Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 19:52, реферат
Ряд историков считает, что в 1918 году Белое движение достигло максимальных успехов и было как никогда близко к победе. Действительно, летом белые с помощью чехословаков овладели Средним Поволжьем с его огромными продовольственными и людскими ресурсами. Августовское восстание рабочих в Ижевске лишило советскую власть крупнейшего в стране оружейного завода, а на территории, контролируемой Москвой, вспыхивали все новые восстания.
Введение…………………………………………………………………2
1.Зарождение Восточного фронта………………………...……………3
2.Бои за Казань…………………………………………………………. 5
3.Зимняя и весенняя кампания 1918–1919 гг. ..….……………………8
4. Волжская военная флотилия…………………………………………12
Список использованных источников………………………………… 15
В свою очередь противник организовал нападение на Казань отрядом в 2000 чел. при 4 орудиях и 6 вооруженных пароходах.
Силы противника двинулись на Казань от Симбирска частью сухим путем, частью по Волге. В течение пяти дней (с 1 по 5 августа) они вели бои на подступах к Казани, причем энергичное сопротивление им оказали лишь несколько латышских рот во главе с командвостом Вацетисом, остававшимся в Казани до последней минуты. Однако 6 августа 1918 г. противник ворвался в город, где в течение целого дня шел упорный бой нескольких рот 5-го латышского полка под руководством командвоста И. И. Вацетиса. Интернациональный сербский батальон, занимавший казанский кремль, перешел на сторону противника. Поздно вечером тов. Вацетис с кучкой своих стрелков пешком покинул город.
Захват
противником Казани имел не столько
стратегические, сколько экономические
последствия. В Казани был захвачен
золотой запас РСФСР в
После захвата противником г. Казани на Восточном фронте создалось следующее соотношение сил. На Волге, от Казани и до Самары включительно, развернулась Поволжская армия противника под командой полковника Чечека, численностью в 14 000–16 000 штыков, при 90–120 орудиях и 1–1,5 кавалерийских полках. Армия располагала флотилией в 16–20 вооруженных пароходов. Южнее ее, в Оренбургской и Уральской областях, действовали силы оренбургских и уральских казаков, которые можно примерно исчислить в 10 000–15 000 сабель, при 30–40 орудиях. Севернее Поволжской армии на Екатеринбургско-пермском направлении развернулась Екатеринбургская армия противника под командованием полковника Войцеховского; ее силы достигали 22 000–26 500 штыков и сабель, при 45–60 орудиях, считая в том числе и около 4000 повстанцев Ижевско-воткинского района. Таким образом всего на Восточном фронте противник располагал от 40 000 до 57 500 штыков и сабель при 165–220 орудиях. Этим силам командование красным Восточным фронтом могло противопоставить следующие свои армии.
На
Самарском и Саратовском
5
На
Симбирском направлении — 1-ю красную
армию (Тухачевский), в количестве 6818
штыков, 682 сабель и 50 орудий. В задачу
этой армии входило
В районе Казани находились 5-я армия (Славен) в двух группах на правом и левом берегах Волги общей численностью в 8425 штыков, 540 сабель, при 37 легких и 6 тяжелых орудиях, и 2-я армия (Азин), подтянутая к Казани командвостом тов. Вацетисом и действовавшая со стороны г. Орска; ее численность определялась в 2500 штыков, 600 сабель, 12 легких и 2 тяжелых орудия. Фронтовой резерв численностью в 1230 штыков, 100 сабель, при 6 орудиях сосредоточивался на ст. Шидраны. Ближайшей задачей красного командования в Казанском районе являлось овладение г. Казанью силами 2-й армии, левобережной группой 5-й армии и малочисленной и слабой красной Волжской военной флотилии.
На Пермском направлении действовала 3-я красная армия (Берзин) численностью в 18 119 штыков, 1416 сабель и 43 орудия. Эти силы были разбросаны на пространстве 900 км, тогда как численно слабейшая армия Войцеховского развернулась на вчетверо меньшем фронте и действовала по внутренним операционным линиям, чем и объясняются ее предшествующие успехи.
Кроме того, вне связи с этими силами фронта, но против белых действовала от Ташкента на Оренбург и Орск еще красная Туркестанская армия (Зиновьев), численностью в 6000–7000 штыков и 1000–1500 сабель. В конце сентября 1919 г. она подходила к району г. Орска.
