Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 15:41, реферат
. Биография Сергия Радонежского
Во славу русского народа
Великий русский учитель
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АРЗАМАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНО
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ
ИМ.
Р.Е.АЛЕКСЕЕВА»
Реферат
по Отечественной истории
Сергий
Радонежский
Выполнила: | группа АЗИС
2008-2
Реброва Ольга Александровна | |
Проверил: | профессор, доктор
исторических наук
Г.Ш. Сагателян | |
Арзамас, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей Кириллович) родился 3 мая в 1314 году в селе Варницы Ростовского княжества. Это соответствует описанию, приведённому в [1]. Но точная дата рождения по разным источникам различается, называются годы рождения 1314 или 1322. Сергий Радонежский - монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси.
Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской [1 - 13].
Согласно древнему ростовскому преданию, родители Сергия — боярин Кирилл и его жена Мария жили не в самом городе, а в его окрестностях. Их усадьба находилась в трёх верстах к северо-западу от Ростова — там, где позднее возник Троицкий Варницкий монастырь. При рождении они назвали сына Варфоломеем. Варфоломей был не единственным ребёнком в семье, у него были братья. В отличие от братьев ему тяжело давалась грамота (он был не способен к обучению письму и чтению), и он отставал от своих братьев и с детства искал уединения. Отставая в обучении от своих сверстников, Сергий стал изучать Священное писание. Так написано в книге «Житие Сергия Радонежского» написанной Епифанием Премудрым [ 1 ]: «Мальчик молился Богу "о дарованию ему книжного разумения", и однажды ему явился Ангел в виде старца-инока. Старец, по просьбе мальчика, вознес молитву ко Господу и благословил отрока, с тех пор Варфоломей без труда читал и понимал написанное.» В Житии далее можно прочесть: “... по усмотрению Бога нужно было, чтобы от Бога книжное учение он получил, а не от людей; что и сбылось”. Со слезами молил Варфоломей Бога научить его грамоте. И был послан ему Богом ангел в облике старца, через благословение которого и постиг отрок премудрую науку. В приложении приведена картина, на которой изображён Варфоломей с монахом при проявлении чудесного обретения способности к чтению.
Здесь отрок Варфоломей встретил таинственного старца, по молитвам которого наладилась у мальчика учеба, и который указал его матери иноческую судьбу ее сына.
Но есть другая версия. Варфоломей, став постарше, в результате чудесного провидения грамоту преодолел. Вот как летописцы это трактуют: «Однажды Варфоломей пас коров, но они разбежались, и он не знал что делать. К нему подошел старец. Он заговорил с отроком, угостил кусочком просфоры. Мальчик пожаловался дедушке, что плохо понимает письменную грамоту. Старик утешил мальчика, благословил, проводил до дома. Погостив у родителей Варфоломея, старец покинул гостеприимный дом. К изумлению всех Варфоломей взял в руки Псалтырь и стал ясно и громко его читать.» По всем описаниям выходило, что старцем был святой Николай – почитаемый в русских семьях святой.
Вся жизнь Варфоломея в детстве проходила не без чудес, и утверждалось, что это происходило по воле божьей. Так, по воле божьей в первый год жизни он отказывался от материнского молока в «постные» дни недели – среду и пятницу. С раннего детства у него была тяга к святой жизни: Варфоломей уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, питался только хлебом и водой, а по средам и пятницам постился.
«Поступь его, - пишет Епифаний Премудрый [ 1 ]; - была полна скромности и целомудрия, лицо его, чаще всего было задумчиво и серьезно, а на глазах нередко появлялись слезы-свидетели его сердечного умиления. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смирный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался и от всех любовно принимал случайные неприятности».
Около 1328 г. великий князь московский Иван Калита, получив от хана Узбека ярлык (грамоту) на великое княжение Владимирское, принялся сводить счёты со своими недругами в Восточной Руси, в которую входило и Ростовское княжество. В Ростове, где было немало сторонников тверских князей, воеводы Ивана Калиты учинили подлинный погром. Часть ростовчан была принудительно переселена в московские земли. Среди них был и боярин Кирилл со своим семейством. Они стали жить в селе Радонеж, на месте современного Загорска, на лесной и безлюдной северо-восточной окраине Московского княжества. Там через 9 лет родители Варфоломея скончались и были похоронены в Хотьковском монастыре.
В юности Варфоломей твердо решил принять монашеский постриг и начать жизнь отшельника. После смерти родителей он раздал большую часть своего имущества бедным и вместе со старшим братом Стефаном, который после безвременной смерти жены принял монашество, поселился среди глухого леса в десяти верстах от Хотьковского монастыря в уединенном месте, которое было очень удобно для отшельнической жизни. С этого момента Варфоломей, передав дела младшему брату, решает удалиться в пустынь. В качестве спутника он выбрал старшего брата Стефана. Братья устроили себе сначала шалаш, а потом бревенчатую келью, возле которой поставили небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Образ Троицы (единого в 3х лицах Бога – Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой) служил в ту эпоху символом любви и уединения.
Решив стать монахом, Сергий после передачи своей земельной доли младшему брату и вместе со старшим братом не ранее 1342 основал Троице-Сергиев монастырь, где в 1353 стал игуменом. Сергий обладал редким сочетанием таких качеств, как знатность происхождения, религиозность и трудолюбие. Историк Р. Г. Скрынников отметил [ 14 ]: "Церкви никогда бы не удалось приобрести исключительную власть над умами, если бы среди ее деятелей не появлялись подвижники, не щадя живота служившие идее. Одним из таких подвижников был Сергий".
Затем он стал игуменом в Богоявленском монастыре, принял имя Сергий. Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского. Даже патриарх восхвалял жизнь монастыря, названного Троице-Сергиевым. Вскоре преподобный Сергий Радонежский стал высокоуважаемым в кругах всех князей: он благословлял их перед битвами, примирял между собой.
