часть, которая везде примерно одинакова. С течением времени приводится больше возможных случаев нарушения законов, рассматривается больше жизненных ситуаций, как, например, неявка на судебный поединок по уважительной причине, наказания более соответствуют тяжести преступления. Развитие судебных процессов во многом зависит от того, кто находится у власти.

     Также  я еще раз убедилась, что  судебные органы необходимы. Если  не будет судебной власти –  не будет и безопасности.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Равзвитие судебного процесса в России в XI - XIX вв