Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2009 в 16:56, Не определен
Реферат по истории
Караван из девяти судов, вышедший из Таллина 25 августа, подвергался непрерывным атакам вражеских самолетов и торпедных катеров. На пути в Ленинград погибло четыре судна. Готовились к уходу из осажденного Таллина последние транспортные суда с защитниками города. Вскоре создалась такая обстановка, при которой флот больше не мог оставаться в Таллине. В течение 26-27 августа продолжались ожесточенные бои на главном рубеже обороны. Противник стремился любой ценой овладеть главной базой Балтийского флота. В ночь на 27 августа его части подошли к городу и, подтянув артиллерию и тяжелые минометы, начали ожесточенный обстрел советских кораблей, стоявших у причалов и на рейде. Заблокировать и уничтожить флот в Таллине гитлеровцам не удалось: их военно-морские силы не рискнули прорваться в Финский залив через нашу оборонительную позицию и поэтому гитлеровцы отказались от действий против Краснознаменного Балтийского флота надводными силами. Фашисты были убеждены, что флот будет уничтожен авиацией и минным оружием на переходе из Таллина в Кронштадт.
Условия для перехода флота были невероятно трудными, а препятствия на его пути казались непреодолимыми. Большому числу кораблей предстояло пройти 150 миль фарватером, который простреливался противником с двух берегов. С севера нависали финские шхеры, где находились вражеские корабли, с юга нашим сообщениям угрожал противник, занявший побережье протяженностью 100 миль и успевший подтянуть сюда артиллерию и перебазировать бомбардировочную авиацию. Кораблям флота предстояло форсировать плотное минное заграждение врага. Для оказания противодействия противнику Краснознаменный Балтийский флот имел недостаточное количество тральщиков, а авиация прикрытия (истребительная авиация КБФ), потеряв свои аэродромы в Эстонии, не могла прикрыть флот с воздуха на самом опасном участке перехода (Таллин – о. Гогланд), так как ее новые аэродромы были слишком далеко – на востоке.
После полудня 27 августа для прикрытия начала эвакуации были предприняты контратаки по всему фронту, в результате которых противник был оттеснен на несколько километров. Во время атак (с 16 часов) началась посадка войск на транспорты, проводившаяся в пяти гаванях Таллина, на острогах Найссар (Нарген), Аэгна (Вупьф), на полуострове Вимси, в гавани Палдиски и на Таллинском рейде. Одновременно начались работы по заграждению гаваней Таллина и уничтожению важных объектов.
Во время перехода корабли всюду подстерегала опасность. К опасности подрыва на минах прибавились обстрел батареи с мыса Юминда и атаки торпедных катеров из финских шхер. Преодолев ночью немецкую минно-артиллерийскую позицию, боевые корабли с рассветом 29 августа из района Мохни, Вайндло продолжали поход и днем прибыли в Кронштадт. Для слабо вооруженных и тихоходных транспортов и вспомогательных судов чрезвычайно трудным был дневной переход 29 августа. Фашистская авиация, пользуясь отсутствием наших истребителей и слабостью противовоздушной обороны транспортов, в продолжение всего дня преследовала наши суда. У Западного Гогландского плеса советские моряки, пострадавшие от воздушного нападения врага, героически боролись за спасение своих судов. Так, учебный корабль "Ленинградсовет" выдержал более 100 налетов бомбардировщиков. Благодаря исключительному мужеству командира "Ленинградсовета" старшего лейтенанта Н.Н. Амелько и его умению управлять кораблем ни одна бомба не попала в корабль.
Трагически сложилась судьба 29 транспортных судов, покинувших Таллин 28 августа 1941 года. Атаки с воздуха следовали непрерывно одна за другой, суда шли под огнем береговой артиллерии, в воде их подстерегали мины. Ряды каравана, несмотря на большую поддержку военных моряков, прикрывавших отход, быстро таяли. Несколько судов погибло ночью 28 августа и в течение дня 29 августа. К вечеру 29 августа караван достиг острова Гогланд, и здесь три судна, получившие большие повреждения, выбросились на прибрежную отмель. В этом переходе моряки торгового флота проявили поистине чудеса героизма и самоотверженности.
Одним из последних оставил Таллин пароход "Казахстан". Фашистские пикирующие бомбардировщики яростно атаковали корабль, бомбы попали в котельное отделение, начался пожар. Девять часов экипаж и находившиеся на судне красноармейцы боролись с огнем и сбили пламя. В это время на "Казахстан" снова обрушились вражеские самолеты. Авиабомбы рвались рядом с судном. Из экипажа осталось только семь человек. На судне имитировали пожар, и фашисты, уверенные в гибели парохода, прекратили атаки. Второй помощник капитана Л.Н. Загорулько и старший механик В.А. Фурса сумели организовать исправление повреждений, развели пары, и "Казахстан" продолжил свой путь к Ленинграду. На четвертые сутки после выхода из Таллина он пришел в Кронштадт.
