Трагедии Шекспира как размышления о сути бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2012 в 21:15, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы. Когда говорят, что Шекспир видел больше, чем понимал, тем самым высокомерно умаляют мощь его разума. Шекспир не строил концепций, но его философия жизни и философия человека предвосхитили глубочайшие философские сочинения.
«Шекспира можно по-разному толковать, но с ним нельзя спорить», - говорил Михоэлс, - «ибо, в конечном счете, он всегда оказывается прав. Ибо за правдой Шекспира – жизнь».

Содержание работы

Введение 2
1. Трагедии Шекспира как размышления о сути бытия 2
2. Философская мысль в трагедиях Шекспира 2
3. Трагедия Гамлета – сознание горестей бытия 2
4. Трагедия Короля Лира 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2

Файлы: 1 файл

Контр_Шекспир.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

     Впрочем, сарказм шута касается не только Лира, но и Британии в целом, в которой, по его мнению, все перевернуто вверх ногами. Попы бездельничают, вместо того, чтобы обрабатывать землю, ремесленники жульничают, в судах нет справедливости, зато всюду процветают воровство и распутство11.

     Но, конечно, самой значительной фигурой  трагедии является сам Лир. Его именем она и названа. Мы застаем короля Лира на закате его дней. Король "с головы до ног", он привык к почету, слепому повиновению, придворному этикету. Он и весь мир представлял себе в виде раболепного двора. Вручая державную корону льстивым дочерям, Лир даже и подумать не мог, что делает роковой шаг, который перевернет не только весь привычный уклад его жизни, но и самое его представление об окружающем мире. С пристальным вниманием Шекспир следит за душевным преображением своего героя. Мы видим, как надменный, застывший в привычном величии самодержец становится совсем другим человеком, изведавшим унижение и горе. Сцена в степи во время неистовой бури образует драматическую вершину трагедии. Буря в природе соответствует буре, бушующей в душе Лира, превратившегося в одного из тех несчастных, которых раньше он с высоты своего трона просто не замечал. В ветхом пастушеском шалаше среди разбушевавшихся стихий он впервые начинает думать о бедняках: Бездомные, нагие горемыки,

     Где вы сейчас? Чем отразите вы

     Удары этой лютой непогоды -

     В лохмотьях, с непокрытой головой

     И тощим брюхом? Как я мало думал

     Об  этом прежде! Вот тебе урок,

     Богач надменный! Стань на место бедных,

     Почувствуй  то, что чувствуют они,

     Отсыпь  им часть от своего избытка,

     В знак высшей справедливости небес12.

     Тяжкие  испытания преображают надменного Лира. Перестав быть королем, он становится человеком. Правда, перенесенные страдания помрачают разум несчастного старика, и все же, как вспышки молнии среди черных туч, вспыхивают в его сознании светлые мысли. По словам Н.А. Добролюбова, в страданиях "раскрываются все лучшие стороны его души; тут-то мы видим,что он доступен и великодушию, и нежности, и состраданию о несчастных, и самой гуманной справедливости.

     Сила  его характера выражается не только в проклятиях дочерям, но и в сознании своей вины перед Корделией, и в раскаянии, что он так мало думал о несчастных бедняках, так мало любил истинную честность... Смотря на него, мы сначала чувствуем ненависть к этому беспутному деспоту, но следуя за развитием драмы, все более примиряемся с ним как с человеком и оканчиваем тем, что исполняемся негодованием и жгучей злобой уже не к нему, а за него и за целый мир - к тому дикому, нечеловеческому положению, которое может доводить до такого беспутства даже людей, подобных Лиру."13

     Исполненная глубочайшего трагизма пьеса Шекспира в то же время является апологией человечности, которая ценой величайших жертв утверждает себя в сознании зрителей. Преображение Лира этому наглядный пример.

     Заканчивается суровая пьеса словами герцога альбанского, осуждающего подлость и бесчеловечность старших дочерей Лира и герцога корнуэльского:

     Какой тоской душа ни сражена,

     Быть  твердым заставляют времена...

