Этнические особенности представителей финно-угорской группы народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 21:56, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение этнических особенностей представителей финно-угорской группы народов.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. рассмотреть процессы происхождения финно-угорских народов;
2. изучить этническую историю Мордвы;
3. проанализировать традиционную и современную культуру мордвы .

Файлы: 1 файл

этническ.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

Этнические особенности представителей финно-угорской группы народов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Значительный вклад в разработку проблемы этнических особенностей финно-угорских народов внесли отечественные ученые А. П. Смирнов, О. Н. Бадер, П. П. Третьяков, В. В. Седов, А. Х. Халиков, П. А. Макаров, В. Ф. Генинг, Р. Д. Голдина, Т. Б. Никитина, Г. А. Архипов, А. Л. Монгайт, А. Е. Рябинин, Х. А. Моора, Л. А. Голубева, Г. А. Панкрушев, А. Н. Кирпичников, С. И. Кочкуркина, Ю. А. Краснов, Е. П. Казаков, Н. В. Трубникова, А. Е. Алихова, А. Е. Леонтьев, В. С. Патрушев и др. В исследованиях последних десятилетий все большее внимание уделяется комплексному анализу различных видов источников. В настоящее время намечены общие контуры этногенетических и этнокультурных процессов, приведших к формированию народов финно-угорской этнолингвистической общности, их взаимоотношений с этническими общностями - носителями языков, принадлежащих к другим лингвистическим системам; общепризнан сам факт включения значительного финно-угорского компонента в состав славянского населения северных и центральных районов России. Тем не менее, вопрос о «встрече руси и чуди», поставленный отечественной историографией более полутора столетий назад, и поныне остается в эпицентре самого пристального внимания не только научной, но и социокультурной общественности, в том числе деятелей литературы и искусства.

Цель работы: изучение этнических особенностей представителей финно-угорской группы народов.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. рассмотреть процессы происхождения финно-угорских народов;

2.  изучить этническую историю Мордвы;

3. проанализировать традиционную и современную культуру мордвы .

Изучение явления этнических особенностей представителей финно-угорской группы народов  в России является важным и актуальным на данный момент.  

Реферат состоит из введения, трех частей основной  части работы и заключения со списком использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Происхождение финно-угорских народов

 

В конце XIX - начале XX в. огромную работу по систематизации славянских и финно-угорских древностей проделал А. А. Спицын. В итоге сравнительного анализа он пришел к выводу о древнерусском в целом облике культуры крупных курганных регионов в северо-западных и северо-восточных областях Руси, хотя и с некоторыми оговорками. Так, относительно суздальцев и владимирцев А. А. Спицын писал, что они «образовывали смешанное население, быть может, с преобладанием инородческой крови» [16, 9]. В еще большей степени финский субстрат выражен в «полумерянской» курганной культуре Костромского Поволжья, сами же курганы, как полагал исследователь, принадлежат сильно русифицированному чудскому племени [15, 12].

«Финно-Угрия» - так с недавнего времени в среде не только ученых, но и широкой общественности, в средствах массовой информации стала именоваться совокупность народов, исконно говорящих на языках финно-угорской, или угро-финской, языковой семьи. В настоящее время эту совокупность составляют финны, эстонцы, мордва, марийцы, удмурты, коми- зыряне и коми-пермяки, карелы, вепсы, саамы, ливы, ижорцы, ингерманландцы, бесермяне, водь, ханты, манси и венгры. Вместе с группой самодийских народов (ненцами, энцами, нганасанами и селькупами) они образуют еще более обширную уральскую семью народов, представители которой ныне разрозненно обитают на огромной территории от Венгрии и Балтийского моря на западе до полуострова Таймыр на востоке, от Северного Ледовитого океана на севере до Дуная, Волги и среднего течения Иртыша на юге. Уральская языковая семья является той наиболее древней научно доказанной общностью, дальше которой до сих пор не удалось проследить генезис финно-угорских языков. Не раз выдвигавшиеся гипотезы о их родстве с индоевропейскими, алтайскими и некоторыми другими языками большинством ученых признаются недоказанными.

Начало классификации финно-угорских языков было положено в XVII в., когда немецкий ученый Мартин Фогель доказал родство финского, саамского и венгерского языков. Более полно и обстоятельно эта классификация была обоснована в XVIII в. в трудах шведского ученого Филиппа Иоганна фон Страленберга, бывшего полтавского пленника, офицера. В России он был известен как Иван Филиппович Табберт, автор книги «Das nordund östliche Theil von Europa und Asia...», вышедшей в Стокгольме в 1730 г на немецком языке. Подробно описав народы, известные в Западной Европе по ряду сочинений под общим именем «татары», Ф. Страленберг показал, что некоторые из них, проживающие в Восточной Европе и Северной Азии, неправильно считать татарами. К книге он приложил таблицу, сгруппировав в ней по лингвистическому принципу все эти народы, в том числе татарский, в шесть языковых классов: 1) финно-угорские; 2) тюркские; 3) самоедские; 4) калмыцкий, маньчжурский и тангутский; 5) тунгусские; 6) кавказские. К классу финно-угорских языков Страленберг отнес финский, венгерский, мордовский, марийский, пермяцкий, удмуртский, хантыйский и мансийский, отметив, что предки народов, говорящих на этих языках.

