В.А.Маклаков: юрист и политик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2010 в 14:56, Не определен

Описание работы

Реферат

Файлы: 1 файл

МАКЛАКОВ.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………3 

Глава I. Жизненный путь В.А.Маклакова, формирование его идейно-политических взглядов

§1. Детство, отрочество, юность В.А.Маклакова………………………………7

§2. Маклаков – юрист и политик……………………………………………….15 

Глава II. Эмиграционный период В.А.Маклакова

§1. Основные жизненные вехи…………………………………………….……24

§2. Теоретическое наследие……………………………………………………..32 

Заключение…………….…………………………………………………………37 

Список  источников литературы……………………….…………………….….39   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Закономерностью исторического пути развития всех стран  является стремление  к созданию общества с гармонично развитой экономикой и высокой социальной защищенностью её членов. Пытаясь достигнуть этой цели, российское правительство с XIX века проводило ряд реформ и контрреформ. Любое ослабление власти, потеря ею контроля над обществом влекли за собой анархию, разброд и шатание. Попытки же мирного переустройства либо приводили к временным положительным результатам, либо проваливались вообще. С вызреванием необходимости коренных реформ, социально-экономических преобразований, появилась потребность в модернизации государственного строя самодержавной России. Поиск выхода из этого “заколдованного круга” порождал диаметрально противоположные мнения. Революционеры призывали к разрушению государства, а консерваторы стояли на «страже режима».

   Первая  русская революция 1905 – 1907 гг. создала  в стране совершено новую политическую атмосферу. Ослабление цензуры, появление многочисленных легальных партий, созыв Государственных Дум, политизация общества – все это способствовало появлению в России особых групп людей – профессиональных политиков, которые получали возможность активно участвовать и влиять на политическую судьбу своей Родины. Нечто подобное наблюдалось у нас в начале 1990-х годов, после распада СССР, поэтому неудивительно, что конец XIX – начало XX вв. привлекает  многих историков и политологов, которые пытались разобраться в современной ситуации.

   На  сегодняшний день нам известны многие факты и события, имевшие место в ту эпоху, но господство жестких идеологических стереотипов в советской историографии привело к обезличиванию политической истории России. Наиболее ярко это проявлялось при изучении тех партий и их членов, которые после Октябрьской революции 1917 года оказались в оппозиции большевистскому режиму, поэтому изучение их жизненного пути, идейно-теоретического наследия представляется в наше время особенно интересным и важным. Среди них оказалась партия конституционных демократов (кадеты), деятельность и лидеры которой осуждались и критиковались советскими историками. В последнее десятилетие в свет вышло значительное количество работ обеляющих их деятельность и способствующих переоценке их деятельности в целом.1.

   Василий Алексеевич Маклаков был одним из лидеров кадетской партии, активным участником событий начала ХХ века. На сегодняшний день его жизненному пути, общественным взглядам и политической судьбе посвящено достаточно много разных статей и публикаций. Этот человек был выдающейся и незаурядной личностью, поэтому неудивительно, что сразу же после его смерти стали появляться работы, где современники пытались осмыслить его вклад в политическую  историю и общественно-правовую мысль ХХ столетия. Среди них особо выделяется произведение  известного литератора и критика Г.В. Адамовича (хорошо знавшего Маклакова в эмиграции) «Василий Алексеевич Маклаков. Политик, юрист, человек», вышедшее в Париже в 1959 году2. Их ценность состоит в том, что Адамович не только описывает некоторые события из биографии Маклакова, но и задумывается о том, какой вклад внёс этот человек в политическую и культурную жизнь парижской эмиграции, к каким выводам он приходит, анализируя события многолетней давности.

   В воспоминаниях политических лидеров, литераторов, деятелей искусства и  культуры мы часто можем встретить имя Маклакова, в связи с событиями Первой русской революции и становлением многопартийности, деятельности Дум в стране. Большинство из его современников, в том числе и идейные противники, считали его непревзойдённым оратором, не утратившим свой дар даже с возрастом.  В то же время, в их работах прослеживается линия критики его «особой» позиции в партии, которую занимал лидер её левого крыла, и даже обвинения в неспособности к этому виду деятельности, в приспособленчестве и вере в «последнюю надежду»3.

