Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2016 в 22:23, контрольная работа
Приступая к контрольной работе, я признаться не был уверен с чего начать. Принимая во внимание то, что историю в целом и историю культуры Государства в частности делает и определяет сам народ, я посчитал, что кто как не Глава Государства, всенародно избранный может задать вектор действия для этой темы.
1. Введение
2. Грамотность и образование в Древней Руси
3. Крещение Руси
4. Развитие грамотности, христианизация Руси
5. Владимирский рассвет
6. Новгород
7. Владимиро-Суздальская Русь
8. Древнерусская литература
9. «Повесть Временных лет»
10. «Слово»
11. Искусство Древней Руси
12. Архитектура XII-XIIIв.в
13. Нашествие
14. Заключение
Древнерусская литература. Принятие христианства, общий
подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестово, впоследствии митрополит Илларион. В середине XI в. он создал свое знаменитое «Слово о Законе и Благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси на мировой исторической арене. В произведении прославляется Русская земля и проводится мысль о равенстве «всех христианских народов». Илларион объявил русских князей равными византийским правителям, именуя их «каганами». По мнению современных исследователей, не исключено, что «Слово» написано по случаю собора епископов в качестве своеобразной «программы» кандидата в митрополиты, что объясняет его ярко выраженную политическую направленность.
Глубоким чувством патриотического долга проникнуто «Поучение» князя Владимира Мономаха, ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего Средневековья. «Поучением» можно назвать только первое сочинение, потом следует автобиография князя, а затем его письмо своему злейшему врагу Олегу Святославовичу. Все три сочинения написаны в различной стилистической манере и, по-видимому, в разное время, но они связаны одной идеей и составляют как бы единое целое. Мономах призывает всех князей отказаться от междоусобиц, ради достижения этой цели он даже готов простить Олега Святославовича — фактического убийцу своего сына Изяслава.
А вот эти слова обращены ко многим из нас: «Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, „очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела“».
Одно из самых талантливых произведений, дошедшее до нас в двух редакциях, «Моление» или «Слово» Даниила Заточника. Автор, о котором мало известно, побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, об идеальном правителе. Обращаясь к своему князю, Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида.
Только самые великие литературные произведения проходят сквозь многие века и при этом не теряют своей самобытности, свежести и актуальности. И это не случайно, ведь самой суровой и жестокой проверкой любого творения человеческих рук является не что иное, как время.
Вершиной развития древнерусской литературы считается «Слово о пол-
ку Игореве», С одной стороны, этот гениальный памятник весьма типичен для того времени, а с другой — заметно выделяется из целого ряда других произведений. Типичность «Слова» заключается в том, что, как и вся
русская литература XII в., оно пронизано идеей единения русских земель. Автор повествует о причинах бед и неудач Руси, подчеркивает необходимость прекращения междоусобиц, военного сплочения для борьбы с врагами. В то же время ничего подобного «Слову» - по литературной выразительности, богатству образов, символике, метафоричности, личному отношению к событиям – литература Древней Руси не знает. «Слово» стало предметом многочисленных исследований (написано более 700 работ).
Отдельно хотелось бы выделить одного из многих авторов подобных работ: Олжас Сулейменов и его нашумевшая книга «Аз и Я»
Вообще О.Сулейменов известен как автор ряда работ, посвящённых Слову о полку Игореве. Он заинтересовался этой темой ещё будучи студентом Литературного института, публиковал работы о «Слове» с 1962. Тема его дипломной работы по исторической грамматике — «Категория одушевлённости и неодушевлённости в „Повести временных лет“», а тема его кандидатской диссертации в аспирантуре уже на кафедре русской филологии КазГУ — «Тюркизмы в „Слове о полку Игореве“». Общая линия работ Сулейменова была направлена на выявление в «Слове» обширных пластов тюркской лексики и целых тюркских фраз, в дальнейшем искажённых при переписывании, и получила наиболее законченное выражение в получившей большую известность книге «Аз и Я. Книга благонамеренного читателя», где предлагается также собственная концепция исторического контекста «Слова», ряда событий и т. п.
