Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2015 в 09:24, реферат
Тридцатые годы XX века отличаются большой уплотнённостью событий, быстрым переходом одного состояния в другое, своеобразием контекста в мировой политике. Этот период вобрал в себя беспрецедентную по темпам и размерам реконструкцию промышленности и срывы производственных программ начала и конца десятилетия, широкомасштабное перераспределение собственности в сельском хозяйстве, наступление на кулака, голод и частичную стабилизацию экономики в середине 30-х годов, маргинализацию общества и подавление как левой, так и правой оппозиции.
Введение.
Глава 1. Начало коллективизации.
Глава 2. Антикулацкие меры.
Глава 3. "Успехи".
Глава 4. Сопротивление крестьян.
Глава 5. "Головокружение от успехов"
Глава 6. Итоги коллективизации.
Заключение.
Библиографический список.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Чебоксарский филиал РАНХиГС
Факультет «Управление и экономика»
Специальность/направление подготовки: Экономика
Кафедра публичного администрирования
РЕФЕРАТ
По дисциплине «История»
На тему: «Коллективизация сельского хозяйства в СССР»
Автор работы:
студент 1 курса
очной формы обучения
Прокопьев Владислав Александрович
Подпись__________
Руководитель работы:
Канд.ист.наук, доцент
А.В. Петухов
Подпись__________
«___»__________201__
Чебоксары – 2015
Содержание
Введение.
Глава 1. Начало коллективизации.
Глава 2. Антикулацкие меры.
Глава 3. "Успехи".
Глава 4. Сопротивление крестьян.
Глава 5. "Головокружение от успехов"
Глава 6. Итоги коллективизации.
Заключение.
Библиографический список.
Введение
Тридцатые годы XX века отличаются большой уплотнённостью событий, быстрым переходом одного состояния в другое, своеобразием контекста в мировой политике. Этот период вобрал в себя беспрецедентную по темпам и размерам реконструкцию промышленности и срывы производственных программ начала и конца десятилетия, широкомасштабное перераспределение собственности в сельском хозяйстве, наступление на кулака, голод и частичную стабилизацию экономики в середине 30-х годов, маргинализацию общества и подавление как левой, так и правой оппозиции.
В апреле 1929 Шестнадцатая партконференция принимает решение о проведении второй генеральной чистки (первая была в 1921 году): будут "вычищены" все, кто когда-либо (в 1923 - 29) голосовал против Сталина поддерживал - безразлично какую - оппозиционную платформу.
Инструкция наркомата рабоче-крестьянской инспекции делила всех "вычищенных" из советского аппарата на три категории. Вычищенные "по первой категории" лишались всех прав на пособие, пенсию, работу, выселялись из квартир. "Вторая категория" давала возможность получить работу в учреждениях другого типа или в другой местности. "Третью категорию" снижали в должности, делали отметку в биографии. Обвинения достаточные для "чистки" по той или иной категории, были настолько широки, настолько двусмысленны, что, учитывая сотни тысяч глаз "народных чистильщиков", в страхе держалось всё население страны. Одним из результатов новой политики было бегство из Советского Союза ответственных чиновников и невозвращение на родину сотрудников советских дипломатических, торговых, разведывательных миссий, где также проводилась чистка.
Важное место в серии "размягчающих" ударов отводится очередному наступлению на церковь. 8 апреля 1929 года принимается закон, усиливающий контроль государства над приходами. 22 мая утверждается поправка к статье 13 Конституции, разрешающая свободу религиозных культов и одновременно антирелигиозной пропаганды. Религиозная пропаганда становится фактически государственным преступлением. Служители культа и их семьи лишаются государственных прав. Как "лишенцы" они не имели права на продовольственные карточки, медицинскую помощь, коммунальные квартиры. Их дети не могут поступить в школы и высшие учебные заведения. Дети священников вынуждены отрекаться от своих отцов, чтобы иметь возможность учиться, просто жить. 27 августа 1929 вводится "непрерывка": была ликвидирована семидневная неделя, вместо неё введена пятидневка - четыре дня работы, пятый выходной. "Утопия стала реальным делом. Непрерывная производственная неделя выбила наше время из календарного седла. С уничтожением сонного провала, которым был седьмой, воскресный день, страна пребывала в постоянном бодрствовании. Промышленность не была готова к "непрерывке", но система эта ликвидировала воскресенье. "Непрерывка держалась до 1940 года, когда советское правительство по собственной воле подарило трудящимся воскресенье, как день отдыха. Летом 1931 года Сталин объявляет войну "уравниловке". "Равенство" объявляется мелкобуржуазным понятием, само слово приобретает пренебрежительно-презрительную форму: "уравниловка". Неравенство становится официально – социалистической добродетелью. Вводится новая тарифная сетка - оплата труда производится в зависимости от выработки, и от разряда. Материальные стимулы должны поощрять трудящихся. И нематериальные - ордена, почётные звания. Эти нематериальные стимулы всегда оборачивались материальными: орденоносцы получают повышения по службе, особые пайки и т.д. в стране действуют, по меньшей мере, 6 разных цен на товары: 1) государственные цены на пайковые товары, выдаваемые по карточкам; 2) коммерческие цены - значительно более высокие - на товары без карточек; 3) "средне повышенные цены" на товары, продаваемые в рабочих районах, - ниже коммерческих, выше государственных; 4) цены "образцовых магазинов" - универмагов, в которых цены выше коммерческих; 5) "торгсины" - магазины, в которых все товары продаются только за золото или валюту; 6) рыночные цены.
