Афины и Спарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2009 в 19:39, Не определен

Описание работы

История Древней Греции относится к I тысячелетию до н.э. Здесь происходят процессы разложения первобытно-общинного строя и формируется классовое общество. Основные знания о государстве и праве Древней Греции содержатся в трудах древнегреческих авторов. В частности, Плутарха, Геродота, Аристотеля и др.

Файлы: 1 файл

афины и спарта.docx

— 45.63 Кб (Скачать файл)

      Никакого  имущества  раб иметь не мог. Все, что он зарабатывал, было собственностью господина.

      Отпущенный  на свободу раб подпадал под двойной  надзор государства, относившегося  к нему как к «иностранцу», и  бывшего хозяина, по отношению к  которому вольноотпущенный был обязан некоторым повинностям.

      Основная  масса рабов добывалась на войне, когда в неволю попадали не только солдаты враждебного войска, но и  мирное население противника. Эта  участь не раз постигала и самих  афинян. Заклейменные знаком лошади, они  были сотнями проданы в рабство  после неудачной силийской экспедиции (во время Пелопоннесской войны). Множество рабов поставляли на рынок морские разбойники. При покупке с рабом или рабыней обращались, как со скотом: раздевали, заставляли бегать, смотрели на зубы и прочее.

      Особого упоминания заслуживает положение  женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

      Афиняне, по обыкновению, похвалялись тем, что  их жены выходят на улицу не иначе  как по большим праздникам (то есть направлялись в храм) или что их жены так хорошо воспитаны, что стыдятся видеть любого постороннего, в том  числе родственников. Жила жена в  особой половине дома.

      Брачный договор был делом отца невесты. После свадьбы законным представителем жены становится муж. Чтобы развестись с женой, ему достаточно было призвать свидетелей.

      Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не препятствовал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось попросту выгнать из дому, а приданное присвоить. В своей последующей жизни  эта женщина не могла ни украшаться, ни входить в храмы. В противном  случае любой встречный мог разорвать  на ней платье, снять украшения, побить.

      Дети  находились во власти отца уже по одному тому, что завещание находилось в  его воле. Достаточно было непочтительного  отношения к отцу, чтобы лишение  сына наследства стало законным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Древняя Спарта.

Образование Спарты.

      В противоположность демократическим  Афинам Спарта была примером господства рабовладельческой аристократии. Причины  этого уходят в глубокое прошлое.

      По  преданию, Спарта была столицей значительного  государства еще до вторжения  дорян в Пелопоннес, когда Лаконию населяли будто бы ахеяне. Здесь царствовал брат Агамемнона, Менелай, игравший тайную видную роль в троянской войне. Несколько десятков лет спустя после разрушения Трои, большая часть Пелопоннеса была завоевана потомками Геракла («возвращение Гераклидов»), пришедшими во главе дорийских дружин, причем Лакония досталась сыновьям Аристодема, близнецам Эврисфену и Проклу (праправнукам Гилла, сына Геркулеса), считавшимся родоначальниками царствовавших в Спарте одновременно династий Агиадов и Эврипонтидов. Часть ахейцев ушла при этом на север Пелопоннеса в область, которая по их имени была названа Axaией, оставшиеся были большей частью обращены в илотов. Восстановить, хотя бы в общих чертах, действительную историю древнейшего периода Спарты невозможно, за недостатком точных данных. Трудно сказать, к какому племени принадлежало древнейшее население Лаконии, когда и при каких условиях совершилось заселение ее дорянами, и какие отношения установились между ними и прежним населением. Несомненно только, что если Спартанское государство и образовалось благодаря завоеванию, то мы можем проследить последствия лишь сравнительно поздних завоеваний, путем которых Спарта расширялась на счет своих ближайших соседей. Значительная часть их принадлежала, вероятно, к тому же дорийскому племени, так как ко времени образования в Лаконии большого Спартанского государства племенная противоположность между первоначальным населением страны и пришедшими с северо-запада Греции дорянами уже успела сгладиться. Очень вероятно показание Эфора, что после так называемого вторжения дорян Лакония не составляла одного государства, а распадалась на несколько (по Эфору — 6) государств, которые находились в союзе друг с другом. Центром одного из них и была Спарта. Древнейшая Спарта представляла не город, а соединение нескольких открытых поселений. От нее зависела небольшая территория по среднему течению Эврота. В политическом и общественном строе этой маленькой общины не было еще в то время ничего такого, что выделяло бы ее заметно из ряда других греческих общин. Ряд войн привел затем к подчинению Спарте всей Лаконии. 

Склад жизни в древней  Спарте. 

