Гражданская война в Поволжье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 19:52, реферат

Описание работы

Ряд историков считает, что в 1918 году Белое движение достигло максимальных успехов и было как никогда близко к победе. Действительно, летом белые с помощью чехословаков овладели Средним Поволжьем с его огромными продовольственными и людскими ресурсами. Августовское восстание рабочих в Ижевске лишило советскую власть крупнейшего в стране оружейного завода, а на территории, контролируемой Москвой, вспыхивали все новые восстания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………2
1.Зарождение Восточного фронта………………………...……………3
2.Бои за Казань…………………………………………………………. 5
3.Зимняя и весенняя кампания 1918–1919 гг. ..….……………………8
4. Волжская военная флотилия…………………………………………12
Список использованных источников………………………………… 15

Файлы: 1 файл

История.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

     Однако  падение боеспособности 3-й армии  зависело не только от одних причин военного порядка. В условиях гражданской  войны армия в особенности  чрезвычайно чувствительно отражает на себе все колебания тех социальных слоев, производной которых она является. Так случилось и с 3-й армией. Ее рабочие кадры, сильно поредевшие в беспрерывных боях, были разбавлены мобилизованным крестьянством из ближайшего тыла — Пермской и Вятской губерний. В рядах 3-й армии за время ее отхода к Перми появились характерные признаки разложения: дезертирство, неповиновение и многочисленные переходы к белым.

     Последующие попытки упрочить положение 3-й армии  маневрированием 2-й армии в направлении  Сарапуль — Красноуфимск не увенчались крупным успехом. Предоставленная собственным своим силам, 3-я армия 24 декабря 1918 г. уступила Пермь противнику, после чего продолжала беспорядочный отход на г. Глазов, теряя материальную часть и неся значительные потери в живой силе. За 20 дней 3-я армия отошла на 300 километров. Ее отход создавал реальную угрозу Вятке и всему Восточному фронту.

     В общем же успех противника на Пермском направлении и его неудачи  на [48] Уфимском направлении создали  на Восточном фронте положение неустойчивого  равновесия для обеих сторон.

     Общая политико-экономическая обстановка, сложившаяся в начале 1919 г. в лагере революции и в стане белых, создавала для противника ряд  предпосылок для попытки обратить это неустойчивое равновесие в свою пользу.

     Продовольственная разверстка особенно остро была почувствована крестьянством Поволжья. Здесь в ближайшем тылу красного Восточного фронта прокатилась волна крестьянского повстанчества по Симбирской и Казанской губерниям. Это обстоятельство в связи с неудачей 3-й красной армии и отправкой части сил с Восточного фронта на Южный создавало для армий Восточного фронта положение временной слабости.

     Пользуясь этим положением, главное командование противника решило продолжать стремиться к нанесению решительного удара  на северном операционном направлении через Пермь — Вологду. Удар в этом направлении при удаче приводил его к соединению с войсками интервентов на Северном фронте. Соединившись же с интервентами, Колчак от Вологды мог развивать удар на Петроград — в обход оборонительной линии Волги и Камы. Одновременно с этим ударом белое командование нацеливало сильный удар на линию средней Волги, примерно на фронт Казань — Симбирск, что кратчайшими путями выводило его на важнейшее для обеих сторон Московское операционное направление и давало ему две постоянных переправы через

     9

Волгу (мосты у Свияжска и Симбирска). Последнее направление являлось более важным потому, что проходило  по более населенным и богатым  местными средствами губерниям и  сближало войска Колчака с армиями  южной контрреволюции.

      Армия Ханжина по мере своего продвижения вперед все более и более растягивала свой фронт. Заняв 16 апреля г. Бугуруслан, она растянулась уже на фронте в 250–300 км, имея свой правый фланг у устья р. Вятки, а левый — юго-восточнее Бугуруслана. На этом фронте веерообразно двигались пять пехотных дивизий противника. Сильно на уступе назад за этой армией оказывалась армейская группа ген. Белова из состава Южной армии Дутова, задержанная на Оренбургском направлении энергичными действиями 1-й красной армии тов. Гая.

     Тов. Фрунзе решил осуществить свою задачу следующим образом: сосредоточить ударную группу в районе г. Бузулука и ударить ею в левый фланг противника, отбрасывая его к северу, 5-я армия тем временем должна была остановить продвижение противника в направлении на Бугуруслан и вдоль Бугульминской железной дороги, прикрыв тракт Бузулук — Бугуруслан — Бугульма. Таким образом, главным объектом действий являлась живая сила противника, разгром ее означал благополучное разрешение всех прочих задач. План контрманевра Южной группы, разработанный в подробностях М. В. Фрунзе, является поучительнейшим примером тонкой и четкой оперативной работы полководца.

