Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2009 в 14:38, Не определен
Казачество составляет одно из оригинальных и крупных явлений исторической жизни двух главных племен русского народа: велико- и малороссов. Возникшие в XVI века на всем юго-западе, юге и юго-востоке русских областей казацкие общины долго имели серьезное значение в общем ходе истории народа, являясь защитниками и колонизаторами границ и оказывая давление на внутренний строй и судьбу государств.
Так как само казачество образовалось не только как организация для охраны границ, но и как организация для завоевания новых территорий. То в XIX веке эта организация, как уже правительственное войско, участвовавшее почти во всех походах, которые предпринимало государство, но и в обороне самого государства. Создавались новые казачьи войска для охраны границ. Так было образовано Сибирское, а затем Забайкальское. Благодаря хорошей боевой подготовке и военным традициям казачьи части сыграли видную роль в Отечественной войне 1812 года.
Оригинальная и в высшей степени своеобразная личность донского атамана Матвея Ивановича Платова занимает в числе сподвижников Александра I совершенно особенное положение. Он – один из наиболее любимых народных героев, созданных отечественною войною. Великая эпоха 1812 года, озарившая Дон, выдвинула этого грозного вождя “Казацкой орды”, и имя его облетело из конца в конец всю Европу. Главная деятельность Платова протекала среди кровавых войн наполеоновской эпохи, но колыбелью его известности был все-таки Кавказ – свидетель геройской обороны его, в глухих и пустынных степях Ставропольского края, во время турецкой войны.
В 1806 году, будучи войсковым атаманом, он в первый раз повел свои донские войска на битвы с французами, и с этих пор до взятия Парижа, можно сказать, не вынимал ноги из боевого стремени, совершив ряд громких подвигов. Одни донцы под предводительством Платова отбили у французов в 1812 году 546 орудий, 30 знамен и взяли в плен 10 генералов и 70 тысяч нижних чинов.
26 июня первый раз Платов столкнулся с большими силами французов и произошло это у деревни Кореличи. Польские уланы графа Турно налетели на казаков, отходивших к деревне Кореличи. Платов решил их проучить и приказал Атаманскому полку заманить их в вентерь. Быстро рассыпались атаманцы по колосящимся рожью полю. Редкая и бойкая лава задорно стала наступать на поляков, застучали ружья казачьи, там и там отдельные звенья с пронзительным гиком бросились на улан. Уланы развернули эскадроны. Между тем, за тонкой завесой атаманской лавы, Платов собрал полки Сысоева 3-го и Иловайского 5-го и спрятал из за деревней Кореличи. И только тронулись уланы в атаку, как лава казачья повернула назад и пошла уходить. Уланы пошли рысью, рысью пошли и казаки. Они дразнили своими маневрами. Рассерженные уланы решили их истребить. Они бросились ходом на атаманцев, но атаманцы быстро и неуловимо свернулись по флангам, широкий вентерь казачий раздался и в него влетели эскадроны графа Турно. И тут их приняла под выстрелы донская артиллерия и с гиком понеслись полки Сысоева и Иловайского. Замкнулся вентерь. С флангов летели атаманские сотни, всюду были казаки. Польские уланы начали уходить, но казаки их преследовали и наносили им страшные раны пиками. Много поляков попало в плен. Более 250 человек израненных улан было доставлено донцами своему атаману.
“У нас, - писал атаман в своем донесении, - урон был не велик, потому что перестрелкой занимались мало, но дружно атаковали в дротики”. В этом бою, кроме Атаманского и полков Сысоева и Иловайского 5-го, приняли участие полки: краснова 1-го, Иловайского 10-го, иловайского 11-го, Перекопский татарский и Ставропольский калмыцкий.
И так было почти каждый день. Казаки знали, как делать набеги! Их учили этому черкесы и татары, и набег казачий был быстр и внезапен. 15 июля рассеявшиеся по всему тылу французов казаки стали собираться в Дубровну, где перешли Днепр и соединились с 1-й армией. За этот набег казаки истребили более 2000 неприятеля, взяли в плен 13 офицеров и 630 человек. Такой же набег повторил Платов и между 1-м и 4 августа. Никто во французской армии и нигде не мог быть спокоен, что на него не налетят казаки. Они были везде. Каждая деревня, каждая роща, каждый куст скрывал казака. Они бесстрашно кидались на французов и ничто их не могло смутить.
