Царь Иван Грозный и его оценка в исторической культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 16:09, реферат

Описание работы

Личность Ивана Грозного, на мой взгляд, является одной из самых ярких личностей во всей истории России. На формировании его неординарной личности повлияло несколько важных факторов. И постепенно изучая его как выдающегося политика и человека, я попытаюсь в конце своего сообщения подытожить все мною ниже сказанною и ответить на скрытый вопрос в теме моего сообщения.

Файлы: 1 файл

Отечественная история.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

     АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» 
 
 
 
 

  Контрольная работа по дисциплине

 «Отечественная  история»

Тема: «Царь Иван Грозный и его оценка в исторической культуре» 
 
 
 
 
 
 
 

Факультет: Экономический

Курс  І, группа ЗИБХ 315

Выполнила: Зигунова

Наталья Владимировна 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск 2009

 

     

Иван Грозный как личность и его оценка в исторической культуре.

     Первый  русский царь. Одна из самых неоднозначных  личностей российской истории. Талантливый  государственный деятель, мудрый реформатор и одновременно – кровавый тиран, ввергший свой народ в хаос чудовищных репрессий. Культовый персонаж художественных произведений всех жанров.

     Личность  Ивана Грозного, на мой взгляд, является одной из самых ярких личностей  во всей истории России. На формировании его неординарной личности повлияло несколько важных факторов. И постепенно изучая его как выдающегося политика и человека, я попытаюсь в конце своего сообщения подытожить все мною ниже сказанною и ответить на скрытый вопрос в теме моего сообщения.

     Будущий царь Иван Грозный родился в ночь с 24 на 25 августа 1530 года. В эту ночь над Москвой разразилась буря, от молний в разных местах столицы вспыхнули пожары. Ветер раскачивал колокола церквей, и они как бы сами собой звенели. Один из них сорвался из колокольни и рухнул на землю. В народе заговорили о предзнаменовании грядущих больших несчастий…

       Когда умер великий князь московский Василий 3, его наследнику Ивану Васильевичу (1530-1584) было 3 года. Детство мальчика нельзя назвать счастливым. Через пять лет после отца он потерял и мать, великую княгиню Елену Глинскую, и в ее лице родного единственного человека, который мог бы о нем заботиться и любить его. Эти 5 лет вдовствующая княгиня исполняла обязанности регентши при малолетнем государе и управляла страной, опираясь на Боярскую Думу и «опекунский совет», назначенный ей в помощь супругом. Почти все представители «опекунского совета» были высших аристократических родов: князья Михаил Львович Глинский (дядя Елены Глинской), Василий Васильевич Шуйский, бояре Михаил Юрьев-Захарьин, Михаил Тучков и другие.

     Если  при жизни вдовы своего покойного  государя «опекуны» еще согласовывали  свои действия с волей великой  княгини, то после ее кончины они  обращали очень мало внимания на условия  жизни, желания и судьбу наследника престола. Правитель-мальчик, наделенный умом смышленым, насмешливый и ловкий, с ранних лет чувствовал себя сиротой, обделенный вниманием. Окруженный пышностью и раболепием во время церемоний, в повседневной жизни во дворце он тяжело переживал пренебрежение бояр и князей, равнодушие и обиды окружающих. Многие годы спустя мальчишеские обиды невыносимо жгли память и душу. Через 3 десятилетия Иван 4 вспоминал: «Было в это время мне 8 лет; и так поданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя, о нас, государях своих, никакой заботы сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе и перессорились друг с другом при этом. И чего только они не натворили! …Дворы, и села, и имущество наших дядей взяли и водворились в них. И сокровища матери нашей перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и, тыкая палками, а остальное разделили… Нас же с единородным братом моим, святопочившим в Боге (т.е. уже умершим ко времени, когда царь писал эти строки – Прим. Ред.) Георгием, начали воспитывать, как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений, и в одежде, и в пище».