     На  современном этапе развития исторической мысли у нас в стране начали появляться публикации, посвящённые  политическим партиям и их лидерам. В числе исследователей, заинтересовавшихся личностью                   В.А. Маклакова мы можем назвать  Г.З. Иоффе, Н.И. Дедкова и др.4. Их статьи носят краткий, описательный характер, и авторы, в большинстве случаев, ограничиваются перечислением основных жизненных вех и должностей, которые Маклаков занимал в течение всей своей жизни, особое внимание уделяя его политическим взглядам эмигрантского периода. Это объясняется тем, что для широкого круга читателей и даже исследователей основная часть мемуарного и публицистического наследия бывшего лидера партии кадетов остаётся недоступным, находясь в Архиве Гуверовского института войны, революции и мира в США.

   В связи с этим особо нужно отметить работы О.В. Будницкого5, благодаря которому  нам стали известны многие письма В.А. Маклакова к                     Б.А. Бахметеву,  А.А. Кизеветтеру, И.И.Тхоржерскому, Н.Н. Чебышеву и др. Их анализ позволяет нам изучить взгляды, представления и умонастроения русской эмиграции «первой волны», к которой принадлежал и Василий Алексеевич Маклаков. Публикации исследователя, который пытается уже не только описать, но и критически подойти к поступкам и взглядам                 В.А. Маклакова, оценить правильность его оценок российской истории конца XIX – начала XX века  можно считать новой ступенью изучения личности этого русского политика и эмигранта. Среди работ зарубежных авторов, затрагивающих этот же вопрос можно обозначить исследования Д. Дэвиса, Н. Тонгур и М. Карповича.

         Изучив жизненный  путь и взгляды В.А. Маклакова, мы сможем оценить события того времени  через призму взглядов русского человека и активного участника революционных событий начала ХХ века. В своих произведениях он, излагая и анализируя события того времени, дает практический и моральный урок политической жизни, того, что может произойти в стране в результате нарушения прав личности, пренебрежения Законом.

ГЛАВА I.  Жизненный путь В.А. Маклакова,

формирование  его идейно-политических взглядов.

 

§1. Детство, отрочество, юность В.А. Маклакова. 

     В.А. Маклаков родился 10 мая 1869 года в семье московских потомственных дворян и землевладельцев. Его мать (урождённая Чередеева), умерла в 1881 году, в 33-летнем возрасте. Она, единственная дочь богатых родителей, получившая прекрасное домашнее образование, посвятившая себя дому и детям, была по характеристике сына, «тепличным растением культурной помещичьей среды». Отец вышел  из той же среды, но представлял другую её «разновидность» и своё положение в обществе создал благодаря не многочисленным связям, а собственным трудом и усилиями. Алексей Николаевич Маклаков закончил медицинский факультет и большую часть жизни проработал в Московской глазной больнице ведущим врачом-офтальмологом (получил в 1890 году звание профессора медицинского факультета по кафедре офтальмологии), несколько раз избирался городским земским гласным и состоял в различных кружках естествознания.

     В семье, после смерти жены, на попечении  отца осталось семь детей. Позже А.Н. Маклаков женился повторно на дочери директора Петровско-Разумовской академии Лидии Филипповне Королёвой (в первом браке Ламовской), которая была известна широкой общественности как автор детских книжек, и публиковала свои произведения под псевдонимом                   Л. Нелидова. В.А. Маклаков позднее отмечал, что «мачеха принесла с собой атмосферу избранной, писательской интеллигентной среды» и к тому же оказала влияние на семью тем, что «принадлежала к либеральному направлению в литературе» тем самым укрепив общий крен     влево, распространявшийся в русском умеренном обществе. Среди её знакомых были Г.И. Успенский, Г.А. Лопатин, Л.И. Мечников, Л.Н. Воронцова и др.6.

     Судьба каждого члена этой семьи сложилась по-разному. Один из братьев пошел по стопам отца, другой, Николай, поступил на государственную службу и прославился как один из самых реакционных министров императора Николая II, и в связи с приходом к власти партии большевиков был арестован и расстрелян в 1918 году. Одна из сестёр, Ольга, избрала путь сестры милосердия, а другая, Мария, всю жизнь и саму себя отдала брату Василию, став его верным другом, «заботливой нянькой», разделив позже с ним и эмиграцию. Её смерть, по словам Ю.Н. Маклакова, выбила В.А. Маклакова из колеи и впервые в жизни заставила растеряться7.

