История развития угольной промышленности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 22:14, реферат

Описание работы

Горное дело, как вид полезной деятельности по извлечению из земли полезных ископаемых, эволюционировало в своей длительной истории под влиянием человеческих потребностей: в древние века в целях самозащиты в борьбе с дикой и суровой природой; в более поздние века – в целях получения необходимых веществ и материалов.

Файлы: 1 файл

История угольной отрасли России.doc

— 789.50 Кб (Скачать файл)

    Реструктуризация - это реформирование угольной отрасли, перевод ее на рельсы рыночной экономики. Нужно было одновременно решить несколько сверхсложных задач: закрыть опасные и нерентабельные шахты, переоснастить современной техникой перспективные, начать строительство новых угледобывающих предприятий, не уступающих лучшим мировым образцам. Параллельно необходимо было вывести из кризиса социальную сферу угольных регионов и избежать массовой безработицы среди шахтеров. Следовало также резко сократить в отрасли все непрофильные производства, акционировать и подготовить к работе в рыночных условиях территориальные угледобывающие объединения. Все это требовало очень больших средств, четкой законодательной базы и согласованности действий федеральных, региональных и отраслевых органов. Предстояло решить и серьезную проблему по развитию отечественного угольного машиностроения, так как более 60% всех его мощностей осталось на Украине и в Казахстане.

    В этот период в процесс подготовительной работы по развертыванию масштабных преобразований в отрасли включился  Мировой банк реконструкции и  развития (МБРР). Официальной целью  его участия была провозглашена помощь российской стороне путем предоставления так называемого "угольного" займа. В ноябре 1993 года МБРР представил российскому правительству свой вариант реформирования отрасли. По существу, это был план ускоренной ликвидации угольной промышленности России. Так, по прогнозам Мирового банка общероссийское потребление угля к 1997 году не должно было превышать 150 млн т, а количество угледобывающих предприятий в стране предлагалось сократить до 40 единиц.

    Представленная  МБРР концепция реформирования отрасли вызвала у многих российских экспертов серьёзные замечания и возражения,  особенно в части предлагаемого Мировым банком резкого сокращения инвестиционной и инновационной составляющих в средствах господдержки отрасли. Тем не менее концепция МБРР была активно поддержана так называемым "реформаторским ядром" Минэкономики России. В результате возникших дискуссий и разногласий первый нормативный документ реструктуризации - " Основные направления реструктуризации угольной промышленности России" был утвержден Правительствои РФ (Чубайсом А.Б.) только в 1995 году, после двух лет практической работы по реструктуризации отрасли, проводимой компанией "Росуголь" в соответствии с Указом Президента РФ. Более того, начальные идеи реформирования отрасли, отработанные еще корпорацией "Уголь России", постоянно корректировались под давлением МБРР, который настаивал ускоренно сокращать т.н. "плохие дотации" государства, предназначенные на инвестиции и инновации, и увеличивать долю дотаций на ликвидацию шахт.

    За  период 1993-1997 гг. в результате осуществления  мероприятий по реструктуризации отрасли  в стране было закрыто 153 угледобывающих предприятия, при этом более 60% закрытых шахт добывали особо ценные коксующиеся  и энергетические угли. Количество персонала в отрасли уменьшилось более чем на треть. Массовое закрытие шахт привело к угасанию многих шахтерских городов и поселков. Резко возросла безработица в угольных регионах, до крайних пределов обострилась проблема выплаты заработной платы и регрессных исков. Господдержка отрасли постоянно сокращалась и не выполнялась в полном объеме.

    В конце 1997 - начале 1998 г. была предпринята  первая попытка корректировки проводимых реформ. Указом Президента РФ "О совершенствовании  структуры управления угольной промышленностью" было ликвидировано акционерное общество "Росуголь", 100% акций которого находилось в федеральной собственности, а функции управления отраслью сосредоточены в Министерстве топлива и энергетики. Одновременно с этим функции по координации процесса реструктуризации отрасли были переданы из Минэкономики РФ в МинтопэнергоРФ. В этой сваязи в составе Минтопэнерго РФ были созданы два департамента угольного профиля: по реструктуризации угольной промышленности и государственному регулированию угольной промышленности. Были созданы также два государственных учреждения: по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) и координации программ местного развития и решения социальных проблем, вызванных реструктуризацией предприятий угольной промышленности (Соцуголь).

