Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:58, реферат
Хотя люди часто потом возвращаются в понравившийся им город, впечатление, полученное при первом посещении, остается неизгладимым. Наш небольшой рассказ мы посвятим городу мастеров-волшебников — Гусь-Хрустальному. Это один из тех городов, которые называются малыми. Но делами своими, традициями мастерства он приобрел всемирную известность. По-разному называют его — и Стеклоград, и столица русского хрусталя. Любое из этих определений характеризует лицо Гусь-Хрустального. Немногим городам России довелось вобрать в себя историю и колорит отечественного стеклоделия.
Введение
Фамильный герб семьи Мальцовых
Зарождение стекольного производства
Истоки становления Мальцовской стекольной империи
Наследники Василия Васильевича Мальцова (Василия «Большого»)
Гусевской Хрустальный Завод
Георгиевский собор
Музей хрусталя
Заключение
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Фамильный герб семьи Мальцовых
Зарождение стекольного производства
Истоки становления Мальцовской стекольной империи
Наследники Василия Васильевича Мальцова (Василия «Большого»)
Гусевской Хрустальный Завод
Георгиевский собор
Музей хрусталя
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Знакомство с новым городом обычно начинается в тот момент, когда подъезжаешь к нему издалека. Но вот проходят дни и недели пребывания, становятся близкими и понятными старые улицы, открывают свои тайны стены соборов, замечательные фрески и выставленные в залах местного музея исторические реликвии, которые свидетельствуют о безграничном мастерстве и умении художников.
Хотя люди часто потом возвращаются в понравившийся им город, впечатление, полученное при первом посещении, остается неизгладимым. Наш небольшой рассказ мы посвятим городу мастеров-волшебников — Гусь-Хрустальному. Это один из тех городов, которые называются малыми. Но делами своими, традициями мастерства он приобрел всемирную известность. По-разному называют его — и Стеклоград, и столица русского хрусталя. Любое из этих определений характеризует лицо Гусь-Хрустального. Немногим городам России довелось вобрать в себя историю и колорит отечественного стеклоделия.
Источники утверждают, что стеклоделие зародилось еще до возникновения Киевской Руси. Особенно широкую известность получило древнерусское изготовление стекла в XI веке.
Официальной датой рождения Гусевского хрустального завода считается 1756 год.
ФАМИЛЬНЫЙ ГЕРБ СЕМЬИ МАЛЬЦОВЫХ
На щите, имеющим красное поле, крестообразно расположены две шпаги острыми концами вверх, и над оным изображена осьмиугольная звезда. Щит увенчан дворянским шлемом и короной со страусовыми перьями. Намёт на щите красный, подложен серебром
ЗАРОЖДЕНИЕ СТЕКОЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОСССИИ
Возрождение стеклоделия в России относится к середине XVII в. Постоянный спрос на стеклянные изделия, привозимые из Западной Европы, предопределил процесс становления собственного стекольного производства. Первый крупный по тому времени стекольный завод в России был заведен шведским подданным Юлиусом Койетом.
В 1634 г. Койет получил жалованную грамоту царя Михаила Федоровича, на основании которой ему было дозволено купить в Московском уезде 16 пустошей для устроения стекольного завода, с правом беспошлинной продажи изделий в течение 15 лет и с запрещением другим устраивать подобные заведения. В 1639 г. в деревне Духанино Дмитровского уезда, в 60 верстах от Москвы, была запущена первая в России стекловаренная печь.
1Божиею Милостию, Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси Самодержецъ, пожаловали есмя пушечнаго дела мастера Елисея Коета, что въ прошломъ во 1742 году билъ онъ намъ челомъ и отцу нашему, блаженныя памяти, Великому Государю святейшему Патриарху Филарету Никитичу Московскому и всея Руси, чтобъ намъ его пожаловать, позволить ему въ нашемъ Московскомъ Государстве заводить и делать скляничное дело своимъ заводомъ на срочные годы; а для завода и всякого строенья того скляничнаго дела велетибъ ему продать изъ нашихъ изъ порозжихъ земель въ Московскомъ уезде в Горетовъ стану порозжия шестнадцать пустошей... В прошломъ же во 1742 году мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всея Руси Самодержецъ, советовавъ съ отцемъ своимъ блаженныя памяти, съ Великимъ Государемъ святейшимъ Патриархомъ Филаретомъ Никитичемъ Московскимъ и всея Руси, пушечнаго и рудознатного дела мастера Елисея Коета пожаловали, въ нашемъ Московскомъ Государстве скляничное дело делать велели...
Размеры предприятия были скромными. На Духанинском заводе одновременно могли работать всего 6–8 мастеров и то в летние месяцы. Все мастера были исключительно иноземцами и по истечении контракта возвращались на Родину. Производство стеклянных изделий на данном заводе было столь незначительно, что не могло удовлетворить потребностей страны. По-прежнему много стекла ввозилось из-за границы.
