Конституции Великой Французкой Революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2010 в 19:44, Не определен

Описание работы

Целью работы является: сравнительный анализ трех Конституций времен Великой Французской революции.
Предмет исследования – тексты Конституций 1791г., 1793г., 1795г.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. дать характеристику программному документу – Декларации прав человека и гражданина;
2. дать характеристику политической системы Франции по Конституции 1791 года;
3. показать Конституцию 1793 года как первую республиканскую Конституцию;
4. показать подготовку и обсуждение проекта новой Конституции 1795 года;
5. охарактеризовать политическую систему Директории согласно Конституции III года республики.

Файлы: 1 файл

Текст5.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

  СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение

 

     Важнейшим событием, с которым связано становление во Франции конституционных порядков и демократических принципов организации власти, стала Великая Французская революция 1789—1799 гг. Она привела к падению абсолютизма не только во Франции, но и во многих европейских странах.

     Во  Франции к 1789 году не было единой правовой системы вообще. Важной вехой на пути становления французского конституционализма явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина – гордый и прекрасный документ, написанный истинно свободными людьми, уверенными в своей силе и правоте.

     Актуальность  исследования обусловлена тем, что  Республика Казахстан обрела независимость и суверенитет и приняла новую Конституцию. Конституция Республики Казахстан была принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. Впервые в истории Казахстана народ суверенного государственного образования прямым волеизъявлением определил основополагающие принципы деятельности республики, основы конституционного строя, правовой статус личности. Развитие государственности, основополагающие правовые принципы, права и свободы человека и гражданина требуют постоянного обращения к истокам становления демократии, истории развития конституционализма в других странах, осмысления особенностей на разных этапах развития.

     Кроме того, актуальность работы определяется тем, что при оценке Великой Французской революции и её Конституций,  в настоящее время существуют разные точки мнения. Полное исчезновение идеологического пресса Коммунистической партии и государства, постоянно давившего на советских историков Французской революции, открыло возможности для свободного поиска в области методологии, для творческого восприятия передовых достижений зарубежной науки.

     Целью работы является: сравнительный анализ трех Конституций времен Великой  Французской революции.

     Предмет исследования – тексты Конституций 1791г., 1793г., 1795г.

     Цель предполагает решение следующих задач:

  1. дать характеристику программному документу – Декларации прав человека и гражданина;
  2. дать характеристику политической системы Франции по Конституции 1791 года;
  3. показать Конституцию 1793 года как первую республиканскую Конституцию;
  4. показать подготовку и обсуждение проекта новой Конституции 1795 года;
  5. охарактеризовать политическую систему Директории согласно Конституции III года республики.

В дипломной  работе использованы документы, относящиеся  к эпохе Великой Французской  революции. Источником являются три Конституции и Декларации прав человека и гражданина, принятых в 1791, 1793 и 1795 годах.

     При работе с источником был использован  сборник «Документы истории Великой  французской революции»[1]. Помимо текстов Деклараций и Конституций, сборник содержит речи деятелей революции и другие документы, представляющие интерес для работы по данной теме. А также «Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII- XVIII вв.»[2]. В основном в сборник включены документы революционного направления. Вместе с тем в публикацию входят отдельные документы из лагеря контрреволюции, а также некоторые материалы отражающие международную обстановку, в частности позицию России в отношении Французской революции.

     Говоря  об источниках, использованных в дипломной  работе, мы обязательно должны упомянуть  произведения деятелей Французской революции. Нельзя не сказать о Марате, пламенном трибуне олицетворяющим собой всю мощь французского народа. Марат являлся одним из авторов проекта первой Декларации[3].

     В дипломной работе мы не могли не отметить речи и произведения М. Робеспьера в книге «Революционная законность и правосудие», которые  помогли нам в определении одной из основной темы дипломной работы – понять принципы якобизма [4].

     Несомненно, на деятелей Французской революции  огромное влияние оказали работы французских просветителей. Нас больше всего заинтересовал труд Монтескье, в котором он выдвигал учение о благотворном значении разделения властей на независимые, но контролирующие друг друга законодательную, исполнительную и судебную инстанции. В дипломной работе мы постарались представить именно эту идею великого француза [5].

