Трагедии Шекспира как размышления о сути бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2012 в 21:15, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы. Когда говорят, что Шекспир видел больше, чем понимал, тем самым высокомерно умаляют мощь его разума. Шекспир не строил концепций, но его философия жизни и философия человека предвосхитили глубочайшие философские сочинения.
«Шекспира можно по-разному толковать, но с ним нельзя спорить», - говорил Михоэлс, - «ибо, в конечном счете, он всегда оказывается прав. Ибо за правдой Шекспира – жизнь».

Содержание работы

Введение 2
1. Трагедии Шекспира как размышления о сути бытия 2
2. Философская мысль в трагедиях Шекспира 2
3. Трагедия Гамлета – сознание горестей бытия 2
4. Трагедия Короля Лира 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2

Файлы: 1 файл

Контр_Шекспир.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

     В "Короле Лире" Эдмонд начинает свой монолог со слов, как будто имеющих  характер общей декларации:

     Природа, ты моя богиня! В жизни 

     Я лишь тебе послушен.

     Но  именно, исходя из этой мысли, Эдмонд обнажает все свои чувства и желания, намечая тем самым дальнейшее развитие действия.

     В "Комедии ошибок" Дромио Сиракузский - правда, в комической гротескной форме - говорит об относительности течения времени: о том, что оно может пойти и обратно:

     Оно банкрот: не может долга мгновению  отдать.

     Оно и вор к тому же: случалось вам  слыхать,

     Как говорят, что время подкралось, словно тать.

     Если  так и если пристав попадется на пути,

     Как же тут не постараться хоть на час  назад уйти?6

     Но  Дромио говорит это, сбитый с толку  и напуганный тем, что его хозяина  арестовали за долги.

     Среди персонажей Шекспира есть, конечно, такие, в уста которых мысли с общим философским содержанием вкладываются особенно часто. Это, прежде всего, люди, добивающиеся тайной и преступной цели коварством, принужденные для этого мобилизовать все силы своего ума и найти обоснование своим действиям - такие, как Яго. Но что-то общее с людьми этого склада есть и у Кассия.

     Далее, это люди, стоящие как бы вне  житейской суеты, наблюдающие жизнь  со стороны, хотя при этом и играющие иногда важную сюжетную роль, как, например, монах Лоренцо.

     Наконец, это люди, которые видят жизнь  не с ее показной стороны, а как бы с изнанки, в ее самом неприглядном обличье, и умеют подчас повернуть неожиданным образом течение мысли, - это простонародье, слуги, шуты. Но, как мы видели, философская мысль у Шекспира, все же не привязана только к этим видам персонажей, а может проявиться, например, и у Джульетты. На обладание философской мыслью Шекспир не накладывает никаких ограничений - ни социальных, ни профессиональных, ни возрастных, ни половых.

     Все это не означает, что трагедия Шекспира полна пассажей с философским содержанием. Отнюдь нет. Стремительность развития действия и движения чувств умаляет возможность введения таких пассажей. Они ограничены, с одной стороны, преимущественно теми случаями, когда, как было показано, мысли об общих закономерностях бытия органически включены в течение мыслей и чувств самого конкретного содержания, непосредственно двигающих действие. С другой стороны, введению философских мыслей благоприятны такие сцены, которые выключены из напряженного развития действия, оказываются своего рода интермедиями, роздыхом. В целом, частотность фраз, содержащих философские, прямо сформулированные мысли, у Шекспира невелика. Но чрезвычайно существенно, что зато эти фразы разбросаны чуть ли не по всему обширному пространству шекспировских драм и что философская мысль составляет как бы некую подпочву драматургии Шекспира, выдвигаясь на поверхность, реализуясь в точном высказывании, когда это оказывается необходимым и когда условия композиции, ритма и т. д. позволяют это. В этом смысле философская мысль разлита по всей шекспировской драматургии, образует в ней специфический слой обобщенной мысли или вообще оказывается особой, хотя нередко и потаенной, потенциальной стихией, восполняющей ее другие стихии. С этой точки зрения "Гамлет" с его подчеркнутой и прямой философичностью оказывается отнюдь не чем-то случайным и изолированным в драме Шекспира, а лишь сгустком, сконцентрированным выражением одного из общих начал этой драматургии7.

3. Трагедия Гамлета  – сознание горестей  бытия

     Трагедия  Шекспира "Гамлет" наиболее знаменитая из пьес английского драматурга. Это одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия. Она касается важнейших вопросов жизни и смерти, которые не могут не волновать каждого человека, и имеют поистине общечеловеческое значение. Кроме того, трагедия ставит острые моральные проблемы; именно поэтому "Гамлет" привлекает многие поколения людей. Меняется жизнь, возникают новые интересы и понятия, но каждое новое поколение находит в трагедии нечто близкое себе.