    Однако, созданные в отрасли акционерные  общества в первый период своей деятельности практически не контролировали рынков сбыта своей продукции. В сферу  реализации угля ринулось множество  структур, не имевших достаточного профессионализма, а также недобросовестных, часто криминальных посредников и фирм-однодневок, сделки с которыми неизбежно вели к финансовым потерям. Шахтеры протестовали против массового закрытия шахт, требовали погашения образовавшихся долгов.  В результате того, что  государство практически полностью утратило контроль над процессами, происходящими в угольной отрасли, акции протеста шахтеров приобрели наиболее острые формы -  голодовки протеста, "рельсовые войны" были в те годы чуть ли не повседневной реальностью угледобывающих регионов России.

    В июне 2000 г. Министерство топлива и  энергетики Российской Федерации было преобразовано в Министерство энергетики Российской Федерации, а в январе 2001 г.был упразднен Комитет по угольной промышленности при Министерстве энергетики Российской Федерации. Его функции переданы в подразделения Минэнерго России.

    Проведенная работа по реструктуризации угольной промышленности, являясь составной  частью рыночных реформ экономики России, по масштабам, срокам проведения, методологическим подходам, механизмам реализации и полученным результатам не имеет мировых аналогов. В результате реструктуризации отрасли не только в корне изменились экономические основы ее функционирования, но были созданы также объективные предпосылки для наиболее эффективного, сбалансированного развития топливно-энергетического комплекса страны – базовой основы отечественной экономики и показателей жизненного уровня населения.

    В ходе реструктуризации и осуществления  новой политики в период 1993-2004 гг. было закрыто 202 особо убыточных предприятия, в результате чего были ликвидированы производственные мощности по добыче угля, составившие около 90 млн т, а частичное выбытие мощностей составило 122 млн т.  Ввода мощностей в период с 1994 по 1999 год практически не происходило. Рост вводимых мощностей начался с 2000 года. За период 2000-2006 гг. он составил 154 млн т, в том числе 61 млн т был получен за счет нового строительства и реконструкции предприятий.

    Производственные  структуры угольной отрасли в  значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. Повысилась их экономическая эффективность, заканчивается ликвидация убыточных неперспективных предприятий. Сформированы основы регулирования хозяйственных отношений, включая вопросы недропользования, налогообложения и ценообразования.

    В настоящее время угольная промышленность является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Положительное влияние  на состояние дел в отрасли  оказало формирование полноценных  хозяйствующих субъектов на базе крупных вертикально-интегрированных компаний и финансово-промышленных групп, способных мобилизовать инвестиционные ресурсы для развития предприятий. В этом направлении перспективным является также формирование комплексов горизонтально-ориентированного типа – угольно-энергетических и угольно-металлургических компаний. 

    Шаг в ХХI век

    Основу  производственного потенциала российской угольной промышленности второго-третьего десятилетия XXI века составят высокопроизводительные комплексно-механизированные угледобывающие предприятия.

    В результате завершения реструктуризации производственного потенциала отрасли  количество шахт должно сократиться  до 90-100 предприятий, а разрезов - до 60-65. Их суммарная добыча составит 330-340 млн.т в год Возрастет экологичность угольного производства, безопасность и привлекательность труда шахтеров.

    Существенно должно повыситься качество угольной продукции. Полностью будут прекращены поставки потребителю необогащенных  высокозольных углей. Из угля будут  получать новые виды топлива: жидкие и газообразные углеводороды, водоугольные суспензии, бездымные брикеты и другие продукты переработки угля повышенного спроса. Будут созданы экологически чистые угольные технологии на всех стадиях производственного цикла “добыча-переработка-транспорт-использование”.

    В XXI веке до 80-85% энергетических и значительная часть коксующихся углей будет  добываться наиболее эффективным открытым способом с применением технологических  схем и оборудования нового технического уровня. На шахтах существенно повысится концентрация горных работ. Широкое применение получат высокопроизводительные технологические схемы, такие как “лава-шахта” и “лава-пласт”. На Ерунаковском месторождении уже строятся шахты нового технического уровня с применением таких схем и новейших механизированных комплексов.

