Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2017 в 11:54, доклад
Новгородская феодальная республика — русское средневековое государство, которое существовало в период с 1136 по 1478 год. В самый пик своего расцвета республика включала в себя кроме Новгородской земли также территории от Балтийского моря до Уральских гор и от Белого моря до верховьев Волги и Западной Двины. В январе 1478 года Иван III включил Новгородскую республику в состав Московского государства.
Псковская феодальная республика — средневековое государство на территории Руси. С начала XI до 1136 года управлялась киевскими наместниками, затем находилась в составе Новгородской феодальной республики. 1348 г. – Псковская республика получила независимость. В 1510 году вошла в состав централизованного Русского государства.
Псковское вече обладало некоторыми своими особенностями. Так как в республике отсутствовало крупное боярское землевладение, боярство не являлось настолько сильным и могущественным, чтобы сосредоточить в своих руках всю политическую власть. Роль князя усиливалась из-за военной опасности, постоянно угрожавшей Пскову, что, в свою очередь, тоже ослабляло политическую роль боярства. Поэтому вече в Пскове в значительно большей степени, чем в Новгороде, учитывало интересы городской общины. Вече не было органом, созывавшимся регулярно. Обычно оно собиралось по инициативе высших должностных лиц, они же готовили повестку дня, проекты решений. От них во многом зависело, что "приговорит" вече. Коллегия, подготовлявшая вече и осуществлявшая руководство текущими делами, называлась Осподой, или Советом господ, - в Новгороде и Господой, или Советом бояр, - в Пскове. В Осподу, или Совет господ, входили высшие выборные должностные лица Новгорода: посадник, тысяцкий, кончанские старосты, соцкие. В XV в. новгородский Совет господ насчитывал более 50 человек. Он заседал в палатах архиепископа и под его председательством. В Пскове в Совет бояр входили князь, посадники, соцкие.
Совет господ решал важнейшие на данный момент вопросы текущей политики, составлял законопроекты. Псковская Господа в более узком составе являлась еще и судебным органом. Решения, которые готовил Совет господ для веча, как правило, принимались. Совет, будучи составленным из представителей боярской знати, проводил политику, угодную боярству. По словам В.О. Ключевского, "это была скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления".
Высшим должностным лицом был посадник. Он выбирался из местных бояр. Посадник – это глава города, "посаженный" князем (первоначально, затем вечем), в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Посадник подчинялся народному вече и контролировал власть князя. Посадник ведал охраной правопорядка, судом, подписанием дипломатических договоров. Под властью посадника находилось посадское войско. Посадник избирался вечем на один – два года и руководил деятельностью всех должностных лиц. Вместе с князем посадник ведал вопросами управления и суда, командовал военным войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних отношениях. С середины XIV века в Новгороде стали избирать сразу 6 посадников с пожизненными полномочиями, но одного из них избирали на должность главного – степенного посадника.
Помощником посадника был тысяцкий. Он был вторым высшим должностным лицом в Новгородской республике. Он осуществлял контроль за налоговой системой, ведал торговым судом и возглавлял в походах городское ополчение. Помимо этого он осуществлял полицейский надзор за порядком в Новгороде. Если посадник был боярином, то тысяцкий представлял в городском управлении сословия ниже: купцов, ремесленников, "меньших" людей. За свою службу и посадник и тысяцкий получали поралье.
Глава новгородской церкви – владыка, т. е. епископ (позже архиепископ), также избирался на вече. Он хранил казну, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой, наблюдал за торговыми мерами, возглавлял церковный суд. При его дворе велась новгородская летопись. Епископ имел свой полк. Должность владыки, в отличие от остальных, была пожизненной.
Победа республиканского строя не привела к ликвидации князя как политической фигуры в Новгородской и Псковской феодальных республиках. Князья приглашались после того, как их кандидатура предварительно обсуждалась на Совете Господ. Затем кандидатура на пост князя рекомендовалась народному собранию. Вече приглашало князя с дружиной как начальника всех вооруженных сил в случае войны. Вече заключало с князем письменный акт. Князь не имел права вмешиваться в дела городского управления. Ему и его боярам не разрешалось иметь владения в Новгородской земле и окраинах, вести торговлю. Если князь нарушал договор, вече прогоняло его – "указывало путь". Стремясь не допустить усиления княжеской власти, новгородцы подолгу не задерживали своих князей на постах. Отсутствие собственной княжеской династии позволяло Новгородской земле, в отличие от других русских княжеств, избежать дробления земель и сохранить свое единство. Важнейшей функцией князей была защита Новгородской и Псковской республик от внешних нападений. Князь также наблюдал за возведением оборонительных укреплений вокруг городов, выполнял судебные функции, участвовал в вече. Иногда князь направлялся в соседние страны. Важнейшим источником доходов князя являлись судебные пошлины. Новгород заботился о том, чтобы князь со своей дружиной не вошел слишком глубоко в жизнь новгородского общества и не сделался в нем влиятельной социальной силой. Князь со своей дружиной должен был проживать на Городище. В грамоте устанавливались угодья князя, в которых он мог охотиться, ловить рыбу и т.д.: " А летом, князь, ездить на Озвалозверей ловить. В Ладогу, князь, посылать осетренника и медовара…". Князю и его людям запрещалось принимать кого-либо из новгородцев в личную зависимость: " А из Бежичей, князь, людей не выводить в свою волость, ни из другой волости новгородской, ни грамот им не давать, ни закладников не принимать…- ни смерда, ни купца". А также нельзя было приобретать земельную собственность во владениях Великого Новгорода: " А в Бежичах и во всей земле новгородской ни тебе, князь, ни княгине твоей, ни твоим боярам, ни, ни твоим слугам сел не держать, не покупать и в подарок не брать".
