Четвертая республика Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2016 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Режим Четвертой республики во Франции и его падение" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Для раскрытия цели я выделила следующие задачи:
Проследить политическую ситуацию во Франции после падения Третей республики;
Рассмотреть Конституцию 1946 года;
Проследить особенности режима Четвертой республики во Франции;
Рассмотреть процессы, приведшие к кризису и падению Четвертой республики.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 66.53 Кб (Скачать файл)

Соотношение сил в Национальном собрании существенно изменилось. Теперь не три, а шесть политических группировок (коммунисты, социалисты, МРП. радикалы, «независимые» и РПФ) имели крупные фракции в Национальном собрании, получившем по этой причине прозвище «шестигранного собрания» Ни одна из них не располагала абсолютным большинством и не могла создать однопартийного правительства. Формирование коалиционного правительства также наталкивалось на серьезные трудности. Коалиция «третьей силы» не получила большинства. Она не могла рассчитывать на поддержку ни Коммунистической партии, ни партии РПФ, которая вообще отказывалась блокироваться с какой бы то ни было другой политической партией.

Внутри самой коалиции «третьей силы» существовали серьезные разногласия. Радикалы (как и «независимые») выступали против государственного вмешательства в экономику, а социалисты и МРП отстаивали принципы «дирижизма», т. е. участия государства в управлении производством [1. с.291]. В свою очередь МРП расходилась с социалистами и радикалами по вопросу о светском образовании, имевшем благодаря длительной традиции немаловажное политическое значение. МРП требовала, чтобы государство финансировало частные религиозные школы, тогда как социалисты и радикалы отстаивали светский характер образования.

Вес эти противоречия предопределяли неустойчивость любого возможного правительства и в конце концов привели к распаду коалиции «третьей силы». В сентябре 1951 г. социалисты вышли из правительства в знак протеста против закона о субсидиях религиозным школам. С этого времени Социалистическая партия перешла в оппозицию. Страной стал править правоцентристский блок, состоявший из правых («независимых») и центристов (МРП и радикалов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

 

Падение Четвертой республики (1954 – 1958 гг.).

 

3.1 Начало распада французской колониальной империи.

 

За 8 лет «грязной войны» в Индокитае, развязанной в декабре 1946 г. правительством Блюма, Франция потеряла 320 тыс. солдат и офицеров (больше, чем на фронтах второй мировой войны) [2, с. 295]. Ее военные расходы в десятки раз превысили довоенные французские капиталовложения в Индокитае. Тем не менее, колонизаторы потерпели серьезное поражение. В начале 1954 г. Вьетнамская народная армия перешла в наступление и нанесла тяжелое поражение французским войскам в районе Дьен-Бьен-Фу. Правительство лидера «независимых» Жозефа Ланьеля (1953-1954) было вынуждено подать в отставку. 19 июня 1954 года премьер-министром Франции стал левый радикал П. Мендес-Франс, который объявил о своем намерении начать переговоры с Демократической Республикой Вьетнам.[10,с. 64]

20 – 21  июля 1954 г. на совещании министров иностранных дел СССР, Англии, США, Китая, Франции и Демократической Республики Вьетнам правительство Мендес-Франса подписало соглашение о прекращении войны в Индокитае. В течение 1954-1955 гг. Франция была вынуждена признать независимость стран бывшего Французского Индокитая — Вьетнама, Лаоса, Камбоджи - и постепенно вывела оттуда свои войска.[13, с.130]

Упорная борьба за свободу развернулась в африканских колониях Франции, прежде всего в Алжире, Тунисе и Марокко. В Тунисе и Марокко массы населения требовали независимости. В Алжире 1 ноября 1954 г. началось вооруженное восстание, переросшее в партизанскую войну против колонизаторов. Учитывая размах освободительного движения, правительство Мендес-Франса пошло на частичные уступки. В июле 1954 г. оно объявило о предоставлении Тунису «внутренней автономии», а в ноябре 1955 г. согласилось признать автономное правительство Марокко. Французская колониальная империя рушилась.[12,с.154]

 

3.2   Кризис Четвертой республики.

 

Начало распада французской колониальной системы, падение международного престижа Франции, ее зависимость от США вызывали острую критику со стороны националистически настроенных групп буржуазии. Неспособность правящих партий серьезно улучшить положение народных масс, огромный разрыв между официальными декларациями и реальными делами подрывали авторитет парламентской системы правления. Рабочие и служащие были недовольны условиями труда и заработной платой, повышение которой неизменно отставало от роста цен. К 1952 г., даже по официальным данным, розничные цены в 23 раза превысили довоенный уровень, тогда как заработная плата квалифицированного рабочего увеличилась только в 15 раз [2, с. 296]. Крестьяне страдали от высоких налогов и низких закупочных цен на производимую ими продукцию. Мелкие торговцы и ремесленники требовали предоставления налоговых льгот, расширения системы социального страхования.

