Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2017 в 11:54, доклад
Новгородская феодальная республика — русское средневековое государство, которое существовало в период с 1136 по 1478 год. В самый пик своего расцвета республика включала в себя кроме Новгородской земли также территории от Балтийского моря до Уральских гор и от Белого моря до верховьев Волги и Западной Двины. В январе 1478 года Иван III включил Новгородскую республику в состав Московского государства.
Псковская феодальная республика — средневековое государство на территории Руси. С начала XI до 1136 года управлялась киевскими наместниками, затем находилась в составе Новгородской феодальной республики. 1348 г. – Псковская республика получила независимость. В 1510 году вошла в состав централизованного Русского государства.
Известна и такая категория землевладельцев, как своеземцы или земцы. Исследования показали, что основная масса новгородских своеземцев (673 из 780) владела мелкими и мельчайшими вотчинами, соразмерными с крестьянскими наделами. Около 25% обрабатывали участки своим трудом без помощи половников и холопов. Около 1 / 3 оставляли свои владения в пользовании крестьян и не жили в вотчинах. Большей частью своеземцы жили в городе. В. О. Ключевский считал, что земцы — крестьяне-собственники. Современные исследователи относят их, однако, к мелким феодалам. В сельскую общину они не входили, а пользовались привилегиями члена городской общины. Спорно происхождение своеземцев. Существует мнение, что своеземцы — это измельчавшие бояре. Некоторые исследователи полагают, что своеземцы — измельчавшие житьи люди. Считают возможным и третий путь возникновения своеземцев: распад коллективной собственности горожан или скупка земель у разоряющихся смердов-общинников. Документы и прежде всего новгородские писцовые книги, свидетельствуют, что одной из наиболее древних форм землевладения являлось коллективное землевладение горожан. Так, в коллективной собственности более чем 115 жителей г. Ямы находилось село в 52 крестьянских двора с пашней и другими угодьями. Распад такой коллективной собственности был одним из источников появления мелких вотчин.
Характерной особенностью землевладения в феодальных республиках являлось то, что основной землевладельческой группой были горожане. Члены городской общины имели исключительное право на приобретение вотчин из земель, тяготеющих к городу. Вече определяло режим этих земель. Запрещалась передача их иногородним, в том числе даже князю. В случае особых заслуг перед городом вече могло пожаловать землю. Тем самым проявлялась интересная особенность феодальных вотчин вечевого города: это землевладение, свободное от отношений сюзеренитета-вассалитета; вотчинник сохраняет связи лишь со своей городской общиной.
Таким образом, в Новгороде трудно отделить феодалов и городское население, вотчинников и купцов. Но, так или иначе, купцы в Новгороде и Пскове играли громадную роль. Основным занятием их была внутренняя и внешняя торговля, однако, как и каждый горожанин, они могли быть землевладельцами.
Купечество объединялось в корпорации, общества. Центрами корпораций обычно выступали церкви. В "Рукописании князя Всеволода" XIII в. до нас дошел устав такой корпорации, объединенной вокруг новгородской церкви Иоанна Предтечи, построенной на купеческие деньги. Иванская корпорация объединяла весьма зажиточных купцов: вступительный взнос равнялся 50 гривнам серебра (около 10 кг серебра). В уставе определялся порядок управления Иванской организацией. Поскольку купцы объединялись вокруг церкви, то, как и положено прихожанам, избирали старост (причем сразу трех): один от житьих и "черных" людей (впоследствии тысяцкий) и два от купцов. Старосты разбирали как внутрицерковные проблемы, так и споры иванских купцов с иностранными и новгородскими купцами. Иванская организация в решении своих дел была вполне самостоятельна, и посадник не участвовал в рассмотрении таких споров. Иванское купечество не было единственной купеческой организацией города. Документы позволяют говорить о корпорации купцов, ведших заморскую торговлю, купцов, торговавших скотом.
В Новгороде существовали и так называемые черные, малодшие люди, к которым относились мастера, ученики, ремесленники и наймиты. Как члены городской общины, они пользовались некоторыми привилегиями, в частности, при покупке земель, тянувших к городу, принимали участие в местном самоуправлении, обладали податным иммунитетом.