Сергий Радонежский был назван святым в 1452 году. В произведении «Житие Сергия» Епифания Премудрого [ 1 ] утверждается, что за всю биографию Сергия Радонежского было совершено множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека. Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, многие верующие отмечают его память.
Основанный им монастырь со временем стал одним из главных центров русского православия и средневековой русской культуры. В 1374 Сергий стал доверенным лицом московских князей, являясь одним из духовников Дмитрия Ивановича Донского, крестным отцом его сыновей, поддержавшим великого князя в борьбе против монголо-татарского ига; в 1380 помог в подготовке Куликовской битвы. В 1385 Сергий ездил с дипломатической миссией в Рязань, успешно справившись с предотвращением войны между Москвой и Новгородом. Примиряя русских князей, Сергий способствовал объединению государства. Сергий сумел создать и развить новый для русских земель XIV века тип монастырей - общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность, что привело к образованию богатой и влиятельной монашеской братии.
Как известно, Куликовская битва произошла в 1380 году. В ней встретились две силы: воины многих русских княжеств во главе с Московским великим княжеством и татаро-монголы Мамая. Завершилась она разгромом монголо-татар Мамая. В историографии СССР Куликовская битва традиционно считалась началом освобождения русского и других народов от монголо-татарского ига. Куликовская битва рассматривалась исключительно в рамках данного идеологического тезиса. В действительности победа Великого князя Дмитрия Донского над войском Мамая способствовала укреплению центральной власти Золотой Орды, которую олицетворял хан Тохтамыш. Позже, вслед за Дмитрием Донским Тохтамыш нанес удар по Мамаю, что иллюстрирует общность интересов хана и Великого князя Дмитрия Донского.
В августе 1380 г., преданный своими недавними союзниками, князь Дмитрий Донской оказался один на один с надвигавшимися на Русь многотысячными татарской и литовской армиями. Московский князь посчитал своим долгом посетить Троицкую обитель и принять напутствие от Сергия. Святой старец, предвидя, что грядущая битва закончится гибелью множества воинов, просил Дмитрия не скупиться – послать множество даров хану и тем купить мир. Князь ответил, что он все это уже сделал, однако враг от его уступок вознесся еще больше. «Если так, - сказал Сергий, - то его ожидает конечная гибель, а тебя князь – милость и слава от Бога. Иди, господин, безбоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» Великий старец не только ободрил князя и предрек ему победу, но даже отправил с ним двух своих монахов, Пересвета и Ослябю. Их хорошо знали в Москве: до пострижения они были видными воинами в дружине Дмитрия. Оба они стали живым свидетельством того, что Радонежский игумен – самый авторитетный в то время церковный деятель – признал войну с Мамаем священным долгом христиан. Воодушевленный Дмитрий поспешил вдогонку за своим войском. Весть о том, что московский князь получил от святого Сергия благословление на битву, вскоре облетела все войско и вдохнула мужество во все сердца. В день Куликовской битвы 8 сентября все иноки Троицкого монастыря вместе с самим Сергием ни на минуту не прекращали молиться. Сергий, как повествуют его жизнеописатели, телом стоял в храме, а духом был на поле боя. Он видел все, что там происходит, и как очевидец рассказывал братии о ходе сражения. Время от времени он называл по имени павших героев и произносил заупокойные молитвы. Наконец, ценой больших потерь, войско князя одержало победу в Куликовской битве. На обратном пути Дмитрий заехал в Троицкий монастырь и лично Сергию о своей победе. Победа на Куликовском поле была одержана в день большого церковного праздника – Рождества Богородицы. Это было воспринято как еще одно явное свидетельство небесного покровительства Богородицы Русской земле.
После этих событий авторитет Сергия на Руси сделался непререкаемым.
В
битве на Куликовом поле победа была
одержана благодаря мужеству русских
ратников, которые, не щадя жизней своих,
сражались с грозным врагом. Письменные
памятники сохранили имена
Самым знаменитым героем сражения 8 сентября 1380 года стал инок Троице-Сергиевой обители Александр Пересвет, который, как и его собрат Андрей Ослябя, участвовал в Куликовской битве с благословения своего игумена - Сергия Радонежского. Неизвестно, какие причины привели Александра Пересвета к отречению от мира и принятию пострига. До поступления в Троице-Сергиев монастырь Пересвет, по происхождению любечанин, был брянским боярином, отличался храбростью и воинским искусством. "Сей Пересвет, когда в миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел", - отмечали летописцы. Андрей Ослябя также до пострижения был боярином и опытным воином. Поэтому Дмитрий Донской просил игумена Сергия отпустить с ним в поход этих двух иноков, и старец дал согласие. Так что инок Троице-Сергиевой обители Александр Пересвет, который, как и его собрат Родион (в синодиках Андрей) Ослябя ("во иноцех схимон Адриан"), участвовали в этом знаменитом сражении с благословения своего игумена — Сергия Радонежского.
8
сентября 1380 года на Куликовом
поле столкновению основных
Пересвет сел на своего коня и, вооруженный копьем, устремился на татарина. Богатыри сшиблись с такой страшной силой, что копья переломались, а оба воина упали со своих коней на землю мертвыми. Александр Пересвет погиб, но многие русские воины избежали смерти от руки Темир-мурзы, убитого в поединке. Как свидетельствует "Сказание о Мамаевом побоище", после окончания битвы великий князь Дмитрий, нашедши на поле погибшего Пересвета, обратился к своим спутникам со словами: "Братия, видите ли сего чиноначалника? То ибо победи подобна себе, от него же было пити многим людем горькую чашу".