      Вероятно, опасность жить среди враждебно  настроенного и численно превосходного  покоренного населения, заставила  большинство свободных полноправных граждан поселиться в Спарте. Так  установился взгляд, что полноправные граждане только те, кто живет в  Спарте, откуда и название их «спартиаты». Завоевания дали государству возможность  хорошо обеспечить землей большинство  граждан. Спартиаты получили в наследственное пользование участки земли с  явившими на них и обрабатывавшими  их илотами (представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством). Эти участки были равны и назывались «жребьями» или «долями». Нет никаких данных для признания в Спарте общинного землевладения; переделов не было, и раз выделенный известной семье участок находился в ее пользовании постоянно. Очень сомнительно, далее, показание, что каждому ребенку старшины фил выделяли особый участок1. Спартиатские участки были невелики. Величину их можно приблизительно определить на основании показания, что каждый участок должен был давать 70 эгинских медимнов ячменя владельцу, еще 12 медимнов на долю жены и сверх того известное количество вина и масла. Эд. Мейер (во II т. «Истории древности»), принимая двухпольную систему и считая, что морген приносит около 6 эгинских медимнов, высчитал, что участок должен был равняться приблизительно 30 моргенам или шести с небольшим русским десятинам.

   Завоеванием объясняется выработка в Спарте того особого склада жизни, который  так долго привлекал к ней  внимание политических теоретиков. Чтобы  удержать в повиновении численно превосходную массу илотства  и периэков (были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами), спартиатам необходимо было развить в себе постоянную боевую готовность. Чтобы не быть захваченными врасплох и перерезанными по одиночке, спартиаты сконцентрировались в городе, а это лишало их возможности заниматься хозяйством.

____________________

   1     Плутархов «Ликург», глава XVI

   Так утвердился взгляд, что спартиат не смеет заниматься трудом, дающим доход. Подготовка к бою, военная служба и участие в государственном  управлении стали считаться тогда  единственно достойными спартиата  занятиями. Направляя все к одной  цели — к выработай из граждан  хороших воинов, государство мало-помалу совершенно стесняет личную свободу  и подчиняет своему контролю всю  жизнь граждан. С тех пор одной  из специфических особенностей Спарты становится поглощение личности государством, стремящимся к сохранению гражданского равенства и простоты в образе жизни, как необходимых условий  для развития воинских доблестей. Этими  чертами объясняется та симпатия, которой пользовалась Спарта у некоторых  представителей крайних направлений  в новое время. Для достижения своей цели государство начинает отбирать у граждан детей и  с 7 лет воспитывает их под надзором выбиравшихся из лучших семей пэдономов в особых «стадах», где все внимание сосредоточивается на физическом развитии детей, на закаливании их и развитии ловкости, находчивости и дисциплины. С 20 лет юноши начинали военную службу, но до 30 лет не вступали в пользование гражданскими правами. Теми же побуждениями объясняется подчинение суровой дисциплине взрослых граждан, которые и в мирное время были организованы по образцу военного лагеря. Граждане образуют группы (по 15 человек), которые обедают ежедневно вместе и вместе сражаются на поле битвы. Стремление сохранить суровую простоту быта привело к ряду искусственных мер, направленных к этой цели, как то, к запрещению чужеземцам пребывания в Спарте, спартиатам выезда заграницу, к попыткам по возможности отрезать Спарту от экономического общения с другими странами и от проникновения в нее богатства и роскоши, для чего искусственно удерживалась древняя малоценная железная монета и запрещалось частным лицам иметь у себя золото и серебро. Чтобы перевезти сравнительно небольшую сумму денег (10 мин), пишет Плутарх, требовалась упряжка волов, а для их хранения большой склад. По мере распространения новой монеты пропала охота воровать, брать взятки или грабить, «коль скоро нечисто нажитое и спрятать было немыслимо».

        Законы Спарты предписывали простоту  быта и умеренность в пище. Граждане имели одинаковую одежду  и вооружение.

      В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории  земледельческой общиной. Ремесла  и торговля были делом неполноправных периэков. Свободному спартиату обе  эти профессии были строго запрещены. Его занятие -  военная служба. Свободное же время посвящалось  «хороводам, пирам, празднествам, охоте, гимнастике». 

Политическое  устройство Древней  Спарты. 

      Устройство  Спарты в древнейший период было таким  же, как и в остальных греческих  государствах и в существенных чертах, совпадало с изображенным в гомеровских  поэмах. Спартиаты делились на родовые  филы (числом 3), подобно другим грекам. Впоследствии рядом с ними появляются территориальные филы, подразделяющаяся на обы. Этих фил было 5 (Питана, Лимны, Мезоя, Киносура, Дима) и к ним, по-видимому, перешли политические функции. Управление находилось в руках царя, которому помогала герусия (совет старейшин), она сохранилась от родоплеменной организации. Состояла из 28 виднейших представителей спартиатов. Члены герусии (герунты) избирались народным собранием пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей.

      Первым  существенным нововведением было установление двойственной царской власти. Проследить обстоятельства, обусловившие и, сопровождавшие этот переворот, мы не можем, за недостатком  данных.

      Мы  имеем основания предположить наличность в Спарте сильной политической борьбы уже в VIII веке, а может быть и  ранее. Отголоском ее является так называемая Ликургова ретра1: «Воздвигнувши храм Зевсу Селланийскому и Афине Селланийской, установивши деление на филы и обы, поставивши герусию из тридцати с архагетами (царями), время от времени созывать народное собрание (апеллу) между Бабикой и Кнакионом (по Гильберту, реки Энус и Тиаза), так вносить (в апеллу предложения) и отклонять (апелле не нравящиеся ей проекты), у народа же быть власти и силе». 
 