Сражение при Тарутине решило исход войны в пользу России. Это было первое сражение со времени перехода французов через Неман, где русские одержали полную победу. И эту победу русской армии дали донские и кубанские казаки. Кубанцы под командованием гр. В.В.Орлова-Денисова “презрев свою опасность и ужас смерти окружили кирасир и обратили их в бегство – после чего ”имя казака гремело ужасом” по всей Европе. Кутузов после битвы отмечал: “Казаки делают чудеса: истребляют не только пехотные колонны, но нападают быстро и на артиллерию”.
За время нахождения Наполеона в Москве его армия ослабела. Тарутинское сражение показало русским, что французы уже не в силах бороться с ними, и сами французы это поняли и начали отступать.
Как при вступлении Наполеона в Русскую землю донцы наседали на французов и всюду теснили их, так и теперь, при отходе врага, донские казаки неустанно преследовали его. Они навели панику и уныние на французских начальников. Вот что писали о них в это время лучшие знатоки кавалерийского дела:
“…Казаки делают войну весьма опасною, - писал о донцах француз де-Брак, - и в особенности для тех офицеров, которые назначены производить разведки. Многие из них, в особенности офицеры генерального штаба, довольствовались обыкновенно тем, что успевали узнать от местных жителей, и из опасения наткнуться на казаков, нигде не проверяли на месте этих показаний, а потому император не мог узнать того, что происходило в неприятельских войсках…”
Другой француз, генерал Моран, поражается лихостью и увертливостью донских казаков.
“…Казаки, кидаясь в атаку, - пишет он, - обыкновенно несутся марш-маршем и хорошо останавливаются на этом аллюре. Их лошади много способствуют смелости и со своими всадниками составляют, как будто, одно целое. Эти люди будучи осторожны, не требуют особых попечений о себе, отличаются необыкновенною стремительностью в своих действиях и редкой смелостью в своих движениях”.
Насколько
популярно было тогда имя Платова
в Европе, можно судить по следующим
фактам. В Лондоне, на общем собрании
сословий города, было поставлено в
признательность к великим
Хвала! Наш вихорь-атаман,
Вождь невредимых, Платов!
Твой очарованный аркан
Гроза для супостатов.7
7После смерти императора Александра I на престол вступил его родной брат Николай I. Еще с 1801 года велась непрерывная война на Кавказе, где воевали казаки. В 1826 году началась война с Персией, а в 1828 году и с Турцией. Донские полки участвовали во всех трех войнах.
8 октября 1828 года соединенные турецкие и египетские корабли были разбиты и уничтожены соединенными кораблями России, Англии и Франции под Наварином. Соединенные великие европейские державы наказали турецкого султана за те обиды, которые испытывали богомольцы, ходившие к гробу Господню. Султан приказал всем своим подданным готовиться к войне с Россией. Тогда император Николай I, 14 апреля 1828 года, объявил войну Турции. Пятью армейскими корпусами двинулась армия в Турцию. Три корпуса шли на Дунай, один шел морем на кораблях через Черное море и один на Кавказ. Во всех корпусах находились донские казачьи полки.
За Дунаем война шла большей частью, под крепостями. Осаждали Варну, Силистрию и Шулму и брали эти крепости штурмами. Казакам приходилось нести сторожевую и охранную службу, содержать летучую почту, стоять на заставах.
И на Кавказе тоже должны были одолеть много крепостей. Так в августе 1828 года войска осадили сильную крепость Ахалцых. К туркам подошла помощь, но солдаты отбили подкрепление. Не хватало снарядов, продовольствия, но уже 15 августа войска бросились на штурм. Вместе с егерями в город вскочили донские казаки 4-го взвода донской артиллерии. Когда были крепости взяты армия сходу овладела Адрианополем и вышла на подступы к Константинополю. Тем временем Кавказская армия взяла турецкие крепости Карс и Эрзерум. И в сентябре 1829 года был подписан Адрианопольский мирный договор.