Таким образом, князь должен был стоять около Новгорода, служа ему, а не во главе его, правя им. Город нуждался в князе, но " в тоже время относился к нему с крайним недоверием" и старался всячески стеснить и ограничить его власть.
Основные нормы, относящиеся к судопроизводству, в Новгороде и Пскове мы можем найти в Новгородской и Псковской судных грамотах. Следует заметить, что суд, как и в Киевской Руси носил состязательный характер. Стороны в процессе назывались сутяжниками. Судебные функции в Новгороде и Пскове выполняли различные органы. Наиболее крупные уголовные дела: государственные преступления, преступления высших должностных лиц и др., — рассматривало вече. В суд князя с посадником входило еще 10 "докладчиков" (по боярину и житьему человеку от каждого из пяти концов). Они разбирали дела об убийствах, разбое, грабеже и др.
Торговым судом ведал тысяцкий вместе с пятью старостами, избиравшимися купеческим обществом- Иванской сотней. Этот же суд с участием посадника рассматривал дела, возникавшие между новгородцами и купцами Немецкого двора в Новгороде.
Право суда над духовенством, а также над феодально-зависимым населением, проживавшим на землях монастырей и церквей, принадлежала новгородскому епископу. Он имел в Новгороде и Пскове своих владычных наместников, которые непосредственно или с помощью своих тиунов осуществляли судебные функции. К подсудности церковных судов относились преступления против религии, семьи и дела о наследстве. Мелкие уголовные дела, все гражданские дела, кроме споров о землевладении в самом Новгороде и Пскове, были подсудны выборным лицам- сотским. В Новгородских и Псковских пригородах дела рассматривались княжными наместниками вместе с посадниками пригородов. Судебные функции в волостях выполняли старосты волостей.
Помимо указанных органов, суд могла осуществлять также братчина. Братчина – это объединение ремесленников, носившее производственный, профессиональный характер. Участники братчины (пивцы) избирали из своей среды старосту, который являлся организатором увеселений. Во время этих увеселений могли быть случаи побоев, оскорблений и т.д. Псковская судная грамота предоставляла самой братчине рассматривать дела этой категории.
Лицами, выполнявшими функции судебных исполнителей, являлись подвойские или приставы и княжеские агенты, которые получали за выполнение своих обязанностей с проигравшей стороны судебные пошлины.
Система органов, осуществляющих правосудие в Новгороде и Пскове, имела свои особенности. Для нее характерно широкое участие в правосудии веча, правда, со временем все более убывающее. Как свидетельствуют летописи, вече осуществляло суд по наиболее опасным для государства преступлениям. Известны случаи, когда на вече производилось и дознание. Ни в Новгороде, ни в Пскове князья не имели права судить единолично, что специально записывалось в договорах с ними. Но они судили вместе с посадниками, а также представителями бояр и житьих людей. На местах дела тоже рассматривались коллегиально княжескими людьми и представителями пригородов.
Тысяцкий и два купеческих старосты осуществляли суд торговый. Статьи 5 и 6 "Рукописания князя Всеволода" подчеркивают независимость этого суда от посадника. Только в случае совершения преступления, в котором были замешаны новгородские и иностранные купцы, суд по делу осуществлял посадник совместно с тысяцким и купеческими старостами.
Традиционно споры между духовенством, церковными людьми, а также дела, подлежащие церковной юрисдикции, решались церковным судом. До 1385 г. такой суд вершил московский митрополит у себя или во время своих поездок в Новгород. С 1385 г. право суда было передано новгородскому архиепископу, который судил с участием представителей бояр и житьих людей. Дела, в которых одна сторона подлежала церковной юрисдикции, а другая - светской, рассматривались смешанным судом, состоящим из представителей духовенства и городских властей. ПСГ знает и суд братчины. Исследователи видят в нем пережиток древнего общинного института. Ю.Г. Алексеев установил: "братчина - это соседская территориальная община сельчан или уличан, совпадающая с церковным приходом. Суду братчины подлежали мелкие ссоры, кражи на пиру."
