Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:35, реферат
Абулхаир родился в 1693 г. Детство его прошло в условиях, когда Казахское ханство подвергалось нападениям со стороны Джунгарии и волжских калмыков. К началу XVIII века зона влияния Джунгарского ханства значительно расширилась и включала Алтай, Восточный Туркестан, среднее и верхнее течения Иртыша, среднее течение Тобола и Ишима.
Введение.
Непримиримый Абулхаир.
Распад Золотой Орды и образование постмонгольсокого государства на собственно тюркской основе.
Формирование "государства кочевых узбеков" во главе с Абулхаиром.
Распад государства кочевых узбеков.
Заключение.
Список используемой литературы.
Представители
кочевых феодалов и вельмож сами
правили народом. Они одновременно
являлись исполнителями административно-
В вассальных отношениях ханов с феодалами в ханстве Абулхаира довольно широко практиковалась система тарханных пожалований. Получивший такое пожалование феодал освобождался от налогов в пользу государства, имел право на свободный доступ к хану, не делился ни с кем военной добычей, освобождался от наказаний до девяти раз.
Представители знати в своем лице совмещали политические, судебно-административные функции и экономическую власть над зависимым населением. Имея значительные военные силы в виде ополчения, знать нередко не подчинялась хану, а крупнейшие ее представители сами стремились к захвату государственной власти, выдвигали из своей среды претендентов на ханский трон и поддерживали их. Обычно после смерти хана начиналась борьба между его наследниками, и эти усобицы также поддерживались различными группировками знати.
Для решения вопросов созывался ханский совет. Ханский совет состоял из приближенных и знати. Есть упоминание о существовании в ханстве Абулхаира дивана, как главной государственной канцелярии, и дафтаров (финансовых ведомств, налоговых управлений, канцелярий). Государственно-важные документы скреплялись печатью. Важнейшую роль в делах государства играл улусбек, который активно влиял на решение вопросов о престолонаследии, командования армией, дипломатических отношениях с соседними государствами. Для соблюдения порядка во время прохождения собраний, праздников выделялись специальные люди, называемые есаулами.
Имелись высшие должностные лица, в частности, атабек (воспитатель, дядька наследника), обладавший большими полномочиями при хане, кукельдаш ("молочный брат" ханских сыновей). Лицо, имевшее титул кукельдаша, по своему положению было равно атабеку или аталыку. В ханстве Абулхаира кукельдаш выполнял обязанности атабека (аталыка), т.е. воспитателя наследника ханского трона. Когда же ханский отпрыск становился самостоятельным правителем, кукельдаш продолжал оказывать большое влияние на своего воспитанника.
Важным административным лицом был даруга - правитель, ханский наместник в городе, области, управляющий делами города. В его обязанности входили сбор дани и прочих налогов и присмотр за порядком.
Масса оседлого и кочевого населения ханства Абулхаира обозначалась термином "карачу" ("простолюдины", "чернь").
Государственно-
Политическая
власть знати ханства Абулхаира,
начиная с хана и кончая вождем
рода, базировалась на экономической
мощи, основой которого являлось традиционное
право распоряжения, фактическое
владение как пастбищными территориями,
на которых кочевали подвластные
феодалам племена и роды, так и
обрабатываемыми участками в
местах зимовок и в оседло-
Этнический состав населения состоял из тюркских родов и племен - кипчаков, найманов, уйсуней, аргынов, карлуков, конгратов, канглов, кереитов и многих других. У этих племен были схожие языки и хозяйства, а также общие культура, обычаи и традиции.
Что касается названия государства, созданного Абулхаирханом, то в источниках оно обычно именуется по традиции "Узбекским улусом", а также "улусом Шайбана", "улусом Абулхаира". Термин "улус" иногда применяется в источниках вместе с термином иль (эль) и с именем собственным: "иль ва улус-и Абулхаирхан", или с обобщенным этнополитическим названием подвластного населения "иль ва улус-и узбек" и т.д. Применяется также последнее название и в сочетании с географическим понятием "дийар" - страна (Дийар-и узбек). В исторической литературе государство Абулхаирхана именуется "Узбекским ханством", "Государством кочевых узбеков", "Ханством Абулхаира". Последнее наименование представляется более нейтральным, так как на территории ханства обитали не одни только кочевые узбеки, в смысле будущего компонента узбекской народности в Средней Азии, но главным образом казахи, мангыты, о чем пишет автор начала XVI в. Рузбихан Исфахани. По наименованию одной из крупнейших этнических групп, обитавших на территории, вошедшей в государство Абулхаира, последнее имеет основание называться также Кыпчакским ханством.