     Аристократические кланы в жестокой сваре за первенствующее положение стремительно сменяют  друг друга у кормила власти: первоначально  власть захватывают Шуйские, затем на их место входят Бельские, потом Шуйские с помощью мятежа свергают Бельских. Юный государь растет в обстановке заговоров, интриг, убийств. Уже в те годы в его характере формируются непривлекательные черты: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. В 13-летнем возрасте приходит черед и ему впервые «показать зубы»: в 1543 году по его приказу глава партии Шуйских был отдан псарям и зверски убит. Задрожали бояре, узнав о страшной расправе с Шуйским, поняли, что наступило для них страшное время. Они до того оробели, что не смели нечего сказать, когда государь перед всеми совершал худые дела: с толпой молодых сверстников мчался на лихих тройках по городу и давил людей. Бояре, смотря на это, хвалили государя и говорили: «Будет он храбр и мужествен».

     Скоро подвергся опале князь Иван Кубенский, потом Афанасию Бутурлину за непригожие речи язык отрезали.

     В результате место «оберегателей» при  троне и Иване Васильевиче  досталось партии Глинских, при которых  сын Василия 3 достиг совершеннолетия (15 лет), и для него пришло время вступать в законное владение отцовским наследством – Московской державой.

     В середине 16 века Московское государство  было одним из сильнейших в военно-политическом отношении и одним из самых  крупных по территории. Но совсем немного, всего несколько десятилетий, насчитывала его история, как единого государственного организма, включавшего в себя десятки ранее самостоятельных земель и княжеств. Рыхлая внутренняя структура Московского государства требовала серьезных преобразований, которые предотвратили бы в будущем его распад.

     Князья  и бояре, а с ними вся верхушка аристократии служили великому князю московскому, отыскивая для себя большей чести и большего богатства при дворе одного из сильнейших государей Европы, но считали себя людьми свободными. Согласно древнему обычаю они могли отъехать в случае недовольства этой службой к иному государю, например к великому князю литовскому. По меткому замечанию выдающегося русского историка В. О. Ключевского, «политические обстоятельства, с одной стороны, поставили московского князя на высоту национального государя с широкой властью, с другой – навязали ему правительственный класс с широкими политическими претензиями и стеснительной для верховной власти сословной организацией».

После того, как князь Кубенский да Федор  и Василий Михайловичи Воронцовы  были казнены, а близкие к ним  люди были разосланы в ссылку, от бояр можно было услышать следующее:

Грозен  государь, грозен, - шептали бояре, - млад, а грозен. Пожалуй, отца и деда превзойдет.

     Женился бы поскорее. Пословица говорит: женится  – переменится.

За женитьбой  дело не стало. Во все концы государства  было написано: «А когда к вам  эта наша грамота придет и у  которых из вас будут дочери девки, то вы бы сейчас же ехали с ними в город к нашим наместникам на смотр, а дочерей девок у себя ни под каким предлогом не таили бы. Кто же из вас дочь девку утаит и к наместникам нашим не повезет, тому быть от нас в великой опале и казни».

     Выбор государя пал на Анастасию Романову, дочь умершего окольничего, Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Один ее дядя, Михаил Юрьевич, был близок ко князю Василию Ивановичу и назначен им в число трех лиц, с которыми должна была советоваться правительница Елена. Михаил Юрьевич уже помер. Ни он, ни брат его, другой брат Анастасии, Григорий Юрьевич, ни в каких смутах во время малолетства Иоанна не участвовали.

Но еще  до свадьбы Иван Васильевич удивил бояр такою речью:

Хочу  прежде моей женитьбы поискать прародительских  чинов, как наши прародители, цари и великие князья и сродник наш, великий князь Владимир Всеволодович Мономах, на царство, на великое княжение садились, и я так же этот чин хочу исполнить, на царство сесть и царем во всех делах именоваться.

Разумен государь, не по летам разумен, - говорил один из бояр, - млад, а прародительских чинов поискал! Царь – ведь это все равно, что кесарь.

Да, - отвечал  задумчиво другой, - о делах римских  кесарей много он начитан. Только у кесарей как он все переймет…

       16 января 1547 года совершилось венчание Ивана Васильевича на царство, а 3 февраля того же года он вступил в брак с Анастасией Романовною.