О своей концепции Сулейменов говорил: «Я впервые заявил, что „Слово о полку Игореве“ было написано для двуязычного читателя двуязычным автором. Допустим, русским, который владел и тюркскими языками. Значит, на Руси тогда существовал билингвизм. Я попытался это доказать, опираясь на данные многих древнерусских источников. В советской исторической науке считалось, что в русский язык за время половецкого и татаро-монгольского нашествия попало всего несколько тюркских слов, таких как аркан или кумыс. Я же говорил о невидимых тюркизмах, которые всегда считались русскими. Вот это и потрясло академиков. Я, как ни странно, оказался первым двуязычным читателем „Слова о полку Игореве“»…
Книга вызвала характерные для того времени идеологические «проработки», основанные на советских политических обвинениях в «национализме», «пантюркизме», «методологических ошибках» и т. п. (книга была даже по указке Суслова осуждена ЦК КП Казахстана в особом постановлении и изъята из продажи, директор издательства уволен, автор попал в опалу и долго не издавался). Только обращение Кунаева к генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу помогло автору отделаться «строгим выговором», и разбирательство по книге на литературную тему из ЦК КПСС передали в Академию наук СССР.
До сих пор не утихают споры о том,
когда была написана поэма и кто ее автор. Отметим также, что некоторые историки считают этот памятник подделкой XVIII в.
В "Слове о полку Игореве", гениальном произведении русской литературы, повествующем о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Так, князь Игорь, сам воин никудышный, хотя и герой «Слова о полку Игореве», вместе с ханами Кончаком и Кобяком добывал для двоюродного брата Святослава Всеволодовича Киевский стол. Однако потом, в 1181 г., потерпев очередное поражение, бежал в одном челне с другом своим ханом Кончаком. Впрочем, вскоре они поссорились и стали воевать, пока снова не помирились. Зато в 1185 г., когда Игорь узнал, что киевский князь Святослав Всеволодович пошел на половцев и добился первых успехов, он поднял своих вассалов словами: «А мы что же, не князья, что ли? Пойдем в поход и себе тоже славы добудем!» Чем закончился этот поход за славой на берегу реки Каяла 11–14 мая 1185 г., мы хорошо знаем из «Слова о полку Игореве»: выйдя к Дону, за пределы Руси, полки русских князей действовали пассивно, разрозненно и потерпели поражение. Так князь Игорь, против своей воли, прославился на века благодаря «Слову о полку Игореве».
История похода Игоря и других русских князей на половцев, битва при затмении солнца, жестокое поражение, плач Ярославны жены Игоря, глубокая печаль поэта, видевшего усобицу князей и слабость разобщенной Руси, – вот формальный сюжет «Слова». Но истинная причина величия «Слова» – в его поэтичности, высоких художественных достоинствах. История его появления из небытия в начале XIX в. окутана тайной. Подлинник рукописи, найденный известным собирателем графом А. И. Мусиным-Пушкиным, пропал якобы во время московского пожара 1812 г. – осталась только публикация Мусина-Пушкина да копия, сделанная для императрицы Екатерины II. Работа некоторых исследователей с этими источниками привела их к убеждению, что мы имеем дело с талантливой подделкой позднейших времен… Но все равно, каждый раз, покидая Россию, невольно вспоминаешь знаменитые прощальные слова Игоря, в последний раз оглянувшегося через плечо назад: «О Руская земле! уже за шеломянемъ еси (ты уже скрылась за холмом)!». Недаром "Слово о полку Игореве" служило и служит источником вдохновения для многих поэтов и художников вплоть до наших дней.
После неудачной битвы при Каяле Русь подверглась жестоким набегам половцев. Сам же Игорь жил у Кончака почетным пленником, но потом бежал на Русь. Умер Игорь в 1202 г. князем Черниговским. Его сын Владимир приходился зятем хану Кончаку.
Древнерусское искусство - живопись,
скульптура, музыка - с принятием христианства
также пережило ощутимые перемены. Языческая
Русь знала все эти виды искусства, но
в чисто языческом, народном выражении.
Древние резчики по дереву, камнерезы
создавали деревянные и каменные скульптуры
языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали
стены языческих капищ, делали эскизы
магических масок, которые затем изготовлялись
ремесленниками; музыканты, играя на струнных
и духовых деревянных инструментах, увеселяли
племенных вождей, развлекали простой
народ.
Христианская церковь внесла в эти виды
искусства совершенно иное содержание.