Уральская языковая семья является той наиболее древней научно доказанной общностью, дальше которой до сих пор не удалось проследить генезис финно-угорских языков. Не раз выдвигавшиеся гипотезы об их родстве с индоевропейскими, алтайскими и некоторыми другими языками большинством ученых признаются недоказанными.

Выводы М. Фогеля и Ф. Страленберга о родстве финно-угорских языков, их происхождении от «всеобщего начала», «одного начала» были поддержаны, конкретизированы, развиты дальше в трудах русских ученых XVIII в. В. Н. Татищева, П. И. Рычкова, М. В. Ломоносова и др. Остановимся подробнее на вкладе последнего в исследование финно-угорских народов.

Великий русский ученый-энциклопедист был выразителем принципиально важной идеи о том, что в формировании русского народа принимали участие не только «славенские», но и «чудские» (т. е. финно- угорские) племена: «...и то правда, что от переселений и дел военных немалое число чудского поколения соединилось со племенем славенским и участие имеет в составлении российского народа» [10, 295]. М. В. Ломоносов справедливо полагал, что территория расселения финно-угорских народов, или «чуди», в прошлом была значительно больше: «Многие области, которые в самодержавство первых князей российских чудским народом обитаемы были, после славянами наполнились. Чуди часть с ними соединилась, часть, уступив место, уклонилась далее к северу и востоку. Показывают сие некоторые остатки чудской породы, которые, по словесным преданиям, от славенского.

Итак, великий русский ученый-энциклопедист был выразителем принципиально важной идеи о том, что в формировании русского народа принимали участие не только «славенские», но и «чудские» (т. е. финно-угорские) племена.

М. В. Ломоносов отмечал, что «в Сибири издревле жители были чудского поколения» [10, 202]. На востоке, по его мнению, находилась и первоначальная территория угров, которые, теснимые татарами, позднее передвинулись на запад. С глубоким уважением он писал о «чудских» народах, как западных, так и восточных, об их древней культуре и общении со славянами, в результате чего еще в древности происходило взаимное слияние тех и других: «...уже и тогда чудь со славянами в один народ по некоторым местам соединилась.

Подчеркивая родство «чудских» языков, М. В. Ломоносов указывал: «Ливония, Естляндия, Ингрия, Финния, Карелия, Лаппония, Пермия, черемиса, мордва, вотяки, зыряне говорят языками, немало сходными между собою, которые хотя и во многом разнятся, однако довольно показывают происхождение свое от одного начала. Сверх сего, сильная земля Венгерская хотя от здешних чудских областей отделена великими славенскими государствами, то есть Россиею и Польшею, однако не должно сомневаться о единоплеменстве ее жителей с чудью, рассудив одно только сходство их языка с чудскими диалектами. Что подкрепляется еще их выходом из сторон, где и поныне чудские поколения обитают, их остатки» [10, 195].

Научные выводы М. В. Ломоносова до сих пор не потеряли принципиального теоретико-методологического значения в деле изучения этногенеза и этнической истории как славянских, так и финно-угорских народов. Многие из них были дополнены, конкретизированы в работах отечественных и зарубежных ученых.

Исследование этногенеза и этнической истории любого народа, а тем более совокупности родственных народов - комплексная проблема. Не случайно ее изучением занимаются представители многих наук: языковеды, антропологи, этнографы, археологи, историки и т. д.

Почти тридцать лет финно-угроведение как комплексное научное направление и этнография как часть его находились в забвении. II Мировая война еще сильнее размежевала финно-угорские народы, внеся коррективы в исследовательские планы ученых. Наука непосредственно зависела от решения политических вопросов. Попытка собрать в 1947 г. всесоюзную конференцию по финно-угроведению оказалась преждевременной.  Только после того, как И. В. Сталин подверг критике теорию академика Н. Я. Марра о языке, указав, что классы уходят и приходят, а нации остаются, вновь забрезжила надежда вывести этнографию на уровень легитимной науки.

