Государство Чингисхана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:21, реферат

Описание работы

Чингисхан (Темучин) (около 1155—1227 гг.) — основатель и великий хан Монгольской империи. Объединив монгольские племена, около 1190 г. провозглашён ханом с личным титулом «Чингис», а в 1206 г.—всемонгольским ханом. Провёл военно-административную реформу, составил свод законов и др. Покорил енисейских кыргызов, уйгуров, карлуков (1207—11 гг.) и др., завоевал государство Цзинь (Северный Китай, 1211—15 гг.), Среднюю Азию; вторгся в Персию, Закавказье, на Северный Кавказ, в степи Северного Причерноморья.

Файлы: 1 файл

Копия Государство Чингисхана.docx

— 124.82 Кб (Скачать файл)

После покорения западных племен Чингис-хан  является бесспорным властелином всей страны от Алтая до Китайской стены. Объединение всех заключавшихся  в ней земель в одно государство, несомненно, означало намерение восстановить Древнюю монголо-тюркскую Империю XI века. Объединение отдельных независимых  доселе монгольских племен в один народ и организация их в одно государство было первой и ближайшей  задачей Чингис-хана.

В 1190 г., по Санан-Сэчэну, Чингис-хан привел в покорность восставшее 31-е племя, одержав победу над ним.

В 1192 г. Чингис-хан пошел против племени  солонгов (корейцев), где он пробыл три года.

Чингис-хан  заканчивал свои ближайшие завоевания на западе и юге: в 1195 г. покорено племя  сартагол (сарты), 1196 год приносит покорение Тибета; затем покоряются три провинции Кара-Тибета. Тогда Чингис-хан устроил великие торжества, вернувшись из одного похода, учредил производство и раздачу наград своим военачальникам, раздавая народу сокровища.

Знаменитый  Марко Поло отзывается так о Чингис-хане этого периода его жизни: "Завоевывая какую-либо область, он не обижал населения, не нарушал его прав собственности, а только сажал среди них нескольких своих людей, уходя с остальными на дальнейшие завоевания. И когда люди покоренной страны убеждались, что он надежно защищает их от всех соседей и что они не терпят никакого зла под его властью, а также когда они видели его благородство как государя, они тогда становились преданными ему телом и душой и из бывших врагов становились его преданными слугами. Создав себе, таким образом огромную массу верных людей - массу, которая, казалось, могла бы покрыть все лицо земли, он стал думать о всемирном завоевании".

Торжественное провозглашение Чингис-хана Императором. Организация его Империи

 

На 52-м году жизни  Чингис-хана, осуществилась давно лелеемая им мечта.  Под своей неограниченной властью он собрал все монгольские племена, живущие и поныне от Алтая до Аргуни и от сибирской тайги до Китайской стены. Он имел право считать момент назревшим для торжественного облечения себя званием Императора Чингис-хана, которое он, правда, носил уже несколько лет, но, по-видимому, без особого подчеркивания этого громкого титула, когда-то предложенного ему группой знатных приверженцев, как бы "в кредит" и келейно, без торжественной санкции всенародного провозглашения.

"На  курултае Кокэчу (Теб-Тэнгри), сын Мунлика, знаменитый волхв, славившийся своими чудесами и пользовавшийся большим авторитетом в Монголии, сказал: "Всевышний Бог дарует тебе царство лица земного. Теперь, когда побеждены твоей десницей государи этих земель, называемые каждый Гур-ханом, и их области достались тебе, то пусть будет твое прозвище "Чингис". Ты стал царем царей, Всевышний Господь повелел, чтобы прозвание твое было: Чингис-хан, Царь царей и Государь государей". Все одобрили и утвердили это имя, и ему достались сила и могущество наисовершеннейшие и он принадлежит к миродержцам".

Чингис-хан  тогда же на курултае раздал награды  и назначил на должности своих  сподвижников, потрудившихся с ним  в создании Царства: пожаловал 95 военачальникам ханские ярлыки на звание темников, не дал лишь ярлык своему ближайшему сподвижнику Боорчу-нойону, сказав: "Степень его ниже ханов, но выше темников и харачудов, зачем ему ярлык?"

Кроме веры в свою божественную миссию на земле Чингис-хан верит и в  великую будущность своего родного  монгольского народа, который своими редкими качествами способствовал  вознесению его, хана, на такую недосягаемую высоту. Он считает своим делом  всенародно засвидетельствовать о заслугах этого племени перед императором и государством.

Прочно утвердившись на престоле, Чингис-хан со свойственными ему энергией и организаторским талантом продолжал деятельно работать по устройству своей обширной кочевой Державы.

