Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 20:00, реферат
Изменение представлений о предмете экономической теории связано, с одной стороны, с идеологической ориентацией исследователя, с другой — с подвижностью и изменчивостью самого объекта анализа экономической теории — хозяйственной деятельности людей, параллельно с изменениями которой уточняются научные выводы и представления о ее предмете. Поэтому экономические учения не могут похвастаться долгожительством. В их подвижности и многообразии читатель убедится, проследив экономические учения от античности до наших дней, рассмотренные в последующих вопросах.
Предмет истории экономических учений
Под термином «экономика» одновременно понимается:
Методы научных экономических исследований
Методами исследования экономической науки являются:
Направления современной экономической жизни
К современным направлениям экономической мысли относят:
Исторический
контекст развития экономической
мысли.
Чтобы восстановить подлинный смысл научной идеи, важно понять условия, вызвавшие её, уяснить исторический контекст, в котором она возникла и получила общественный отклик.
Экономические учения принадлежат одновременно
трем разным сферам человеческой деятельности: миру экономики, миру науки и миру идеологии. И каждый из этих миров задает свой особый исторический контекст, дает свои направления к развитию экономических идей.
Мир экономики служит объектом экономического познания, определяет, что подлежит осмыслению и исследованию. Так экономика XX века как объект изучения разительно отличается от хозяйства античного общества. С этим связана важная особенность экономической науки, которая отличает её от большинства областей естествознания.
Мир экономики – это необратимо изменчивый историко-хозяйственный контекст развития экономической мысли.
Мир науки диктует с помощью каких инструментов и методов
осуществляется процесс познания. Каждая эпоха вырабатывает свои особые представления о том, какие знания следует считать научно обоснованными, какие методы – эффективными.
В Новое время решающее влияние на такие представления оказывали науки-лидеры – в разное время ими были математика,
астрономия, физика. Практика этих наук становится нормой, эталоном
научности, и общественный авторитет других отраслей знания нередко зависел от их способности следовать принятому эталону.
У наук-лидеров заимствовались методы анализа, способы аргументации и стиль изложения научных трактатов.
Мир науки вбирает в себя «дух эпохи» и служит историко-культурным контекстом эволюции экономической мысли.
Мир идеологии и политики определяет, каким целям должно служить
познание, какими установками и критериями следует руководствоваться при отборе конкретной тематике исследований. Многообразие и сложность окружающего нас мира таковы, что предметная область практически любой отрасли науки неисчерпаема, а процесс её познания – бесконечен. И напротив, каждое конкретное исследование, деятельность отдельного ученого неизбежно конечны – по тематике, решаемым задачам. Это означает, что в науке всегда действуют механизмы отбора тематики исследований. Естественно, что такие механизмы не могут не отражать представленные в обществе экономические и политические интересы, социальные идеалы.
Сочетание этих контекстов
авторы новых экономических наблюдений, новых идей, теорий. Какие из контекстов более важны, какие – менее каждый из них определяет по-своему, в зависимости от обстоятельств жизни, личных убеждений и пристрастий. Именно здесь источник субъективного, непредсказуемого начала в истории экономической мысли.
С выделением экономики в
научного сообщества. Развитие науки перестает быть делом энтузиастов. В рамках научного сообщества более регулярным становится профессиональное общение, быстрее распространяются новые идеи и данные о результатах исследований, усиливается нацеленность научного поиска на получение новых
знаний.
Складывается ещё один контекст развития экономической мысли –
внутренаучный,
требующий, чтобы новые идеи
в споре с ранее доказанными
истинами проходили испытание на новизну,
оригинальность и значимость.
Первые
научные школы.
Первоначально и на протяжении многих столетий экономическая мысль была частью морально-философских представлений традиционного общества. Она складывалась под влиянием религиозных пророков, древних философов, а позже – средневековых богословов, пытавшихся совместить ценности такого общества с неуклонным развитием в его недрах товарно-денежного обмена.
