Промышленная династия Демидовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2009 в 18:24, Не определен

Описание работы

Жизнь и деятельность представителей этой династии интересовала многих исследователей, писателей. Необыкновенное возвышение тульского кузнеца Никиты Демидова привлекло внимание современников и породило немало рассказов о том, как его потомки превратились в богатейших людей XVIII века

Файлы: 1 файл

Демидовы.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

ТУЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории и культурологи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольно-курсовая работа по дисциплине

    ИСТОРИЯ МАТЕРИЯЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

    ТУЛЬСКОГО КРАЯ

“Промышленная династия Демидовых” 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Разработал: студент  группы 230911 Куликов Е.В.

                                                          Проверил: Щеков А.В. 
     
     
     
     

Тула 2004          

 

    СОДЕРЖАНИЕ

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Жизнь и деятельность представителей этой династии интересовала многих исследователей, писателей. Необыкновенное возвышение тульского кузнеца Никиты Демидова привлекло внимание современников и породило немало рассказов о том, как его потомки превратились в богатейших людей XVIII века.

               Биографические сведения о первом  Демидове современник Екатерины  II И.И. Голиков дал в многотомном  сборнике документов «Деяния  Петра великого». Здесь изложены  указы о пожалованиях Демидовым  и о подарке, сделанном первым  уральским заводчиком, царю по случаю рождения царевича 100 тысяч рублей и драгоценности. Он же издал при материальном содействии уральских промышленников свое сочинение «Дополнения» к «деяниям Петра Великого» (1790).

              Родоначальник династии Никита  Антуфьев Демидов родился в 1656 году. Наследница из последнего (седьмого) поколения владельцев заводов Мария Павловна скончалась в 1956-м. Триста лет жизни рода Демидовых, из них 215 лет они владели уральскими заводами (1702—1917).

 

      1. ВЛАДЕЛЕЦ ТАГИЛЬСКИХ  ЗАВОДОВ

    1.1 ЛЮБИМЫЙ  СЫН

                   Демидов Никита, основатель горной и металлургич. промышленности на  Урале, сын тульского кузнеца Демида Антуфьева, отличился выделкой ружей: Петр I сделал его поставщиком оружия во время швед. войны, 1701 дал ему под заводы земли под Тулой, заводы на Урале, с правом закреплять к ним крестьян. Акинфий Никитич, сын (1678-1745), построил 9 заводов, открыл алтайские серебряные рудники, 1726 получил с братьями потомственное  дворянство.

             Третий сын Акинфия Демидова, Никита (1724—1789) оказался предприимчивым дельцом. Ему досталось шесть заводов: Нижнетагильский вместе с  Черноисточинским, Выйский, Висимо-Шайтанский и два Лайских. Эта нижнетагильская часть наследства включала наиболее мощные и прибыльные  предприятия.

          Как только в 1758 году Никита Акинфиевич вступил в наследство, он  тотчас же подал ходатайство о постройке нового завода. На речке Сулемке Никита Акинфиевич намеревался построить передельный завод с четырьмя молотами. Однако эти планы встретили одновременное  противодействие с двух сторон. Баронесса М. А. Строганова уверяла Берг-коллегию, что речка Сулемка и место, облюбованное под завод Демидовым, находятся на ее дачах. С доношением такого же содержания обратился барон Н. Г. Строганов. Предстояла длительная тяжба, которая не устраивала Демидова. Он дал указание разыскать другое место. К осени 1758 года поиски увенчались успехом, и молодой наследник просит разрешения построить молотовые фабрики и для них плотину на реке Салде. Тем более что  еще в 1750-м императрица Елизавета отвела Демидовым Салдинскую лесную дачу.

          Указ о постройке Салдинского  завода Берг-коллегия вынесла  8 февраля 1759 года. Прокопий Акинфиевич, человек неуживчивый и не "питавший  родственных чувств к брату,  пытался помешать строительству, заявляя, что новый завод будет удален от Невьянского всего на 30 верст. Но это не    помогло. В 1760 году возник Нижнесалдинский завод, а через 15 лет — Верхнесалдинский. В 1771-м построили еще Висимо-Уткинский.