Летом 1953 г. недовольство вылилось в массовое движение трудящихся. В ответ на попытку правительства увеличить пенсионный возраст и изменить условия труда мелких служащих рабочие и служащие организовали забастовки, в которых приняли участие около 4 млн. человек [7, с. 309].

Вновь поднялось массовое крестьянское движение. Крестьяне требовали снижения налогов и установления справедливых закупочных цен на сельскохозяйственные продукты. Чтобы привлечь внимание к своим требованиям, они организовывали митинги и демонстрации, устраивали заграждения на дорогах, останавливали движение транспорта. На юге и в центре Франции выступили лавочники и ремесленники во главе с бывшим вишистом, владельцем писчебумажной лавки П. Пужадом. Это движение, отражавшее протест масс мелкой буржуазии против политики правительства, было использовано правыми силами. П. Пужад и его единомышленники нападали на все политические партии, но особенно яростно — на коммунистов. Они требовали разогнать парламент, ограничить демократические свободы, беспощадно подавлять движение колониальных народов.[13,с.200]

Основные буржуазные партии в это время переживали глубокий кризис. Партия РПФ, так и не сумевшая прийти  к власти, быстро теряла свое влияние. На муниципальных выборах весной 1953 г. число ее избирателей сократилось в 3 - 4 раза [7, с.310]. После этого генерал де Голль ликвидировал парламентскую фракцию РПФ и объявил о своем отказе от политической деятельности. В 1953 г. РПФ перестала существовать. В процессе борьбы по вопросу об объединении западноевропейских стран и перевооружении Западной Германии все остальные буржуазные партии раскололись на «европеистов» (сторонников максимально тесного слияния государств Западной Европы) и «националистов», выступавших против такого слияния. Усилились разногласия по колониальному вопросу. Наиболее реакционные ультраколониалистские круги буржуазии выражали недовольство прекращением войны в Индокитае и уступками национально-освободительному движению в Тунисе и Марокко. В 1955 г. произошел раскол в партии радикалов, старейшей политической партии Франции. Ее левое крыло, отражавшее недовольство средних слоев населения, возглавил П. Мендес-Франс. При поддержке деятелей радикализма Э. Эррио и Э. Даладье он взял курс на разрыв с МРП и «независимыми», тогда как правое крыло радикалов выступало за союз с ними.

Под влиянием массового недовольства трудящихся и разногласий в правящем лагере изменилась политика Социалистической партии. 47-й съезд ФСП, состоявшийся летом 1955 г., высказался за сближение с радикалами и принял решение о недопустимости союза с МРП и «независимыми». Среди низовых организаций Социалистической партии наметилось тяготение к союзу с коммунистами. Важнейшим выражением серьезного политического кризиса в правящем лагере был роспуск Национального собрания и проведение досрочных парламентских выборов в январе 1956 г.[13,с.230]

 

3.3 Правительство Республиканского фронта.

 

В результате выборов 1956 г. в Национальном собрании образовалось три главные группировки: коммунисты, «Республиканский фронт» (объединение Социалистической партии и левых радикалов) и блок «независимых» с МРП. Число собранных Коммунистической партией голосов увеличилось до 5,6 млн., она вновь заняла первое место, получив 150 мандатов [4, с.293].

Поскольку ни одна группировка не имела абсолютного большинства в Национальном собрании, единственная возможность для формирования устойчивого правительства заключалась в союзе Коммунистической партии и Республиканского фронта. Компартия предложила социалистам и радикалам совместно рассмотреть вопрос о формировании правительства. Однако руководители Республиканского фронта отказались от сотрудничества с компартией и тем самым предопределили неустойчивость всех последующих правительств Четвертой республики.

В январе 1956 г. генеральный секретарь Социалистической партии Ги Молле сформировал правительство Республиканского фронта, состоявшее из социалистов и левых радикалов. Вернувшись к власти после 10-летнего перерыва, социалисты обещали установить мир в Алжире, улучшить избирательную систему, увеличить размер пенсий и семейных пособий, продлить срок оплачиваемых отпусков, бороться за светский характер школьного образования, противодействовать инфляции. Чтобы создать условия для осуществления этой программы, Коммунистическа партия голосовала за правительство Ги Молле, в результат чего оно получило большинство голосов в Национальном собрании [7, с.294]. В первые месяцы 1956 г. правительство осуществило часть своей программы. Продолжительность оплачиваемого отпуска была доведена до трех недель, повысилась заработная плата некоторых категорий рабочих и служащих, были увеличены пенсии и семейные пособия. В области внешней политики правительство высказалось за смягчение международной напряженности и переговоры с Советским Союзом. В марте 1956 г. правительство Ги Молле признало независимость Туниса и Марокко, в июне заявило о предоставлении местного самоуправления коренным жителям французских колоний в странах Черной Африки.[10,с 30]