Церковное искусство подчинено высшей
цели - воспеть Бога, подвиги апостолов,
святых, деятелей церкви. Если в языческом
искусстве плоть торжествовала над духом
и утверждалось все земное, олицетворяющее
природу, то церковное искусство воспевало
победу духа над плотью, утверждало высокие
подвиги человеческой души ради нравственных
принципов христианства. В византийском
искусстве, считавшемся в те времена самым
совершенным в мире, это нашло выражение
в том, что и живопись, и музыка, и искусство
ваяния создавались в основном по церковным
канонам, где отсекалось все, что противоречило
этим высшим христианским принципам. Аскетизм
и строгость в живописи (иконопись, мозаика,
фреска), возвышенность греческих церковных
молитв и песнопений, сам храм, становящийся
местом молитвенного общения людей,- все
это было свойственно византийскому искусству.
Древнейшим сохранившимся памятником иконописи является икона
Владимирской Богоматери, которая, как считают исследователи, была написана в начале XII в. неизвестным константинопольским мастером. Из Византии икона попала сначала в Киев, а затем Андрей Боголюбский перевез ее во Владимир. Владимирская Богоматерь дает представление об одном из иконографических типов — «Умилении». Для него характерна выступающая на первый план тема материнства. Отсюда и особая композиция: младенец, глядя на мать, обвил ее шею рукой, прижался к ее щеке, а в устремленных на зрителя огромных глазах Девы Марии как бы застыла скорбь о трагической судьбе сына. Искусствоведы отмечают в этой иконе лирику, мягкость, глубину выраженных в ней чувств.
От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые власы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. Или икона «Спас Нерукотворный», на которой Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. Русская икона преодолевает излишнюю суровость и холодность византийских икон, в ней гораздо больше человеческой жизни, теплоты и грусти.
Древнейшим памятником владимиро-суздальской живописи является
«Деисус» (кон. XII в.) из Успенского собора в Москве, возможно входивший некогда, в состав алтарной преграды, отделяющей храм от алтаря и состоящей из нескольких рядов отдельных икон. Подобный тип алтарной преграды был перенят русскими от византийцев. Обычно в центре «Деисуса» (деисус — по-гречески — моление или прошение) изображался Христос, а по сторонам — обращенные к нему Богоматерь и Иоанн Предтеча. Эта композиция воплощает идею заступничества: богородица и Иоанн Предтеча молят Христа о прощении грехов человеческих. В упомянутой иконе из Успенского собора в Москве Богоматерь и Иоанн Предтеча заменены лицами ангелов.
Могущество Киевской Руси приходит к упадку, начинается период феодальной раздробленности, единое культурное пространство разбивается на локальные культурные центры, в которых формируются местные художественные школы, к ведущим относятся Владимиро-суздальская, Новгородская, Московская.
С XII века наступает новый этап в развитии русской архитектуры. Основная тенденция — строительство менее крупных, простых сооружений. В то же время увеличивается объем строительства. Количество церквей и каменных построек, воздвигнутых в XII—XIII вв., исчисляется буквально тысячами. Русские мастера, заимствовав многое из Византии, творчески развивали византийские традиции, привнеся в храмовое зодчество многоглавие, пирамидальность и декоративность. Каждая строительная артель пользовалась своими излюбленными приемами, и постепенно в каждой земле появляются свои архитектурные стили, более отчетливо, чем раньше, прослеживаются местные особенности. Можно говорить о киевско-черниговском, полоцком, галицко-волынском архитектурных стилях.
В конце XII - начале XIII в. владимиро-суздальское зодчество, сохраняя общие с предшествующим временем черты, становится значительно пышнее, декоративнее.
Типичный образец архитектуры нового периода Дмитриевский собор во Владимире (1194 - 1197), построенный при Всеволоде Большое Гнездо.
В XIII в. школы "ученья книжного" приходят в упадок. Одной из причин явилось то, что православные священники, не обремененные обетом безбрачия, стали часто передавать профессию и связанные с ней знания по наследству. В то же самое время священники практиковали обучение грамоте детей из других семей у себя на дому и традиции семейного воспитания и обучения, таким образом, оказались сильнее попыток создавать школы.
Русские княжества в XIII в. попали более чем на два столетия в тяжелую зависимость от монголо-татарских ханов. Завоеватели разоряли и уничтожали древнерусские города, что повлекло за собой гибель библиотек, школ, книг, множества культурных ценностей.