Коллективизация сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:36, доклад

Описание работы

На XV съезде партии (1927) был утвержден курс на коллективизацию сельского хозяйства. При этом решительно заявлялось, что создание коллективных хозяйств должно быть сугубо добровольным делом самих крестьян. Но уже летом 1929 года начавшаяся коллективизация приняла далеко не добровольный характер. С июля по декабрь 1929 года было объединено около 3,4 млн. крестьянских дворов, или 14 % от их общего числа. К концу февраля 1930 года уже насчитывалось 14 млн. объединившихся крестьянских хозяйств, или 60 % их общего числа.

Файлы: 1 файл

Коллективизация.docx

— 18.71 Кб (Скачать файл)

1. Коллективизация сельского хозяйства.

На XV съезде партии (1927) был утвержден курс на коллективизацию сельского хозяйства. При этом решительно заявлялось, что создание коллективных хозяйств должно быть сугубо добровольным делом самих крестьян. Но уже летом 1929 года начавшаяся коллективизация приняла далеко не добровольный характер. С июля по декабрь 1929 года было объединено около 3,4 млн. крестьянских дворов, или 14 % от их общего числа. К концу февраля 1930 года уже насчитывалось 14 млн. объединившихся крестьянских хозяйств, или 60 % их общего числа.

Повсеместная коллективизация, необходимость которой обосновал  И. Сталин в статье «Год великого перелома» (ноябрь 1929 года), пришла на смену чрезвычайным мерам по хлебозаготовкам. В этой статье утверждалось, что широкие слои крестьянства готовы к вступлению в коллективные хозяйства, подчеркивалась также необходимость решительного наступления на кулачество.

В декабре 1929 года руководство  партии и государства предложило провести сплошную коллективизацию с установлением жестких сроков. Так, в Нижнем Поволжье, на Дону и на Северном Кавказе ее следовало завершить к осени 1930 года, в Центрально-Черноземных областях и районах степной Украины – к осени 1931 года, в районах степной Украины – к осени 1931 года, в Левобережной Украине – к весне 1932 года, в остальных районах страны – к 1933 году.

Для проведения коллективизации  из городов в деревни направили 25 тыс. рабочих-коммунистов, которым были даны большие полномочия по насильственному объединению крестьян. Тех, кто не хотел идти в общественное хозяйство, могли объявить врагами советской власти.

Еще в 1928 году был принят закон  «Об общих началах землепользования и землеустройства», по которому новым совместным хозяйствам устанавливались определенные льготы при получении кредитов, уплате налогов и др.

На первом этапе коллективизации еще не совсем было ясно, какую форму примут новые хозяйства. В некоторых регионах они становились коммунами с полным обобществлением материальных условий производства и быта. В других местах принимали форму товариществ по совместной обработке земли (ТОЗ), где обобществление проходило не полностью, а с сохранением индивидуальных крестьянских наделов.

Но постепенно основной формой объединения крестьян стали сельскохозяйственные артели с обобществлением основных материальных ресурсов (земли, тяглового и крупного рогатого скота, техники) и с сохранением личного подсобного хозяйства крестьян. Позже сельскохозяйственные артели (коллективные хозяйства) повсеместно получили название колхоз, под которым они и вошли в историю СССР.

Наряду с колхозами  в этот период получили развитие и  советские хозяйства – совхозы, т. е. сельскохозяйственные предприятия, принадлежавшие государству. Но их количество было невелико.

В начале 1930 года руководству  страны стало очевидно, что невероятно высокие темпы коллективизации  и связанные с ними потери наносят  вред самой идее объединения крестьян. К тому же весенняя посевная кампания находилась под угрозой срыва. 2 марта 1930 года в газете «Правда» была опубликована статья И. Сталина «Головокружение от успехов», в которой он возложил всю вину за нарушения и искажения генеральной линии партии на местных руководителей и исполнителей.

После публикации статьи было позволено выходить из колхозов тем, кого заставили войти туда насильно. Колхозы стали разваливаться, как карточные домики, так как крестьяне массово покидали их.

Но осенью, после уборки урожая, кампания по обобществлению крестьянских хозяйств началась с новой силой.

Одновременно с объединением крестьянских дворов в колхозы шел  процесс раскулачивания, в ходе которого у зажиточных крестьян изымали имущество, землю, а их самих с семьями, детьми и стариками высылали в отдаленные необжитые районы, направляли на лесозаготовки и в концлагеря, лишая всех политических и гражданских прав.