__________________

 Ретра1 - так назывались в Спарте некоторые основные законы.

      Борьбу  между общиной равных и царской  властью, отражает на себе и история  важнейшего спартанского учреждения, эфората. Эфор сначала был, вероятно, один и назначался царями для замещения их в судебной деятельности. Это было необходимо вследствие увеличения государства и количества дел, а также вследствие продолжительных отсутствий царей во время войны. Эфоры были судьями в гражданских дедах (уголовные разбирались геронтами) и имели право полицейского надзора. Постепенно эфорат освобождается от зависимости, от царей и даже сам начинает подчинять себе царскую власть.

      С течением времени число эфоров увеличилось  до 5 (они составляли коллегию), и  выбирать их стала апелла1. В эфорах избираемых народом на короткий срок (на год) из всех граждан, можно видеть орган общины «равных». В качестве представителей спартиатской общины эфоры, выступают в известной клятве, которую они и цари приносили каждый месяц: «эфоры за город, а цари за себя»; цари обещались править согласно с законами города, город же (т.е. эфоры от имени его) — сохранять в неприкосновенности царскую власть, если царь будет соблюдать свою клятву.

      Шаг за шагом расширяют эфоры свои полномочия. Они наблюдают за периэками  и илотами и пользуются по отношению  к ним правом жизни и смерти. К ним перешли очень важные функции по надзору за воспитанием  молодежи, за соблюдением взрослыми  требований того «порядка» жизни, который  устанавливается в спартанской  общине под влиянием усиливавшейся  потребности в сильной военной  организации. Они получили право  налагать штрафы за проступки и привлекать в важных случаях к суду герусии, ведавшему уголовные деда. Они  подчинили своему надзору все  остальные власти, даже самих царей, которых они также стали привлекать к ответственности перед герусией и собой. Такое расширение полномочий эфоров можно объяснить, во-первых, тем, что за их спиной стояла община спартиатов, готовая поддержать их притязания против царской власти, так как все, что выигрывали эфоры, косвенно выигрывала выбиравшая их община. 

___________________________

Апелла1- народное собрание в Спарте; высший орган власти, но его решения, признававшиеся герусией или царем вредными, отменялись. Собиралось ежемесячно на открытом месте; голосовали криком.

      Таким образом эфорат является в эту эпоху учреждением, в известном смысле, демократическим.

    Но  настоящей демократией Спарта не могла сделаться: спартиаты по отношению  к массе населения составляли аристократию и стремились сохранить раз установившиеся, выгодные для них, отношения между собой и этой массой. Уже, поэтому, они были консервативны. Они воспитывались в привычке к суровой дисциплине и прекрасно понимали значение ее для них самих, знали что только ею они и сильны. Для развития личного начала в земледельческой, экономически отсталой Спарте не было тех благоприятных условий, которые были, например, в Афинах.

    Поэтому спартанская апелла не развивается, подобно афинской экклесии (народному собранию), а преобладающее значение в делах законодательства и управления сохраняется за состоящей из пожизненных членов герусией и за эфорами. Сама же апелла не имеет ни инициативы, ни права обсуждать вносимые в нее предложения, ни делать к ним поправки, она просто принимает или отвергает их.  
 

Заключение.

      Рассмотренные нами полисы, как уже отмечалось, имели много общего в истории  их формирования и много особенного. Эти общие и особенные черты, разумеется, отразились и на их политическом устройстве, которое имело множество  черт, типичных для целого ряда греческих  полисов, ориентировавшихся в своей  внешней политике либо на Спарту, либо на Афины. Оба полиса имели некоторые  политические черты, очень часто  встречавшиеся и повторявшиеся  в последующей истории, что делает их изучение актуальным и важным.

      Государство возникает в результате имущественного неравенства, появления частной  собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится  в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих, государство  и создаётся как раз для  смягчения этой борьбы. Наиболее богатые  занимают и наиболее высокие должности  в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения  государства.

      Афины представляют самую развитую, законченную  и самую совершенную форму  демократического строя античных рабовладельческих  государств. В афинской демократии воплотилась высшая форма государственности  сформировавшегося в древнем  мире античного гражданского общества. Вместе с тем эта демократия была ограниченной - всей полнотой гражданских  прав пользовалось лишь 10-20% населения. Женщины, хотя и считались гражданками, в политической жизни не участвовали, а метеки и тем более рабы, вообще не имели гражданских прав. Кроме того, несмотря на существовавшую в Афинах оплату даже за участие в работе народного собрания, не все жители Аттики, особенно из отдаленных районов, имели возможность посещать все мероприятия полисной политической жизни. Свобода слова, несмотря на всю ее полноту, не допускала инакомыслия в некоторых вопросах, особенно религиозных. Жертвой этой ограниченности прав стал, например, Сократ, приговоренный к смерти за то, что он не почитал отеческих богов1. Однако, несмотря на ограниченность, афинская демократия в чисто политическом отношении надолго осталась совершенной 

Информация о работе Афины и Спарта