Общая численность войск красного Восточного фронта, не считая Туркестанской армии, достигала 58 486 штыков, 3238 сабель, при 200 легких и 14 тяжелых орудиях, а вместе с Туркестанской армией численность их доходила до 64 000–65 000 штыков и 4000–5000 сабель. Таким образом, численное превосходство над противником было очень незначительно. Кроме того, на внутреннем состоянии фронта весьма отрицательно сказывалось отсутствие правильной организации, к проведению которой было только еще приступлено.
между тем под Казанью противник оказался в очень трудном положении. Здесь его силы, не превышающие 2000–2500 чел., занимали дугообразный фронт протяжением в 100–120 км и охватывались почти впятеро превосходными силами 2-й и 5-й армий. Командарм 2-й Азин неоднократно пытался взять Казань штурмом, но его попытки удерживались командармом 5-й Славеном, объединявшим действия обеих армий, из-за неготовности его армии и из-за малой боеспособности пехоты 5-й армии, возлагавшей все надежды на артиллерийский огонь. Поэтому боевые действия по обратному овладению Казанью затянулись на целый месяц.
В
течение этого времени
6
В войсках противника, особенно в мобилизованной «народной» армии, начиналось сильное разложение; ее части быстро очищали фронт перед 5-й и 1-й красными армиями.
Симбирская группа противника, продержавшись на левом берегу Волги до 29 сентября, также быстро начала отход на восток. Успехи красных под Казанью и Симбирском разрастались до размеров стратегического прорыва фронта противника. 4 октября возмутившиеся в г. Ставрополе (Самарском) чехо-словаки покинули г. Ставрополь и по железной дороге направились на Уфу. 4 октября части «народной» армии оставили г. Сызрань, причем разложение в них распространилось и на офицерские части.
Однако успехи красного оружия на средней Волге в силу пространственности театра не оказывали особого влияния на ход дел в бассейне верхней Камы. Там, наоборот, противник, опираясь на охваченный упорным восстанием Ижевско-Воткинский район, насчитывавший 5500 вооруженных бойцов и связывавший оперативную свободу 2-й красной армии, продолжал накапливать свои силы на Пермском направлении, сосредоточив в треугольнике Верхотурье — Сарапул — Екатеринбург до 31 510 штыков и сабель, при 68 орудиях. Эти силы стремились обойти левый фланг 3-й красной армии, действовавшей на Пермском направлении, со стороны Верхотурья. Однако трудные местные условия театра в связи и с активной обороной 3-й армии обусловливали крайне медленное развитие операций противника в этом направлении. Положение этого участка красного фронта более упрочилось, когда в начале ноября 2-й армии удалось сломить сопротивление противника в Ижевско-Воткинском районе и значительно продвинуться вперед. Значение успеха 2-й армии заключалось в том, что ею был срезан наиболее упорно державшийся выступ фронта противника.
Тем
временем 1-я и 4-я красные армии
Восточного фронта, развивая одержанный
успех, овладели 7 октября Самарой. В дальнейшем,
перенеся свои операции на левый берег
Волги, 5-я и 1-я красные армии широким фронтом
развивали дальнейшее наступление, выйдя
к 25 октября на линию Бугульма — Мензелинск,
и оказались на уступе вперед по отношению
к 3-й армии. Это наступление проходило
под знаком продолжающегося разложения
в рядах противника, причем развал особенно
был заметен в его тылу, где мобилизации
проходили неудачно и большинство мобилизованных
разбегалось. Обстановка на Восточном
фронте начинала рисоваться определенно
благоприятной в глазах тогдашнего главного
советского командования, и оно не считало
пока нужным, учитывая обстановку на других
фронтах, усиливать Восточный фронт.
7
Зимняя
и весенняя кампания 1918–1919 гг.
Неудачи на Самаро-уфимском направлении, последовавшие вслед за обратным взятием красными Казани, и развал Народной армии, а также и оставление фронта чехо-словаками не повлияли на отказ «сибирского правителя» от наступательных действий. Его план заключался в нанесении главного удара на Пермско-вятском направлении (в надежде на соединение с Северным фронтом Антанты) и в активных действиях на направлениях Красноуфимск — Сарапуль — Казань — Арзамас — Муром — Москва и Златоуст — Уфа — Средняя Волга — Пенза — Москва. Было рассчитано даже время занятия Москвы, которое намечалось в июле 1919 г. при условии, если наступление будет начато в первых числах марта.