     Гамлет - носитель гуманистического мировоззрения  своей эпохи и одновременно критик идей Возрождения.

     Гамлет - передовой человек своего времени. Он - студент Виттенбергского университета, который был в эпоху Шекспира передовым. Прогрессивное мировоззрение Гамлета проявляется и в его философских взглядах. В его рассуждениях чувствуется проблески стихийного материализма, преодоление религиозных иллюзий.

     Правда, несчастья, с которыми он столкнулся, внесли разлад в его мировоззрение. С одной стороны, Гамлет повторяет  хорошо усвоенное им учение гуманистов о величии и достоинстве человека: "Что за мастерское создание - человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличиях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!"8. Этой высокой оценке человека противостоит тут же произносимое Гамлетом неожиданное заключение: "А что для меня эта квинтэссенция праха? Из людей меня не радует ни один…". Этими высказываниями он одновременно и подтверждает идеи Возрождения и критикует их.

     Исходя  из текста, смело можно предположить, что до страшных происшествий, нарушив-ших его духовный покой, Гамлет был человеком цельным, а это в особенности проявляется в сочетании мысли, воли и умения действовать. Потрясенное сознание привело к распаду единства этих качеств.

     Первый  же монолог Гамлета обнаруживает его склонность из отдельного факта делать широчайшие обобщения. Поведение матери приводит Гамлета к отрицательному суждению обо всех женщинах: "Бренность, ты зовешься женщина!"

     Со  смертью отца и изменой матери для Гамлета наступило полное крушение того мира, в котором он до тех пор жил. Он видит весь мир в черном цвете:

     Каким докучным, тусклым и ненужным

     Мне кажется все, что ни есть на свете!

     О мерзость! Этот буйный сад, плодящий

     Одно  лишь семя; дикое и злое

     В нем властвует.

     Шекспир изображает своего героя натурой, наделенной большой чувствительностью, глубоко воспринимающей ужасные явления, их затрагивающие. Гамлет - человек горячей крови, большого, способного к сильным чувствам сердца. Он отнюдь не тот холодный рационалист и аналитик, каким его себе иногда представляют. Его мысль возбуждается не отвлеченным наблюдением фактов, а глубоким переживанием их.

     Если  мы с самого начала ощущаем, что Гамлет возвышается над окружающими, то это не есть возвышение человека над  обстоятельствами жизни. Наоборот, одно из высших личных достоинств Гамлета заключается в полноте ощущений жизни, своей связи с ней, в сознании того, что все происходящее вокруг значительно и требует от человека определения своего отношения к вещам, событиям, людям. Гамлета отличает обостренная, напряженная и даже болезненная реакция на окружающее.

     В "Гамлете" более чем где-либо еще у Шекспира выявлена переменчивость личности. Например, сначала задачу мести за отца Гамлет принимает с несколько неожиданным пылом. Ведь совсем недавно мы слышали от него жалобы на ужасы жизни и признание, что он хотел бы покончить самоубийством, лишь бы не видеть окружающей мерзости. Теперь же он проникается негодованием, собирается с силами для предстоящей задачи. Немного времени спустя для него уже мучительно, что такая огромная задача легла на его плечи, он смотрит не нее как на проклятие, она для него - тяжкое бремя:

     Век расшатался - и скверней всего,

     Что я рожден восстановить его!

     Он  проклинает век, в который родился, проклинает, что ему суждено жить в мире, где царит зло и где он, вместо того, чтобы отдаться истинно человеческим интересам и стремлениям, должен все свои силы, ум и душу посвятить борьбе против мира зла.

     Проблема  воли Гамлета - это проблема его выбора. В самом своем знаменитом монологе "Быть или не быть?" Гамлет сомневается, как никогда до этого. Это высшая точка его сомнений:

     Что благородней духом - покоряться

     Пращам  и стрелам яростной судьбы

     Иль, ополчась на море смут, сразить их

     Противоборством?

     В этом монологе Гамлет предстает глубоким философом, в нем проявляется мыслитель, задающийся новыми вопросами: что такое смерть:

     Умереть, уснуть –

     И только: и сказать, что сном кончаешь

     Тоску и тысячу природных мук,

     Наследье  плоти - как такой развязки

     Не  жаждать?

     Монолог "Быть или не быть?" от начала до конца пронизан тяжким сознанием горестей бытия. Это апогей его раздумий. Суть в том, остановится ли Гамлет на этих размышлениях или они - переходная ступень к дальнейшему?

     Но  в акте III, сцене 5 Гамлет, после долгих мыслей, в еще одном монологе обретает окончательную решимость.

     Я сам не знаю,

     Зачем живу, твердя: "Так надо сделать",

     Раз есть причина, воля, мощь и средства,

     Чтоб  это сделать.