 

Заключение

     В результате проведенного исследования трагедий Шекспира, целью которого был анализ чувств, мыслей, поступков героев перед лицом бытия, можно сделать следующие основные выводы.

     Героям трагедий Шекспира присущи большие страсти, могучая воля, безмерные желания. Все они - выдающиеся натуры. Характер каждого проявляется с необыкновенной ясностью и полнотой. Каждый сам определяет свою судьбу, выбирая в жизни тот или иной путь.

     Проблемы  нравственного выбора будут актуальны  всегда. Чем глубже читатель вдумывается в великое творение Шекспира, тем больше он будет находить в нем. Смысл произведения раскрывается не только в характерах и ситуациях. Есть в трагедии нечто конкретно не выраженное. Это совершенно особенное чувство, будто, читая или смотря пьесу на сцене, мы приобщаемся к самым корням жизни.

     После всего, что мы узнали о людях, появившихся в трагедии, после того как свершилась судьба каждого из них, возникает ощущение того, что поэт подвел нас к той центральной точке, в которой сосредоточились величие, красота и трагизм бытия.

     Тщетно  искать в творении Шекспира четких и ясных ответов на вопросы, возбуждаемые ею. Чем полнее мы сможем представить многообразие характеров, сложность драматического действия, чем глубже мы вчувствуемся в трагические судьбы героев, тем больше мы приблизимся к тому огромному миру, который гений Шекспира сумел воплотить в сравнительно малом объеме своей великой трагедии.

     Особо хочется выделить трагедию Шекспира «Гамлет». Поняв Гамлета, проникшись духом великой трагедии, мы не только постигаем мысли одного из лучших умов; «Гамлет» - одно из тех произведений, в котором выражено самосознание человечества, сознание им противоречий, желание преодолеть их, стремление к совершенствованию, непримиримость ко всему, что враждебно человечности.

     У Шекспира проблематика общих вопросов бытия особенно глубоко, хотя и тонко, ненавязчиво пронизывает всю ткань его великих произведений и является одной из тех стихий, без которых эти произведения не были бы столь великими.

     Шекспиру, по слову Гете, "несть конца", и потому всякий обзор литературы о нем - рассказ с "открытым финалом".

 

Список использованной литературы

    1. Адмони  В. Стихия философской мысли драматургии  Шекспира // Сборник «Шекспировские чтения». - М., 1977.
    2. Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: Литературный комментарий. - М.: Изд-во Просвещение, 1986. — 223 с.
    3. Аникст А. Шекспир: Ремесло драматурга. - М., 1994. – 607 с.
    4. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. - М., 1953. - Т. II. - С. 301.
    5. Брандес Г. Шекспир. Жизнь и произведения. Серия "Гений в искусстве". - М.: Изд-во Алгоритм, 1997.
    6. Вильям Шекспир. Сонеты. // Перевод с английского И.М. Ивановского. - СПб.: Изд-во Тесса, 2001.
    7. Гарин И.И. Пророки и поэты. Том шестой. - М.: Изд-во Терра, 1994.
    8. Гете И.В. Об искусстве. Ко дню Шекспира. - М., 1975. - С. 338.
    9. Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1952. - Т. 2. - С. 198.
    10. Захаров Н. В. Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2008.
    11. Комарова В.П. Творчество Шекспира. - СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001.
    12. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Идея универсального человека. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
    13. Уильям Шекспир. Сонеты. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2008. - 541 с.
    14. У. Шекспир. Трагедии. Вступительная статья О. Постнова. — М.: Изд-во  Эксмо, 2008. – 492 с.
    15. Чирков Н. Некоторые принципы драматургии Шекспира // Сборник «Шекспировские чтения». - М., 1977.
    16. Шекспир. Гамлет: В поисках подлинника // Перевод, подготовка текста оригинала, комментарии и вводная статья И.В.Пешкова. - М.: Изд-во Лабиринт,2003.

Информация о работе Трагедии Шекспира как размышления о сути бытия