Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 16:12, Не определен
Курсовая работа
Феодальное дворянство уже изживало себя, но у третьего сословия ещё не хватало сил, чтобы самому стать у власти. Развитие единого национального рынка, а также обострение социальной борьбы обусловили заинтересованность нового дворянства и городской буржуазии в дальнейшем усилении центральной власти. В такой ситуации сначала Тюдоры, а затем Стюарты получили возможность действовать авторитарно.
Абсолютизм в Англии возник не сразу. Первые тенденции к централизации наметились уже в правлении Эдуарда IV Йорка. Но развитие абсолютизм получил при первых Тюдорах – Генрихе VII (1485-1509) и Генрихе VIII (1509-1547), а достиг наибольшего расцвета при Елизавете (1558-1603). Династия Тюдоров значительно укрепила свою власть, сделав её, по существу, неограниченной.
Первый король этой династии - Генрих VII успешно боролся с крупными феодалами, противниками усиления королевской власти в стране. Созданная им в 1487 году для наблюдения за исполнением статутов о роспуске вооружённых дружин знати, так называемая Звёздная палата, превратилась в грозный суд короля по делам политической измены, каравший противников королевского абсолютизма. «Король, наш суверенный повелитель,- говорилось в указе о её создании,- видя, что порядок и хорошее управление в этом королевстве почти уничтожены», образовал для борьбы с мятежными феодалами особый суд с чрезвычайными полномочиями. Здесь заседали наиболее видные государственные сановники: лорд-канцлер, лорд-казначей, лорд-хранитель печати, лорд-член Тайного совета, главный судья суда королевской скамьи. Очень часто желание получить денежное взыскание с обвиняемого являлось единственной причиной привлечения к суду Звёздной палаты. Штрафы в 5, 10 и даже 20 тысяч фунтов стерлингов были обычным делом в практике этого судилища. Применяемые здесь наказания отличались крайней жестокостью.
Одновременно
учреждаются аналогичные
При Елизавете I была образована Высокая комиссия, обладавшая обширной юрисдикцией по вопросам верховенства короны в церковных делах, ересях и т.д.
В 1482 году создаётся новый прерогативный суд – суд адмиралтейства, расцвет деятельности которого приходится на XVI век. Под его юрисдикцию подпадали как уголовные преступления, совершаемые на английских судах в открытом море, так и иски, связанные с морской торговлей.
В
рассматриваемый период продолжали
существовать вестминстерские суды
общего права и суд канцлера. К
этому времени установился
Суд
королевской скамьи рассматривал апелляции
на решения суда общих тяжб. В 1357
– 1358 годах учреждается суд
Вновь созданная судебная инстанция состояла из членов суда Палаты шахматной доски и суда общих тяжб. Жалобы на решения этих двух судов казначейской палаты можно было приносить в палату лордов.
Существовал ещё один орган под тем же названием. Он состоял из судей суда королевской скамьи и суда общих тяжб. В 1579 году к нему присоединились члены суда Палаты шахматной доски. Эта инстанция рассматривала сложные правовые проблемы, возникающие в практике нижестоящих судов. Именно здесь слушалось в 1637 году знаменитое дело о «корабельных деньгах».
В первой половине XVI века была усилена власть английского короля над слабо связанными с Лондоном окраинами – Уэльсом, Корнуоллом и северными графствами, для управления которыми были созданы специальные учреждения.
Тюдоры
выражали интересы своей классовой
опоры – феодального
В первой половине XVI века были назначены две комиссии для расследования случаев огораживаний и наказания всех нарушителей этих законов. И во второй половине XVI века также издавались законы против огораживаний. Но в 1593 году правительство Елизаветы под давлением кругов, заинтересованных в огораживаниях, отменило запреты, что способствовало их распространению в стране. Однако в 1597 – 1598 гг. был принят новый акт о поддержании земледелия и земледельцев, в котором указывалось на необходимость прекратить огораживания и превращение пахотных земель в пастбища, а также восстановить разрушенные крестьянские усадьбы.
Генрих VIII создал специальную палату для сбора платежей, которые все дворяне как его вассалы обязаны были вносить в казну короля в случае отчуждения своих земель, передачи их по наследству, опёки и т. д. Этой мерой Генрих рассчитывал укрепить феодальную структуру землевладения в Англии в условиях интенсивно происходившего в XVI в. перехода земель в руки буржуазных элементов, а также увеличить доходы короны.
Тюдоры поощряли развитие сукноделия в Англии, но в то же время они пытались законодательным путём ограничить рост шерстяных мануфактур и упадок цехового ремесла. Акт 1555 года о ткачах ограничивал число станков, которые имел право держать суконщик в городе или деревне; в другом акте запрещалось заниматься сукноделием вне города. Елизавета пыталась предотвратить упадок цехового ремесла в городах и ограничить развитие сельских мануфактур. Но это не могло остановить их рост.