В годы первой пятилетки 40% экспортной выручки дал экспорт зерна, в 1931 году на СССР пришлось 1/3 мирового импорта машин и оборудования, а 80-85% всего установленного в этот период на советских заводов оборудования было закуплено на Западе. Но индустриализация была оплачена дорогой ценой: ежегодное изъятие "лишних" 10 млн. т зерна вызвало вскоре страшный голод. Не будет преувеличением сказать, что за импортные станки советский народ расплатился не зерном, а голодом 1932-1933 годов, унесшим немало жизней. Такова была истинная цена индустриализации.
Было сделано много. И Сталин имел право спросить на Семнадцатом съезде: "Не чудо ли это?"
Главным источником средств, пошедших на осуществление пятилетнего плана, были "внутренние накопления". Вывозится нефть и золото, добыча которого увеличивается. Расширение добычи золота и леса идёт за счёт широкого употребления труда заключённых. Распродаются сокровища русских музеев. Золото выжимается всеми средствами из граждан. И даже - по свидетельству Вальтера Кривицкого - Сталин решает тряхнуть стариной и прибегнуть к самому простому способу приобретения валюты: изготовление долларов в подвалах ГПУ. В 1908 году Сталин руководил "отъёмом" денег у государственного казначейства в Тифлисе (в революционных кругах это называлось "экспроприация"), четверть века спустя он дал приказ начать изготовление 100-долларовых бумажек в Москве, на Лубянке.
В1929 году, торжественно провозглашая начало великого перелома в социалистическом строительстве и обосновывая его целесообразность, И.В.
Сталин обещал, что крупное колхозное и совхозное земледелие "будут проявлять чудеса роста", что "практика" колхозов и совхозов опровергнет возражения "науки" относительно эффективности "крупных зерновых фабрик в 40-50 тыс. гектаров", что "если развитие колхозов и совхозов пойдёт усиленным темпом, наша страна через каких-нибудь три года станет одной из самых хлебных стран, если на самой хлебной страной в мире". (В жизни не оправдалось ни одно из этих утверждений.)
С лета 1929 года началась коллективизация сельского хозяйства, носившая в целом отнюдь не добровольный характер. С июля до конца года в колхозы было объединено около 3,4 млн. крестьянских хозяйств, т.е. 14% их общего числа; к исходу февраля 1930 года в колхозах численность уже 14 млн. хозяйств - 60% общего числа. Зажиточные хозяйства раскулачивались, их владельцы вместе с семьями выселялись в отдалённые не обжитые районы. Только в 1930 - 1931 годах было выселено свыше 380 тыс. семей, т.е. около 2 млн. человек. Всего же было раскулачено значительно больше.
В 1928 году Сталин неожиданно объявил, что кулаками являются 5% всех крестьян (1,2 млн. крестьянских хозяйств и 6,2 млн. тогдашнего сельского населения), причём 2 - 3 % из них (500 - 700 тыс. крестьянских дворов) – особенно зажиточные, подлежащие индивидуальному налогообложению.
Данные эти были явно завышены. Обследование 614 тыс. крестьянских хозяйств, проведённое в 1927 году, выявило, что только 3,2% из общего числа являлись кулацкими (им принадлежало 7,5% рабочего скота, 21,7% машин и орудий). К осени 1929 по расчётам академика Тихонова, фактически было ликвидировано не менее 3 млн. крестьянских хозяйств, т.е. 11 - 12% всех дворов. "Это значит, - пишет он, - не менее 15 млн. душ осталось без крова. Около 2 млн. "пристроилось" на индустриальных стройках. Остальные в лучшем случае в переселение на сибирский лесоповал, а около миллиона взрослых трудоспособных отправилось торить дорогу в лагеря"...
