Особенности абсолютной монархии в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 16:12, Не определен

Описание работы

Курсовая работа

Файлы: 1 файл

Особенности абсолютной монархии в Англии (курсовая).doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, Тюдоры превратили сословно-представительный орган в орудие своего деспотизма. Покорные короне парламентарии безропотно принимали билли об опале, отправлявшие на эшафот жертвы королевской немилости.

    С другой стороны, монархи делали вид, будто строго соблюдают парламентскую  законность и подчиняются принципам  общего права.

    Создавалось впечатление, будто король Англии правит не единолично, а всегда в союзе, согласно с парламентом. Абсолютизм рядился в тогу власти, действующей в контакте с сословно-представительным учреждением.

    После подавления феодального мятежа в 1569 году Елизавета окончательно завершила  дело своего отца и деда. Абсолютизм утвердился. Парламент смирился, но на время. Корона и палата общин находили взаимопонимание, но никто не знал, сколько продлится такое согласие.

    До  конца XVI века английское самодержавие ещё не исчерпало полностью своего потенциала и играло, до известной степени, прогрессивную роль, не препятствуя развитию капитализма. Парламент, как правило, служил опорой абсолютной монархии, власти имели поддержку со стороны нарождающейся буржуазии и нового дворянства. Абсолютная монархия покровительствовала торговле и промышленности, поощряя тем самым возвышение класса буржуазии, и видела в этом необходимое условие национальной мощи и собственного великолепия.

4. 2. Органы местного  самоуправления.

      Однако, несмотря на усиление  королевской власти при Тюдорах,  бюрократический аппарат на местах был слабым, и местное самоуправление, как и при сословной монархии, продолжало играть крупную роль – через него в графствах и приходах приводились в исполнение все королевские указы. Важные должности в графствах и городах занимали главным образом представители джентри и привилегированной верхушки городской буржуазии.

    При Тюдорах сложилась относительно централизованная система местного самоуправления. Основные изменения  в местном управлении в этот период выразились в учреждении должности лорда – лейтенанта и административном  оформлении местной единицы – церковного прихода. Лорд – лейтенант, назначаемый в графство непосредственно королём, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей и констеблей. Мировые судьи, руководимые Тайным советом, осуществляли власть на местах и назначали низших чиновников, бейлифов, главных констеблей, младших констеблей, коронеров, надсмотрщиков за бедными, дорожных надсмотрщиков и т.д. В конце XV века магистраты приобрели право контроля за деятельностью шерифов. Четвертные  сессии были апелляционной инстанцией на действия всех должностных лиц графств.

    Мировые судьи проводили предварительное  расследование тяжких уголовных  преступлений. Наиболее важные уголовные  дела ими рассматривались в четвертных сессиях, менее сложные (начиная с XVI века) – в малых сессиях, когда два или более мировых судьи могли наказывать суммарно (без участия присяжных заседателей) за малозначительные преступления.  

    Шерифы, бейлифы, констебли и мировые  судьи являлись главной силой в охране «королевского мира» в графствах. Констебли и бейлифы (полицейские) были своеобразными «глазами и ушами» местных магистратов. Полицейскими функциями обладали и старосты местечек – младшие констебли. В городах купцы и торговцы создали специальную коммерческую полицию, которой вменялась охрана торговых складов, купеческих лавок.

    Низшей  административной единицей в стране служил церковный приход, сочетавший функции местного церковного и территориального управления. Собрание прихожан, плативших налоги, решало вопросы распределения налогов, ремонта дорог и мостов и т.п. Кроме того, собрание избирало должностных лиц прихода (ректора, церковных старост, синодсменов и пр.), наделяемых определёнными правами по поддержанию общественного порядка: они могли налагать штрафы за бродяжничество, за нарушение воскресного дня и т.д. Ведение церковных дел в приходе осуществлялось настоятелем прихода. Вся его деятельность была поставлена под контроль мировых судей, а через них – под контроль органов управления графствами и центральных органов. Четвертные сессии мировых судей превратились в высшие инстанции по всем вопросам, относящимся к делам управления приходами. Собрания графств, ещё сохранившиеся от прежнего периода, окончательно теряют своё значение.

    Эти черты отличали английский абсолютизм от абсолютной монархии в других странах. Они объясняются тем, что в  Англии силы крупных феодалов –  главных противников абсолютной власти короля - были в результате войны  Алой и Белой розы и репрессий  Тюдоров основательно подорваны, а в парламенте и органах местного самоуправления вследствие процесса обуржуазивания широких слоёв среднего и мелкого дворянства не было такого антагонизма между дворянством и буржуазией, какой имелся в других странах Европы, где восторжествовал абсолютизм.     