В числе трех судов, поврежденных вражеской авиацией и оставшихся у острова Гогланд, был пароход "Сауле", которым командовала капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина. Несмотря на налеты фашистских самолетов, экипаж судна исправил повреждения. Судно снялось с мели и благополучно прибыло в Ленинград. Потери торгового флота, участвовавшего в последней таллинской операции, оказались огромными. Из 29 судов, следовавших в караване, только 2 пришли в Ленинград, 2 судна остались у Гогланда, и 25 затонули в море. Кроме этого, при эвакуации главной базы флота Таллина (28-29 авг. 1941 г.) погибло 17 боевых кораблей, в том числе 5 эскадренных миноносцев. Большие потери в 1941 г. КБФ имел и в авиации, которая использовалась в это время преимущественно на сухопутном направлении.
Таллинский переход 1941 г. явился одной из самых тяжелых операций за весь период Великой Отечественной войны. Смертью храбрых погибли многие лучшие моряки транспортного флота. После оставления Таллина, транспортные перевозки на Балтике значительно сократились. Регулярные рейсы осуществлялись только к полуострову Ханко, куда доставлялись боевая техника и боеприпасы. 30 августа завершился беспримерный в истории прорыв Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Из 200 вышедших кораблей и судов к месту назначения прибыли 112 боевых кораблей, 23 транспортных и вспомогательных судна, на которых было доставлено свыше 18 тыс. человек: войска 10-го стрелкового корпуса, гарнизон базы, раненые.
После занятия Таллина противник начал наступление на острова Муху (Моон) и Сарема с двух направлений: с суши (через Моонзундский пролив) и с моря. С этой целью гитлеровское командование сосредоточило группировку войск, в которую входили две дивизии, саперные и понтонные части, финский батальон, а также артиллерия и авиация. Общая численность группировки противника определялась 50 тыс. человек. С этой же целью были привлечены немецкие и финские силы флота и авиадесантные войска.
Бои за Моонзундские острова проходили в трудных для наших войск условиях. Сорок девять дней стойко оборонили острова корабли флота и части сухопутных войск, которые были меньше по численности и слабее вооружены, чем противник. Наши корабли во взаимодействии с береговой артиллерией и сухопутными войсками, противодействуя высадке десантов, нанесли противнику большой урон. За время обороны Моонзундских островов гитлеровцы потеряли до 25 тыс. солдат и офицеров, много боевой техники и оружия, а также большое количество различных плавсредств. С оставлением островов Моонзундского архипелага оборона устья Финского залива от возможного прорыва кораблей противника в залив была возложена на военно-морскую базу Ханко.
После захвата немцами Таллина оборона Ханко значительно осложнилась, так как база оказалась в глубоком тылу противника. С установлением ледового покрова фронт обороны Ханко намного увеличился, а выделить для базы дополнительные силы ни флот, ни Ленинградский фронт не могли. Учитывая необходимость сосредоточения сил для защиты Ленинграда, из военно-морской базы Ханко было эвакуировано и включено в состав Ленинградского фронта около 23 тыс. бойцов и командиров, значительное количество оружия и боевой техники. Оборона Ханко проходила в условиях, когда наши войска вынуждены были оставить базы южного побережья Финского залива, когда защитники Ханко не имели кораблей и достаточного количества авиации и боевой техники. Несмотря на эти трудности, основная задача, поставленная перед гарнизоном, – удерживать в своих руках базу и отвлекать на себя силы противника – была выполнена. Важнейшими факторами, определившими этот успех, явились организация круговой обороны базы и активность ее гарнизона.
Героическая оборона полуострова Ханко овеяна немеркнущей боевой с навой. В тяжелый для нашей Родины 1941 год Ханко стал символом беспредельного мужества. "Победа или смерть! " – таков был девиз его защитников. Упорной обороной Таллина, островов Моонзундского архипелага и полуострова Ханко флот приковал к себе на длительное время крупные силы немецкой и финской армий, отвлек их от главного объекта наступления – Ленинграда и тем самым способствовал срыву планов захвата города на Неве. В этих районах военно-морские силы сковали две группировки противника общей численностью более 100 тыс. человек.