Партия исходила из того, что для упрочения диктатуры пролетариата и
построения социалистического общества, кроме индустриализации, необходим ещё переход от мелкого индивидуального крестьянского хозяйства к крупному коллективному сельскому хозяйству, снабжённому тракторами и современными сельхозмашинами, как единственно прочной основе Советской власти в деревне. Она же исходила из того, что без коллективизации невозможно вывести нашу страну на широкую дорогу построения экономического фундамента социализма, невозможно избавить многомиллионное трудящееся крестьянство от нищеты. Созданная 8 декабря 1929 года при Политбюро комиссия, возглавляемая наркомземом Яковлевым предложила провести Сплошную коллективизацию" районов Нижней Волги к осени 1930, Центральной чернозёмной области и степной Украины - к осени 1931, левобережной Украины - к весне 1932, Севера и Сибири - к 1933
году. Сталин и ближайший его в это время соратник Молотов настаивал на ещё большем убыстрении темпов. Вступление в колхоз означало передачу коллективу всего имущества. 10 декабря созданный в это время Колхозцентр направил директивную телеграмму "всем местным организациям в районах сплошной коллективизации": "осуществить 100% коллективизацию тяглового скота и коров, 80% - свиней, 60% - овец и птиц, 25% коллективных хозяйств должно быть коммунами".
В деревню направляются коммунисты - двадцать пять тысяч - для того, чтобы загнать крестьян в колхоз. Крестьянам заявляют: кто не идёт в колхоз, тот враг советской власти. На 1 июля 1928 года в колхозах было 1,7% крестьян, в ноябре 1929 - 7,6%, в марте 1930 года - 58%. Не смущаясь ничем, Сталин не перестаёт "подхлёстывать партийных работников на местах, а они в свою очередь - рядовых членов партии, "двадцатипятитысячников". Растёт число колхозников, сокращается число
"кулаков", определения понятия "кулак" не было. Кулаками считали тех, у кого было две коровы, или две лошади, или хороший дом. Поскольку не было ясного представления, что такое "кулак", каждый район получал норму коллективизации и раскулачивания. Норма коллективизации была всюду одинаковой - 100%, норма раскулачивания - разной, в среднем 5 - 7%. Но "многие из крестьян, которые ранее относились к середнякам или зажиточным середнякам, теперь были записаны в кулаки и подвергнуты "раскулачиванию". Впрочем, выселению подверглись и многие маломощные середняки, бедняки и даже некоторые бедняки, которые... для удобства репрессий были обозначены нелепым термином "подкулачник"...
2. Антикулацкие меры
Исходя из политики ликвидации кулачества как класса и в связи с приближающейся сельскохозяйственной кампанией, ЦК постановляет провести следующие мероприятия:
3. Принять в отношении кулаков следующие меры:
I. Первая категория - контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путём заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессий;
II. Вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР и в пределах данного края в отдалённые районы края;
III. В третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках.
4. Количество ликвидируемых по каждой из трёх категорий кулацких хозяйств составляло в среднем, примерно, 3 - 5%.
Выселению и конфискации имущества не подлежат семьи красноармейцев и командного состава РККА. В отношении же кулаков, члены семей которых длительное время работают на фабриках и заводах, должен быть проявлен особо осторожный подход с выяснением положения соответствующих лиц не только в деревне, но и у соответствующих заводских организациях.
Одновременно шло два процесса: создание колхозов и ликвидация "кулака".
Процессы эти были взаимосвязаны многими нитями. Прежде всего "раскулачивание" должно было дать "материальную базу". С конца 1929 до середины 1930 "было раскулачено свыше 320 тысяч кулацких хозяйств. Их имущество (стоимостью более 175 млн. рублей) было передано в неделимые фонды колхозов в качестве вступительных взносов батраков и бедноты. Это имущество составило более 34% колхозного неделимого имущества". Ликвидация "кулаков", лишая деревню наиболее предприимчивых, наиболее независимых крестьян, подрывала дух сопротивления. Кроме того, судьба "раскулаченных", выселяемых, вывозимых на Север, должна была служить примером того, как поступает советская власть с теми, кто не идёт в колхоз. Идти в колхоз нужно было немедленно.
Информация о работе Коллективизация сельского хозяйства в СССР