Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:54, контрольная работа
В ноябре 1982 года на 76-м году жизни скончался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, занимавший этот пост с 1964 года. Сменивший его Андропов, бывший председатель Комитета государственной безопасности, сделал попытку укрепить управленческую и трудовую дисциплину, обновить кадры. Однако попытка усилить командные рычаги не смогла оказать должного воздействия. После смерти Ю.В. Андропова 6 февраля 1984 года Генеральным секретарем был избран 73-летний К.У. Черненко, который спустя год скончался, не внеся ничего заметного в политику государства.
Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995г.
Такая
нерешительность и
Реформирование сельского хозяйства также не имело большого успеха, так как пришло туда с большим опозданием. В мае 1988г. было объявлено о передаче земли в аренду на 50 лет крестьянам или фермерам, однако правом наделения землей владели колхозы, которые не были заинтересованы в появлении конкурентов. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной, опекой районных властей.
Экономические реформы не давали желаемого результата и не затрагивали основные вопросы (цены, кредит, снабжение). Реформы привели к резкому падению жизненного уровня населения и встретили сопротивление не только со стороны консерваторов, но и со стороны населения.
Если
в экономике перестройка
Большая открытость в деятельности высшего руководства проявилась уже в первые месяцы перестройки. Сам термин «гласность» как свидетельство новых подходов к политике впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС (февраль 1986г.). Он появился тогда, когда реформаторам понадобилось в условиях нарастания перемен активнее опереться на общественное мнение. «Гласность» замышлялась изначально не более чем обновление скомпрометированной официальной идеологии. Это движение шло поначалу под девизами: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!». «Гласность» должна была, по замыслу «архитекторов перестройки», способствовать укреплению «социализма с человеческим лицом». Поэтому с самого начала «гласность» вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода слова – разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало [4].
Как и во времена хрущевской «оттепели», критика сталинизма использовалась реформаторами для обоснования правильности проводимого курса. Однако вскоре контроль над пропагандой КПСС был утрачен.
Особый размах «гласность» приобрела после январского (1987г.) пленума ЦСК КПСС, обозначившего радикализацию демократических процессов в обществе. С конца 1986 – начала 1987г. стали публиковаться литературные произведения, не допущенные в печать в период брежневской ресталинизации.
Вернулись к отечественному читателю труды крупнейших российских философов – Н. Бердяева, В. Соловьева и др., раскрывавшие истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.
Одним из ярких событий литературной жизни стала публикация работ Солженицына, представлявших собой наиболее полную историко-литературную картину сталинского ГУЛАГа.
В то же время в литературных кругах в течение всех лет перестройки шли горячие дискуссии о направлении и путях дальнейшего развития общества. Звучала критика писателей, выступавших за коренные преобразования в стране. Резко критиковались те, кто выступал за сохранение традиционного пути развития.
Значителен был вклад в «революцию умов» литературных критиков и публицистов. Благодаря критике ими частных «деформаций социализма», сталинизма как явления «механизма торможения» в обществе начало происходить осознание того, что причины всех неудач – в системе организации общества.
Наряду с литературой, «гласность» коснулась и других сфер духовной жизни – кинематографа, театра, музыкального и изобразительного искусства.
Появились как запрещенные ранее фильмы («Комиссар» А. Аскольдова), так и новые произведения антитоталитарного звучания – «Покаяние», «Слуга» и др.
В ведущих театрах страны были поставлены пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше… Дальше… Дальше…», по-новому трактовавшие события революции и гражданской войны [3]. Наметилось обращение деятелей культуры и к дореволюционным событиям и судьбам исторических личностей.
На телевидении, которое все чаще стало работать в прямом эфире, появились новые передачи («Взгляд», «До и после полуночи»). Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, съездов народных депутатов СССР, приковывавшие огромного количества людей.
Именно литература, кинематограф и театр во многом подготовили советское общество к продолжению реабилитации жертв политических репрессий.