     Анализ  имеющейся на сегодняшний день научной  литературы, позволяет сделать вывод о том, что эпоха Великой Французской революции довольно хорошо освещена в исторической литературе. Но несмотря на великое множество работ историков, посвященных Французской революции, очень большой разброс мнений и позиций в оценке степени демократичности Конституций 1791-1795гг.

     Как уже отмечалось, существуют прямо противоположные подходы к оценке и трактовке Конституций Французской революции и наша задача представить мнения разных авторов по теме нашей работы.

     В 50-70-е годы признанными лидерами советской историографии Французской  революции были А.З. Манфред (1906-1976) и В.М. Далин (1902-1985), два выдающихся представителя поколения "романтиков революции", пришедшего в науку вскоре после 1917 г.

     С их кончиной научное лидерство в  этой области перешло к А. В. Адо (1928-1995) и Г.С. Кучеренко (1932-1997). Сформировавшиеся как специалисты в период "оттепели" и уже в 60-е годы имевшие возможность заниматься исследовательской работой во Франции, и тот, и другой были далеки от воинствующего марксизма предшественников и гораздо больше, нежели те, открыты к восприятию современных веяний в мировой, в т.ч. немарксистской, историографии.

     Одним из ярчайших советских историков,  занимавшихся проблемами Французской  революции XVIII века, был А.З. Манфред. В своем труде «Великая французская революция»[6]. Манфред очень интересно освещает события Революции, а говоря о конституциях, подробно излагает важнейшие их аспекты. Прекрасно отражает общую для советских историков восторженность якобинцами мнение Манфреда относительно якобинской Конституции. О Конституции 1795 года Манфред говорит как об антинародной, антидемократической, критикуя здесь в первую очередь высокий избирательный ценз.

     Новый взгляд на якобинский террор еще в  советское время представлял  ленинградский историк В.Г.Ревуненков. В 1996 году вышло третье, дополненное, издание его книги о Французской  революции [7]. Но по данной теме комментарии Ревуненкова сильно перекликаются с точкой зрения Манфреда. Новые акценты были расставлены лишь в вопросе о якобинской законодательной деятельности. Ревуненков отмечает те же ее особенности, что и Манфред, но больший упор делая на «отрицательных» сторонах, таких как право частной собственности, и менее эмоционально отзываясь о «положительных», таких как установление республики, всеобщего избирательного права, демократических свобод.

     В дипломной работе представлены работы и таких сторонников советской трактовки истории как, В. Г. Графский [8], О. А. Жидков и Н. А. Крашенинникова [9], А. Е. Рогинская [10].  Это объясняется тем, что необходимо «сохранить преемственность в исследованиях и сберечь все то действительно ценное, что уходящая в прошлое советская историография оставляет в наследство новой.»[11].

     В дипломной работе была использована работа Рогинской А. Е. «Очерки по истории Франции XVII - XIXвв.»[10], автор трактует все события того времени в марксистско-ленинской направленности. Но мы воспользовались прекрасным изложением хронологической последовательности развития истории Французской революции.

     В советское время в нашей стране был популярен французский историк  – социалист того времени А.Собуль. В своем труде «Первая республика»[12] он описывает Конституции 1793 и 1795 гг. В работе Собуля выражен классовый подход в историческом исследовании.

     Работы  авторов В.Г. Графского [8], О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой [9] использованы мной как основные исследования, при написании работы. 

     Из  работ иностранных историков, нам  интересен французский историк  И. Тэн. В труде «Происхождение современной  Франции» [13] представляет большой интерес крайне консервативные и монархические взгляды Тэна, так как контрастирует со многими оценками Революции в целом и революционных Конституций в частности.

     Французский историк Боск Я. в работе ««Арсенал  для подстрекателей» (Декларация прав человека как программа практических действий)»[14] пытается понять, были ли революционные Декларации прав чисто  теоретическими текстами или являли собой основу для политической практики. Боск рассматривает дебаты в Конвенте по поводу принятия Конституции 1795 годя и предваряющей ее Декларации. В процессе исследования историк приходит к выводам, что Декларация 1789 года действительно рассматривалась как программа действий, но это было и необходимо для поднятия революционного духа в народе. В 1795 году же такая необходимость отпала, требовалось установление спокойствия и порядка, и депутаты Конвента высказывались категорически против того, чтобы Декларация прав человека и гражданина рассматривалась как закон. Они специально подчеркивали этот момент, и исключили из нее формулировки, казавшиеся им опасными, могущими привести к гражданской розни.