      На  Самарско-Сергиевском направлении  нажимала сильная группа противника, в виде II Уфимского корпуса, численностью до 15 000 штыков и сабель (правый фланг этой группы дотягивался до г. Чистополя); III корпус противника (6-я и 7-я пехотные дивизии, егерский батальон, три полка конницы), общей численностью в 5000 бойцов, наступал от Бугуруслана на Самару, имея одну дивизию (6-ю) севернее, а другую (7-ю) южнее р. Кинель и конную группу, направленную на ст. Толкай. К 16 апреля корпус должен был выйти на фронт ст. Подбельская — Чепурновка. На уступе сзади и вне связи с III корпусом на фронт Покровское — Натальино — Утеева выходил к 19 апреля VI Уральский корпус белых, в составе всего лишь 2400 бойцов (18-я и 12-я пехотные дивизии).

     В районе Белебея сосредоточился наспех закончивший свое формирование корпус ген. Каппеля, численностью 5100 штыков и  сабель, имевший задачу по своем  сосредоточении развить удар в промежутке между III и VI корпусами. Наконец, далее к югу и также на уступе назад по отношению к левофланговому корпусу армии Ханжина выдвигался на р. Салмыш на фронт Имангулово — Ратчино правофланговый (V) корпус Южной армейской группы ген. Белова. Численность этого корпуса достигала 6600 штыков и сабель. За левым флангом этого корпуса и на уступе назад в районе Уралка — Новоникитино находился в резерве IV корпус белых, общей численностью 4600 штыков и сабель. I и II Оренбургские корпуса, общей численностью 8450 бойцов, действовали на Оренбургском направлении, стараясь ударами с востока и юга захватить г. Оренбург и распространяясь далее на юг — до установления соприкосновения с Уральским казачеством. В Уральских степях действовала Илецкая казачья дивизия (1900 бойцов) и многочисленные отряды партизан.

     Таким образом, к 20 апреля весь фронт белых  был изломан из уступов справа, причем эти уступы не находились в  боевой связи между собою. Особенно это относилось до III и VI белых корпусов. Такая группировка сил белых в пространстве и подсказала тов. Фрунзе вполне отвечавшую обстановке цель — разгром по отдельности ближайших к нему уступов противника, а именно VI и III белых корпусов, причем главный его удар первоначально направлялся вразрез между ними обоими. Вместе с тем значительное усиление 5-й армии позволило дать ей более обширные в пространстве задачи, а ослабление сил ударного кулака заставило теснее увязать его действия с действиями фронтальной группы (5-я армия).

     Поэтому окончательное решение тов. Фрунзе оформилось 19 апреля 1919 г.

     10

следующим образом. 1-я армия (тов. Гая), перейдя  в решительное наступление, должна сковать VI корпус противника, обеспечивая  тем самым Туркестанскую армию  справа. Туркестанская армия получает задачу — совместно с 5-й армией разбить противника и отбросить его Бугурусланскую группу, т.е. III корпус, к северу, отрезая ее от сообщений с Белебеем, для чего армия должна выйти на фронт ж.-д. станции Заглядино — Бугуруслан. Конница Туркестанской армии ведет разведку между III и VI корпусами противника, держит связь с 1-й армией и наносит удар по тылам III корпуса белых на участке железной дороги Сарай-Гир — Филиппово. 5-я армия решительно атакует противостоящего противника в общем направлении на Бугуруслан с целью овладения этим последним. Выполнение всех этих задач начинается по окончательном сосредоточении Туркестанской армии.

     В то же время командование фронтом, обеспокоенное, как мы уже говорили, успехами противника на кратчайшем направлении к Средней Волге и ослабившее ради этого силы Южной группы за счет ее ударного кулака, решает при помощи задержанных подкреплений, направлявшихся в группу Фрунзе, организовать еще два самостоятельных маневра. Прежде всего командование стремится взять в клещи части II корпуса белых под Сергиевском — от Мелекеса и Кротовки, для чего предполагается использовать предназначавшиеся ранее в состав ударной группы Фрунзе 2-ю стрелковую и части 35-й стрелковой дивизии.

     Таким образом, в окончательном варианте плана действий кроме главного удара на Бугурусланском направлении намечался еще новый вспомогательный удар на Бугульминском направлении (не считая уже ранее намеченного из района Шарлык). В связи с этим 2-я стрелковая дивизия 24 апреля передана в распоряжение командования Южной группы, но оставлялась еще на несколько дней до своего доукомплектования в районе Самары. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     11

     Волжская  военная флотилия 

     Волжская  речная флотилия была создана в 1918 году для борьбы с чехо-словаками. Вслед  затем противником флотилии явились армия и речные силы Колчака, в поражении которых флотилия приняла участие. Начало флотилии было положено в мае месяце 1918 года отправкой в Нижний Новгород первого эшелона моряков под командой тов. Маркина, которому было поручено организовать флотилию.