С конца 1929 до середины 1930 года было раскулачено свыше 320 тыс. кулацких хозяйств, а их имущество стоимостью более 115 млн. руб. передано в неделимые фонды колхозов, что составило более 34 % всей стоимости колхозного имущества.

В городах обстановка была очень напряженной, продовольствия не хватало даже по карточкам. Люди стояли в очередях за хлебом по несколько  суток, умирая прямо на улицах, не получив ничего.

Политическое руководство  страны не стремилось спасать голодающих от смерти не потому, что в стране не было хлеба, а потому, что оно  пыталось таким образом ослабить крестьянство как независимую политическую силу, заставить крестьян согласиться с коллективизацией.

Демографические итоги коллективизации  были катастрофическими. Если во время  Гражданской войны в ходе «расказачивания» (1918–1919) было уничтожено около 1 млн. казаков на юге России, и это было огромной бедой для страны, то гибель в мирное время населения с ведома собственного правительства можно рассматривать как трагедию.

Следует еще раз подчеркнуть, что основной целью коллективизации было решение зерновой проблемы, поскольку изымать сельскохозяйственную продукцию у колхозов было гораздо удобнее, чем у миллионов разрозненных крестьянских хозяйств. Но форма изъятия продукции у колхозов в пользу государства была найдена не сразу.

Первоначально только что  созданные колхозы включили в  систему контрактации, т. е. в систему договоров об обязательной поставке сельскохозяйственной продукции государству в обмен на товары промышленного производства. В 1933 году она была заменена системой обязательной сдачи продукции (так называемая первая заповедь колхозника) по твердым нормам с каждого гектара посевных площадей и твердым государственным ценам.

С 1930 года в колхозах началось широкое распространение трудодней, которые служили условной единицей соизмерения затрат труда отдельных членов колхоза и определения их доли в конечных результатах деятельности хозяйства. Был установлен минимум трудодней, который необходимо было выполнить колхозникам, работая в общественном хозяйстве. К нарушителям трудовой дисциплины применялись меры строгого наказания вплоть до уголовного. Позже одной из распространенных форм наказания стало изъятие у этих колхозников приусадебных участков, что фактически означало для них нищету и голод, ведь других источников продовольствия у крестьян не было.

Особо сложные времена  для колхозников наступили с введением в 1932 году паспортной системы в СССР. Паспорта могли получить только жители городов, рабочих поселков, новостроек. Колхозники паспортов не получали.

Насильственная коллективизация привела к снижению эффективности сельскохозяйственного производства, поскольку принудительный труд оказался менее производительным, нежели он был в частных хозяйствах. 

В 1935 году был принят «Устав сельскохозяйственной артели», в соответствии с которым колхозники получали право иметь небольшие приусадебные участки, держать корову, свиней, овец, птицу. Излишки продукции с приусадебного участка можно было реализовывать на городских рынках, на которых горожане покупали значительную часть продовольствия.

Коллективные хозяйства  играли ведущую роль лишь в производстве зерна, сахарной свеклы, подсолнечника  и других технических культур, а  основная часть продовольствия, как  и до коллективизации, поступала  от единоличных хозяйств и приусадебных участков крестьян.

1 пятилетка – 1928-1932, 2 – 1933-1937, 3 – 1938-1942 (сорван началом ВОВ).

Достижения.

Достижения довоенных пятилеток были весьма впечатляющими.

1. Уже в первой пятилетке удвоился промышленный потенциал.

2. Было построено в первой пятилетке 1,5 тыс., во второй – 4,5 тыс. новых предприятий.

3. Сделан скачок в развитии тяжёлой промышленности, в первую очередь в оборонной, которая росла втрое быстрее промышленности в целом. Вступили в строй такие гиганты, как Днепрогэс, Магнитогорский, Урало-Кузнецкий комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Уральский и Крематорский заводы тяжёлого машиностроения, Уральский вагоностроительный и Челябинский тракторный заводы, Криворожский, Новолипецкий, Новотульский металлургические заводы и др.

4. Возникли новые отрасли – производство тракторов, автомобилей, танков, самолетов.

5. Уже в первой пятилетке удвоилась численность рабочих и служащих, в орбиту индустрии втягивались окраины, выросли десятки новых городов и промышленных поселков, в 1930 г. было покончено с безработицей. 

6. «По абсолютным объемам промышленной продукции СССР вышел на второе место в мире после США.

7. Сократилось его отставание от передовых стран мира по производству промышленной продукции на душу населения: в 20-е годы разрыв составлял 5-10 раз, в 1940 г. – 1,5-4 раза».


Информация о работе Коллективизация сельского хозяйства