События осенней кампании 1918 г. в Поволжье должны были показать адмиралу Колчаку, что план этот не имел под собой ни политической, ни материальной базы. Развал «Народной армии» должен был убедить его в истинном отношении широких масс населения к его армиям и их целям. Уход чехо-словаков с фронта лишил его наиболее крепких частей. Наконец, сосредоточение значительных сил на Пермско-вятском направлении, после того как выяснилось второстепенное значение Северного фронта для обеих сторон и его пассивность, не оправдывалось и условиями стратегической обстановки. В таком положении единственное, на что могло рассчитывать сибирское белое командование, — это на временный успех на одном из выбранных им операционных направлений, но этот успех был бы куплен ценой полного стратегического истощения, так как для осуществления своего плана Колчаку пришлось бы ввести в дело свои последние, не закончившие [39] еще своей организации стратегические резервы. Последующие события в полной мере выявили все эти недостатки плана кампании сибирского белого командования.
Мы оставили красный Восточный фронт в тот момент, когда ясно обнаружился сдвиг противника к востоку на Уфимском направлении и борьба на Пермско-Екатеринбургском направлении начала принимать упорный, затяжной характер. К концу ноября 1918 г. наши 1-я, 5-я, 2-я и 3-я армии располагали силами в 58 360 штыков, 5980 сабель, при 265 орудиях. Ближайшей задачей наших четырех армий являлся выход на фронт Челябинск — Екатеринбург. Но противник, оставив на Уфимском направлении остатки разваливающейся армии Учредительного собрания и части оренбургских казаков, упорно продолжал накапливать свои силы на Пермском направлении. Здесь он к 27 ноября 1918 г. на фронте Туринский завод — тракт Екатеринбург — Кунгур (включительно) развернул армию ген. Гайды общей численностью в 40 000–42000 штыков, 4000–5000 сабель, при 100–120 орудиях, ставя себе задачей захват г. Перми и выход на линию р. Камы. Этим силам противника 3-я красная армия могла противопоставить только 30 000 штыков и сабель, при 78 орудиях.
Положение нашего командования Восточного фронта было невыгодно в том отношении, что для усиления Пермского направления оно не могло свободно располагать тем излишком сил, который у него мог образоваться на Уфимском направлении, так как с половины ноября 1918 г. было приступлено к переброске частей 1-й армии (за исключением одной дивизии) на Южный фронт. Тем не менее командование Восточного фронта, исходя из указаний главного командования, отдало в конце ноября 1918 г. приказ о переходе в наступление группы в составе 2-й и 3-й армий. 3-я армия должна была прорвать фронт противника в направлении Кунгур — Екатеринбург, а 2-я армия выдвижением на фронт Бирск — Красноуфимск должна была содействовать операции 3-й красной армии.
Таким образом, борьба за обладание линией р. Камы завязывалась под знаком встречной операции для обеих сторон. Вполне понятно, что наступление 3-й армии, встреченное превосходными силами противника, не могло развиться, и армии пришлось в
8
начале декабря 1918 г. перейти к упорной обороне. 2-я армия, находившаяся в районе г. Сарапуля в 150 км за первым флангом 3-й армии, не могла своевременно помочь ей. Наконец, моральная и боевая упругость 3-й армии были исчерпаны, и начиная с половины декабря она левым флангом и центром начала быстро отходить по направлению к г. Перми.
Командование Восточным фронтом, в предвидении неустойчивости на Пермском направлении, обращалось к главкому Вацетису с просьбой о подкреплении этого направления «надежной бригадой». Вацетис отвечал, что бригада дана быть не может, и предлагал парировать удар на Пермь маневром 2-й и 5-й красных армий. Такой ответ Вацетиса становится понятным, если мы припомним, что как раз около этого времени им была начата подготовка решительных кампаний на Южном и Западном фронтах, куда он старательно стягивал все свободные резервы. Для усиления Пермского направления потребовалось вмешательство правительства. 13 декабря В. И. Ленин потребовал от предреввоенсовета Троцкого помощи Перми и Уралу. В тот же день, т.е. 13 декабря, главком передал в распоряжение Восточного фронта 1-ю бригаду 7-й стрелковой дивизии из Ярославского военного округа. Но эта бригада прибыла уже с опозданием.