25
ноября 1830 года в Петербурге было
получено известие, что 17 ноября
в Варшаве вспыхнуло восстание.
На усмирение поляков пошли полки: из Петербурга леб-гвардии Казачий и с Дона – Атаманский, Грекова 5-го, Ильина, Андриянова, Катасонова, Секретева, Кутейникова, Борисова, Карпова 4-го, Егорова, Карпова, Платова 2-го, Пименова и Киреева.
Походным атаманом был назначен генерал Максим Григорьевич Власов. В это время Власову было 64 годам, но он сам водил казаков в атаку, и в одном из таких боев был ранен, но едва оправившись от ранения, встал, и сев на коня, стал по–суворовски водить казачьи полки в бой. Усмирение поляков окончилось взятием Варшавы. Но ещё долго стояли казачьи войска по границе и по всем почтовым трактам. Они несли службу, которую теперь несёт пограничная служба. Взводами, полусотнями, редко где сотнями были раскинуты они по Польше и служили без отдыха, без перемены.
В царствование еще Александра I, к России добровольно присоединилось большое и богатое Грузинское царство, лежащее за Кавказскими горами. Сообщение между Тереком, лежащим по эту сторону Кавказского хребта, и Грузией, лежащее по ту сторону гор, могло проходить только через горы, по так называемой Военно-Грузинской дороге. Эта дорога шла через кавказских горцев, черкесов, чеченцев и татар, постоянно нападавших на русских людей. Нужно было смирить их, сделать Кавказ безопасным для его жителей. Для этого России пришлось приступить к постепенному завоеванию Кавказа, к постройке целого ряда небольших укреплений. И сделать это пришлось через ведение постоянное военных действий. Эта Кавказская война тянулась 63 года, с 1801 года по 1864 год.
Кавказская война не походила ни на одну из войн. Враг был повсюду. Сегодня “мирной” татарин – завтра брался за винтовку и из-за скалы стрелял по казакам и солдатам. Всё население Кавказа, - старики, юноши, женщины – были прекрасными воинами и отличными наездниками. Жители исповедывали магометанскую веру. Их священники призывали к войне с христианами, обещая им очищение от грехов и вечную жизнь за убийство русских.8
В конце 20-х годов XIX века оформилось религиозно-политическое течение мюридизм. Оно подразумевало непримиримую борьбу против русских. Наиболее широко это движение было распространено в Дагестане, в котором сложилось своеобразное государство на религиозной основе – имамат.
В 1834 г. главой государства стал Шамиль, который сосредоточил в своих руках административную, военную и духовную власть, создал сильную армию.
Во время тяжелой борьбы с кавказскими горцами много было совершено подвигов донскими казаками. Очень часто им приходилось в одиночку обороняться от многочисленного и злобного неприятеля. Много казаков полегло в горах и долинах Кавказа.
Сюда, на эту вечную войну, шли донские казаки. Они шли сюда, не обученные владеть пикою, шашкою и ружьём, а побеждал тот, кто ловчее рубил, сильнее колол, метче стрелял. Казаки шли на плохих лошадях, а тут были лихие аргамаки, ловкие и быстрые кабардинцы, золотистые карабахи. Тут побеждал тот, у кого лошадь была вернее. Тут надо было вечно учиться, тут надо было иметь полки вместе, всегда на примете… А донских казаков разбирали повсюду. Они сопровождали почту, чиновников, у каждого человека, служившего на Кавказе, был непременно донской казак.. Ослабленные сотни не учились, и, когда наступал бой, они были хуже черноморских или линейных казаков. Горцы не боялись донцов, смеялись над грозными казачьими пиками и называли казаков “камышом”. И бедные донцы только гибли под ударами острых шашек. Под меткими выстрелами чеченцев.
Но
все это быстро переменилось, когда,
в 1846 году, на Кавказ с 20-м полком прибыл
войсковой старшина Яков Петрович Бакланов.
Он стал обучать казаков