По прошествии срока, на который была дана привилегия Койету вокруг Москвы стали появляться стекольные заводы. Огромную роль истории русского художественного стеклоделия сыграл завод, основанный по инициативе царя Алексея Михайловича. В 1668 г., в свое летней резиденции, в подмосковном селе Измайлове, Алексей Михайлович завел стекольное дело. В процессе становления производства наряду с русскими мастерами принимали участие и иноземные специалисты. Измайловский завод обслуживал главным образом дворцовое хозяйство, высшие круги знати и лишь в незначительной степени внутренний рынок.
В конце XVII в. в селе Воскресенском под Москвой был основан Черноголовский завод. Неизвестны ни даты его существования, ни характер производства. Данные о нем относятся к 1687 г., когда завод уже действовал. Упомянутыми тремя заводами — Духанинским, Измайловским и Черноголовским ограничивался объем русского стекольного производства во второй половине XVII в.
Бурное развитие отечественной промышленности, в том числе и стекольной, относится к времени правления Петра I. До петровских времен стекольные заводы, обложенные пошлинами, лишенные всяческих привилегий, с трудом могли поддерживать свое производство. Отменив пошлины на стекло, Петр I учредил несколько казенных заводов. В 1705 г. по указу Петра I под Москвой на Воробьевых горах началось строительство зеркальною завода. Затем появляются Жабинский и Ямбургский стекольные заводы, расположенные близ Петербурга. В 1711 г. все стекольные и хрустальные заводы были переведены из Сибирского приказа в ведение Канцелярии губернских дел, а в 1719 г. переведены в ведение мануфактурной Коллегии.
ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ
В 1724 г. компаньоном содержателей Покровского завода становится «города Рыльска гостиной сотни» Василий Мальцов («Большой»). С 1730 г. Василий Мальцов становится главным содержателем и единственным владельцем хрустальной фабрики в Можайском уезде. Именно с этого скромного предприятия начинается «стекольная империя» семейства Мальцевых, которая на протяжении почти двух столетий была монополистом русской стекольной промышленности.
Для расширения производства Мальцову был необходим новый приток рабочих, в то время как, в силу существующего крепостного уклада, не было рынка рабочей силы. В 1734 г. Мануфактур-коллегия удовлетворила просьбу Василия Мальцова и разрешила ему купить крестьян для работы на Покровском заводе. А в 1736 г. императрица Анна Иоанновна издала «Генеральный указ о всех фабриках», на основании которого рабочие, обученные на фабрике какому-нибудь мастерству, стали вечными крепостными.
Мальцову при организации технологического процесса необходимо было решить еще одну немаловажную проблему — нехватку квалифицированных кадров. Поэтому в 1730 г. он заключил контракт с тремя богемскими мастерами: резчиком Иосифом Генкиным, выдувальщиком Матиусом Томасевичем и шлифовщиком Иосифом Старком, которые стали обучать мастерству русских рабочих.
К 1738 г. Покровский завод Василия Мальцова превратился в один из самых значительных в России, на нем работало 64 человека. При осмотре этого завода членами Можайской воеводской канцелярии в 1740 году было отмечено, что завод представляет собой образцовое производство. В одной гуте с четырьмя печами изготавливались оконное, зеркальное стекло и зеленая посуда; в другой гуте с двумя печами варилась «хрустальная белая материя». Среди 27 квалифицированных мастеров, занятых на фабрике в это время, только один был иноземцем. Мальцов имел 16 дворов для мастеровых и один гостиный двор для заезжих купцов. Среди прочей посуды здесь делали хрустальные рюмки, кубки, штофы, украшенные шлифовкой, гравировкой, а позже с позолотой. Представленные в 1745 г. в Мануфактур-коллегию образцы мальцовских изделий были признаны «наилутши против иностранных».
НАСЛЕДНИКИ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА МАЛЬЦОВА (ВАСИЛИЯ «БОЛЬШОГО»)
Для укрупнения производства и увеличения количества работающих на Покровской фабрике в 1745 г. с разрешения Мануфактур-коллегии Василий Мальцов приобрел у помещицы Озеровой в Можайском уезде сельцо Новое с крестьянами в количестве 200 душ с «обязанностью, что он, Мальцов, деревни содержать будет токмо для размножения оной фабрики». А через год он устраняется от дел и передает управление своим сыновьям Акиму и Александру. В челобитной на имя императрицы Елизаветы Василий Мальцов объявил, что «...ту фабрику, и со всеми мастеровыми и работными людьми, и заведением, что есть при фабрике, и покупное им сельцо Новое с людьми и сокрестьянами: — отдав в вечное содержание детям своим, орловским купцам Александру и Акиму Мальцевым, и поних наследникам их, и, просит оную фабрику с людьми и сокрестьянами в вечное содержание записать за онными детьми его...». 8 октября 1746 г. Указом Елизаветы Петровны Александр и Аким Мальцевы были объявлены владельцами Покровского завода.
Однако в 1747 г. вышел Сенатский указ, запрещавший строительство винных и стекольных заводов вблизи Москвы в целях сохранения лесных массивов, было приказано также удалить от столиц не менее чем за 200 верст некоторые существующие заводы.