Кочевые племена Восточного Дешт-и-Кыпчака еще более усилили свою активность при Абулхаирхане и при всяком удобном случае совершали нападения на пограничные с их улусами владения. Характерно, что ко времени правления Абулхаира основным направлением внешней политики предводителей кочевых племен Восточного Дешт-и-Кыпчака была не борьба за сарайский трон, а борьба с Тимуридами за присырдарьинские города и Хорезм. Последнее обстоятельство может служить показателем того, что улус Шибанидов вступил отныне в более тесные взаимоотношения со Средней Азией, которые закончились на рубеже XV-XVI вв. окончательным завоеванием государства Тимуридов внуком Абулхаирхана Мухаммадом Шайбани. Связи же с центрами распадавшейся Золотой Орды постепенно ослабевали, хотя, по словам автора "Тарих-и кассира",власть Абулхаира в годы его могущества распространялась вплоть "до пределов Булгара".
Внутриполитическое положение государства, несмотря на сорокалетнее правление Абулхаирхана, было непрочным. Ханство Абулхаира не стало централизованным государством, оно подразделялось на несколько этнотерриторий, этнополитических групп, владений (улусов) во главе с чингизидами. Весь период правления Абулхаира был заполнен усобицами. Ему пришлось вести упорную и ожесточенную борьбу с многочисленными Джучидами, претендовавшими на верховную власть. Уже в 1430г., вскоре после того, как он был провозглашен ханом, Абулхаир вынужден был выступить в поход для "приведения в повиновение" Шайбанида Махмуд-Ходжа-хана. Противники встретились на берегу реки Тобола. После жаркого боя Махмуд-Ходжа-хан был разбит и обратился в бегство в надежде, что быстроногий скакун унесет его с поля брани. Однако перехитрить судьбу невозможно: он был схвачен и казнен по приказу Абулхаира. А жену Махмуд-Ходжа-хана, по имени Аганак-бике, которая по красоте своей "спорила с луной, Абулхаир по мусульманскому обычаю взял в жены". Богатство и военная добыча, которые достались от противника, были поделены между воинами. "Всех высокопоставленных султанов и славных эмиров он отличил и одарил дорогими вещами, поясом и высокими должностями". Так на берегу Тобола было покончено с притязаниями Махмуд-Ходжа-хана, но явились другие претенденты, наиболее влиятельные из числа которых были Махмуд-хан и Ахмад-хан.
Следующим шагом Абулхаирхана на пути укрепления своей власти в Узбекском улусе явился тщательно подготовленный поход против упомянутых ханов. Поход против Махмуд-хана и Ахмад-хана был предпринят вскоре после возвращения предводителя кочевых узбеков из низовьев Амударьи, где он в 834/1430-31 гг. завоевал Хорезм с главным городом Ургенчем, разграбил его, однако в том же году оставил его. Главной причиной похода Абулхаирхана в район нижней Сырдарьи была не только династийная борьба, но и необходимость занять зимние пастбища в районе Сырдарьи и Приаралья. Захват низовий Сырдарьи мог открыть дорогу к городам Туркестана, столь важным для укрепления могущества кочевого государства. Молодому Шибаниду и на этот раз сопутствовал успех: в сражении, разыгравшемся в местности Икри-Тупа, Махмуд-хан и Ахмад-хан были разбиты и отступили. По рассказу Мас'у да бен Усмана Кухистани, тука-тимуриды потерпели полный разгром, "Махмуд-хан и Ахмад-хан... отказались от дальнейшего сражения и, бросив всякое притязание на верховную власть и государство, обратились в бегство от войска Абулхаира". Было захвачено большое число пленных и добычи ("беспредельное богатство и многочисленное имущество", среди которого автор перечисляет "быстроногих лошадей, вереницы верблюдов, палатки и шатры на повозках, оружие"). Абулхаир овладел Орду-Базаром (так назывались ставки ханов).
Победа
Абулхаира нашла сильную
Следующая победа Абулхайра, которую подробно описал его историограф, была одержана только через 15 лет, в 1446 г., над Мустафой-ханом в районе Атбасара. С немногочисленным войском Мустафа отнял Хорезм у Тимура и правил им до 60-х гг. Молодой и честолюбивый Абулхаир в начале своей политической карьеры едва ли мечтал о том, что ему удастся одержать верх над большинством своих соперников, объединить Восточный Дешт -и Кипчак в единое "кочевое государство" и в течение сорока лет править этим государством самодержавно. Однако поддержка со стороны наиболее влиятельных кругов кочевого общества и большинства племён Узбекского улуса, первые победы над Джучидами значительно упрочили власть и расширили сферу влияния Абулхаира в степи. Многие Джучиды, среди них - Джанибек-султан и Гирей - и другие, не хотели повиноваться Абулхаиру. В 1446 г. Абулхаирхан захватил ряд городов на р. Сырдарье и в предгорьях Каратау - Сыгнак, Аркук, Сузак, Ак-Курган, Узгенд. Сыгнак сдался добровольно: "Когда хаким [города] Сыгнака увидел многочисленность и величественность войска хакана [Абулхаирхана], то, выйдя к нему с повиновением и послушанием, вручил город эмирам и слугам хакана, подобного Сатурну, и Ак-Курган, и Аркук, и Сузак, и Узгенд также подчинились деснице власти и завоевания [его] наместников". Сыгнак стал столицей ханства (до этого столицей был г. Тура или Чимги-Тура, затем Орду-Базар). Сырдарьинские города и для него, как раньше для Ак-Орды, могли послужить фактором сплочения, удержания в его власти степных районов государства. Взятие сырдарьинских городов - ремесленных и торговых центров, к которым тяготело население кочевых районов казахстанских степей, могло существенно способствовать усилению ханства Абулхаира. Объясняется столь быстрое занятие Абулхаиром сырдарьинских городов тем, что он опирался на значительные силы своих сторонников в Дешт-и Кипчаке, на свою мощь, накопленную им за два десятка лет властвования над степью. Кроме того, следует сказать, что правящая верхушка этих городов, постоянно испытывавших на себе все тяготы длительной борьбы правителей Мавераннахра с владетелями Восточного Дешт-и Кипчака, привыкла лавировать между соперниками и, переходя от поддержки одной стороны к другой, тем самым хоть как-то обеспечивать своим городам безопасность. Города были пожалованы в управление эмирам и султанам. По мнению В. В. Бартольда, утверждение Абулхаира на Сырдарье - наиболее важное для дальнейшей истории узбеков событие его царствования.
