Происхождение башкирского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 12:31, Не определен

Описание работы

История и культура Башкортстана. Присхождение народа, принятие ислама, осваивание земель, бортничество

Файлы: 1 файл

Происхождение башкирского народа.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Белорецк 

В живописной долине реки Белой, окруженной горами Южного Урала, вырос город Белорецк — старейший на Урале и единственный в Башкирии центр чёрной металлургии. Расположен Белорецк в центральной части Южного Урала, в горно-лесном районе Башкирии, богатом железной рудой, огнеупорными глинами, магнезитами, доломитами, кристаллическими сланцами, известняками, в том числе мрамо-ровидными, которые могут быть использованы в качестве облицовочного камня. Окружающие город горные хребты в прошлом были покрыты густыми хвойными лесами, преимущественно сосновыми. Все это создавало условия для строительства металлургического завода, когда чугун выплавляли на древесном угле. Возникновение Белорецка относится к середине восемнадцатого века. В 1747 году с помощью местных жителей-башкир была открыта знаменитая гора Магнитная. Но в районе этой горы отсутствовал лес и завод построили на значительном расстоянии от нее, на реке Белой. Это был Белорецкий чугунно-литейный железоделательный завод. Основали завод братья Твердышевы на участке земли в 200 тысяч десятин, за который они уплатили башкирам всего 300 рублей. В 1923 году Белорецк получает статус города. Внешне Белорецк имеет много общего со старыми горнозаводскими поселениями Урала: в центре его — обширный пруд с плотиной через реку Белую и металлургический завод с выступающими на фоне неба доменными печами, кауперами и дымящими трубами. Рекой Белой и её притоком город делится на три части. Нижнее селение на правом берегу является историческим центром города. Здесь были построены чугунолитейный и железоделательный заводы, а позднее сталепроволочный и механический. Улицы нижнего селения тянутся вдоль берега пруда и реки Белой и перпендикулярно к ним. Старые кварталы застроены небольшими одноэтажными зданиями с типичными для горных уральских городов белыми ставнями. 

Стерлитамак 

Стерлитамак — второй по величине город Башкортостана. Он расположен в 140 километрах к югу от Уфы, при слиянии рек Белой и Ашкадар, при устье реки Стерли. Город основан в 1766 году как пристань для сплава илецкой соли, которая на подводах доставалась на пристань. Затем ее грузили на баржи и сплавляли по рекам Белой, Каме и Волге в Нижний Новгород и другие города России. С 1781 года Стерлитамак стал городом и уездным центром. Городу был присвоен герб: на развернутом знамени три серебряных лебедя. До 1917 года в нем проживало 20 тысяч жителей, работало 5 небольших лесопильных заводов, 4 мельницы, спиртоводочный завод и несколько кожевенных предприятий. С какой бы стороны вы не подъезжали к городу, перед вами возникает цепь гор-одиночек, называемых шиханами. Горы придают пейзажу своеобразную суровую красоту. 
Недра близ Стерлитамака богаты полезными ископаемыми: нефтью, известняками, мергелями, каменной солью, глиной. Стерлитамак ныне современный промышленный и культурный центр. Город строится, продолжает развиваться. У него большие перспективы. Весь он — в будущем.
 

19) Богатые степи и леса позволяли вдоволь ловить и стрелять дичь и зверя, держать ловчих птиц, ловить рыбу различными снастями. Облавная охота верхом на лошадях устраивалась большей частью в осеннее время. Группы людей, охватывая широкие пространства, выискивали волков, лисиц и зайцев, стреляли в них из лука, или, догнав на коне, убивали палицами и кистенями. 
Коллективная охота играла большую роль в обучении молодёжи военному искусству — стрельбе из лука, навыкам владения копьём и кистенём, джигитовке. 
Охотничья добыча была большим подспорьем для башкир. Шкуры шли на изготовлении одежды. Пушные меха обменивались на другие продукты питания, а также шли на выплату податей. Шкурка белки была денежной единицей, давшей название копейки в башкирском языке. На гербе Уфы изображена куница, а волк был одним из тотемных животных. Рыболовство было не так распространено как охота. Тем не менее, в лесных и горных районах рыбный промысел играл значительную роль. В засушливые годы, а также в периоды военного разора, и в степной зоне население прибегало к рыболовству.