Зависимое население республик включало в себя прежде всего крестьян, половников, холопов. Большая часть крестьян находилась в зависимости от феодального государства. В документах они именуются смердами. Смерд должен был выполнять повинности в пользу государства, платить налоги. Из договора, заключенного Псковом с Литвой, видно, что беглого смерда необходимо возвращать "в свой погост". Таким образом, ясно, что смерды, по сути, прикреплялись к земле. Крестьяне, зависимые от отдельных феодалов, как правило, смердами не именовались. В некоторых документах монастырские крестьяне назывались сиротами. Постепенно увеличивается количество крестьян, зависимых от феодалов. Рост вотчинного землевладения происходил разными путями. Наиболее распространенными были самовольный захват крестьянских земель, а также покупка феодалом земельного участка общинника, вышедшего из крестьянской общины, находившейся в процессе разложения.
Большое место в Псковской судной грамоте уделено половникам, т. е. людям, работающим из половины урожая. В Пскове половники делились на изорников — пахарей, огородников и кочетников, т. е. рыболовов. Их объединяло то, что они жили не на своей земле, а в "селе" государя. Закон устанавливал общие нормы, определяющие уход изорника от своего господина: один раз в году, поздней осенью, и при условии выплаты всех долгов.
Одновременно и государь не мог выгнать изорника в другое время. Поземельная зависимость изорника от государя не делала его лицом недееспособным. В науке есть мнение, что степень зависимости изорника от господина определяется тем, к какой группе феодалов принадлежит хозяин земли, на которой работает изорник. У крупного землевладельца крестьянину жилось хуже, он был связан прочными письменными обязательствами.
Известно, что в Новгороде и Пскове были и холопы. Исторические документы предписывают возвращать беглых холопов их хозяевам. Господина нес ответственность за своего холопа в случае совершения последним преступления, преследуемого в порядке частного обвинения. В этом случае хозяин холопа уплачивал штраф даже тогда, когда преступление было совершено до поступления в холопство. Холопы в Новгородской республике использовались для обработки земель в феодальных вотчинах.
Значительному развитию феодальных отношений и торговли, многоплановости социальной структуры соответствовал сложный комплекс классовых противоречий, которые в условиях вечевой демократии часто выливались в вооруженные столкновения. Ни одно другое древнерусское государство не дает такой насыщенной картины классовой борьбы. Новгород и Псков прошли большой путь от разложения родового строя и перехода к государственности в условиях зарождающегося феодализма до зрелого феодального строя. Процессы усложнения социальной структуры и обострения социальных и политических противоречий совпали во второй четверти XV века со стабилизацией отношений между Новгородом и московскими великими князьями, что привело к концентрации сил, поглощенных ранее борьбой против усиления власти князя, на сугубо внутренних конфликтах. Наряду с бурным и постоянным характером социальных столкновений для Новгорода показательна непоследовательность и за редкими исключениями несамостоятельность "простой чади", обманутой вечевыми порядками и расколотой групповыми интересами.
НОВГОРОДСКАЯ И ПСКОВСКАЯ СУДНЫЕ ГРАМОТЫ
На развитие права в Новгородской и Псковской феодальных республиках большое влияние оказала Русская правда Ярослава. Важными правовыми документами были многочисленные княжеские уставы, грамоты, договоры города с князьями и т.д.
Существует лишь один и весьма неполный список Новгородской судной грамоты. Новгородская судная грамота дошла до нас в виде отрывка в московской редакции конца 70-х годов XV в., содержащем только нормы процессуального права. Существует два списка Псковской судной грамоты, а в сумме они дают представление о ее полном тексте. Все это и объясняет неясность многих статей документа. Если сравнивать Псковскую судную грамоту с Русской правдой, то можно заметить, что в ней в отличии от Русской правды гораздо больше норм гражданского права и меньше уголовного.
Судные грамоты Новгорода и Пскова были приняты вечевыми собраниями городов в середине XV в. До того, как Новгород и Псков присоединили к Москве, главными источниками права в этих городах являлись именно судные грамоты.
Новгородская судная грамота — судебный кодекс Новгородской феодальной республики XV в., дошедший в редакции 1471 года в единственном списке в составе рукописного сборника середины 1470-х годов.
В надписи на Новгородской судной грамоте говорится, что эта грамота составлена на общем вече на Ярославовом дворе. Новгородская судная грамота ограничивается узаконениями о суде и порядке суда, других узаконений в ней нет. Статьи, содержащиеся в ней, можно разделить на следующие отделы: о видах суда и об ограждении суда законом; об истце, ответчике и поверенных, или адвокатах; о послухах, или свидетелях; о вызове в суд; о судебных сроках; о судебных пошлинах; о порядке суда. Новгородская судная грамота отразила интересы господствующего класса Новгорода (бояр, житьих людей и других его представителей), а также политику великого князя Ивана Васильевича по ограничению произвола новгородского боярства в пользу великокняжеской власти.