     Трагедия  Гамлета — это трагедия человека, душа которого полностью попала во власть абстрактных принципов и  который в силу этого ведет к гибели и себя самого и близких ему людей.

4. Трагедия Короля Лира

     Одним из самых грандиозных творений Шекспира и, во всяком случае, самым скорбным является трагедия "Король Лир" (1605). События, изображаемые в пьесе, развертываются в древней полулегендарной Британии еще в дохристианский период.

     "Король  Лир" далек от веселого фарса.  Хотя в нем и появлялся остроумный  шут, сопровождавший короля Лира во время его скитаний, это одно из самых печальных произведений Шекспира. Мир продолжал оставаться для драматурга огромной театральной сценой. Недаром, когда речь заходит о мире, Лир скорбно замечает: "...мы плакали, пришедши в мир на это представление с шутами"9.

     Атмосфера величественного лицедейства усугубляется в трагедии еще и тем, что действие ее отнесено к временам легендарным, почти сказочным. Фей и ведьм здесь, правда, нет, но как бы из сказок вышли на театральную сцену сам король Лир и его три дочери. Престарелый король в своих действиях менее всего руководствуется соображениями здравого смысла. Чтобы снять с себя бремя королевской власти, он решает разделить свое государство между дочерьми. При этом, как ребенок, любящий новые забавы, он хочет, чтобы передача власти сопровождалась своего рода соревнованием в дочерней преданности и любви. Старшие дочери Гонерилья и Регана, словно заученную речь, произносят свои высокопарные признания: старый отец дороже для них всех сокровищ мира, жизни, ее радостей, самого воздуха. Конечно, правды в этих словах нет никакой. Это всего лишь нарядная праздничная маска, долженствующая поразить присутствующих. Младшей дочери дорога сама правда. Поэтому она чистосердечно заявляет отцу, что любит его, как дочери надлежит любить отца. Лир приходит в ярость. Он отдает все свои владения старшим дочерям, а Корделию оставляет ни с чем. Это, однако, не мешает благородному французскому королю взять ее себе в жены.

     Жизнь сурово наказывает легковерного Лира, который сверкающую видимость предпочел строгой, но благородной сущности. Очень скоро он понимает, сколь легкомысленным был его поступок. Ведь вместе с короной он утратил реальную власть в стране, и бессердечным старшим дочерям не стоило большого труда лишить его последних привилегий, на которые он рассчитывал (свиты из ста рыцарей). Превращаясь в нищего странника, Лир во время бури в голой степи укрывается в убогой хижине пастуха.

     В "Короле Лире" разгул злых сил  достигает страшного напряжения. Лир отрекается от Корделии. Он изгоняет из королевства преданного ему графа Кента? посмевшего осудить неразумное самоуправство Лира. Сам Лир опускается на дно жизни. Регана и ее муж, герцог Корнуэльский, заковывают в колодки Кента. Графу Глостеру за преданность его Лиру герцог Корнуэльский вырывает оба глаза. Из ревности Гонерилья дает яд сестре своей Регане. Способный на любую подлость, Эдмунд приказывает убить Корделию, попавшую в плен к британцам, после того как французское войско высадилось на побережье Британии. Умирает Лир, подавленный страшными испытаниями. Закалывается Гонерилья. В честном поединке благородный Эдгар убивает Эдмунда, внося в финал трагедии мотив торжествующей справедливости.

     И все же картина мира, развернутая  в трагедии, поистине ужасна и печальна. Благородному графу Глостеру выпадает в пьесе роль обличителя этого трагического мира, жертвой которого ему суждено вскоре стать. Глостеру даже кажется, что изобилие злодейств и подлостей, завладевших землей, приводит в смятение саму природу, посылающую людям затмения, солнечные и лунные. По его словам, "любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь. В городах мятежи, в деревнях раздоры, во дворцах измены, и рушится семейная связь между родителями и детьми... Наше лучшее время миновало. Ожесточение, предательство, гибельные беспорядки будут сопровождать нас до могилы"10.

     Мудрость  простого человека представляет в трагедии шут (дурак), стоящий на самой низкой ступени социальной лестницы. Шуту не нужно льстить, он дружит с правдой. Не покидая Лира в беде, он рассыпает перед ним горькие истины. По его словам, "правду всегда гонят из дому, как сторожевую собаку, а лесть лежит в комнате и воняет, как левретка". "Когда ты расколол свой венец надвое и отдал обе половинки, ты взвалил осла себе на спину, чтобы перенести его через грязь. Видно, мало было мозгу под твоим золотым венцом, что ты его отдал." В присутствии Гонерильи шут говорит Лиру: "Ты был довольно славным малым во время оно, когда тебя не занимало, хмурится она или нет. А теперь ты нуль без цифры. Я и то сейчас больше тебя."

Информация о работе Трагедии Шекспира как размышления о сути бытия