     Стратегическая  обстановка определенно подсказывала необходимость создания флотилии, так  как Волга являлась естественным рубежом, на котором представлялась возможность задержать противника и не дать ему возможности распространиться до момента достаточного накопления сил на правом берегу реки. Вместе с тем владение Волгой имело для Республики актуальное значение и в экономическом отношении.

     Создание  флотилии с самого начала встретило  большие затруднения. Прежде всего  пришлось считаться с тем, что все лучшие волжские суда, которые можно было оборудовать для военных целей, оказались захваченными «белыми».

     Следующим препятствием явился недостаток на месте  технических средств. После приведения в ясность наличных ресурсов и  материальной части, с большим трудом удалось вооружить только три буксирных парохода, поставив на них, за неимением ничего другого, три полевые пушки на импровизированных установках.

     Эти суда оказались совершенно несостоятельными для борьбы с неприятельской флотилией, канонерки которой оказались вооруженными шестью морскими орудиями.

     К этому моменту противник, стремясь к обеспечению Казанского плацдарма, сильно укрепил оба берега реки батареями  в местах перекатов, затруднявших и  без того движение судов. Кроме того, «белые» располагали на левом берегу Волги бронепоездом, весьма усиливавшим подвижную оборону реки.

     Для уменьшения явного неравенства в  силах на Волгу к концу августа  были переведены по Мариинской системе  из Балтийского моря три миноносца  типа «Прочный», которые и составили ядро флотилии.

     Боевыми задачами флотилии являлась поддержка  и обеспечение флангов обеих  групп армий, действовавших на обоих  берегах Волги, и борьба с неприятельской флотилией.

     Моральная база для действий молодой флотилии была налицо. Морское командование проявило не только правильное понимание обстановки, но и энергию в деле создания флотилии: исполнитель предначертаний центра — Раскольников, назначенный ее начальником, оказался на высоте стоящих перед ним задач, личный состав был полон революционной сознательности и порыва, и, наконец, местные органы советской власти делали все от них зависящее, чтобы облегчить работу моряков.

     Благодаря такому положению вещей флотилия, как только прибыли миноносцы, решительно перешла в наступление.

     В ночь на 31 августа 1918 г. флотилия во главе с «Прочным», на котором находились командующий флотилией Ф. Ф. Раскольников и народный комиссар по военным и морским делам тов. Троцкий, прорвалась незаметно мимо батарей за Верхний Услон и неожиданно обстреляла неприятельскую базу, произведя пожар на стоявших там пароходах и баржах и вызвав панику среди его частей.

     В этой операции, безусловно своевременной  и целесообразной, потому что психологическая  сторона обстановки требовала от Красной Армии перехода к активности, флотилия понесла большие потери: 1 канонерская лодка затонула, 2 других и 1 миноносец выбыли в долговременный ремонт, а другой миноносец, оставшийся в строю, был серьезно поврежден.

     Тем не менее не далее как через 5 дней миноносцы «Ретивый» и «Прочный»,

     12

канлодки и плавучая батарея вели полуторачасовой бой с батареями в районе расположения противника, после чего войска перешли в наступление. Во время этой операции были потеряны два судна — «Дельфин» и «Ташкент».

     6 и 7 сентября флотилия продолжала  бой с батареями противника, продвигаясь вместе с войсками в направлении на Казань. 7 сентября, когда Верхний Услон был взят войсками, флотилия спустилась к самой Казани, обстреливая ее батареи, пристани и самый город. На огонь судов отвечала тяжелая артиллерия противника.

     9 сентября 4 канлодки совершили лихой  налет на казанские пристани, причем, подойдя к ним вплотную  и сметя пулеметным огнем прислугу  батарей, высадили непосредственно  на пристань десант и отогнали  противника в город. Ввиду открытия  противником из городского Кремля сильного артиллерийского огня по судам и десанту последний вернулся на суда, захватив с собою замки от шести неприятельских орудий (из восьми). Потери десанта были незначительны.

     На  другой день, 10 сентября, Казань была взята  красными войсками. В последующие дни флотилия преследовала отходившую к устью Камы флотилию «белых», оказывая одновременно с этим поддержку наступлению своих войск.

     К 18 сентября весь район оказался очищенным  от противника, суда которого, дойдя  по Каме до Чистополя, создали там сильную оборонительную позицию.

Информация о работе Гражданская война в Поволжье