4. 3. Армия.

    Особенностью  английского абсолютизма было также  отсутствие постоянной армии. Во время  установления абсолютной монархии Генрих VII, чтобы подорвать окончательную военную мощь старой аристократии, издал закон о запрещении феодалам иметь свиту и утвердил монопольное право короны использовать артиллерийские орудия. Упразднение вооружённых сил крупных феодалов в Англии не повлекло за собой создания постоянной королевской армии. Стража крепостей и королевская гвардия оставались малочисленными. Сухопутная армия продолжала основываться на ополчении в виде отрядов милиции, собираемых и экипируемых за счёт свободных подданных короля, в соответствии с их имущественным достатком. Английское государство, занимая островное положение, нуждалось для защиты своей территории в сильном морском флоте. Военный флот стал основой вооружённых сил Англии, орудием господства на морях и колонизации других территорий.

 

РАЗДЕЛ 5. РЕФОРМАЦИЯ В АНГЛИИ.

    Важным  средством укрепления абсолютизма  при Тюдорах послужила реформа церкви в Англии, которая началась при Генрихе VIII. Поводом к её проведению послужил отказ папы римского утвердить развод короля Генриха VIII с его первой женой Екатериной Арагонской, родственницей Карла V. В ответ на этот отказ английский парламент в 1534 г. освободил церковь  Англии от подчинения Риму и «Актом о супрематии» провозгласил её главой, вместо папы, Генриха VIII; при этом было объявлено о сохранении всех других католических догматов и обрядов. В основе Реформации лежало стремление английских дворян и горожан создать национальную протестантскую церковь как орудие абсолютизма, а также завладеть церковными землями и имуществом. Парламентскими актами 1536 и 1539 гг. в Англии были закрыты все монастыри, а их имущество и земли конфискованы королём, в 1545 г. были закрыты все часовни, имуществом которых также завладела корона. Эти конфискации в конечном итоге увеличивали земельные владения дворянства и буржуазии, а также значительно пополнили королевскую казну. Генрих VIII с 1536 г. за 9 лет получил от конфискованных богатств около 1,5 млн. фунтов стерлингов дохода, не считая большого количества дорогой одежды, драгоценных камней и церковной утвари, оставленных королём из награбленной добычи для себя. Новые собственники церковных земель, чтобы увеличить свои доходы, сгоняли с земли крестьян – прежних её держателей, огораживали её и повышали земельную ренту. «Насильственная экспроприация народных масс получила новый ужасный толчок в XVI столетии благодаря реформации и сопровождавшему её колоссальному расхищению церковных имений»9.

    Реформация  проводилась путём жесточайшего террора. От англичан требовали полного  подчинения новой организации церкви. За отрицание её основных принципов  полагалась смертная казнь, как за государственное  преступление. Опасаясь роста народной оппозиции по отношению к новой церкви, Генрих VIII запретил самостоятельно читать и толковать Библию мастеровым, поденщикам, земледельцам и слугам, потому что они могли истолковать её в духе радикальных сектантских учений. Активнейшими деятелями Реформации были  Томас Кромвель – канцлер королевства, и Томас Кранмер, занявший после Реформации пост архиепископа Кентерберийского.

    После смерти Генриха VIII возникли споры о наследнике престола. Борьба между претендентами носила острый характер. Долгое время ни одна из клик не имела перевеса, и началась чехарда. Согласно завещанию Генриха VIII престол перешёл к Эдуарду VI, при котором англиканская церковь больше отошла от католицизма и восприняла некоторые элементы протестантизма.

    При преемнице Эдуарда VI – Марии Тюдор (1553 – 1558), дочери Генриха VIII от первого брака, ярой католичке, вышедшей замуж за   наследника Карла V Габсбурга и будущего короля Испании Филиппа II, в Англии на короткое время восторжествовала католическая реакция. Используя поддержку недовольных абсолютистской политикой дворян, главным образом из экономически отсталых районов Англии, Мария восстановила католичество и стала преследовать деятелей Реформации, за что и получила от них прозвище «Кровавой». Однако Мария не решилась возвратить церкви монастырские земли и имущества, отнятые короной при её отце и перешедшие в руки светских владельцев. Уже известие о готовящемся браке Марии и Филиппа II в 1554 г. и сближение Марии с Испанией, самой опасной соперницей Англии, испугало широкие слои англичан и вызвало крупное восстание, начавшееся в Кенте и руководимое выходцем из нового дворянства Томасом Уайаттом. Собрав отряд численностью до 10 тысяч человек, главным образом из кентских крестьян, он двинулся на Лондон с двумя целями: защитить Англию от угрозы её порабощения испанцами и освободить королеву от её происпански настроенных  советников. Но страх дворян и богатых горожан перед народным восстанием привёл это выступление к поражению, хотя отряд Уайатта подошёл к Лондону. Уайатт был казнён. Однако недовольство в Англии союзом с Испанией всё более росло. Мария помогала своему мужу деньгами и оружием и начала войну с Францией. Но в 1558 г. французские войска овладели городом Кале, последним владением Англии на континенте.