В 1987г. была создана комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий.
В 1989г. были признаны антиконституционными действовавшие в 30-х – начале 50-х гг. «тройки» и «особые совещания», их внесудебные решения были отменены, а осужденные – реабилитированы.
В ноябре 1989г. Верховный Совет СССР принял Декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.
Критика сталинизма не оставила равнодушными сторонников Сталина. В марте 1988г. в газете «Советская Россия» было помещено письмо Н. Андреевой под заголовком «Не могу поступаться принципами», в котором осуждалось «заимствование на Западе» антисоциалистической по сути политики «гласности» и перестройки, сводивших к фальсификации «историю социалистического строительства» [3].
«Гласность» способствовала резкому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений, групповых интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в конце концов в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет и казалась всем не только незыблемой, но и единственно правильной. Для большинства советских людей «гласность» обернулась большой душевной, а порой и личной драмой.
Кроме внутренних проблем, «гласность» показала людям и западный мир с его ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Это было для многих равнозначно открытию окна в мир, но одновременно способствовало формированию у значительной части населения впечатления беспросветности их собственного существования, обреченности.
Тем не менее именно «гласность» во многом определила необратимый характер перемен.
Огромное
значение для всего мира имела
внешняя политика СССР в годы «перестройки».
Концепция, предложенная Горбачевым и
его соратниками, получила название «новое
политическое мышление».
Основные ее положения предусматривали:
Смена
внешнеполитического курса
Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток-Запад через разоружение; разблокирование региональных конфликтов; установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря. Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы.
Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом, а затем Д. Бушем. Результатом этих сложных переговоров стало подписание 8 декабря 1987г. соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия.
Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений СССР с США, а позже и с другими странами.
В июле 1991г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений, предусматривающий сокращение самых мощных видов наступательного оружия.
В то же время предусматривались усилия и по ослаблению регионального противостояния СССР и США. В 1987г. в ходе переговоров Горбачева с Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989г. произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, - завершился вывод войск из Афганистана. В декабре 1989г. II съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В том же году СССР начал вывод своих войск из Монголии. Одновременно советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Все это устранило препятствие на пути урегулирования советско-китайских отношений. В мае-июне 1989г. состоялся визит Горбачева в Китай, в ходе которого было официально объявлено о нормализации двухсторонних отношений и налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.
Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное влияние на ослабление международной напряженности, укрепление отношений СССР с другими странами.
Вместе с тем наряду с безусловными позитивными переменами, происшедшими в мире, очевидно и другое – с окончанием «холодной войны», распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной Европе взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире.
Из «холодной войны вышла лишь одна сверхдержава – США. Вторая распалась под влиянием внутренних и внешних факторов, в результате возникла опасность утечки современнейших военных технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза.
Наконец, с распадом социалистического лагеря и отказом от поддержки традиционных союзников в «третьем мире» Россия оказалась в сложном положении, не обретя с западными странами тех союзнических отношений, на которые рассчитывала.
Таким образом, сложившаяся международная ситуация потребовала от российского руководства выработки новых внешнеполитических и оборонных концепций.
Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегося за последние десятилетия общества и выправление отдельных «деформаций» социализма. Не удивительно, что при таком подходе одним из главных направлений перемен становилась смена кадров.
В январе 1987 года Пленум ЦК КПСС признал необходимым в целях ускорения реформ осуществлять подбор кадров на основе главного критерия – поддержки ими целей и идей перестройки.
В 1985-1990 гг. произошли массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. Одновременно усиливалась роль местных руководителей, окруженных, как и прежде, сонмом близких и преданных людей.
Однако очень скоро инициаторы перестройки поняли, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа [3].
В январе 1987г. ЦК КПСС принял меры, способствующие развитию элементов демократии в партии и на производстве: вводились альтернативные выборы партийных секретарей; в ряде случаев открытое голосование заменялось тайным; вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Однако широкого использования эти нововведения так и не получили.