Порядок репатриирования и возвращения пленных на родину

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, основной целью данной курсовой работы является обобщение материала о военнопленных и раскрытие их правового положения за весь период нахождения в СССР. Следовательно, работа будет начинаться с перечисления международных обязательств Советского союза и установлении нормативной базы СССР по вопросу военнопленных. Далее следует определить лиц, считавшихся по законодательству военнопленными, раскрыть их права, обязанности, гарантии этих прав – то есть правовой статус как таковой. Необходимо сказать и об ответственности военнопленных, как уголовной, так и дисциплинарной. Завершающая глава курсовой работы посвящена репатриации военнопленных.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…………..3
1. Становление и развитие правовых норм о военнопленных…………….…5
§1.1 Международные обязательства СССР по вопросу обращения с
военнопленными……………………………………………………….……….5
§1.2. Роль национального законодательства в правовом регулировании положений о военнопленных……………………………………………….…..7
Глава 2 Правовое положение военнопленных, регламентация правового статуса………………………………………………………………………….…12
§ 2.1 Понятие и статус военнопленного в советском законодательстве……..12
§ 2.2 Дисциплинарная и уголовная ответственность военнопленных…...…..21
Глава 3. Порядок репатриирования и возвращения пленных на родину…….26
Заключение……………………………………………...………………………..31
Список литературы………………………………………………….…………...33

Файлы: 1 файл

Правовой статус немецких военнопленных (1941-1956гг.).doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

       Более узкие вопросы – благоустройство  лагерей, восстановление здоровья военнопленных, повышение качества труда пленных – решались директивами УПВИ НКВД СССР. В большинстве своем директивы принимались во исполнение приказов НКВД и проверок деятельности отдельных лагерей.

       Помимо  вышеперечисленного, существовали акты, адресованные начальникам НКВД краев, областей, наркомам внутренних дел республик – циркуляры, издаваемые наркомом внутренних дел Советского Союза, а также местные нормативно-правовые акты.

       Особенностью  советского нормотворчества являлось издание нормативных актов совместно несколькими ведомствами, к примеру нормы вещевого имущества военнопленных были утверждены 19 октября 1944 года совместным приказом Начальника тыла РККА и НКВД.

       Еще один момент заключается в том, что  нормативные акты издаются не только органами государства, но также и партийными органами, как центральными, так и на местах. Например переписка осужденным из числа бывших военнопленных была разрешена решением ЦК ВКП(б) в октябре 1950 года.

       Таким образом, основой правовой базы регулирования статуса военнопленных в СССР являлись ведомственные акты – директивы, приказы, инструкции, циркуляры. Это обусловлено тем, что военнопленные были предметом ведение органов внутренних дел, в которых в данный период наблюдалась сверхцентрализация8.

       Можно проследить изменение законодательства о военнопленных после начала войны. В Положение 1941 года не вошли многие положения, в том числе отвечавшие требованиям международных конвенций, из-за этого оно имело гриф «Секретно». Такое изменение в законодательстве связано с оборонительным характером войны, крахом советской наступательной доктрины «воевать малой кровью и на чужой территории»; поэтому в отличие от Положения о военнопленных 1939, созданным в пропагандистских целях, изданный в 1941 году нормативный акт имел практическое значение.

       Из  вышесказанного следует, что в СССР была создана обширная нормативная  база по вопросу об военнопленных, реализации их прав, осуществлении обязанностей. Они издавались различными органами государства и ведомствами, Центральным Комитетом РКП (б) и играли ключевую роль в определении и регулировании статуса немецких военнопленных. 
 

       Глава 2. Правовое положение военнопленных, регламентация правового статуса. 

       §2.1 Понятие и статус военнопленного в советском законодательстве. 

       Под понятие военнопленного в СССР, согласно Положению о военнопленных 1941 года, подпадало несколько категорий:

       1. Лица, принадлежащие к составу вооруженных сил государств, находящихся в состоянии войны с СССР, захваченные при военных действиях, а также граждане этих государств, интернированные на территории СССР;

       2. Лица, входящие в состав вооруженных отрядов, не принадлежащие к вооруженным силам противника, если они открыто носят оружие;

       3. Гражданские лица, сопровождающие с соответствующего разрешения армию и флот неприятеля, как-то: корреспонденты, поставщики и другие лица, захваченные при военных действиях.

