Общественно-политическая мысль России в первой половине XIX века, формы, направления, теоретические основы, идейная эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 10:44, реферат

Описание работы

Целью реферата является рассмотрение общественно-политической мысли России первой половины XIX века. Выполнение данной цели повлекло за собой выполнение следующих задач:
- рассмотрение основных форм и направлений общественно-политической мысли;
- рассмотрение других форм проявления.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. …... . . 3
Ι. Декабристы: истоки движения, организации, программы,
действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . 5
ΙΙ. Кружки конца 1820-х – начала 1830-х годов. . . . . . . . . …… . . .. . . 12
ΙΙΙ. Теория «официальной народности». Консервативное направление общественной мысли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………….. .. . . 14
IV. Либеральное направление общественной мысли . . . . . . …… . . . 17
V. Революционно-демократическое направление русской
общественной мысли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …… . . . . 20
VI. Литературные журналы Николаевской эпохи . . ……… . . . . . . . . 25
Заключение…………………………………………….. . . . . . . . . . . . . . 28
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………… . . . . . . . 30

Файлы: 1 файл

история рефер.docx

— 65.44 Кб (Скачать файл)

Идейными  лидерами западников были профессор  всеобщей истории Московского университета Т. Н. Грановский (1813–1855), профессор  русской истории Московского  университета С. М. Соловьев (1820–1879), историк, правовед и публицист К. Д. Кавелин (1818–1885), филолог и искусствовед Ф. И. Буслаев (1818–1897). К западникам примыкали крупнейшие писатели И. С. Тургенев, И. А. Гончаров.

Западники отстаивали необходимость развития России по западноевропейскому пути. Они расходились со славянофилами в вопросе о влиянии Византии на российскую историю, в оценках эпохи Московского царства и реформ Петра I и критиковали своих оппонентов за фактическое игнорирование свобод и прав личности, идей просвещения в их европейском толковании, за непримиримость в отстаивании теории самобытности исторического развития России. Однако, рассматривая это основополагающее положение славянофилов как способ консервации негативных черт русской жизни (невежество, насилие), западники при этом трактовали коллективистский дух общины и доминирующий в ней принцип равенства как доказательство социалистического характера крестьянства.

Западники идеализировали личность Петра I и его  реформы, но отрицательно относились к  крепостному праву, высказываясь за преобразования во всех областях общественной жизни. В сфере государственного устройства они отдавали предпочтение конституционной монархии, рассматривая парламентскую Англию и Францию в качестве образца для России.

Первая  половина 1840-х годов отмечена дискуссиями  западников о «грядущем» России. В. Г. Белинский и А. И. Герцен ратовали за повторение в России 1793 г. (приход во Франции к власти якобинцев во главе с М. Робеспьером), а Т. Н. Грановский и К. Д. Кавелин полагали, что Россия должна избежать такого сценария развития политических событий. Впоследствии позиции участников дискуссии еще более разойдутся: А. И. Герцен сформулирует основные теоритеческие положения концепции «русского социализма», а Т. Н. Грановский и К. Д. Кавелин — отечественного либерализма.

Споры между  западниками и славянофилами  главным образом касались различных подходов к оценкам прошлого и будущего России. По мысли Н. А. Бердяева, суть полемики между ними заключалась в том, «должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской Руси». Поэтому не следует противопоставлять эти течения друг другу. «Да, мы (западники. — Ю. Т.) были противниками их (славянофилов. — Ю. Т.), — писал А. И. Герцен, — но очень странными. У нас была одна любовь (к России. — Ю. Т.), но не одинаковая... И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны в то время, как сердце билось одно».

Некоторые современные исследователи (Н. И. Цимбаев) относят кружки славянофилов и западников к разновидностям раннего российского либерализма. Впервые термин «либерализм» был введен в политическую лексику в 1811 г. в Испании, когда группа политиков и публицистов определила составленную ими конституцию как «либеральную». Либерализм (от латинского корня liber — «воздух» или «дух свободы») — идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в XVII–XVIII вв. и провозглашавшее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Теоретической основой либерализма послужили концепции Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье и др., направленные против абсолютизма и феодализма. Идеи либерализма были впервые реализованы в Конституции США (1787) и Декларации прав человека и гражданина (1789), принятой во Франции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Революционно-демократическое направление русской общественной мысли

Существенное  воздействие на формирование и развитие революционно-демократической идеологии  в России оказали идеи и литературная деятельность В. Г. Белинского. В 1830–40-е годы как литературный критик он сотрудничал с крупнейшими общественно-литературными журналами: «Телескоп», «Молва», «Отечественные записки» и «Современник». В. Г. Белинский был истинным властителем дум молодежи. «Статьи Белинского судорожно ожидались молодежью в Москве и Петербурге с 25-ого числа каждого месяца, — вспоминал А. И. Герцен. — Пять раз хаживали студенты в кофейные спрашивать, получены ли “Отечественные записки”, тяжелый нумер рвали из рук. “Есть Белинского статья?” — “Есть” — и она поглощалась с лихорадочным сочувствием». В критических статьях В. Г. Белинский, оценивая явления общественной и художественной жизни, на первый план выдвинул принцип историзма, тесно увязывая его с активной гражданской позицией художника. В своем творчестве он отстаивал идеи свободы и независимости личности человека, неприятие самодержавия и угнетения человека человеком.