В основу ее он положил  родовой быт тогдашнего монгольского общества: та же соподчиненность лиц  и классов как в одном племени, возглавляемом степным аристократом, с той разницей, что в Империи  эта иерархия получала более грандиозное  развитие.

Во главе  каждого рода - его вождь, несколько  родов составляло племя, возглавляемое  лицом более высокого ранга, которое, в свою очередь, подчинялось еще  высшей степени, и так далее до хана. Родовой быт воздвигает идею личности, идею возглавления рода, подчиненности единоличному авторитету - словом, начала, близкие к принципам военной организации, причем все это освящено глубокой религиозностью народной массы, религиозностью, отличающеюся и по сие время той характерной особенностью, что веру не только исповедуют формально, но и претворяют ее в свою повседневную жизнь, так что религия вошла в быт и быт в религию. Это была одна из главных основ Чингисова государственного строительства.

Сам до конца жизни не знавший ни одного языка, кроме монгольского, он принял меры к тому, чтобы его преемники  не находились в зависимости от иноземных  чиновников; с этой целью он позаботился  дать образование своим сыновьям и вообще юному поколению монгольской  знати .

Итак, управлялось  государство Монгольское преимущественно  кочевниками; из городского населения  Чингис-хан брал только нужных ему "спецов". При этом лица, привлекавшиеся к делу управления, избирались из людей второго типа, по вышеупомянутой классификации. Они составляли тот слой или "отбор" населения, который управлял государством. В империи Чингис-хана не было ни одного так называемого "выборного" органа. Он сам отнюдь не считал себя избранным императором, а тем более избранным "народом". Мы видели, что на курултае 1206 г. никакого голосования не было, а, следовательно, не было и выбора в строгом смысле слова. Чингис-хан был не выбран, а "провозглашен" начальником родов и племен, военными вождями, богатырями и князьями, т.е. тем же "правящим классом". В Монгольской империи не было и намека на "народоправство", а было "народоводительство" правящим слоем, составленным из второго психологического типа людей, во главе с Чингис-ханом.

В основу государства была заложена также  религия: сам Чингис-хан и его  соратники по управлению были людьми религиозными и должны были быть таковыми, но официального вероисповедания объявлено  не было. Служащие принадлежали ко всем вероисповеданиям: среди них были шаманисты, буддисты, мусульмане и христиане (несториане). Государственно важно было для Чингис-хана, чтобы его верноподданные так или иначе живо ощущали бы свою подчиненность Высшему Существу, т.е. чтобы они были религиозны независимо от исповедуемой ими религии. Первая статья Чингисова кодекса - Ясы-гласила: "Повелеваем всем веровать в Единого Бога, Творца неба и земли, единого подателя богатства и бедности, жизни и смерти по Его воле, обладающего всемогуществом во всех делах".

Итак, Монгольская  держава в свете истории представляется совершенно отличной от тех восточных деспотий, в которых высшим законом является произвол верховного правителя и его ставленников. Империя Чингис-хана управлялась на строгом основании закона, обязательного для всех, начиная от главы государства и кончая последним подданным. Это осталось без изменения и тогда, когда империя, включив в свои пределы соседние культурные государства с оседлым населением, потеряла характер кочевой державы. Власть монгольских правителей в покоренных странах была ограниченна; им не было предоставлено право предания смерти без предварительного суда. Налоги взимались на основании строго определенной системы; особенными установлениями регулировалось несение государственной службы; всегда вводились казенная почта, административные реформы. Иногда во главе управления отдельных частей государства оставлялись свои, туземные, правители; так, например, по покорении Северного Китая он был разделен на десять провинций с китайскими чиновниками во главе.

Нельзя  так же не указать еще на одну особенность гения Чингисхана, которою  он превосходит других великих завоевателей: он создают школу полководцев, из которой вышла плеяда талантливых  вождей - его сподвижников при жизни  и продолжателей его дела после  смерти. Полководцем его школы  можно считать и Тамерлана. Такой  школы, как известно, не сумел создать  Наполеон; школа же Фридриха Великого произвела только слепых подражателей, без искры оригинального творчества. Как на один из приемов, употреблявшихся  Чингис-ханом для развития в своих сотрудниках самостоятельного полководческого дара, можно указать на то, что он предоставляют им значительную долю свободы в избрании способов для выполнения данных им боевых и оперативных задач.