В то же время Тюдоры объединили под своей властью всю страну, подавляли выступления мятежной знати, поощряли развитие торговли, предоставляя торговым компаниям ряд льгот, поддерживали колониальную экспансию, судостроение и мореплавание, работорговлю, морское пиратство, издавали свирепые законы против бродяг и нищих, жестоко подавляли народные движения. Они применяли протекционистские меры, чтобы поддержать развитие отечественного производства. При Елизавете корона широко практиковала продажу монополий и патентов на все виды производственной деятельности. Всё это обеспечивало абсолютизму Тюдоров поддержку со стороны подымающегося класса буржуазии и его союзника – нового дворянства, которые особенно нуждались в защите своих интересов сильной монархией. Используя эту поддержку, Тюдоры смогли укрепить свою власть и разрешить ряд важнейших задач внешней и внутренней политики.
Политика Тюдоров была противоречивой. С одной стороны, они стремились сохранить незыблемость феодального строя, с другой – оказывали покровительство деятельности буржуазных элементов.
В связи с бурной колонизацией неанглийских территорий Британских островов английская система управления постепенно распространялась на всю Британию. В 1536 – 1542 годах в состав английского государства был окончательно интегрирован Уэльс. В 1603 году под власть английской короны перешла северо-восточная провинция Ирландии – Ольстер. С 1603 года в результате династического престолонаследия в личной унии с Англией (под властью одного короля) стала находиться Шотландия. Фактически это объединение было номинальным, и Шотландия сохраняла статус самостоятельного государственного образования.
В период первоначального накопления капитала усилилась колонизация заморских территорий: при Тюдорах была основана первая английская колония в Северной Америке – Вирджиния, а в начале XVII века была учреждена колониальная Ост-Индская компания.
Абсолютная монархия установилась в Англии, как и в других странах, в период упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений. Вместе с тем английский абсолютизм имел свои особенности, благодаря чему получил в литературе название «незавершённого». Незавершённость этой политической формы в условиях Англии означала сохранение политических институтов, свойственных предшествующей эпохе, а также отсутствие некоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического, французского образца.
Усилившаяся королевская власть в Англии при Тюдорах не смогла упразднить парламент. Его устойчивость была следствием союза джентри и буржуазии, основы которого были заложены в предшествующий период. Этот союз не позволил королевской власти, используя рознь сословий, ликвидировать представительные учреждения в центре и на местах.
Тюдоры смогли использовать парламент в качестве орудия усиления своей власти. Верховенство короны во взаимоотношениях с парламентом было оформлено статутом 1539 года, который приравнял указы короля в Совете к законам парламента. Хотя в 1547 году парламент формально отменил этот статут, преобладание короны над парламентом фактически сохранялось.
Парламент
продолжал сохранять за собой
прерогативу утверждения
Король сам назначал светских лордов. Руководившие выборами в графствах шерифы непосредственно от короны получали указания о том, кого следует избирать в палату общин. Дарование городам (бургам) права посылать своих представителей в парламент являлось исключительной прерогативой монарха. Тюдоры использовали данное полномочие для выдачи такого рода хартий незначительным городским поселениям, где ход парламентских выборов можно было легко контролировать. Так, Мария Кровавая наделила такой привилегией 14, а Елизавета I - 31 бург. Делегаты от таких местечек считались «вполне свободными от малейшего подозрения» в нелояльности.
Ещё в 1410 году к королевской прерогативе была отнесена проверка правильности проведения парламентских выборов. Таким образом, любое неугодное монарху лицо могло было быть лишено места в парламенте ввиду «незаконности» избрания. Елизавета I установила, что члены нижней палаты должны приносить особую «присягу верности верховной власти». Тем, кто отказывался дать такого рода обязательство, под страхом тяжкого наказания запрещалось заседать в парламенте.
Под предлогом экономии времени Генрих VIII стал сам назначать спикера палаты общин. Последний обладал большими правами: по своему усмотрению предоставлял слово, прерывал выступавшего, запрещал ему продолжать речь и т. д. В необходимых случаях, стремясь добиться желаемого результата, Генрих VIII участвовал в заседаниях парламента. В 1532 году при голосовании в палате общин он настоял, чтобы вотирование билля производилось не в целом, как это предписывали правила процедуры, а по «отделам», частям, что ранее вообще не практиковалось.
Тюдоры старались как можно реже собирать парламент. В течение 24-летнего правления Генриха VII он созывался всего семь раз. За 46 лет пребывания на троне Елизавета I лишь десять раз «призывала» парламенты. Неудивительно, что парламентская нормотворческая деятельность резко снизилась.
В 1539 году король получил
Информация о работе Особенности абсолютной монархии в Англии