    1.2 НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ  ЗАВОД

                 В 1747 году в связи с разделом владений А. Н. Демидова Нижнетагильский завод становится центром, стягивающим все нити  упpaвлeния сложным хозяйством большой группы заводов, впоследствии  составившей Нижнетагильский горный округ. Это не могло не отразиться на  внешнем облике демидовских владений. Если, по сведениям историка В. Геннина, в 1734 году единственным административным строением в поселке была крепость, где помещался гарнизон для охраны, то уже в описании завода  за 1758-й, кроме крепости и заводских устройств, указаны господский дом и деревянная церковь.

          Особое место среди всех владений  по масштабам производства и  уровню техники занимал Нижнетагильский  завод. Успеху способствовало  стремление Никиты Акинфиевича  привлечь знающих специалистов. Он сам следил за техническими новинками и применял некоторые из них в деле. Нижнетагильский завод в 1770 году, по свидетельству П. Палласа, находился в цветущем состоянии и «меж частными сибирскими заводами совершеннее, важнее и прибыльнее железом».

           Еще более менялся стиль управления  уральскими владениями со стороны  хозяев. Никита Акинфиевич проявлял  в указаниях не меньшую суровость,  чем первые владельцы. Управлял  заводами издалека, из Москвы, иногда  письмами из-за границы, но  без тревоги и шума.

    1.3 УЧИЛИЩЕ  В ТАГИЛЕ

                   Еще Акинфий Никитич в 1740 году  на базе Невьянской школы (1709) основал арифметическое училище.  Через 18 лет школу полностью  перевели в Нижний Тагил и  объединили с местным училищем. Никита Акинфиевич, заинтересованный в достаточно высоком уровне преподавания в школе, открывает в 1765 году отделения для подготовки служителей на Нижнетагильском заводе. Расходы заводчиков на содержание школы были невелики. При открытии училища выделил Н. А. Демидов на его содержание 500 рублей, в 1778-м сумма сократилась до 300. Число учеников менялось. Так, в 1770-м училось 20 мальчиков, и около десятка вместе с учителем школы Гавриилом Евтифьевым практически овладели заводским делом под руководством иностранного специалиста Осипа Шталмеера, резчика по дереву и изобретателя. Дети горнорабочих выполняли не школьные, а барские «уроки». Академики Гмелин и Паллас видели на горе Высокой сотни детей, которые Таскали руду,  складывали ее в кучи.

               Немало сделали выпускники школы А. Дементьев, Е. Мельников, Ф. Сибиряков, Ф. Арефьев, З. Распопов. Они несли на демидовские заводы и рудники технические знания. Им были знакомы книги Ломоносова, Палласа и других ученых — такие имелись в школе. Им был известен передовой русский и иностранный опыт по горнозаводской части.

    1.4 БЫТ  МАГНАТА

         Жизнь Демидовых ближе к концу  XVIII века входит в берега. Отпала  необходимость беспрестанно колесить  из Тулы или Москвы на Урал  и обратно. Не надо хозяину  сидеть в заводском горном  гнезде и самому рыскать по уральским деревням, хватая непокорных крестьян, бить их нещадно и гнать на работы. Не требовалось понукать и бранить приказчиков, управителей, руководить каждым их шагом, как это делали первые Демидовы. Теперь дела поручались управителям, те в почтительных выражениях подсказывают и подготовляют каждое решение хозяина.

          Большую часть жизни Никита  Акинфиевич провел в своем  московском доме, который находился  на Мясницкой улице «в девятой  команде Немецкой слободы». Кроме  того, у него были дома в Петербурге на Васильевском острове, Екатеринбурге, Перми, Казани, Нижнем Новгороде, Ярославле, Твери, приморская дача под Петергофом и особняк в имении Лаишево Казанской губернии. Жил большим барином, москвичи съезжались к нему, осматривали дом и обширный сад.

          Никита Акинфиевич во множестве  покупал картины и статуи, дорогую  мебель, редкие растения. Время Никита  Акинфиевич тратит по-иному, чем  его предки. Он нашел применение  накопленному богатству для собственного  удовольствия. Из Петербурга Демидов регулярно получает книжные новинки. почти без всякого отбора, самого пестрого содержания. 
 