 

20) Никто точно не может сказать, когда люди начали заниматься земледелием, но достоверно известно, что 9 тысяч лет назад люди выращивали пшеницу, ячмень, горох и чечевицу. 
Первоначально сельское хозяйство развивалось на Ближнем Востоке, на территории современных Ирана, Ирака и Турции. Около 6 тысяч лет назад египтяне пахали землю заточенным куском твёрдого дерева. Его тянули быки или рабы. Древние греки и римляне приделали к режущей части плуга металлический наконечник — лемех. Плуг, сделанный полностью из железа, появился около 1800 года. 
Подобно большинству евразийских кочевников, башкиры засевали небольшие поля просом и ячменём. Под посевы использовали участки, свободные от леса. В лесных районах, выбранный для пашни лес вырубали и сжигали. Зола сожженных деревьев служила удобрением для почвы. Такой способ земледелия применяли соседние угро-финские племена, а также славяне. Вплоть до XX века в Башкирии и во всей Российской империи во время жатвы урожай убирали при помощи железных серпов и кос. Колосья на поле связывали в снопы и свозили на гумно или ток, где снопы молотили деревянными цепями, чтобы отделить зерно от соломы. Молотили и лошадьми, гоняя их по кругу по равномерно расстеленному на току хлебу. Посевы у башкир были незначительны, так как спрос на хлеб у них удовлетворялся за счёт обмена другими продуктами с соседями. Но уважительное отношение башкир к хлебу и труду земледельца отражены в народных пословицах и поговорках. Вот некоторые из них: “Если не будешь петь на поле, будешь на току стонать”, “Даже в бега подавшись, посади семена — к возвращению еда будет”, “Земля тому, кто ей цену знает; кто не знает — тому могила”.
 

21) В лесных и горно-лесных районах важное значение в хозяйстве башкир имело бортничество, воспринятое, видимо, от булгар и финно-угорского населения региона. Бортничество существовало у башкир в двух формах. Первая сводилась к тому, что бортник разыскивал в лесу дуплистое дерево, в котором поселились дикие пчелы, высекал на ней свою родовую или фамильную тамгу, расширял отверстие, ведущее в дупленницу и вставлял в неё колодки для сбора меда. Бортевое дерево становилось его собственностью. Другая форма связана с выделкой искусственной борти. Для этого в лесу выбирали прямое дерево толщиной не менее 60 сантиметров и на высоте 6-8 метров выдалбливали объёмистое дупло с отверстиями для входа пчёл. Предприимчивые пчеловоды за первую половину лета старались изготовить как можно больше бортей в привлекательных для пчёл местах. В середине лета во время роения почти во все борти вселялись новые семьи пчёл. Практика изготовления искусственных бортей давала возможность регулировать расселение пчелосемей и сосредоточить бортевые владения отдельных людей и родовых общин на ограниченных участках, наиболее благоприятных для сбора меда и обеспечения охраны бортей от медведей. 

