Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 21:56, реферат
Цель работы: изучение этнических особенностей представителей финно-угорской группы народов.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. рассмотреть процессы происхождения финно-угорских народов;
2. изучить этническую историю Мордвы;
3. проанализировать традиционную и современную культуру мордвы .
В хозяйственном отношении аборигенные этносы и пришельцы- булгары находились примерно на одном уровне развития: первые, может, и превосходили последних в культуре земледелия, но в социальной, особенно военной, организации уступали им. Местное население ускорило окончательный переход булгар от кочевого скотоводческого образа жизни к оседлому земледельческому. Тесное общение волжских тюрков с территориально близкой мордве способствовало их культурному взаимовлиянию.
О древности мордовско-славянских связей свидетельствуют многочисленные археологические и лингвистические данные. Количество русских (в том числе древнерусских) заимствований в мордовских языках стоит на первом месте. Славянорусско-мордовские этнокультурные взаимосвязи прослеживаются не только в языке, но и в материальной, духовной культуре, общественном и семейном быте мордвы. У восточных славян заимствованы такие праздники, как День коляды, братчины, Масленица, ряд обрядов, игр и др.
Несмотря на специфически локальные этнокультурные особенности, сознание единства мордовского народа всё более крепло, что нашло отражение в его фольклоре. Так, в эпической песне «Вирь чиресэ» («На опушке леса»), повествуется о борьбе мордвы против половцев, эрзяне и мокшане выступают как один народ, и их этнонимы адекватны: «У опушки леса эрзянский парень дрова рубит, На краю леса мокшанский молодец поленья колет... Вправо посмотрел эрзянский парень — губаны идут, Влево посмотрел мокшанский юноша — ногайцы приближаются...». Изображение эрзянина и мокшанина в одном лице присуще произведениям и других жанров фольклора: «Ой, вечером ложится сурский эрзянин, думая, утром просыпается сурский мокшанин, гадая...» (песня-сказка). Являясь одной из форм общественного сознания, фольклор не только художественно отражал общественное бытие, в частности процесс этнической консолидации мордвы, но и оказывал активное воздействие на него, популяризируя идею единения мордвы как народа.
К концу XV в. основная масса мордвы находилась в составе Московского княжества, другая часть оставалась в пределах Казанского ханства. Очевидец его присоединения к Российскому государству (1552 г.) Андрей Курбский писал впоследствии, что кроме «татарска языка» в том царстве 5 языков: мордовский, чувашский, черемисский, «воитецкий» (удмуртский), башкирский. Значительная группа мордвы была принудительно уведена в центральные районы Казанского ханства, где они помимо уплаты ясака обрабатывали ханские земли. Позже, освободившись из неволи, многие из них возвратились на родные земли. Так, в писцовой книге Свияжского уезда за 1565-1567 гг. перечислено более 20 заброшенных мордовских селений. «Да в тех же сёлах и в деревнях, — отмечал писец, — с татары и с чувашею преж сего жили мордва и та де мордва разошлася по своим старым улусам по вотчинам и по ухожьям в мордву на Мокшу и по Суре...».
Переход под власть Московской Руси хотя и не избавлял мордву от бремени феодального гнёта, но давал временное (на 3 года) облегчение от ясака. Симпатии широких масс мордвы были на стороне Москвы, что отражено, например, в исторической песне «Саманька» девушка в кругу подружек на посиделках сетовала на то, что царь 7 лет осаждает казанскую крепость, много льёт солдатской крови, но взять не может, а между тем есть надёжное средство — сделать под стены подкоп и разрушить их пороховым взрывом. Царь, узнав о похвальбе, посылает за девушкой, грозит снять с неё голову, если она не взорвёт крепость. После того, как стены рухнули, царь говорит: «Ох, ты, красная девка, Стоит тебя помиловать, Чем же тебя пожаловать?». Саманька просит отвезти её домой, к её народу, и разрешить ей носить на головном уборе царский образ (монету) в память об участии во взятии казанской крепости. Из песни видно, что заботу о судьбах России проявляли не только русские, но и мордва.
К середине XVI в., после падения Казанского ханства, западная граница мордовских поселений проходила по Оке, муромскому лесу, где были бортные ухожаи алатырской мордвы. Восточная граница простиралась до Суры. В Засурье и далее на юге по берегам Волги вплоть до Самарской Луки мордва владела не только бортными ухожаями, но и поселениями, что доказано археологическими раскопками могильников XIV-XV вв. (Муранский, Барабашинский). На юге мордовские земли достигали р. Хопёр и Тансырей; здесь находились бортные ухожаи мордвы с р. Цны, т. е. мокши, густо расселенные в Тамбовском, Моршанском и Шацком уездах. Отдельные поселения мордвы сохранились на правобережье Волги южнее Казани. В пределах данной территории мордва проживала компактно, составляя преобладающее большинство населения. Лишь в северных и западных районах ареала её традиционного расселения имелись небольшие группы русских поселений, а в центральных и южных — мишарей. Со 2- й половины XVI в. на землях расселения мордвы начала складываться новая этническая ситуация, связанная с интенсивным передвижением русских, миграциями мордвы в пределах коренной этнической территории и поволжских земель.