По характеру и значению Новгородская судная грамота схожа с Псковской судной грамотой и судебными порядками Северо-Восточной Руси, отличия заключаются в основном в порядке судопроизводства.
Судебными правами обладали все органы власти и управления: вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста.
Структурно суд делился на управы. Суд созывался в Новгороде три раза в неделю: по понедельникам, средам и пятницам, а также организовывались выездные заседания по Новгородским. Все дела в суде должны были докладываться архиепископу, а разрешаться они должны были строго в назначенный срок.
Суд был церковным или княжеским, на котором обязательно присутствовал архиепископ или князь. Суд был состязательным. По достижении примирения, выдавались судебные грамоты, не подлежащие обжалованию. Решение суда считалось окончательным и неизменным. Если одна из сторон не согласилась на судебное примирение, созывался суд.
Споры церковного человека с мирянином разбирал городской судья вместе с наместником архиепископа. Княжеские люди судились городским и княжеским боярами на территории князя, пересуд по этим делам осуществлял сам князь в присутствии посадника. На тысяцкого возлагалось руководство торговым судом и разбор дел полицейского характера, при участии посадника он разбирал споры новгородских и иноземных купцов. Споры купцов, ремесленников рассматривали кооперативные общественные суды — суды старост и братчины.
Псковская судная грамота — нормативно-правовой акт, регламентирующий, в большей степени, гражданско-правовые отношения. Памятник феодального права России XV века.
Псковская судная грамота, свод законов Псковской феодальной республики, составленный на основании отдельных постановлений Псковского веча, совета бояр, княжеских грамот, норм Русской правды и обычного права. Отражает важнейшие черты социально-экономической и политической жизни Псковской земли в XIV—XV вв. Псковская судная грамота охраняла права феодальной собственности на землю; регламентировала порядок оформления прав собственности на землю, ход разбирательств споров о земле; определяла положение крестьян-изорников.
Внушительное количество статей Псковской судной грамоты посвящено торгово-ремесленным отношениям (купля-продажа, залог, дарение, заем, и т.д.). За политические и уголовные преступления полагалась смертная казнь. Псковская судная грамота содержит материал, показывающий характерное для Псковской феодальной республики сращивание светского и церковного управленческого аппарата. Псковская судная грамота стала одним из важнейших источников Судебника 1497 г.
Существуют несколько обстоятельств, выдвигающих Псковскую судную грамоту в первый ряд источников по истории русского права а следовательно, и русской государственности.
Одно из самых важнейших – это невообразимое богатство ее содержания. Организация суда, взаимоотношения между различными должностными лицами, нормы уголовного и гражданского права – все это было прописано в статьях грамоты.
Также Грамота связывает право домонгольской Руси с правом возрожденной России, сплотившейся вокруг своей новой столицы. Грамота как бы отталкивается от Правды, принимает ее за основу, но видоизменяет, а главное — дополняет ее.
В отличие от Русской Правды и позднейших судебников, она — памятник княжеско-вечевого законодательства. Характерная, и даже определяющая черта права Средневековой — симбиоз княжеского права и права обычного.
Все эти обстоятельства делают Грамоту уникальным источником по истории России. Сложившаяся в северо-западном углу Русской земли в вечевом городе. В Грамоте отразились коренные проблемы государственно-правового и социально-экономического развития нашей страны на протяжении веков.
1. Глушкова В. Г. Исторический путеводитель – Новгородская земля. Природа. Люди. История. Хозяйство – М.: "Вече", 2009. – 10 с.
2. История России. С древнейших времен до конца XVI века: учебник / под ред. Данилов А.А., Косулина Л.Г – М.: 2015. – 288 с.
3. Общественный строй
Новгородской и Псковской феодальных
республик [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.studfiles.ru/
4. Государственное
управление Новгорода и Пскова
в XII-XV вв. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://biofile.ru/his/27363.
5. Вечевой
строй Новгорода и Пскова. Посадники, тысяцкие,
митрополиты, бояре. [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/
6. Государственный
строй Новгородской и
7.Новгородская
земля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Информация о работе Новгородская и Псковская феодальные республики