Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2009 в 01:50, Не определен
Генерал-прокурор. Обер-прокурор. Прокуроры на местах. Функции и полномочия
«Фискальная служба являлась службой сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка»23. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это вело к превышению должностных полномочий, поборам и взяточничеству. В результате за взяточничество был казнен обер-фискал Нестеров24. Подчинение фискалата Юстиц-коллегии знаменует начало новых форм надзора, в том числе надзора за Сенатом. Для этих целей в 1715г. была введена должность генерал-ревизора (для надзора за исполнением указов Сената). Дежурившие в Сенате гвардейские офицеры унаследовали некоторые функции сенатского обер-секретаря: надзор за порядком производства и законностью при решении дел Сенатом и право доносить царю о злоупотреблениях и упущениях сенаторов.
В целом же можно сделать вывод, что «учреждение и деятельность фискальной службы не дали ожидаемого результата»25, вскоре сам Петр I был вынужден признать, что чин фискала «тяжел и невидим». По утверждению известного биографа российской прокуратуры Н.В.Муравьева, фискалы «не заслужили доверия и сочувствия современников и оставили по себе потомству темную память, о ней достаточно свидетельствует сохранившееся и до наших дней укоризненное и оскорбительное значение самого слова «фискал», в смысле доносчика, представление о котором возбуждает чувство страха, ненависти и презрения»26. С появлением в 1722г. нового института – прокуратуры, предназначенного для исправления или замены фискалов, они уже были в тени.
2.3. Институт прокуратуры. Историческая справка.
Говоря о предпосылках создания прокуратуры Российской Империи, следует также кратко упомянуть об истории становления института прокуратуры вообще.
«Procuratio (лат.) – полномочие; управление; доверенность; лицо, действующее в интересах другого лица или других лиц в конкретном случае или профессионально; представитель, агент»27. «Предназначение прокуратуры в древней Греции и странах Востока состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, а во-вторых, в выступлении с обвинением в суде»28.
В европейских странах впервые прокуратура возникает во Франции в XIVв., причем с первых ее шагов это был сугубо обвинительный, карательный орган. Органы прокуратуры Франции были приспособлены для выполнения воли короля, влияние которого на формирование этих органов и определение направления их деятельности было решающим. (Не случайно прокуроры вплоть до ликвидации монархии во Франции именовались «людьми короля»).
В
1586г. во Франции принимается закон
об организации и деятельности прокуратуры,
который определил место
В последующие периоды (1789-1810гг.) прокуратура Франции, претерпев существенные преобразования, сохранила основное свое предназначение – выполнение карательных функций, обеспечение незыблемости власти главы государства.
Именно французская прокуратура, по мнению многих историков, послужила прообразом аналогичного института в Российской Империи.
3. Прокуратура в эпоху Петра Великого.
3.1. Учреждение прокуратуры.
Итак, как уже было выше отмечено, появлению прокуратуры в России предшествовало несколько различных форм надзорной власти: фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената, дежурные гвардейские офицеры в Сенате, не считая того, что надзорные функции в той или иной мере осуществляли и сам царь, и Сенат. В 1722 году Петр I ввел новый государственный институт, доселе не существовавший в России, - прокуратуру. «По утверждению В.О. Ключевского, Петр I долго размышлял над учреждением прокуратуры и работал над законопроектами непосредственно. Устройство надзора за высшим учреждением, которое само надзирало за всем управлением, было, по мнению известного историка, мудреным делом, его надо было согласовывать с формами ответственности. Цель, поставленная перед прокуратурой, - проведение в жизнь экономических, социальных и политических реформ царя вопреки скрытому, а нередко и открытому сопротивлению местных органов власти»29. Средства, используемые прокурорами, носили уже тогда чисто надзорный характер. По замыслу императора прокурорский надзор был сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата и в первую очередь - за Сенатом, ставшим по Указу «О должности Сената» от 27 апреля 1722 года законодательным и высшим органом подзаконной исполнительной власти.
Прокуратура была учреждена
1) «Быть при Сенате Генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору» от 12 января 1722 года;
2) «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей» от 18 января 1722 года;
3) «О должности Генерал-прокурора» от 27 апреля 1722 года.
Первые два указа «носили организационный характер и лишь констатировали факт создания прокуратуры. Задачи, которые были призваны реализовывать прокуроры и функции, осуществление которых вменялось им в обязанность, в указах не раскрывались»30. Только указ от 27 апреля, где содержалась характеристика функций Генерал-прокурора и прокуратуры в целом, восполнил данный пробел31. Несколько позже (11 мая 1722г.) был назначен обер-прокурор Синода для надзора за его деятельностью.
Перечисленные законодательные акты создали необходимую правовую основу для функционирования прокуратуры Российской Империи, а указ «О должности Генерал-прокурора» оставался основным источником регулирования деятельности прокуратуры на протяжении всего XVIII столетия.
В
Табели о рангах прокурорам были присвоены
высокие классы: Генерал-прокурору
– третий, соответствующий генерал-
По мере назначения прокуроры приступали к своим обязанностям. Вступая в должность, они давали присягу служить «…ни для какой страсти, свойства, дружбы или вражды, но по самой истине…»33.