Поход на Китай 

По выполнении задачи объединения в одно Государство  монгольских народностей, населяющих плоскогорье Центральной Азии, взоры  Чингис-хана, естественно, обратились на Восток, к богатому, культурному, населенному не воинственным народом  Китаю, всегда представлявшему в  глазах кочевников лакомый кусок. Земли  собственно Китая делились на два  государства - Северное Цзинь (Золотое  царство) и Южное Сун, оба китайской национальности и китайской культуры, но второе с национальной же династией во главе, между тем как первым правила чужеземная династия завоевателей - чжурчженей. Первым объектом действий Чингис-хана, естественно, являлся ближайший сосед - Цзиньская держава, с которой у него как наследника монгольских ханов XI и XII столетий были свои давнишние счеты.

Для того чтобы сразиться с нею с  надеждой на успех, необходимо выставить  против нее по меньшей мере все  вооруженные силы Монгольской державы, оставив без войск ее северные, западные и южные границы. Чтобы  это не представляло опасности, надо предварительно обеспечить их от возможных  покушений других соседей в течение  всего периода, пока монгольская  армия будет занята борьбой со своим восточным противником, другими  словами, необходимо обеспечить свой тыл  в обширном значении этого слова. С этой целью Чингис-хан предпринимает  ряд походов, которые не имеют  самостоятельного значения, а служат подготовкой к китайскому походу.

Главным объектом второстепенных операций является Тангутское государство, занимавшее обширные земли в верхнем и частью среднем течении Желтой реки, успевшее приобщиться к китайской культуре, а потому разбогатевшее и достаточно прочно организованное. В 1207 г. на него производится первый набег; когда оказывается, что этого мало для его полного обезвреживания, против него предпринимается поход в более крупном масштабе.

Этот  поход, законченный в 1209 г., дает Чингис-хану полную победу и огромную добычу. Он же служит для монгольских войск хорошей школой перед предстоящим походом на Китай, так как тангутские войска были частью обучены китайскому строю. Обязав Тангутского владетеля выплачивать ежегодную дань и ослабив его настолько, что в течение ближайших лет можно было не опасаться каких-либо серьезных враждебных действий, Чингис-хан может наконец приступить к осуществлению своей заветной мечты на востоке, так как к тому же времени достигнута безопасность и на западной и северной границах Империи.

Весною 121 1 г. монгольская рать выступает  в поход со своего сборного пункта у реки Керулена; до Великой Китайской стены ей предстояло пройти путь длиною около 750 верст, на значительной части своего протяжения пролегающий через восточную часть пустыни Гоби, которая, впрочем, в это время года не лишена воды и подножного корма. Для продовольствия за армией гнались многочисленные стада.

Чингис-хана сопровождали в походе его четыре сына: Джучи, Чагатай, Угэдэй и Тулуй (он же Ике-нойон, т.е. Великий князь). Трое старших занимали в армии командные посты, а младший состоял при отце, который непосредственно начальствовал над центром армии, состоявшей из 100 000 человек лучших монгольских войск.

Пройдя  Великую стену, отдельные группы, составлявшие главные силы, разошлись  по принятой системе в разных направлениях для лучшего использования средств страны. В первом же крупном сражении после перехода стены Джэбэ нанес цзиньцам, разбросавшим свои силы, тяжкое поражение, зайдя им в тыл. Именно в этом бою оказалось, что монголы с местностью знакомы гораздо лучше своего противника. Тем временем старшие царевичи, получившие от отца задачу овладеть округами и городами, лежащими на севере провинции Шаньси в большой излучине Желтой реки, с успехом выполнили это поручение. После еще одной победы, одержанной в поле, главные силы монгольской армии подступили к "Средней столице" Цзиньского государства, городу Чжунду (Пекину), в котором пребывал двор.

Пятилетние  усилия Чингис-хана и подчиненных  ему вождей все-таки не привели к  полному покорению Северного  Китая. Эта задача, несмотря на то что Мухали-Го-ван явился достойным продолжателем дела своего государя, не была еще выполнена и ко времени смерти Чингис-хана, т.е. к 1227 г. К покорению же Южного Китая - державы Сун - при жизни его не было даже преступлено.

Поход в Среднюю Азию

 

Вернувшись  из Китая, Чингис-хан должен был обратить внимание на ближайший к нему запад, где, у него оставался еще сильный враг - Кучлук-хан, который коварством успел завладеть Кара-китайской державой. Не были еще покорены некоторые народы к западу от Алтая до реки Урала. Как бы ни сложились дальнейшие отношения с могущественным государем мусульманской Средней Азии, султаном Мухаммедом, называемым также "Хорезмшахом", который владел Туркестаном, Афганистаном и Персией, во всяком случае должны были быть предварительно ликвидированы ближайшие враги, которые могли быть опасны для мирных сношений с мусульманской державой, а в случае войны - усилить собою врагов Монгольской монархии.

Информация о работе Государство Чингисхана