Значительное  влияние на мировозрение В. Г. Белинского оказал М. А. Бакунин, помогавший ему  в постижении философии И. Г. Фихте  и Г. Ф. Гегеля. К началу 1840-х годов  относится углубленное изучение В. Г. Белинским трудов французских социалистов П. Леру и П. Ж. Прудона, что способствовало его переходу на революционно-демократические позиции. Наиболее полно общественно-политические взгляды В. Г. Белинского были изложены в письме Н. В. Гоголю (июль 1847 г.), которое получило широкое распространие в России в списках (впервые опубликовано А. И. Герценом в альманахе «Полярная звезда» в 1855 г.). В письме, содержавшем резкую критику самодержавия и крепостнических отношений, были сформулированы ближайшие задачи общественного движения: «уничтожение крепостного права, отменение телесных наказаний, введение, по возможности, строго выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть». Реализовать эту программу, как полагал В. Г. Белинский, должно было само правительство.

В конце  жизни надежды на революционность  народа и его способность освободиться от деспотизма сменяются у В. Г. Белинского убеждением в целесообразности не революционного, а реформистского пути развития России. Незадолго до смерти в письме к П. В. Анненкову он писал: «Кстати, мой верующий друг (М. А. Бакунин) и наши славянофилы сильно помогли мне сбросить с себя мистическое верование в народ. Где и когда народ освободил себя? Всегда и все делалось через личности». Рассуждая о неизбежности перемен в русском обществе, их постепенном характере, В. Г. Белинский отмечал, что «процесс гражданского развития в России начнется не прежде, как с той минуты, когда русское дворянство обратится в буржуазию».

1830–40-е  годы отмечены распространением  в России идей европейского утопического социализма. В некоторой степени это было обусловлено тем, что учение А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Д. Оуэна удовлетворяло потребностям части русского общества в антибуржуазном мировоззрении, формировавшимся под влиянием революционных событий в Европе в 1830-х годах (А. И. Володин). Особая роль в осмыслении теории утопического социализма с учетом российских реалий принадлежит А. И. Герцену и Н. П. Огареву.

Общественно-политические взгляды А. И. Герцена претерпели сложную эволюцию. В 1830-е годы он полагал, что на смену политическим революциям в Европе, не улучшившим положение трудящихся, придут социальные революции, в ходе которых будет создан новый общественный строй, свободный от эксплуатации человека человеком. Исходя из этого, освобождение России от самодержавия и крепостничества он связывал с победой революционного движения в Западной Европе.

Однако  под воздействием поражения революций  в Европе (1848–1849) А. И. Герцен пришел к выводу, что представители европейского либерализма эволюционизируют в сторону контрреволюции, а пролетариат еще не способен прийти к власти и построить социалистическое общество. Основную причину этого он видел в том, что вследствие отчуждения трудящихся от средств производства, включая землю, западноевропейское общество погрязло в «мещанстве» и приобретательстве. Поэтому переход индустриального Запада к социализму в значительной степени будет затруднен «обуржуазиванием» и «омещаниванием» трудящихся. А. И. Герцен считал, что Россия и Запад пойдут к социализму разными дорогами: Запад — «пролетариатом к социализму», а Россия — «социализмом к свободе». Размышляя таким образом об итогах западноевропейских революций, он пришел к заключению о возможности особого пути России к социализму. На рубеже 1840–50-х годов А. И. Герцен приступил к разработке теории общинного социализма.

Революционные события в Европе конца 1840-х годов  коренным образом изменили и взгляды  А. И. Герцена на общину и артель. Если в начале 1840-х годов, во время  дискуссий со славянофилами, он оспаривал  тезис о самобытности русского крестьянского  уклада, основанного на общинной и  круговой поруке, то теперь он рассматривал общину как средоточие «социальных  элементов», которые при определенных условиях могли стать основой  социалистических преобразований в  обществе. По мнению А. И. Герцена, идеи западноевропейского социализма в  главном совпадали с тенденциями  развития русского народного быта, носителями которого являлись «село, артели работников, мирской сход, казачество».

А. И. Герцен не исключал, что Россия не минует этап капиталистического развития, но при  этом избежит «язв капитализма», присущих европейским странам. Этот вывод  он обосновывал тем, что часть  русского общества в своем развитии «прошла через все фазы либерализма  от английского конституциализма до поклонения 93-му году (Французской революции)», усвоив теорию западноевропейского социализма и соединив ее с «началами русской народной жизни». Программа «русского социализма», составленная А. И. Герценом в середине 1850-х годов, включала следующие положения: «сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и городское самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развивать частные права и сохранить неделимость земли». Социальная революция должна была освободить крестьянство от крепостничества, наделив его землей.