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ НОВГОРОДСКОЙ И ПСКОВСКОЙ ФЕОДАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК
Социальная структура Новгородской республики была по тому времени довольно своеобразной для Руси. Как уже отмечалось, княжеского домена на новгородчине не образовалось. Прежде всего, новгородское население делилось на лучших и меньших людей. Причем меньшие люди были меньшими только по экономическому положению и фактическому значению, но не по политическим правам. Фактическое неравенство при полном равенстве юридическом стало причиной многочисленных новгородских бунтов и восстаний.
Кроме общего разделения на лучших и меньших, новгородское общество делилось на три класса: высший класс – бояре, средний – житьи люди, своеземцы и купцы, низший – черные люди. В Новгороде и Пскове, как и в других районах Руси, существовали светские и духовные феодалы. К духовным прежде всего относили монастыри и высшие духовные иерархи: архиепископ, епископ, настоятели монастырей. Монастырское землевладение росло достаточно быстро, многие светские феодалы передавали по завещаниям свои земли на помин души, часто монастыри покупали землю, были и случаи захвата ими земель как общинных, так и незанятых. В то же время монастыри редко отчуждали свои владения, в качестве исключения могут рассматриваться сделки по продаже монастырями земли. Исключалось и дробление церковных земель, свойственное светскому землевладению. Обширные земли давали Новгородской епархии значительные доходы, которые пускались духовенством в торговый оборот. Церковь в Новгороде и в Пскове объявила себя покровительницей торговли. Она являлась хранительницей эталонов мер и весов, скрепляла международные торговые договоры. Все это делало церковь и высшее духовенство влиятельной силой в обеих феодальных республиках.
К светским феодалам принадлежали бояре, житьи люди (т. е. зажиточные), к ним можно отнести также своеземцев (земцев в Пскове). Особенностью Новгорода и Пскова было отсутствие княжеского домена и наличие землевладения городской общины. Наиболее влиятельную группу феодалов составляли бояре — потомки родоплеменной знати. В основе их политического могущества лежало богатство. Первоначально бояре пользовались доходами от общественных земель Новгорода, выступавшего как коллективный феодал. Однако к XIV в. сложилось уже и индивидуальное землевладение боярства. Кроме того, новгородские бояре широко занимались торговлей и ростовщичеством. Они ревностно охраняли свои исключительные права занимать высшие выборные должности в республике (посадника, кончанского старосты). Имевшим порой и большие состояния житьим людям путь к этим должностям был закрыт. Даже должность тысяцкого, представлявшего интересы прежде всего житьих и "черных”" людей, в XIV в. стали занимать бояре. Поскольку в Пскове крупное землевладение распространено не было, экономическое господство бояр не стало таким сильным, как в Новгороде. В силу этого роль князя и веча в Пскове была выше, чем в Новгороде.
Новгородское боярство, в отличие от боярства других княжеств, являлось не дружиной князя, а крупными землевладельцами и капиталистами. Боярство стояло во главе всего новгородского общества. Оно сложилось из военной старшины, управлявшей Новгородом до появления Рюрика. По разным обстоятельствам эта знать не утратила своего привилегированного положения и при князьях. Уже в XI в. князья, правившие Новгородом, назначали на местные правительственные должности людей из местного же общества. Таким образом, новгородская администрация по личному составу своему сделалась туземной еще прежде, чем сделалась выборной. Боярство являлось основной политической силой Новгорода. Получая со своих земель колоссальные доходы, бояре имели возможность подкупать на вече "крикунов" и проводить решения, нужные им. Кроме того, обладая большими капиталами, бояре ссужали ими купцов и таким образом стояли во главе торговых оборотов.
Житьи люди упоминаются в Новгородской судной грамоте рядом с боярами. Они тоже имели земли, населенные крестьянами, оставаясь при этом так же, как и бояре, горожанами. Участвовали житьи люди и в торговле. Однако главным, что определяло их статус, было именно землевладение. Как справедливо подметил еще В. О. Ключевский, житьих людей не случайно после падения Новгорода верстали в служилые люди с поместным окладом, а не записывали в городские посады, как купцов. Однако житьи люди, хотя и были феодалами, имели ограниченные права по сравнению с боярством. Они не могли избираться на высшие государственные должности; до XIV в. из числа житьих людей избирали тысяцкого, но затем эта должность была узурпирована боярством.
Информация о работе Новгородская и Псковская феодальные республики