    Широкое применение в XXI веке будут находить нетрадиционные экологически безопасные способы разработки угольных месторождений - скважинные и другие способы разработки без присутствия человека под  землей. Скважинная технология будет достаточно эффективно применяться также при извлечении шахтного метана. Его ресурсы в угольных пластах сопоставимы с ресурсами природного газа.

    Приоритетным  направлением угольной промышленности в XXI веке должно стать повышение  качества и других потребительских свойств угольной продукции с помощью новых технологий обогащения угля и его глубокой переработки. Перспективны технологии комплексной переработки для получения бытовых термобрикетов из канско-ачинских бурых углей и каменноугольных шламов и отсевов.

    Будет реализовано в промышленности и  такое новое направление комплексного использования энергетического  потенциала угля как энерготехнологические  комплексы. Они будут производить  не только электроэнергию, но и другую товарную продукцию: экологически чистое бытовое топливо (брикеты), моторные топлива, продукты органического синтеза и т.п.

    В более отдаленной перспективе получат  также развитие технологии производства искусственного жидкого топлива  на основе гидрогенизации и мягкого  пиролиза для получения жидких углеводородов и экологически чистого твердого топлива. Из угля будут получать и нетопливные продукты, в том числе адсорбенты различного назначения, удобрения, буровые реагенты.

    Углеотходы  будут сжигаться на мини-ТЭЦ с  технологией сжигания антрацитовых штыбов в циркулирующем кипящем слое, расположенных непосредственно на площадках шахт, разрезов и обогатительных фабрик. Они позволят снизить выбросы сернистого ангидрида, оксидов азота, ароматических углеводородов и бензопиренов.

    Совокупность  принципиально новых решений  по всему технологическому циклу  “добыча-использование” угля позволит обеспечить высокую конкурентоспособность  и экологическую безопасность российской угольной промышленности уже в ближайшем  будущем. 

    Значение  угольной промышленности в экономическом развитии России

          Последние годы характеризуются  возрастающей ролью угля как в  мире, так и в России. Достаточно сказать, что по мнению экспертов  Всемирного Института Угля в последующие 25 лет уголь будет являться движущей силой мировой экономики. При этом спрос на уголь возрастет, как минимум, на 50%.

    Во  многих странах мира уголь представляет собой основной вид сырья для  производства электроэнергии. Так, например, в США - стране с наиболее либеральной  рыночной экономикой, доля выработки электроэнергии на угле составляет 52%, в Германии - стране с социально ориентированной рыночной экономикой - 54%, в Китае - стране с переходной экономикой - 72%.

    Новый долгосрочный прогноз развития энергетики США, опубликованный в декабре 2005 г., определяет дальнейшее увеличение доли производимой электроэнергии из угля до 57-60% к 2030 году.

    По  мнению европейских экспертов, мировой  рынок электроэнергетики находится  на пороге перехода с газа на уголь, как наиболее предпочтительного  для электростанций вида топлива.

    Принятая  Правительством РФ в 2003 г. «Энергетическая  стратегия России на период до 2020 года»  определяет по оптимистическому сценарию потребность России в угольной продукции  к 2020 г. в объеме 420-430 млн. т, что требует  рассмотрения перспективных возможностей развития угольной отрасли России и изыскания путей решения целого ряда стоящих перед ней проблем. Это, прежде всего, касается потенциальных возможностей добычи угля в таких объемах, возможности вложения в отечественную угольную промышленность значительных инвестиций, а также наличия целого ряда факторов, способствующих развитию угольной отрасли.

          Угольная промышленность России в XXI веке продолжает занимать важное место в энергетическом и ресурсном  обеспечении развития российской экономики. Сегодня доля ископаемого угля в балансе технологического топлива электростанций составляет около 30% и в дальнейшем, как прогнозируется, будет повышаться. Россия всегда считалась одной из ведущих угольных держав мира, а отечественная угольная промышленность при всех формах государственности неизменно оставалась в числе важнейших отраслей российской экономики.

Информация о работе История развития угольной промышленности в России