Теория  общинного социализма А. И. Герцена  впоследствии послужила идеологической основой народничества, лидеры которого — П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, Н. П. Ткачев, Н. Г. Чернышевский, Н. К. Михайловский —  внесли свой вклад в ее развитие.

Сторонниками  демократических и социалистических идей были члены кружка чиновника  министерства иностранных дел М. В. Буташевича-Петрашевского (1821–1866), образовавшегося  в 1845 г. в Петербурге. По пятницам у  М. В. Буташевича-Петрашевского собирались студенты, учителя, чиновники, писатели, журналисты, в том числе Ф. М. Достоевский, В. Н. Майков, А. Н. Плещеев, М. Е. Салтыков, П. П. Семенов (Тян-Шанский), М. И. Глинка. Под «петрашевцами» в современной историографии понимаются не только участники кружка М. В. Петрашевского, но и те, кто входил в кружки Н. С. Кашкина, С. Ф. Дурова, Н. А. Мобелли, А. Н. Плещеева. Петрашевцы не приняли общей программы, организационно не оформились, однако некоторые признаки организации у них присутствовали. За время существования кружка его цели и задачи менялись от самообразования и изучения теорий западноевропейских социалистов-утопистов до их пропаганды в самой широкой социальной среде. Петрашевцы были сторонниками республиканской формы правления с однопалатным парламентом и системой выборности служащих всех правительственных учреждений. При этом они не исключали возможности установления конституционной монархии с номинальными полномочиями монарха. Петрашевцы выступали за отмену крепостного права, демократические свободы, равенство всех перед законом и судом, федеративное устройство государства, в котором представители всех народов получили бы широкую автономию. Большая часть членов кружка полагала, что добиться осуществления этих требований можно мирным путем.

Революционные события 1848 г. в Европе способствовали радикализации политических взглядов петрашевцев. Так, Н. А. Спешнев считал возможным реализовать программые положения кружка в ходе крестьянского бунта. Планировалось начать восстание в Сибири, затем оно должно было охватить районы с давними традициями народных движений и завершиться свержением царской власти. Н. С. Кашкин, С. Ф. Дуров, Н. А. Мобелли, поддержав Н. А. Спешнева, предложили создать тайное революционное общество, подпольную типографию и распространять в народе антиправительственные издания. Офицер Н. П. Григорьев подготовил прокламацию «Солдатская беседа», в которой сообщалось о тяжелом положении солдат в армии, а студент П. Н. Филиппов в листовке «Десять заповедей» показал трагическую участь крепостных крестьян. В апреле 1849 г. кружок был разгромлен полицией. Всего к следствию было привлечено 123 человека, часть арестованных содержалась в казематах Петропавловской крепости. Дело петрашевцев рассматривал военный суд. Одно из главных обвинений, предъявленных участникам собраний у М. В. Петрашевского, состояло в чтении письма В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю, которое предполагалось нелегально распространить в Петербурге. Руководители кружка (21 человек, включая Ф. М. Достоевского) были приговорены к расстрелу. Николай I не утвердил приговора, но приказал инсценировать смертную казнь на Семеновской площади Санкт-Петербурга. После «безмерно страшных минут ожидания смерти», как вспоминал Ф. М. Достоевский, был зачитан царский указ о замене смертной казни каторжными работами в Сибири. Другие петрашевцы были отправлены в арестантские роты.

Формирование  различных общественно-политических течений способствовало росту национальных настроений в нерусских регионах империи, главным образом в Прибалтике, Украине и Белоруссии и в Польше. В начале 1846 г. в Киеве было создано тайное политическое общество — Кирилло-Мефодиевское братство (или Украино-славянское общество), названное так по имени создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия. Учредителями общества были профессор Киевского университета историк Н. И. Костомаров, историк и педагог Н. И. Гулак и студент Киевского университета В. М. Белозерский. В состав общества входили писатель П. А. Кулиш и поэт Т. Г. Шевченко.

Летом 1846 г. Н. И. Костомаров и В. М. Белозерский  разработали устав и программный  документ общества — «Книга бытия  украинского народа». Участники братства выступали против крепостного права, сословных привилегий, а также за национальное и социальное освобождение Украины, образование славянской демократической федерации в составе России, Украины, Польши, Чехии, Сербии и Болгарии со столицей в Киеве. Государственное и общественное устройство славянских народов должно было основываться на идеях христианского социализма, законодательную власть должен был осуществлять двухпалатный сейм, а исполнительную — президент.

Информация о работе Общественно-политическая мысль России в первой половине XIX века, формы, направления, теоретические основы, идейная эволюция