3.2. Особенности организации петровской прокуратуры.
«Первое,
что следует сказать о
Обе части прокуратуры разделялись, в свою очередь, на два уровня. Первый составляли высшие надзорные учреждения – генерал-прокуратура Сената и обер-прокуратура Синода, второй – нижестоящие прокуратуры центральных ведомств и надворных судов. При этом равноправие синодальной и сенатской частей прокуратуры не означало их равновеликости. «Если к исходу 1722г. под началом у Генерал-прокурора находились прокуроры десяти коллегий, Главного магистрата и шести надворных судов, то у синодального обер-прокурора – единственно прокурор Монастырского приказа»35.
Нельзя не обратить внимание и на не вполне логичное с формальной стороны иерархическое равноправие прокуратур коллегий и надворных судов. Дело в том, что надворные суды были территориальными органами Юстиц-коллегии, всецело подчиненными ей как в судебном, так и административном отношении. «Тем самым можно было бы ожидать, что прокуроры надворных судов будут по аналогии поставлены в зависимость от прокурора Юстиц-коллегии. Но Петр I отчего-то предпочел остановиться именно на двухступенчатой структуре национального прокурорского надзора»36.
Не будучи специально регламентирован каким-либо нормативным актом, порядок назначения должностных лиц прокуратуры складывался на практике двояко. Прокуроров назначал как император, так и тогдашний высший орган государственной власти – Правительствующий Сенат. Именными указами были определены Генерал- и обер-прокуроры Сената, прокуроры восьми коллегий.
Прокуроров
Сенат определял, главным образом,
по предложениям генерал-прокуратуры.
Примечательно, что в некоторых
случаях имела место процедура
личного представления
«Как бы то ни было, окончательно сформировавшаяся к исходу 1722г. отечественная прокуратура оказалась структурно и численно невелика»37. На всю Россию приходилось тогда 20 прокуроров: 17 в центральных органах управления и надворных судах, трое – в генерал-прокуратуре Сената и обер-прокуратуре Синода. Не отличались раздутостью и штаты самих прокуратур («прокурорских кантор», как их тогда называли).
При коллежском и надворном прокуроре обыкновенно состояли один-два канцелярских служащих, и только в непосредственном подчинении Генерал-прокурора – семеро (канцелярист и шесть копиистов). «Лишь на третьем году существования прокуратуры Генерал-прокурор П. Ягужинский сумел впервые добиться увеличения штатной численности своей «конторы». По указу Сената от 12 марта 1724г. в генерал-прокуратуре была введена должность секретаря»38.
«С января 1722г. до января 1725г. (когда скончался Петр I) произошло 27 прокурорских назначений. На должностях прокуроров за эти годы перебывало в общей сложности 24 человека»39. Что касается кадрового состава прокуратуры «первого призыва», то, как свидетельствуют исследования новосибирского ученого Д. Серова, по роду прежних занятий подавляющую часть прокуроров составляли военнослужащие. К моменту назначения в прокуратуру воинские звания имели 22 человека, из них семь гвардейских офицеров.
Таким
образом, возникший новый
3.3. Статус Генерал-прокурора. Полномочия и функции.
Как уже отмечалось, указом от 12 января 1722г. император повелел «быть при Сенате Генерал-прокурору». Спустя шесть дней 18 января 1722г. Петр Великий назначил на должность первого в истории России Генерал-прокурора Павла Ивановича Ягужинского.
По отзывам современников, Ягужинский был видный мужчина, с лицом неправильным, но выразительным и живым, со свободным обхождением, капризный и самолюбивый. Он был очень умен и деятелен. За один день Ягужинский делал столько, сколько другой не успевал за неделю. «Если он уже обещает что-нибудь принять на себя, то скорее умрет, нежели нарушит обещание... Если первый сановник империи поступает несправедливо, то он порицает его с такою же свободою, как и низшего чиновника»40.
Положение первого Генерал-прокурора Сената было очень сложным. Царь, человек исключительно энергичный, нередко сам выполнял прокурорские обязанности: он постоянно ездил в Сенат и строго следил за принимаемыми там решениями. С первых же дней образования прокуратуры Петр I дал понять всем сенаторам, какое место он намерен отвести прокурору в государственных делах. Представляя сенаторам первого Генерал-прокурора, он сказал: «Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однако ж то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления».
Эта же мысль Петра нашла отражение и в указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора». Этот указ устанавливал основные обязанности прокурора, его полномочия по надзору за Сенатом, руководству подчиненными органами прокуратуры. Указ предписывал, что «Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина ко отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой юрнал». Прокурору вменялось в обязанность наблюдать также за тем, чтобы в Сенате «не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись», а также «накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал». Если Генерал-прокурор обнаруживал, что Сенат нарушает законы, то он обязан был предложить Сенату исправить ошибку, а если не послушает — «протестовать и оное дело остановить».
Информация о работе Предпосылки создания прокуратуры в Российской Империи