       К первой группе относились военнослужащие армии противника –  сражающиеся  или не участвующие в боевых действиях  солдаты и офицеры. Кроме того, к этой группе были отнесены граждане государств, воюющих с СССР, интернированные на советской территории. В данном контексте слово «интернировать» используется так, как его трактуют толковые словари: «лишать свободы передвижения из пределов страны иностранцев, граждан или суда воюющей страны впредь до окончания войны»9. Следовательно, граждане стран, воюющих с Советским Союзом, находящиеся к моменту начала военных действий на территории СССР, считались военнопленными и принудительно удерживались до окончания войны.

       Следует разграничить понятия «военнопленный»  и «интернированный». В советском  законодательстве военного периода интернированными считались гражданские лица, проживавшие на оккупированных Красной Армией территориях и вывезенные в СССР. Такие лица появились в СССР в основном во время завершающего этапа войны. Кроме того, по окончанию войны в СССР из Германии интернировались бывшие служащие СС, СД, гестапо и бывшие руководители нацисткой партии.

       В статусе интернированных и военнопленных  было много общих моментов. И те, и другие являлись иностранными гражданами, находящимися под защитой международного права, их свобода ограничивалась на период вооруженного конфликта. Из-за этого в 1939 году в системе НКВД СССР, в связи с началом Второй Мировой войны и появлением в СССР первых военнопленных, появилось новое ведомство – УПВИ НКВД СССР – Управление по делам военнопленных и интернированных, в 1945 переименованное в ГУПВИ НКВД СССР – Главное управление по делам военнопленных и интернированных.10 В лагерях «архипелага ГУПВИ»11 и содержались с 1941 попавшие в плен военнослужащие вермахта.

       С другой стороны, в статусах военнопленных  и интернированных имелись существенные различия – так, с 1947 г. интернированные  содержались в специальных рабочих  батальонах министерств, а военнопленные – в лагерях МВД, согласно приказу МВД СССР от 25 мая 1947 года, пишет В.Б. Конасов12.

       Ко  второй группе, получившей статус военнопленных, были отнесены лица, входящие в состав вооруженных отрядов, но не принадлежавшие к вооруженным силам противника, при условии открытого ношения оружия. К таким лицам относились добровольческие формирования, ополченцы, партизаны. Выделение этой группы, как пишет Т.А. Щелокаева, было обусловлено необходимостью легитимизации партизанского движения13. В условиях 1941 года доктрина войны «малой кровью и на чужой территории» потерпела крах, и советское правительство сделало ставку на массовое партизанское движение. Так как партизаны признавались воюющими, иностранные военнопленные не преследовались за участие в карательных операциях против партизан.

       Таким образом, статус военнопленных закреплялся  за лицами, сражающимися, либо не сражающимися, принадлежащие к вооруженным  силам противника и лица, имеющие  гражданство государства-противника, находящиеся к началу войны на территории СССР. Кроме того, статус военнопленных могли получить только лица, не имевшие советского гражданства. Советские граждане, в случае службы на стороне противника, привлекались к ответственности за измену Родине.

       Статус  военнопленного закреплялся за лицом в результате пленения во время военных действий, согласно пунктам 1,4,5 Положения о военнопленных 1941 года, причем время репатриации на родину не было определено.

       Но  в целом, советское государство  признавало за военнопленными особый статус, с нахождением под защитой международных норм: «Представители иностранных и международных краснокрестных организаций допускаются на территорию Союза ССР для оказания помощи военнопленным с особого разрешения Народного комиссариата иностранных дел»14.

       Правовой  статус личности – это положение человека в обществе, урегулированное принципами и нормами права, состоящее из прав и свобод, их гарантий, юридических обязанностей и ответственности.

       Основные  права военнопленных закреплялись Положением о военнопленных, утвержденным постановлением СНК 1 июля 1941 года.

       Во-первых, военнопленные имели право на жизнь. Согласно п.4 Положения, «Военнопленные после взятия их в плен должны быть немедленно направлены в лагеря для военнопленных», т.е. им сохранялась жизнь. Раненые, больные, нуждающиеся в медицинской помощи военнопленные должны немедленно направляться в ближайший госпиталь, а после выздоровления передаваться администрацией госпиталя обратно в лагеря для военнопленных15.

       В связи с высоким уровнем смертности в лагерях для военнопленных, принимаются меры для сохранения жизни военнопленных, пишет Т.А. Щелокаева16. Принимались меры для повышения уровня гигиены и улучшения бытовых условий военнопленных; повышался уровень лечения пленных; контингент лагеря пропускался через медкомиссию, признанных по решению комиссии ослабленными освобождали от работы и выдавали питание по увеличенным нормам.