Враждебные отношения между родственными племенами улуса Шайбана и улуса Орды в связи с передвижением Абулхаира в район Присырдарьи еще более усугубились, так как занятие Абулхаиром городов и их оазисов задевало интересы Джанибека и Гирея и их подданных казахов, кочевавших в Присырдарье и районе Каратау. Это послужило немаловажной причиной обострения борьбы между ними и последующей откочевки казахских султанов и подвластных им родов и племен. В дальнейшем Абулхаир охотно вмешивался в династические распри Тимуридов, чтобы иметь своего ставленника в Мавераннахре. Он предпринимал неоднократные попытки оказать давление на правителей Средней Азии как вооруженным путем (походы на Хорезм, захват городов Туркестана в 1446 г., поход 1451 г. на Самарканд), так и путем поддержки кого-либо из враждующих Тимуридов. Успеху экспансии Абулхаира способствовало соглашение его с местными феодалами, одному из Тимуридов Абу Са'иду, он помог в 1451 г. захватать власть в Самарканде.
Однако ни победа над Мустафа-ханом, ни значительное расширение владений завоеваниями присырдарьинских городов-крепостей не предотвратили жестокого поражения Абулхаира в войне с калмаками (ойратами). В прежние времена восток - западные склоны Хантайских гор, юг - пустыню Гоби, запад - территорию Моголистана, север - междуречье Енисея и Иртыша населяли кочевые народы, называемые ойратами. Крупные феодалы ойратов из-за пастбищ совершали частые походы в Моголистан, Семиречье и Среднюю Азию. Битва войск Абулхаира и калмаков во главе с Уз-Тимур-тайши произошла около Кок-Кашане, в окрестностях Сыгнака, в 1457 г., по словам Кухистани, предводитель калмаков предпринял поход на Сырдарьинскую область с целью грабежа. Когда Уз-Тимур-тайши услышал, что Абулхаирхан собрал большое богатство, пишет он, то "запылал огонь зависти в груди" у него, и он приказал, чтобы воины привели в порядок своё оружие и явились к его двору. Ратники собрались и отправились с жёнами и домочадцами в поход. Когда орда достигла берегов реки Или, воины оставили здесь жен, домочадцев, обозы и отправились далее налегке и вскоре достигли окрестностей Сыгнака, - столицы Шайбанидов. Выступило и войско Абулхаира. Предводитель калмаков послал одного из своих известных воинов, чтобы он, выйдя на середину поля битвы, сообщил предводителю дештских племён послание согласия: "Пусть пот не выступит из рубашек, пусть кровь не выступит из тела героев". Однако Джучиды презрительно отвергли предложение и тем зажгли огонь нападения и битвы. Обе рати сошлись, смешались; взвилась на воздухе пыль от копыт и полилась по степи кровь от мечей, секир и стрел. Длился этот бой и погром много часов; но вот "ветер победы подул" со стороны калмаков; Абулхаирхан был вынужден отступить и укрыться за стенами Сыгнака. Не встречая сопротивления, победители вступили оттуда в окрестности Туркестана, Ташкента и Шахрухии, произвели повсюду гибель и насилие, грабёж и полон, увезли с собой всё захваченное. Перед уходом Уз-Тимур-тайши заключил мир с Абулхаиром. По некоторым источникам условия этого мира были унизительными для Шайбанидов. Потерпев жестокое поражение от калмаков под Сыгнаком, Абулхаир вынужден был оставить разоренные области Туркестана и уйти в Дешт-и Кипчак, где "долго потом пришлось ему успокаивать и приводить в порядок свои степи, столь сильно пострадавшие от такого погрома".