Великий флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 20:27, реферат

Описание работы

Ушаков не оставил после себя ни мемуаров, ни дневников, ни записок. Не имел он и родовитых приятелей, в чьих семейных архивах могли бы сохраниться его письма или другие документы личного характера. Однако адмирал оставил обширную служебную переписку: рапорты вышестоящему начальству, приказы по эскадре, распоряжения подчиненным и т.п. И нам остается судить о жизни и личности этого знаменитого флотоводца и человека преимущественно по сухим казенным бумагам

Содержание работы

Юность флотоводца 5

Начало боевого пути 7

Поход эскадры Ушакова против Франции 11

Ушаков и Суворов. Ионическая кампания 14

Отставка Ушакова и последние годы жизни 17

Награды 19

Память о адмирале 20

Канонизация 22

Список литературы 24

Интернет ресурсы 25

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 397.47 Кб (Скачать файл)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Уральская Государственная Юридическая Академия

Институт  Юстиции 
 
 

РЕФЕРАТ

Тема: «Великий флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков»

                                                
 
 
 
 

      

  Выполнил: Крохмалев Александр,

                                                     студент 111 группы ИЮ УрГЮА

                                                   Проверила: Сорокина Ольга Николаевна

                                          Учебная дисциплина: Отечественная история  
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2010 год

Федор Федорович  Ушаков. 

Оглавление

Введение 4

Юность флотоводца 5

Начало боевого пути 7

Поход эскадры Ушакова против Франции 11

Ушаков и Суворов. Ионическая кампания 14

Отставка Ушакова и последние годы жизни 17

Награды 19

Память о адмирале 20

Канонизация 22

Список литературы 24

Интернет ресурсы 25 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

Ни один из российских адмиралов не удостоился столь широкой известности и внимания историков, как Федор Федорович Ушаков. Его жизнь и боевая служба оказались теснейшим образом связаны с важнейшими политическими событиями в жизни России конца XVIII века: русско-турецкими войнами, созданием Черноморского Флота, освобождением захваченных наполеоновской Францией Ионических островов. Флотоводец, не проигравший ни одного сражения, умелый организатор флотской службы, новатор тактики морских битв, Ушаков, оказавшись в период Ионической кампании в центре сложнейшего переплетения европейской политики, поднялся до уровня государственного политического деятеля, показав себя истинным патриотом России. Жизненный путь Ушакова (1744-1817) интересен уже тем, что в эпоху всеобщего протекционизма он достиг вершины своих успехов только упорным трудом, личным мужеством, флотоводческим талантом, беззаветным служением Родине.

Ушаков  не оставил после себя ни мемуаров, ни дневников, ни записок. Не имел он и родовитых приятелей, в чьих семейных архивах могли бы сохраниться его письма или другие документы личного характера. Однако адмирал оставил обширную служебную переписку: рапорты вышестоящему начальству, приказы по эскадре, распоряжения подчиненным и т.п. И нам остается судить о жизни и личности этого знаменитого флотоводца и человека преимущественно по сухим казенным бумагам.  
 
 
 

 

                               Юность флотоводца

Ушаков  родился в 1745 г. в семье небогатых тамбовских дворян. В XVIII в. мальчиков из дворянских семей уже с детских лет было принято записывать "в службу". Отец Фёдора, зачитывавшийся на досуге "Записками о Свейской войне" Петра I и модными приключенческими романами о пиратах, с большими усилиями добился, чтобы его сына зачислили мичманом в морской экипаж. Последующие звания присваивались по мере взросления ребёнка и в немалой степени зависели от связей при дворе и размеров взяток чиновникам. Так или иначе, в 17 лет младший Ушаков стал капитан-поручиком. Вскоре молодой человек прибыл в Санкт-Петербург и поступил в. Морской кадетский корпус. По окончании учёбы он получил диплом с отличием и эполеты бригадира.

Председатель  Тайной канцелярии Андрей Иванович Ушаков добился назначения своего внучатого  племянника Фёдора командиром операторской яхты "Штандарт", служба не была обременительной — Екатерина II редко совершала морские прогулки. Каюта 20-летнего капитана постепенно превратилась в своего рода учебный класс, куда запросто заходили младшие офицеры, чтобы обсудить новинки мировой военно-морской тактики.