В сложившейся ситуации, катастрофической для процветающего производства, Мальцовы показали себя предприимчивыми заводчиками. Аким и Александр поделили Покровский завод на две части. Oдну общую с Акимом часть Александр Мальцов в 1750 г. с разрешения Мануфактур-коллегии, ведавшей делами заводов, перенес на юго-запад, в дворцовую лесную дачу, в село Радутино Трубчевско уезда Орловской губернии.
Через год семейство Мальцовых постигло несчастье — умер глава семейства Василий «Большой», а следом Александр Васильевич. Содержателями Радутинской фабрикой становятся Аким и Авдотья Мальцовы.
Оставшаяся часть завода, унаследованная Акимом Мальцовым продолжала работать на старом месте. Но в 1754 г. последовал Сенатский указ «Об уничтожении всех хрустальных, стеклянных и железных заводов в 200 верстах от Москвы отстоящих; о дозволении заводить оные далее сего расстояния во всех местах и переводить на оные с уничтоженных заводов крестьян и людей; и о строгом наблюдении в Московской и Тверской Губерниях о сбережении лесов». В списке ликвидируемых заводов числилась стеклянная и хрустальная фабрика содержателей Мальцевых в Можайском уезде.
11 января 1755 г. Аким Мальцов подал прошение в Мануфактур-Коллегию, о переводе части отцовского завода «на приторгованную сибирского драгунского полка у поручика Николая Абрамова сына Симонова во Владимирском уезде землю, которая состоит от Москвы в 230 верстах», и на заведение в сельце Новом полотняной фабрики
Выбор земли в Мещере для строительства хрустального завода был не случаен. Благоприятными были природные условия края. Здесь имелись основные сырьевые материалы для стеклоделия: песок, огнеупорная глина, топливо. Кроме того, в Мещерской низине среди крестьян издавна процветал отхожий промысел. Следовательно, был постоянный резерв рабочей силы, что не могло не сказаться на росте стекольного производства. Развитию стеклоделия способствовало и выгодное географическое положение района. Завод размещался в центре империи, вблизи старой столицы, между Волгой и Окой — большими торговыми путями России, по которым легко было сбывать продукцию во все концы страны и за границу.
30 марта 1755 г. Николай Симонов представил в Мануфактур-Коллегию купчую на проданную им землю, и 7 апреля по определению коллегии Акиму Мальцеву «дозволено снесть во Владимирский уезд фабрику на основании указов 1747 г. ноября 23 и 1754 г. сентября 6».
Так с середины XVIII в. в России началось формирование двух знаменитых мальцовских промышленных районов: южный, расположенный в Орловской, Смоленской, Калужской губерниях и восточный, расположенный во Владимирской, Рязанской губерниях. Два крупных центра отечественного производства до последнего дня существования мальцовской стекольной империи будут не только тесно переплетены родственными узами, но и связаны производственными отношениями, деловым сотрудничеством.
ГУСЕВСКОЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ ЗАВОД
В 1756 г. в имении Никулино, в урочище Шиворово был построен Гусевской хрустальный завод, который расположился на левом, более возвышенном берегу реки Гусь. Хрустальный завод во Владимирской губернии первоначально возник в результате административного давления, как район, ближе других расположенный к центру потребления — Москве.
Для обеспечения нового завода топливом и необходимым сырьем Аким Мальцов приобрел смежные земельные участки с лесными дачами. Сразу же с постройкой завода начались осушительные работы, которые заняли несколько десятилетий.
На Гусевском хрустальном заводе первоначально работало 59 человек при 4 стекловаренных печах «о шести дойницах для материи на хрустальную посуду» и «о четырех дойницах для простой материи». При заводе, помимо двух деревянных гут, были печи для закалки изготовленной посуды, сушильня для дров, специальные чуланы для хранения посуды и стекла.
В особом амбаре на двух печах «распускали стекло», т.е. разогревали выдутые халявы (заготовки), чтобы изготавливать листы оконного стекла. В отдельной светлице «медными инструментами» рисовалась резная «хрустальная» посуда. В гончарне из гжельской глины делались «дойницы и всякие припасы», в том числе и огнеупорные кирпичи. Из других построек находились контора и амбары, где хранились изделия, глина, поташ, селитра, зола вязовая и соломенная.
Мальцов уделял большое значение не только расширению и совершенствованию своего производства, но также и качеству «хрустальной» посуды. Помимо отечественных материалов широко использовались и привозные. Гусевской хрустальный завод был оснащен новейшими по тому времени инструментами для шлифования и гравировки как русского, так и зарубежного производства. Для долбления сырья и шлифовки применялись «водяные машины». Но нередко первоклассная техника простаивала из-за недостатка мастеров.
Рабочий состав делился на составителя материй, мастеров и подмастерьев, шуралей (кочегаров), дрововозов. На отделке хрусталя трудилось по 2–3 рисовальщика и шлифовщика. Имелась вспомогательная сила — гончары, плотники, кузнецы.