     Вспоминая свои детские годы, среду, в которой  он вырос, мемуарист отмечал, что  мать, будучи очень набожной женщиной, старалась дать своим детям не только хорошее домашнее образование, но и привить у них веру в Бога, чудеса, существование святых мучеников и исцеляющих икон8. С родственниками по материнской линии, среди которых было очень много помещиков-землевладельцев, В.А.  Маклаков общался мало, но зато среда интеллигентов, знакомых, друзей и просто пациентов его отца оставила отпечаток и повлияла на его взгляды. По его мнению, всех их объединяло то, что «они выступали за Освобождение 61 г., за Великие Реформы», хотя по разному относились к темпам и характеру их проведения. Эти люди, шестидесятники, отрицательно отнеслись к серии террористических актов 1870-1880-х годов, которая велась революционерами, и считали, что долг высших классов был учить народ, помогать ему, а не уступать место. К «простому» народу они относились без признаков высокомерия, не считали его «быдлом», обречённым оставаться внизу; себя не считали «белою костью», но они в себе ценили культуру и образованность и в этом видели своё заслуженное преимущество9.

     Вопреки воле матери отец определил старшего сына в 5 Московскую гимназию и мальчик был этому даже рад, так как получил возможность расширить свой круг общения. Школа по неволе пробивала первую брешь в «железном занавесе замалчивания». Его успехами  учителя были довольны: он не был ленив, имел хорошую память, легко справлялся с грамматическими переводами древних текстов, все экзамены сдавал на «отлично». Общение со сверстниками до известной степени мирило В.А. Маклакова с гимназией, но царившая там атмосфера, призванная воспитывать верноподданных, «формировать новую породу людей» и отвлечь молодёжь от политической смуты, провоцировала некоторых самолюбивых и самостоятельно мыслящих учеников (среди них был и Маклаков) на различные выходки. Вскоре своим поведением он поставил под сомнение свою «благонадёжность», и чуть не лишился права  поступления в высшее учебное заведение. С 1872 года для поступления в университет было недостаточно отличной учёбы – надо было иметь «полный балл» по поведению. Директор гимназии ставить его не хотел строптивому ученику, так как это приводило к необходимости вручения золотой медали. В итоге, в нарушении всех правил, выпускник получил серебряную медаль, а в университет было направленно конфиденциальное отношение, где говорилось, что успехи в науках внушили Маклакову «опасное самомнение» и он стал воображать, что общие правила для него не обязательны10.

     Итак, в 1887 году перед молодым абитуриентом встал вопрос о выборе факультета, к которому он отнесся весьма легкомысленно, зная, что может выбрать другой уже в процессе учёбы. Он отдал документы на естественный факультет, вместо всеми ожидаемого филологического. В первые месяцы учёбы  университет  казался ему «обетованной землёй, оазисом среди мёртвой пустыни, особенным миром», но вскоре его постигло разочарование, так как пришло понимание, что естествознание не его призвание и атмосфера студенческой жизни «очень далека от заманчивых картин аудиторий», о которых с восхищением писал Ю.М.Лермонтов11. Сравнивая две эпохи – время Николая II и Александра III, Маклаков находит много общего в политике правительства по отношению к Университетам. Как и большинство своих современников он приходит к выводу, что правительственная реформа высших учебных заведений была только началом, и указывала направление нового реакционного курса12.

     Первым  проявлением интереса к общественной жизни стало участие Маклакова  в различных студенческих «затеях»: организации Московского землячества, института старост, панихиде по Н.Г. Чернышевскому, в студенческом бунте 1887 года, деятельности Хозяйственной комиссии - единственного в то время официального выборного студенческого органа;  в организации поездки российского делегата на студенческий съезд в Монпелье и др. Позже, вспоминая эти годы, бывший студент писал, что его деятельность в тот период носила не политический характер, преследовала лишь студенческие интересы, более того, он сам выступал против радикального течения в этой среде, лидерами которого он считал                     В.М. Чернова и П.А. Аргунова 13.

     Решающим  событием в интеллектуальном и духовном развитии молодого человека стала его поездка с отцом в Париж в 1889 году на Всемирную выставку. Там Маклакова заинтересовали не достопримечательности  города, а образ жизни его обитателей. Первое время его поражала недопустимая (невозможная) для  России того времени оживлённость на улицах: разносчики газет, выкрикивающие политические лозунги, частые митинги, манифестации и речи, активная предвыборная деятельность Палаты депутатов. Важным моментом его путешествия было знакомство с активистами «Генеральной ассоциации студентов Парижа», которые стали его гидами по политическому Парижу. Под их влиянием он становится убеждённым западником и франкофилом, увлекается историей Французской революции и личностью О. Мирабо, который, по его мнению, проводил верную политику компромисса с властью ради проведения необходимых реформ, умело подталкивал к ним и одновременно противостоял крайностям14.

Информация о работе В.А.Маклаков: юрист и политик