Плодородные почвы, благоприятные для развития земледелия, богатые дичью леса и рыбой реки, умеренный климат мордовского края, который русские называли «подрайской землицей», привлекали к себе не только помещичий класс и духовенство, но и «вольных» русских поселенцев-крестьян. Во многих районах прежнего жительства мордва быстро оказалась в положении этнического меньшинства. Процесс заселения мордовских земель русскими сопровождался крупными миграциями мордвы. В правобережной части Поволжья русские двигались главным образом по районам расселения мордвы-эрзи, оставляя в стороне земли мордвы-мокши, в результате чего степень участия эрзи в общих миграциях мордвы XVI—XVIII вв. оказалась большей.
Определенное влияние на переселение отдельных групп мордвы в более глухие и отдаленные районы оказало крещение. В целях ускорения христианизации мордвы власти по указу 1740 г. практиковали насильственное переселение инородцев, которые «с крестившимися в одних деревнях живут...», в русские или новокрещенские православные районы. Некоторые новокрещены уже не считали себя настоящей мордвой, называя таковой лишь своих предков, живших и умерших по мордовской вере. Например, в челобитной императрице новокрещены с. Козловка Краснослободского уезда писали в 1770 г.: «Предки наши, бывшия мордва...».
В пореформенный период Российского государства в мордовской среде начали складываться капиталистические отношения. Мордовский край был составной частью системы всероссийского рынка. Богатые крестьяне, ремесленники, купцы и промышленники из мордвы обслуживали местные рынки г. Саранска, Инсара, Темникова, Краснослободска и в большом количестве поставляли продукцию в Москву, Пензу, Нижний Новгород, Казань, Тамбов, Симбирск и другие города страны. Из среды мордвы выделялись состоятельные купцы и промышленники: Аржаевы, Казаевы, Киржемановы, Кичаевы, Сазонкины, Целины, Цетыркины и др. По статистике 1897 г., числились 175 мордовских купцов и промышленников.
В последней четверти XIX в. начала формироваться мордовская интеллигенция, на 1-м этапе — это были выпускники Казанской учительской инородческой семинарии. Её окончили мордовские просветители А. Ф. Юртов, М. Е. Евсевьев, поэт З. Ф. Дорофеев. Там учились Глухов, Л. П. Кирюков, И. П. Кривошеев, М. И. Наумкин, С. Г. Потапкин, И. Ф. Прокаев, Е. В. Скобелев и др. Московское училище живописи, ваяния и зодчества окончил С. Д. Эрьзя. В те годы были изданы первые книги на мокшанском и эрзянском языках, преимущественно религиозного содержания, сделаны попытки вести на них школьное обучение и церковное богослужение.
В Казани было основано Мордовское культурно-просветительное общество (председатель М. Е. Евсевьев), которое разослало «Воззвание к мордовскому народу» с призывом к объединению «интеллигентных и народных сил мордвы для подготовки народа к жизни при новом государственном строе и поднятия культурного состояния мордвы», созданию местных организаций, призванных «воспитывать в своём народе любовь ко всему родному», «знакомить мордву с её прошлым бытом, нравами и читать мордовские произведения, к изданию которых приступило Общество», собирать в школьные библиотеки книг на мордовском языке, создавать, где есть возможность, национальные хоры.
По предложению мордовских священнослужителей дьякона Ф. К. Садкова и протоиерея Ф. П. Стрелкова в воззвании отражены и религиозные цели. «Религия, — провозглашалось в нём, — есть святая святых души человека, поэтому весьма желательно введение богослужения на родном языке». На 1-м заседании 21 мая 1917 г. члены Мордовского культурно-просветительного общества признали необходимым «скорейшее созвание мордовского съезда» и постановили направить делегацию в Министерство народного просвещения России «для освещения нужд мордовского населения, в частности для ходатайства об открытии учительской семинарии для мордвы». Однако просьба осталась без ответа. Не состоялся и мордовский съезд, намечавшийся на август 1917 г. Развитие капитализма привело к стандартизации быта и культуры мордвы, особенно материальной, обусловило переход от традиционных форм к русским и общеевропейским.
Рост промышленности, железнодорожного транспорта, внедрение капиталистических отношений в аграрный сектор повлекли за собой изменение социальной структуры мордвы, формирование в её среде рабочего класса, буржуазии и интеллигенции, что создавало предпосылки для её преобразования в нацию. Но отсутствие административно-политического, экономического и культурного центра, дисперсное расселение на территории ряда губерний, этническая дискриминация были серьёзными препятствиями на этом пути.