Мощным импульсом к развитию экономических знаний стала международная торговля. В XVI-XVII веках её проблемы пробудили внимание общественности многих стран к вопросам экономической политики. Это вело к формированию общественного самосознания вокруг национально-государственных экономических интересов. В спорах об экономической политике создавались базовые экономические понятия,
и рождалось понимание того, что в экономике, как в естественной науке, действуют объективные законы, без познания и учета которых никакой политик не может рассчитывать на успех своих начинаний.
К началу XVIII века отрывочные знания о взаимосвязях и закономерностях в экономических отношениях стали складываться в первые теоретические системы.
Пионерами новой науки – политической экономии стали автор первого
развернутого теоретического трактата ирландец Ричард Кантильон, лидер первой научной школы «экономистов» француз Франсуа Кенэ и, наконец, шотландец Адам Смит – первый классик экономической науки, мыслитель, благодаря которому политическая экономия заняла достойное место в системе наук.
Следующий этап в развитии экономической мысли начался в середине XIX века, когда после нескольких десятилетий неоспоримого лидерства классической политэкономии многие её постулаты и выводы стали подвергаться сомнению. Вся последующая эволюция экономической науки происходила уже в условиях сосуществования и параллельного развития конкурирующих научных школ. Первыми оппонентами классической политэкономии стали экономическая теория Карла Маркса
и немецкая историческая
школа.
Начало
современных экономических
учений.
С точки зрения современных исследований 1870-е годы образуют
естественный рубеж в развитии экономических учений. Именно в это время получили широкую известность идеи предельного анализа, эпизодически возникавшие, но не востребованные экономистами в предшествующие десятилетия. «Маржиналистская революция», как её впоследствии назвали, изменила облик экономической теории, её
метод и даже предмет.
Взаимосвязанные предпосылки рационального (максимизирующего) поведения и равновесной (оптимальной для участников) ситуации
дали возможность применить в экономической науке математические методы анализа.
Первоначально использованный в теории ценности аппарат предельных величин вскоре распространился на другие области и позволил экономистам, изучающим различные проблемы, найти «общий язык». В разных версиях – австрийской, лозанской, англо-американской – маржинализм имел свои особенности, впоследствии обогатившие микроэкономическую теорию. Так возникли лозаннская теория общего равновесия, австрийская трактовка проблем неопределенности. Примерами распространения маржиналистского метода с теории ценностей на другие области являются теория благосостояния и теория распределения дохода, а примером проблемы, плохо поддающейся маржиналистскому
равновесному подходу, служит теория предпринимательства и прибыли.
Несколько особняком в этот период выступила денежная теория.
Начиная с 1890-х годов маржиналистская (неоклассическая) теория в
маршаллианском
и вальрасианском вариантах
стала в большинстве стран
господствующей ортодоксией. Пожалуй,
наиболее сильную оппозицию ей вначале
составил американский институционализм,
продолживший традиции исторической
школы и отчасти маркизма.
Русская
мысль досоветского
периода.
Период с XVII века до 20-х годов XX века включительно представляет
практически все наиболее значимые направления в русской экономической мысли. Большие временные рамки и многообразие проблем, точек зрения иподходов, безусловно, затрудняют восприятие данного периода как целого.
Однако национальная школа экономической мысли, несмотря на существующее в ней многообразие, обладает некоторой общей спецификой.
Специфика русской
Рамки расхождений между школами экономической науки, а затрагивали области социальной философии, истории, религии и в то же время существенным образом повлияли на собственно экономические исследования. Уже в спорах между русскими меркантилистами и физиократами можно увидеть истоки будущих расхождений по данному вопросу, а противостояние славянофилов и народников, с одной стороны, и народников и марксистов – с другой, задало сложную палитру экономического дискурса во второй половине XIX – начале XX века. Не
случайно лишь очень не многие русские экономисты обратили внимание на маржинализм и увидели в нем положительное явление, ещё меньше тех, кто воспринимал его как целостную теорию вне связи с марксистскими представлениями о ценности или образом будущей социалистической экономики.
Информация о работе Предмет и методы истории экономических учений