22) Империалистическая  и Гражданская войны нанесли  промышленности, сельскому хозяйству  Башкортостана огромный материальный  ущерб. В результате военных  действий, реквизиций продовольствия, лошадей, подвод, скота, проведенных «белыми» и «красными», карательных экспедиций, действий различных банд крестьянство Уфимской губернии и Малой Башкирии оказалось в бедственном положении. Только в трех кантонах Малой Башкирии (Табынском, Тамьян-Катайском и Юрматынском) было уничтожено 650 деревень, разорено 7 тыс. крестьянских хозяйств. В Малой Башкирии оказалось без крова, голодных и разутых более 157 тыс. человек. В одном лишь Белебеевском уезде Уфимской губернии было разрушено и сожжено более 1 тыс. хозяйств, у населения отобрано 10 тыс. голов лошадей и крупного рогатого скота и т. д.  
Производительные силы сельского хозяйства пришли в полный упадок. По данным переписи 1920 г., в Уфимской губернии посевные площади сократились по сравнению с довоенным периодом на 43 %, в Малой Башкирии - на 51 %.  
Сильно пострадала промышленность. Со многих фабрик и заводов были вывезены оборудование, сырье и транспортные средства, разрушены и затоплены рудники. В 1920 г. в Малой Башкирии и Уфимской губернии бездействовало 1 055 крупных, средних и мелких предприятий. Хлопчатобумажное производство было отброшено к уровню середины XIX в., металлургия - еще дальше. Заводы и фабрики обезлюдели. Часть квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников уехала с «белыми», другая разъехалась, спасаясь от голода, террора, бандитизма.  
В ходе военных действий были разрушены мосты, железнодорожное полотно, станционное и путевое хозяйства, подвижной состав, телеграфные линии. Большие потери на транспорте объяснялись тем, что продвижение войск осуществлялось главным образом по железнодорожным магистралям. Были разрушены многие хозяйственные инфраструктуры, традиционные хозяйственные связи. Прекратился естественный обмен сырьем, продовольствием, промышленными изделиями.  
После окончания Гражданской войны на жителей Башкортостана обрушилось еще более страшное бедствие - голод. Первая причина, породившая солод, - разрушение производительных сил в результате мировой и Гражданской воин, вдобавок засуха 1921 г. Второй причиной голода была продовольствен пая политика большевистского правительства. В 1920 г. в крас был недород. Несмотря на это, хлебная разверстка была установлена в размере 16,8 млн пудов. Ее было решено выполнить любой ценой. Силой отбирали весь урожай, не оставляя даже на семена. К началу февраля 1921 г. в губернии было реквизировано 13 млн пудов хлеба и зернофуража, 12 тыс. пудов сливочного масла, 12 млн штук яиц и других продуктов. В Малой Башкирии было отобрано 2,2 млн пудов хлеба, 6,2 тыс. пудов масла, 121 тыс. голов скота, 2,2 тыс. пудов мела и т. д. В результате крестьяне остались без семян и продовольственных запасов. Третьей причиной голода явились недооценка масштабов бедствия центральными советскими учреждениями и нерасторопность местных властей.  
В результате голода население Башкирской республики и Уфимской губернии сократилось на 650 тыс. человек (на 22 %). При этом численность башкир и татар уменьшилась на 29, русских - на 16 %. Это был невиданный в истории края голод, оставшийся в памяти народа как Большой голод (Зур аслык). Лишь во время голода 1891-1892 гг. произошла убыль населения на 0,5 % процента, а в остальные голодные годы наблюдались лишь понижения прироста населения. За два года исчезло с лица земли 82,9 тыс. крестьянских хозяйств (16,5 % от общего числа), количество рабочих лошадей сократилось на 53 %, коров - на 37,7, овец - на 59,5 %. Посевные площади уменьшились на 917,3 тыс. дес. (на 51,6 %). Последствия этого голода ощущались еще долгие годы.  
Сильно пострадала промышленность. К началу 1923 г. удельный вес действующих предприятий фабрично-заводской промышленности составил лишь 39 %, рабочих - 46,4 % от довоенного уровня. Из-за нехватки рабочей силы, сырья и топлива одни предприятия приостановили работу на неопределенное время, другие работали с неполной нагрузкой.  
В этих тяжелейших условиях, позже чем в других регионах страны, началось возрождение народного хозяйства республики. Оно проходило на основе новой экономической политики, принятой X съездом РКП(б) в марте 1921 г.

Информация о работе Происхождение башкирского народа