       Еще одна гарантия права на жизнь находилась в п. 29 Положения о военнопленных, согласно которому приговор, осуждающий военнопленного к высшей мере наказания, сразу после его вынесения должен быть сообщен Исполкому Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и может быть приведен в исполнение не ранее указанного сообщения.

       Кроме того, существовала жесткая регламентация  применения оружия охраной лагерей для военнопленных, закрепленная Инструкцией по службе внутренних нарядов в лагерях НКВД, введенной в действие 4 октября 1945 года. За убийство военнопленных в случае необоснованного применения оружия охранники и вахтеры лагерей привлекались к уголовной ответственности.

       Что касается прав на свободу и личную неприкосновенность, то они могли  быть серьезно ограничены при дисциплинарной ответственности военнопленных  – помещении их в штрафные подразделения, карцер, гауптвахту. Свобода ограничивалась и при направлении военнопленных в режимные лагеря, статус которых был зафиксирован в Положении о режимных лагерях НКВД для военнопленных. В лагерях данного типа содержались в первую очередь сотрудники разведывательных и карательных органов противника, а также непосредственные участники зверств над гражданами Советского Союза. Ограничение свободы заключалось в закрытии бараков с военнопленными – заключенные должны были находиться в них все время, не считая часов работы. Правовой статус находящихся в режимных лагерях военнопленных назывался «промежуточным»: «Государство, на территории которого совершено военное преступление, может отложить организацию суда над лицами, совершившими это преступление, на послевоенное время, создав временный режим проживания. Речь идет, таким образом, о «промежуточном режиме», который отличается от режима военного плена и не является еще режимом «военных преступников» вплоть до вошедшего в законную силу приговора. Однако в этом случае нельзя требовать, чтобы государство, в руках которого находятся такие лица, предоставляло им преимущество военного плена по Женевским конвенциям 1949 года17». Несмотря на это, режимные лагеря следует считать лагерями для военнопленных, находящихся под подозрением в совершении военных преступлений, а не учреждениями для отбытия наказаний военных преступников18.

       Важным  личным правом военнопленных являлось право на переписку. Оно было закреплено в п. 15 Положения о военнопленных 1941 года: «Почтовая корреспонденция (закрытые и открытые письма, денежные переводы и письма с объявленной ценностью), отправляемая и получаемая военнопленными, пересылается бесплатно в порядке, определенном Управлением НКВД СССР по делам военнопленных и интернированных».  Переписке посвящен и V раздел Инструкции о порядке содержания военнопленных, где дана обширная регламентация данного права. Так, каждый военнопленный мог получать неограниченное число писем и отправлять одно письмо в месяц. Сдаваемые для отправки письма должны были быть в незапечатанных конвертах, так как согласно п. 42 Инструкции вся входящая и исходящая корреспонденция просматривалась политконтролем особого отделения лагеря. Письма, содержащие сведения, могущие причинить вред СССР, подлежали конфискации. Письма отправлялись адресатам через канцелярию лагеря, отправка писем иным путем воспрещалась19. Военнопленный, замеченный за нелегальной отправкой писем, подлежал дисциплинарной ответственности, а именно лишению права переписки сроком до двух месяцев, либо помещению на гауптвахту при повторных случаях нарушения регламента переписки. При этом все письма, полученные на имя военнопленного, лишенного права переписки, вручались ему по истечении срока взыскания, согласно п. 47 Инструкции.

       Гарантия  права на переписку содержалась  в п. 43 и п. 50 Инструкции. Она заключалась в том, что письма должны просматриваться и вручаться военнопленным, а также отправляться адресатам в пятидневный срок с момента поступления их на просмотр. За недоставленные, утерянные, похищенные письма работники лагеря, на которых была возложена отправка и доставка корреспонденции, привлекались к ответственности вплоть до предания суду. Однако военнопленным, содержащимся в штрафных подразделениях и режимных лагерях, переписка запрещалась, согласно п. 22 Временного положения о штрафных подразделениях 1945 года и п. 23 Положения о режимных лагерях НКВД для военнопленных 1944 года.

       Инструкция  о порядке содержания военнопленных  в лагерях НКВД регламентировала порядок погребения военнопленных. Смерть военнопленного, его причины  в обязательном порядке должны были удостоверяться актом медицинского осмотра умершего (п. 78). Через Исполком Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца производилось извещение родных умершего, его деньги и личные документы отправлялись наследникам. Согласно п. 79 Инструкции, «Место погребения умерших военнопленных должно быть оформлено опознавательным знаком, с указанием матрикулярного номера и номера учетного дела».

Информация о работе Порядок репатриирования и возвращения пленных на родину