    1.5 БИБЛИОТЕКА

     Весьма  ценным источником для характеристики сложной, противоречивой натуры богача - крепостоика смогут служить библиотека и пометы Никиты Акинфиевича на книгах. По предписанию Демидова петербургские приказчики, приобрели и отправили хозяину с 1764 по 1786 годы книги и журналы 145 названий, не считая ежегодно выписываемых им «Санктпетербургских ведомостей», календарей, географических карт и эстампов. Книги были самого разного содержания, даже песенники и справочные издания.

               Большую часть литературы, выписанной  из Петербурга, составляла русская  и переводная беллетристика. Тут  уральский заводчик проявил несомненный  вкус и знание предмета, собирая лучшие творения М.В. Ломоносова, В.А. Левшина, Я.Б. Княжина, В.К. Тредиаковского, многие журналы того времени.

           Хозяин многочисленных заводов  и деревень стремился быть  в курсе новейших правительственных  законоположений, а потому регулярно приобретал все издаваемые указы, манифесты и распоряжения. Частые внешнеторговые операции демидовской «фирмы» со странами Востока и Запада побуждали его к знакомству с историей и современным состоянием других государств... Он переписывался с Вольтером, покровительствовал ученым и художникам, жертвовал на университет и Академию художеств, где в 1771 году на его средства была учреждена золотая медаль «3а успехи в механике».

               Особо ценной находкой в наши  дни оказались 28 книг с читательскими  пометами Н.А. Демидова. Эти надписи дают редкую возможность услышать голос одного из представителей известной династии, его мысли про себя и других.

           Отзывы эти по-демидовски откровенны. Легко понять интерес хозяйственного  читателя к русскому переводу  книги Г.Ф. Койе «Торгующее дворянство» (1766). Каждое ее слово находило отклик в сердце уральского заводчика, тешило самолюбие, навевало самолюбивые мечты.

    1.6 ПУТЕШЕСТВИЯ

          В 1771— 1773 годах Н.А. Демидов  объездил Германию, Голландию, Францию,  Италию, посетил Швейцарию и Англию. Эти поездки частично были связаны с лечением жены. Он интересовался мастерскими, весьма усердно их посещал, осматривал и составлял описание. Так, в Голландии Никита Акинфиевич любовался картинами Рубенса, но ездил со спутниками и по фабрикам. В Париже усердно посещал ювелирные лавки, студии художников, но осматривал также заводы.

      Характеристика, включенная в «Журнал», является едва ли не из самых  ранних описаний на русском  языке крупных предприятий, вступивших  в период промышленного переворота в Англии. Следует весьма обстоятельное описание фабрик, где переделывают железо и сталь через нагревательные печи. Тут же путешественник-заводчик указывает на низкую производительность английских домен. Он с удовлетворением отмечает посещение близ Бирмингема знаменитого предприятия Болтона, который вскоре вместе с Уаттом станет первым фабрикантом паровых машин, а пока производил различные металлические изделия. На обратном пути, будучи в Саксонии, центре европейской горной промышленности, Никита Акинфиевич и его спутники посетили серебряные рудники в Фрейбурге, сам спускался в шахты.

             В дороге Н.А. Демидов встречался  с путешественниками, как и  он, Шуваловым, Разумовским, Строгановыми. Никита Акинфиевич представлялся  папе римскому, был у медицинских светил, осматривал дворцы, картинные галереи и соборы. Французский художник Рослен писал портреты его и жены. В Италии их сопровождал знаменитый скульптор Федот Шубин, земляк и друг Ломоносова.

          Два мраморных бюста работы  Ф.И. Шубина: парные портреты Никиты Акинфиевича и его жены Александры Евтихиевны имеют большую художественную ценность. Особенно удачен портрет самого Демидова. Скульптор изобразил уральского заводчика с несколько грубоватым лицом, но с недюжинным умом и кипучей энергией. Большой лоб, умный проницательный взгляд, чуть заметная ироническая усмешка в углах губ говорят об особенностях натуры Никиты Акинфиевича. Холеное лицо екатерининского вельможи с волевым подбородком, с гневной складкой меж бровей, с несколько чванливым выражением выдают человека, привыкшего повелевать, обладающего необузданным характером и крутым нравом барина-крепостника.

          Обе работы были приобретены  на флорентийском аукционе 1969 года  Третьяковской галереей и вернулись  на родину после долгого пребывания в Италии н Англии.

Информация о работе Промышленная династия Демидовых