В декабре 1941 г. силами флота были эвакуированы гарнизоны Таллинна, Ханко, островов Бьеркского архипелага, Гогланда, Тютерса, а также соединения войск с северного побережья и островов Ладоги – всего около 170 тысяч солдат и офицеров, вставших на защиту Ленинграда. С этого времени транспортные перевозки ограничились рейсами между Ленинградом, Ораниенбаумом и Кронштадтом. В зимний период проводку судов в этом районе производил ледокол "Ермак" под командованием капитана М.Я. Сорокина.
Участие флота в обороне Ленинграда
Немецко-фашистское командование, готовя
захватническую войну против СССР,
учитывало огромное экономическое
и политическое значение Ленинграда
как крупнейшего
К началу сентября обстановка на сухопутном фронте стала чрезвычайно напряженной. Ленинград был окружен с суши, требовалось значительное пополнений войск личным составом. Десятки тысяч балтийских военных моряков влились в ряды защитников города. Осенью 1941 г. флот сформировал 6 бригад морской пехоты, отдельные полки, батальоны и роты общей численностью более 83-х тысяч человек. Они участвовали в боях на самых ответственных участках фронта, где натиск противника был особенно сильным. Артиллерия кораблей вела контрбатарейную борьбу с артиллерией противника, все силы флота принимали участие в Ленинградской битве 1941-1944 гг.
С приходом флота из Таллина в Кронштадт начался новый этап в боевой деятельности Краснознаменного Балтийского флота – он полностью переключился на оборону Ленинграда. Краснознаменный Балтийский флот должен был не допустить проникновения неприятельских морских сил в восточную часть Финского залива (восточнее о. Гогланд) и огнем артиллерии оказать непосредственную поддержку сухопутным войскам. Обладая большой мощностью, артиллерия флота должна была усилить артиллерию Ленинградского фронта. С конца августа до конца сентября минные заградители, эскадренные миноносцы, тральщики и катера минировали восточную часть Финского залива. Корабли действовали в невероятно сложной обстановке. Они были лишены возможности маневрировать, и вражеская тяжелая артиллерия могла легко уничтожить их своим огнем. Район действий кораблей (Морской канал, Кронштадтский рейд) находился под непрерывным обстрелом врага. Корабли подвергались систематическим массированным бомбовым ударам авиации противника, которая прилагала отчаянные усилия, чтобы вывести из строя наши корабли, ликвидировать этот огневой щит Ленинграда. Однако задача оказалась непосильной для фашистских военно-воздушных сил. Зимой 1941-1942 гг. часть кораблей Балтийского флота стояла в Ленинграде на Неве и её рукавах.
Стойкость, мужество и героизм были массовым явлением в эти дни. Однажды во время ожесточенной артиллерийской дуэли у борта лидера "Ленинград" разорвался снаряд. Осколками был тяжело ранен командир одного из орудий старшина 2-й статьи Василий Степанович Кузнецов. Истекая кровью, он лежал на палубе. В это время загорелся пороховой заряд. Кораблю грозила гибель. Напрягая последние силы, Кузнецов дотянулся до горящего заряда и пополз с ним к борту, чтобы сбросить заряд. Последними словами моряка-патриота были: "Спасите корабль". Имя старшины 2-й статьи В.С. Кузнецова приказом командующего флотом навечно занесено в список экипажа лидера "Ленинград".
К началу октября
героическими усилиями Ленинградского
фронта и Краснознаменного Балтийского
флота наступление фашистских войск
на Ленинград, несмотря на их огромное
превосходство в авиации и
танках, было сорвано. Фронт стабилизировался.
Противник перешел к
На Ладоге неистовствовали штормы. В воздухе над базами погрузки и выгрузки висели десятки вражеских самолетов. 4 ноября во время ночного налета авиации противника при выходе из бухты Морье прямым попаданием бомбы был поврежден сторожевой корабль "Конструктор" (бывший миноносец "Сибирский стрелок"), погибло 190 мирных граждан, эвакуируемых из Ленинграда. Штормы сменились резким похолоданием. К середине ноября на озере началось быстрое нарастание льда. После занятия противником Тихвина создалась непосредственная угроза главной базе флотилии – г. Новая Ладога. Ледовая обстановка требовала прекращения перевозок, но Ленинград, фронт и Краснознаменный Балтийский флот нуждались в продовольствии и боеприпасах. Население города получало в день лишь по 125-150 граммов суррогатного хлеба. Военный совет фронта 23 ноября приказал командующему Ладожской военной флотилией продолжать до последней возможности перевозку грузов канонерскими лодками и транспортами из Новой Ладоги на Осиновец и обратно.
Информация о работе Балтийский флот СССР в Великой Отечественной войне