     Таким образом, в 1545-1547 гг. было осуществлено несколько мероприятий, призванных подчеркнуть переход всей полноты  власти к юному государю: Иван Васильевич начал ходить в военные походы, женился на Анастасии Романовне Захарьиной, 16 января 1547 года принял титул «царя» (впервые в российской истории – ранее государи московские именовались только «великими князьями»). Но это не означало того, что Иван 4 овладел всеми умениями, необходимыми для управления огромной страной. Пока за его спиной Московским государством правили Глинские и митрополит Московский Макарий – один из образованнейших людей России. Глава русской церкви, отлично разбиравшийся в тонкостях и хитростях сплетения светской политики, стремился воспитать из Ивана 4 государя, который не мог бы нанести ущерба церкви. При жизни этого святителя Иван действительно не вступал в конфликт с духовными властями.

     Тем временем владычество Глинских вызывало зависть со стороны других знатных родов, к тому же корыстолюбивые временщики злоупотребляли своим высоким положением, что приводило к недовольству всей Москвы: «… В те поры Глинские в приближении государя (были) и в жаловании, а от людей их – черным людям насильство и грабеж». После восстания летом 1547 года партия Глинских пала, и окончилась пора правления отдельных аристократических группировок.

     Последовательные  неудачи попыток различных «боярских  партий» навсегда утвердиться у  верховной власти, недовольство низших слоев служилого класса засильем временщиков у престола, недостаточные способности молодого царя к управлению государством и необходимость проведения многих преобразований привели к созданию своеобразной правительственной группы компромисса, названным позднее князем Андреем Курбским «Избранная рада». Роль наиболее ярких фигур в ее составе сыграли люди, не блиставшие знатностью и не связанные близким родством ни с царским домом, ни с одним из могущественных аристократических кланов1.

     Итак, на политическую авансцену времен «Избранной рады» выступили священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и царский постельничий (государев дворовый чин) Алексей Федорович Адашев. Помимо них вошли князь Курлятев, возможно, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Иван Михайлович Висковатый и некоторые другие представители аристократии. Все они обладали достаточной дальновидностью, чтобы поддержать равновесие между царской властью, боярско-княжеской верхушкой служилого класса и дворянства, вобравшими в себя средний и нижний классы служилых людей. Все они признали необходимость реформ в сфере государственного управления.

     Именно  с появления «Избранной рады»  Иван Грозный начинает проявлять  свою яркую политическую деятельность.

     Всего десятилетие суждено было существовать «Избранной раде», всего десятилетие было отпущено исторической судьбой для деятельности решительных и энергичных реформаторов, протекавшей в условиях относительного между всеми классами и сословиями общества. Но за этот короткий период государственное и социальное устройство России претерпело столь сильные изменения, каких не происходило за целые века спокойного развития.

     «Избранная  рада» возникла не ранее 1549 года, а  в 1560 г. ее уже не стало. Таким образом, при поддержке «Избранной рады»  Иван Грозный провел несколько важных реформ.

     В 1549 году был созван впервые в России Земский Собор, на который были приглашены бояре, дворяне, духовенство, выборные от посадов, торговых людей и черносошных  крестьян (государственных). С ними царь обсуждал важнейшие дела.

     Наконец, наиболее целенаправленным изменениям подверглось военное дело (1550-1556). Под Москвой была выделена земля  для избранной тысячи – привилегированных  дворян, из числа которых в последствии  назначались воеводы, «головы» (низшие офицеры), дипломаты и администраторы. Возник корпус первого постоянного войска – стрельцов, получавших из казны денежное жалование, вооружение и обмундирование. Ограничена была практика местничества, то есть занятия должностей в войске в зависимости от знатности и заслуг предков.

     При монархе сложился многочисленный Государе двор. В его состав входили княжата  – недавние удельные князья и их потомки, московское боярство, «выбор»  – дворяне из других городов, несшие службу при царе. В Московском уезде  обосновалась личная царская гвардия – «Избранная тысяча». (1550 год)

Информация о работе Царь Иван Грозный и его оценка в исторической культуре