Плата за легитимацию была оставлена прежней. Впрочем, зависимость такого рода была свойственна послевоенной этнологии в целом, тесно связанной в странах Запада с системой колониального управления, а в СССР (и даже в неприсоединившихся странах) — с «руководящей и направляющей ролью партии». Но этот хрупкий баланс между властью этнографического факта и властью государства обеспечил условия для послевоенного ренессанса этнографии и, что важно для нас, для формирования устойчивого интереса к финно-угорской проблематике. В этот период особенно велика оказалась роль ученых, не побоявшихся напрямую работать с властью.  Это была игра, построенная на взаимных уступках, «обидах и объятиях». Но именно она обеспечила издание научного журнала «Советское финно-угроведение», функционирование тартуской аспирантуры академика П. Аристе, финно-угорские экспедиции Эстонского национального музея, проведение международных конгрессов финно-угроведов.  Наибольшим успехом можно считать появление самостоятельных коллективов финно-угроведов на Урале, в Сибири и Поволжье.

В конце XX в. атлантический тренд, возобладавший в европейской этнологии, и кризис советской этнографии способствовали тому, что вектор этнических исследований финно-угорской направленности сместился в область прежней «внутренней периферии». Так совершился закономерный переход финно-угорской этнографии в этнографическое финно-угроведение. Глобальность информационного пространства, плюрализм мнений и все возрастающая роль связанных с наукой общественных инициатив обеспечили появление новых центров финно-угроведения.

Рассмотрим более подробно этнические особенности финно-угорской группы народов на примере народа мордвы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этническая история Мордвы

 

Мордва - один из древнейших народов России. Он является самым многочисленным финно-угорским этносом, занимая девятое место среди народов нашей страны.

Мордва расселена очень дисперсно. В границах Республики Мордовия проживает лишь треть всего мордовского населения страны. Компактными группами мордва живет в Самарской, Пензенской, Оренбургской, Ульяновской, Нижегородской, Саратовской областях, а также в Республике Башкортостан, Татарстан и Чувашии. Значительное количество мордвы проживает в Москве и Московской области, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и Сахалине. Кроме России заметные группы мордвы живут в Казахстане, Украине и Узбекистане. Основными субэтносами мордвы являются мокша и эрзя.

Предки мордвы связываются с населением оставившим на территории средней и нижней Оки памятники городецкой археологической культуры (VII в. до н.э.-V в.н.э.). Уже в 1 тыс.н.э. в археологических материалах древней мордвы прослеживаются различия между мокшей и эрзей. Предполагается, что впервые мордва под названием «морденс» упомянута у готского историка Иордана в VI в., в X в. византийский император Константин Багрянородный писал о стране Мордии. В древнерусских источниках мордва фигурирует с XI в.

Этническая территория древнемордовских племён располагалась в лесном крае. Волго-окские пространства были почти сплошь покрыты хвойными и лиственными лесами, пересекались Волгой, Окой, Мокшей, Цной, Сурой, Пьяной, Алатырем и др.

Племена, составившие древнемордовскую группу (семью) племён, по основным этнокультурным параметрам представляли не столько единство, сколько сходство, близость. Они говорили на родственных диалектах, составивших позднее основу эрзя-мордовского и мокша- мордовского языков. Часть из них имеет давнее происхождение, связанное с многоплемённостью древней мордвы. Её племенная мозаичность прослеживается отчасти и по элементам традиционного народного костюма, многообразие которого обусловлено не только различными условиями исторического развития отдельных групп мордвы, особенностями их расселения и этнического соседства, но и разноплемённостью. В то же время имеется ряд общих черт, свойственный всем вариантам одежды мордвы.

Племена, формировавшие мордовский этнос первоначально не обладали сознанием этнической общности и не имели единого самоназвания. Лишь в заключительной фазе первобытности у древнемордовской группы племён начало складываться представление о своей общности, своём отличии от других этносов, чему в немалой степени содействовали её контакты с иными этническими образованиями, в первую очередь индоевропейскими — иранским, славянским, германским и некоторыми другими, давшими всей совокупности указанных племён единый этноним «Mordens», «Mordua», «мордва», «мордвичи».

Наиболее древними были связи мордвы с иранскими народами: скифами, сарматами, аланами и др. Значительное количество слов иранского происхождения в лексике эрзянского и мокшанского языков, их сходство позволяют предполагать их заимствование мордвой в то время, когда она была ещё относительно единой. Во 2-й половине 1-го тыс. установились этнокультурные контакты мордвы с тюркским и славянским народами. В конце IX—начале X вв. на территории Среднего Поволжья возникло раннефеодальное государство Волжская Булгария, созданная тюркоязычными булгарами. Булгары передвигались с юга на север по берегам Волги и здесь, столкнувшись с мордвой, потеснили её на запад. Но часть мордовского населения, особенно на левобережье Волги, вошла в состав булгарского государства.

Информация о работе Этнические особенности представителей финно-угорской группы народов