Тем не менее основной курс политики Республиканского фронта далеко не отвечал чаяниям народа. План социальных реформ, предусматривавший оплату государством расходов на лечение, не был претворен в жизнь. Заработная плата отставала от роста цен. Сохранились государственные субсидии религиозным школам. Франция оставалась членом Североатлантического пакта, продолжала линию на объединение капиталистических государств Западной Европы. В октябре 1956 г правительство Ги Молле передало ФРГ Саарскую область. В марте 1957 г. Франция вместе с пятью другими странами, принявшими ранее «план Шумана», подписала в Риме соглашение об организации «Общего рынка» [7, с.295]. Участники соглашения обязались постепенно упразднить таможенные барьеры в торговле друг с другом, ликвидировать экономические границы и образовать единую зону свободной циркуляции товаров, капиталов и рабочей силы. Под давлением ультраколониалистов правительство Ги Молле отказалось от намеченных ранее реформ и вернулось к политике военного подавления алжирского освободительного движения. Осенью 1956 г. Франция вместе с Англией и Израилем участвовала в агрессии против Египта, последовавшей за национализацией египетским правительством Суэцкого канала [4, с.296].

Отказ правительства Ги Молле от своей программы привел к развалу Республиканского фронта. Коммунистическая партия перестала поддерживать правительство. Группа левых радикалов во главе с Мендес-Франсом выступила против алжирской политики Ги Молле и вышла из правительства. Видные деятели Социалистической партии (А. Филип, Д. Мейер, Р. Вердье) осудили отказ правительства от достижения мира в Алжире. Некоторое время правительство Ги Молле держалось у власти благодаря поддержке «независимых», одобрявших реакционные аспекты его политики, однако в мае 1957 г. оно было вынуждено уйти в отставку [4, с.296].

 

3.4  Война в Алжире. Падение Четвертой республики.

 

Правительство Республиканского фронта и последовавшие за ним два недолговечных кабинета правых радикалов не могли решить стоявших перед Францией проблем. Французы устали от министерской чехарды, от громких обещаний, которые не проводились в жизнь; потеряли веру в то, что левые группировки могут обеспечить прочное руководство страной. Крупная монополистическая буржуазия в свою очередь была недовольна правительством. Ее раздражало отсутствие стабильности в политической жизни, беспокоило растущее влияние ФКП, размах национально-освободительного движения в колониях. Значительная часть крупной буржуазии считала необходимым ограничить демократические свободы и создать «сильное» правительство, которое могло бы справиться с рабочим движением и удержать оставшиеся колонии под властью Франции. В стране началась кампания за возвращение к власти генерала де Голля, который всегда высказывался за установление «сильной власти» и резко критиковал политическую систему Четвертой республики. Эта кампания находила отклик среди масс населения, для которых имя де Голля символизировало прежде всего связь с движением Сопротивления. Де Голль пользовался большим личным авторитетом, имел репутацию борца за национальные интересы и противника перевооружения Германии [4, с.297].

Огромное влияние на ход событий оказывала война в Алжире, превратившаяся, по замечанию М.Тореза, в «язву на теле страны» [6, с.154]. Хотя французские империалисты примирились с независимостью Индокитая, Сирии, Ливана, Туниса, Марокко, они упорно стремились подавить освободительное движение в Алжире. Их упорство во многом объяснялось особым положением Алжира в системе французской колониальной империи. В Алжире в ходе более чем столетней колонизации сложилась значительная прослойка европейцев. Из 9 млн. жителей Алжира европейцы составляли - около 1 млн. человек, причем в их руках находилось управление Алжиром [2, с. 299]. Юридически Алжир считался не колонией и не протекторатом, как Индокитай или Тунис, а «заморскими департаментами» [2, с.299]. Десятилетиями в сознание европейских колонистов внедрялась мысль, что они, а не арабы, представляют Алжир. Французские плантаторы, промышленники, торговцы, владевшие лучшими землями и контролировавшие всю экономику Алжира, категорически отрицали само существование алжирской нации. Они уверяли, что «Алжир - это Франция», а освободительное движение алжирского народа - всего лишь мятеж, инспирированный извне [2, с.299]. Именно эта верхушка европейского населения, интересы которой оказались бы под ударом в случае предоставления Алжиру независимости, составила основу группировки алжирских ультраколониалистов, имевших прочные позиции не только в Алжире, но и во Франции.

Информация о работе Четвертая республика Франции