Внутренние инфосвязи у мордвы были слабее, чем связи, ассоциировавшие её с русской нацией. Уже для дореволюционной мордвы был характерен билингвизм. Это даёт основание считать, что мордовский этнос из феодальной народности в условиях капиталистической России трансформировался в капиталистический. В послеоктябрьский период произошли качественные изменения не только в социальной структуре, но и в типологии мордовского этноса, который, обретя автономию, стал нацией.
Итак, одним из феноменов идентичности финно-угров является то, что на протяжении длительного времени этносы, разделенные обширными территориями, различающиеся своей хозяйственной деятельностью, образом жизни и религией, осознают себя не только в качестве носителей определенной этничности, но и как представителей более широкой историко-культурной общности. Думается, что истоки современного финно-угорского мира можно искать как в пределах предметной сферы этнографии, так и в истории науки.
3. Традиционная и современная культура мордвы
Вся Россия отразилась в портрете Мордовии, в которой проживает сегодня около 900 тыс. человек. Здесь уже на протяжении многих веков бок о бок живут и трудятся представители разных национальностей - русские, мордва - мокша и эрзя, татары, украинцы, белорусы. Мордовский народ принял деятельное участие в формировании Российского государства, и сегодня он, как и другие народы республики, вносит свой весомый вклад в укрепление и развитие великой страны.
Республика Мордовия - субъект Российской Федерации, находится на Европейской части России, входит в состав Приволжского федерального округа. Столица - город Саранск. Образована - 10 января 1930 г. как Мордовская автономная область. 20 декабря 1934 г. была преобразована в Мордовскую АССР. С 1991 г. носила название Мордовская ССР. В 1994 г. переименована в Республику Мордовия. 30 марта 1995 г. Государственным Собранием (парламентом) Мордовии были утверждены герб и флаг республики. 21 сентября 1995 г. Конституционным Собранием Республики Мордовии были принята действующая конституция. Столица Мордовии - Саранск находится в 642 км от Москвы. На протяжении нескольких последних лет Саранск официально признается одним из самых благоустроенных городов России.
Мордовский край наполнен особой энергетикой. Он является одним из признанных центров православной культуры России. В исконно мордовских землях молитвенно служил преподобный Серафим Саровский - святой, особо почитаемый в России. Были здесь и другие местночтимые духовные подвижники.
Территориально Мордовия близка и к литературно-духовным центрам страны: к пушкинскому Болдино Нижегородской области, лермонтовским Тарханам (село Лермонтово Пензенской области), есенинским местам (село Константиново Рязанской области). Не случайно, Сергей Есенин, который чувствовал эту глубокую духовную связь с мордовской землей, писал в одном из своих стихотворений, обращаясь к малой Родине: «Край мой! Любимая Русь и Мордва!».
Мордовия привлекательна своими историко-культурными достопримечательностями. Духовными центрами российского значения являются Санаксарский, Иоанно-Богословский и Пайгармский монастыри. В стенах Санаксарского монастыря покоятся мощи святого праведного воина адмирала Федора Ушакова. В память о нем в Саранске построен кафедральный собор - один из крупнейших храмов Поволжья. Среди ярких достопримечательностей - музей изобразительного искусства им. Эрьзи, Кафедральный Собор святого Феодора Ушакова - самое высокое культовое сооружение в Поволжском регионе, Санаксарский монастырь, Мордовский национальный драматический театр, республиканский объединенный краеведческий музей, национально-культурный центр в селе Старая Теризморга, Ледовый дворец и спортивный комплекс «Мордовия».
Мордовский народ и мордовская земля взрастили многих выдающихся деятелей в разных областях жизни, ставших неотъемлемой частью российской и мировой истории и культуры. Гордость и славу России и Мордовии представляют всемирно известный скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов), художник Федот Васильевич Сычков, поэт Александр Иванович Полежаев, композитор и дирижер Леонид Иванович Воинов, певец, заслуженный артист Мордовии и России Илларион Максимович Яушев, военачальники генерал армии Максим Алексеевич Пуркаев, Герой Советского Союза, маршал Сергей Федорович Ахромеев, летчик, Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев, космонавт, Герой России Владимир Николаевич Дежуров. В Мордовии провел последние годы жизни и похоронен величайший русский флотоводец, адмирал Федор Федорович Ушаков. Многие годы в Саранске жил и работал известный литературовед, лингвист и философ Михаил Михайлович Бахтин. В мордовской национальной культуре берет свое начало песенное творчество Лидии Руслановой и Надежды Кадышевой.
Любой этнос создает свою собственную культуру, благодаря которой отличает себя от других аналогичных этносов. По своей роли и сущности традиционная культура этноса представляет собой историческую совокупность материальных, духовных, этнических, моральных и эстетических ценностей.
Информация о работе Этнические особенности представителей финно-угорской группы народов