Когда началась русско-турецкая война 1768—1774 гг., Фёдор  Ушаков подавал на имя генерал-адмирала А. Г. Орлова один рапорт за другим с  просьбой перевести его на боевые корабли, которые спешно готовились к походу в Средиземное море. В  это же время он стал часто посещать один из них — новейший фрегат "Африка", которому долго не могли подобрать  командира. Не желая ссориться с  императрицей, которая по-прежнему благоволила к председателю Тайной канцелярии и едва ли желала подвергать опасности его молодого родственника, Орлов каждый раз отвечал отказом. Тогда Фёдор Ушаков обратился  к своему непосредственному начальнику — вице-адмиралу Самуилу Карловичу  Грейгу. Грейг уговорил

главнокомандующего  направить настойчивого юношу на "тихий" участок, в Донскую флотилию, командовать галерной ротой. Блестящие  победы русских военных моряков  над турецким флотом в Хиосском проливе и при Чесме Ушаков изучал по картам. Он пытался представить себя на месте известных флотоводцев — Орлова, Спиридова или Грейга — и, как правило, не находил у них серьёзных тактических промахов.

Уже после  войны во время одной из своих  поездок в Керчь, ставшую базой  строившегося Черноморского флота, князь Г. А. Потёмкин при разборе  неудачно прошедших в июне 1775 г. учений отметил верные и смелые суждения бригадира Ушакова. Фёдор Фёдорович  был назначен командиром нового фрегата. Теперь сам всесильный фаворит пристально следил за своим подопечным, которому в Петербурге так и не могли  простить уход с императорской яхты. Однако корабль под вымпелом Ушакова  неизменно оказывался первым в учебных  походах и артиллерийских стрельбах. В обход Адмиралтейства Григорий Александрович уже через пять лет доверил талантливому офицеру  старый 56-пушечный линейный корабль "Виктор". Одновременно Потёмкин пригласил его  на корабельные верфи в Херсоне, где закладывалась серия линейных кораблей "Слава Екатерины". Ушаков вникал во все тонкости строительства и, убедившись в том, что лес ставится сырой, приказал обшить днище "Святого Павла" (корабль не имел тогда капитана) медными листами, чтобы предохранить его от гниения. Именно на этот корабль он и был назначен командиром. Матросов и боцманов Фёдор Фёдорович набирал и учил сам. Они платили ему признательностью, уважением и искренней преданностью.

 

                                        Начало боевого пути

 

В "Словаре достопамятных людей Русской земли" историк Бантыш-Каменский писал: "Ушаков Федор Федорович, сын бедного дворянина древней фамилии Федора Игнатьевича Ушакова, служившего коллежским регистратором, родился в 1744 году и обучался в морском кадетском корпусе, куда поступил уже в летах взрослых; ибо перед тем ходил со старостой на медведя. В 1766 г. выпущен он из корпуса офицером... ".

По окончании  морского кадетского корпуса мичман Ушаков два с лишним года служил на Балтийском и Белом морях. Осенью 1768 г. он получил назначение на Дон - в Азовскую флотилию. Россия возрождала на юге свой флот, захиревший после Петра I. Корабли для Азовской флотилии строились в Воронеже и Таганроге. Ушаков сначала наблюдал за строительством кораблей в Воронеже, а потом командовал прамом (малоподвижное плоскодонное судно), охраняя устье Дона. После этого он шесть лет бороздил Азовское и Черное моря - ходил из Таганрога в Кафу (Феодосию) и Балаклаву.

В апреле 1775 г. лейтенанта Ушакова перевели в Санкт-Петербургскую корабельную команду. Оттуда на "Северном Орле" он отправился в Ливорно и три года проходил службу на Средиземном море. Вернувшись в Кронштадт, Ушаков получил назначение командиром на корабль "Георгий Победоносец", а затем, уже в чине капитан-лейтенанта, - на 66-пушечный корабль "Виктор".