    После смерти Марии английская корона перешла  к Елизавете I (1558 – 1603), дочери Генриха VIII от второго брака, который не был признан папой. При Елизавете английский абсолютизм достиг вершины своего могущества. Она восстановила реформированную церковь, в этом её поддержало большинство дворян и буржуазии. При ней была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей»), которая была принята парламентом в 1571 г. Церковь, созданная в Англии реформацией, стала называться англиканской, она была национальной церковью и заняла среднее положение между католической и протестантской церквами. В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры, и католический догмат о спасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Главой англиканской церкви стал король, а сама церковь превратилась в часть государственного аппарата феодально-абсолютистской монархии. «Король имеет верховную власть в церкви над всеми сословиями и лицами, но он не имеет права проповедовать слово божие и совершать таинства», - говорится в «39 статьях». Богослужение велось на английском языке, отвергались власть папы над церковью, учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников в честь святых. Однако признавались таинства крещения и причащения, были сохранены епископат, а также литургия и ряд других обрядов, характерных для католической церкви. В реформированной церкви сохранялась иерархия духовенства, возглавляемая епископами, владевшими своими землями. Духовенство подчинялось только королю как часть его государственного аппарата и было обязано пропагандировать среди мирян идею о полном и беспрекословном их подчинении королю и его должностным лицам и о недопустимости мятежей. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и превратилась в важное средство обогащения короля и новых владельцев монастырских земель. Корона, передавая монастырские земли светским собственникам, одновременно передавала им также право на десятину, ранее собираемую монастырями. Так появился в Англии слой светских лиц, получавших десятину.

 

РАЗДЕЛ 6. ЗАКАТ  АБСОЛЮТИЗМА В  АНГЛИИ.

6. 1. Конфликт между  короной и парламентом  при Елизавете  I.

    В конце XVI века политический режим меняется. Язык членов нижней палаты становится всё более дерзким. Абсолютизм стал тормозом социального развития страны. Члены палаты общин всё более смело выступали против патентов, монополий, субсидий, новых налогов. Один из парламентариев говорил: «Палаты имеют право свободно обсуждать и критиковать все религиозные и политические вопросы, в т.ч. решения, которые считались прерогативой монарха». Этот депутат вскоре погиб при невыясненных обстоятельствах.

    В конце царствования Елизаветы I обе стороны – приверженцы абсолютизма и буржуазно - дворянская оппозиция -  начали вырабатывать и противопоставлять друг другу свои взгляды и требования. До этого король не противопоставлялся парламенту, а был его главой.

    Сторонники  Тюдоров считали действующую систему власти идеальным воплощением высших принципов права и справедливости. Высшую власть в государстве якобы осуществляет не король единолично, а король в парламенте. Суверенитет короля в парламенте является-де символом английского варианта абсолютизма. Для своего времени умная и ловкая формула в разные эпохи имела иное содержание.

    В начале XVII века начали сказываться противоречия между феодально-абсолютистским государством и растущими буржуазными слоями. Конфликт между короной и парламентом стал очевиден в конце правления Елизаветы I. Оба высших органа страны стали действовать как антагонисты. Парламент принимал билли, а Елизавета накладывала своё вето. Аппарат управления действовал на началах бюрократического  централизма, но порядка не было. Процветало казнокрадство, взяточничество. Местные чиновники, зависимые от нового дворянства, саботировали указы королевы. Дефекты управления приходилось компенсировать системой фаворитизма. Но если в парламенте возникали дебаты на эту тему, королева вела себя сдержанно, избегала конфликтов. Она считала, что парламент стал «самоуверенным», но всё же относилась к нему с почтением. Когда первые короли из династии Стюартов попытались действовать вопреки парламенту, то это привело к ожесточённым спорам по вопросам конституционных прав короля и парламента. В ответ на угрозы монарха члены палаты общин напомнили о своих древних привилегиях: иммунитете от арестов во время сессии, свободе слова и других правах, записанных в регламенте ещё в XV веке. Поэтому Елизавета I на конфликт с парламентом пойти не решалась.

Информация о работе Особенности абсолютной монархии в Англии