     Новый поворот в изучении отечественными специалистами истории Французской революции конца XVIII века произошел с началом перестройки.

     В 1998 году в Институте Всеобщей истории  РАН вышла книга, представляющая современный взгляд отечественных  и зарубежных историков на Французскую  революцию XVIII века. Это сборник «Исторические этюды о французской революции»[15]. Красной нитью через эту публикацию проходит новый, критический, взгляд на якобинскую диктатуру, отказ от ее прославления, которое было принято в советской историографии. Этот вопрос затрагивает А.В.Чудинов [11], он касается проблемы изучения революционных Конституций и осуждает устоявшийся в советской науке подход к ним, как к классово ограниченным.

       В своей работе мы использовали  статьи Д.Ю.Бовыкина [16], А.В.Адо [17], Э.Пименовой [18]. Эти работы ниспровергают устоявшиеся теории относительно Французской революции в советской историографии.

     Бовыкин Д. Ю., в своей статье «Ни короля, ни монархии. Исполнительная власть в Конституции III года республики.»[19], утверждает, что вопрос о структуре будущей исполнительной власти вызывал едва ли не наибольшее количество разногласий, как в стенах Ассамблеи, так и в обществе в целом. Анализ этих проблем кажется немаловажным сразу в нескольких аспектах. С одной стороны, он позволяет проследить, в какой мере термидорианцы опирались на наследие Просветителей, каким образом их идеи (в частности, по поводу необходимости разделения властей) трансформировались по прошествии шести лет революции. С другой стороны, небезынтересна и иная проблема: синтез идеологических представлений и реального опыта, совмещение теории и практики.

     Хронологические рамки исследования охватывают 1789-1795гг., когда Конституции принимались: 3 сентября 1791, 24 июня 1793, 23 сентября 1795гг.

     Структура дипломной работы обусловлена логикой достижения цели и решения задач. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, приложение и списка использованных источников. Каждая глава разделена на параграфы. В первой главе рассматривается Конституция 1791 года – как закрепление итогов первого этапа революции. Во второй главе раскрывается Конституция 1793 года как первая республиканская конституция. В третьей главе исследуется Конституция IIIгода Революции, определившая режим Директории.

     В заключении дается сравнительный анализ трех Конституций времен Великой Французской революции.

 

1 Конституция 1791 года – как закрепление итогов первого этапа революции

1. 1. Программный документ революции - Декларация прав человека и гражданина

     Французская абсолютная монархия с середины 80х  годов XVIII века находилась в состоянии глубокого кризиса, который был неразрешим в рамках существующей политической системы.

     Король  Людовик XVI был вынужден созвать Генеральные штаты постановлением Королевского совета от 8 августа 1788 г. Заседание Генеральных штатов началось в Версальском дворце 5 мая 1789 г. Собравшиеся проявили необычайную самостоятельность и инициативу: 17 июня депутаты третьего сословия, поддерживаемые низшими слоями духовенства и дворянства, по предложению аббата Эмманюеля Сиейеса провозгласили себя Национальным собранием, а затем 9 июля переименовали себя уже в Учредительное собрание (Конституанта.) [8,454]. Этим подчеркивалось его превращение в бессословный, единый и неделимый общенациональный орган, который поставил перед собой революционную цель: определить основы нового, конституционного строя для Франции.

     В ответ на планы короля Людовика XVI разогнать Учредительное собрание народ Парижа 14 июля 1789 г. поднялся на восстание, которое ознаменовало собой начало революции и одновременно стало концом многовекового абсолютистского правления.

     На  первом этапе революции (14 июля 1789 г. — 10 августа 1792 г.) власть во Франции оказалась в руках группы наиболее активных депутатов — Лафайет, Сиейес, Барнав, Мирабо, Мунье, Дюпор и др., выступавших в Генеральных штатах от имени французского народа и именем революции. Объективно они отражали интересы крупной буржуазии и либерального дворянства. Они стремились сохранить монархию, подвести под пошатнувшееся здание старой государственности прочный фундамент конституционализма. В связи с этим вожди третьего сословия в Учредительном собрании получили название конституционалистов.

Информация о работе Конституции Великой Французкой Революции