В начале июня 1783 г. капитан 2-го ранга Ушаков уже в Херсоне - там строилось несколько линейных кораблей. Под его непосредственным наблюдением находилось строительство 66-пушечного "Святого Павла", на нем Ушаков будет впоследствии сражаться с турками в водах Черного моря. А пока моряку приходилось не только строить корабль, но и вести борьбу с чумой, в чем он показал свои незаурядные способности - смелость, дисциплину, блестящие организаторские навыки и отеческую заботу о своих подчиненных, прежде всего о простых матросах.

В августе 1785 г. "Святой Павел" под командой капитана 1-го ранга Ушакова пришвартовался в Корабельной бухте быстро строящегося нового русского города Севастополя. В мае 1787 г. при посещении Крыма Екатериной II Потемкин представил ей Федора Ушакова как одного из лучших офицеров Севастопольского флота - ему был пожалован чин капитана бригадирского ранга(что соответствовало капитан-командору).  
                            Сражения с турецким флотом
 

Суворовскую формулу войны "Глазомер, быстрота, натиск" Ушаков в полной мере продемонстрировал в сражениях с турецким флотом на просторах Черного моря.12 августа 1787 г. началась вторая при Екатерине русско-турецкая война. Потемкин приказал командующему Севастопольским флотом контр-адмиралу Войновичу "выходить в море и искать неприятеля".18 июня 1788 г., встретив турецкий флот, Войнович долю не решался начать сражение. Тогда Ушаков, командовавший авангардом, добился разрешения вступить в бой. Действуя вопреки принятой в морских баталиях линейной тактике, он расчленил строй вражеских кораблей, обрушил мощь своего авангарда на флагманский корабль Эски-Гассана и в результате одержал полную победу. С этой первой победы на море началась слава русского флотоводца Ушакова.14 апреля 1789 г. бригадир Федор Ушаков был произведен в контр-адмиралы и назначен начальником Севастопольского корабельного флота.

29 июля 1791 г. Ушаков выступил со своей флотилией из Севастополя и взял курс к Румелийским берегам (в район современной Варны).31 июля он увидел неприятельские корабли, стоявшие на якоре в линии при Калиакрии. Турки располагали значительным превосходством не только в силах, их корабли находились на хорошей исходной позиции (ветер дул с берега) и были прикрыты береговой батареей. В этой трудной ситуации Ушакову пришла дерзкая мысль - отрезать вражеские суда от берега. При этом существовала реальная опасность подставить свой флот под двойной огонь, но внезапность и смелость всегда были залогом победы. Уверенность в успехе подогревалась еще и тем, что у турок был праздник рамазан, и многие матросы вместе с гарнизоном Калиакрии гуляли на берегу.

Приняв  столь необычное решение, контр-адмирал  действовал энергично и четко. Строем в три колонны он неожиданно врезался в пространство между берегом и неподвижным турецким флотом и с близкого расстояния обрушил массированный залп артиллерии кораблям противника. Турки сначала не могли понять, что происходит. Они в суматохе спешно рубили якорные канаты, чтобы поскорее скрыться в море. русские корабли преследовали неприятеля до темноты. Только ночь и наступивший штиль спасли турецкий флот от полного истребления. Победа русского флота и Калиакрии еще раз убедила турок в мощи Русского государства и заставила их начать с русскими деловые переговоры, закончившиеся подписанием Ясского мирного договора.

Ушаков  получил высочайшую грамоту от 14 октября 1791 г. В ней говорилось: "Знаменитая победа в конце последней кампании черноморским флотом нашим... одержанная в самой близости от столицы оттоманской, куда флот неприятельский из среды моря загнан с великим его поражением, служит новым доказательством усердия к службе нашей, особливо мужества и искусства вашего, и приобретает вам Монаршее наше благоволение. Во изъявление оного Всемилостивейше пожаловали вас кавалером ордена нашего Святого Александра Невского... "

В связи  с блистательной победой над  Хуссейном и Саидом-Али Потемкин писал Ушакову, что он с удовольствием  получил рапорт об одержанной над  флотом неприятельским победе, которая  возвышает честь флага Российского  и "служит и к особливой славе Вашей".

Это было последнее поздравление светлейшего  князя - через два месяца его не стало. Место Потемкина занял Платон Зубов. Адмиралтейство перевели из Херсона в Николаев. Войны не было, и адмирал как старший член Черноморского правления вынужден был переехать в Николаев.

Информация о работе Великий флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков