Репрезентация античности в современном российском театре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 03:24, Не определен

Описание работы

Введение
Глава I. Театр в древнегреческой картине мира
Глава П. Интерпретация античной драмы в российском театре
§ 1. Репрезентация античности в постсоветском театре (90-е годы)
§2. Репрезентация античности в современном театре (2000-е годы)
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Истории мировой культуре - Античные сюжеты....doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

15 

вполне  приличную для наших дней прическу. На лицах актеров нет масок  и грима, и практически отсутствует  декорация, помогающая зрителю перенестись во время театрального действия в иную эпоху. Театральное представление реализуется почти по древнегреческому варианту. Зрители сидят на сцене - по двум сторонам. Режиссура приблизила обоих героев к современности, в результате меняется и проблематика пьесы. Медея в древнегреческом эпосе - орудие в руках богов. По их наущению она влюбляется в Ясона, помогает ему во всем, не останавливается даже перед убийством. Боги и спасают ее в критический момент, унося от возмездия на огненной колеснице. «Наша» Медея - это сплав любви и ненависти, и ее поступками руководит не Бог, а именно эти два качества1.

   Иной  Ясон. Увлекшись красавицей Главкой, он не только оставляет, но и предает  жену и детей. Но, на время покинув  Главку и вновь попав под влияние  Медеи, он изменяет свое решение, тогда как в античности он более постоянен.

  Пьеса П. Хакса «Женщина покорившая бога»  или «Амфитрион» (режиссер-постановщик  И.Алферов) (см. приложение №4), построена  на античном сюжете. Фабула пьесы проста. Громовержец Юпитер, которого прямо-таки сжигает страсть по земной женщине Алкмене, чтобы покорить ее сердце, принимает облик ее мужа, героя-полководца Амфитриона. Эту постановку можно назвать спектаклем-притчей, который поднимает волнующую всех и во все времена тему: что истинно и что ложно в мире. Интересен факт, что в начале 90-х годов в одном театре идут параллельно сразу две пьесы на античные сюжеты. Встает вопрос, неужели настолько актуальна античная драма в постсоветский период. Так, по словам заведующей труппой и литературно-драматической частью театра А.В. Михайловой, «античные сюжеты соразмерны масштабу катастрофы современности. Театрам интересны души человеческие: почему родные люди

1 Ивановская газета 12 ноября 1991.

17 

начинают  хвататься за оружие и убивать  друг друга? Театрам была необходимость рассказать эти истории для поколения, которое росло на сломе эпох, успело осознать себя и сформировать отношение к тому, что происходит в мире. Оно - не потерянное поколение. Это было сложное время, но у людей не произошло размена ценностей, они способны были говорить о духовности. Постсоветский театр пытался понять, кто есть мы, говорил о мире, над которым висит угроза катастрофы, и видит, что есть свет и надежда - в том, что мы сумели остаться людьми. Античная трагедия, по тому, как часто ее ставили в 90-е годы, близка зрителю и актеру. И конечно спектакли, поднимали проблемы, актуальные переломной эпохи. Люди не изменились, как они любили и ненавидели когда-то, так и в 90-годы любили и ненавидели, что в Греции, что в России».

   Оригинальный  подход, к решению античной трагедии, выбирает театр юного зрителя, функционирующий  на базе дворца культуры Кранэкса г. Иваново, режиссер Е.А. Орлов (см. приложение №5,6). Е.А. Орлов считает, что «в театре было сложно осуществить постановку «Медеи» по пьесе Еврипида: у режиссёра возникал вопрос, воспримут ли ее в пролетарском городе» . Причиной этих сомнений было сознание современного человека, которое изменилось под влиянием скепсиса и цинизма.

    И режиссер находит решение. Исполнители  не стали изображать персонажей, это была игра в персонажи. Действие спектакля, нарочито происходит на сцене, а не в тех предлагаемых обстоятельствах. Сюжет

              ■у

возникал  изнутри, из «стеба игры» . По-особому  решено оформление: все эфемерно, иллюзорно, чтобы зрительское восприятие не было обмануто. Были сшиты грубыми нитками из картона большие и маленькие камни, которые в ходе действия перетаскивали, пинали. Хор также задействован, но роль его ограничена, снижена. Актеры, как и хор, были одеты в одинаковые

 
 
Интервью с режиссером народного театра Е.А. Орловым от 2 декабря 2008 Ивановская газета 19 августа 1996

18

костюмы. Интересно решение художника: Медея  в процессе вхождения в образ  постепенно приближалась в костюмном  плане к античной Медее.

   Спектакль «Эзоп» («Лиса и виноград») Тамбовского государственного драматического театра (см. приложение №7). Главную задачу, режиссер (засл. арт. Р.Ф. Ю.А.Клипп), видит в том, чтобы раскрыть тему свободы. Фактически этот спектакль о том, можно ли быть рабом идеи свободы. Противостояние двух рабов - Эзопа, готового отдать за свободу саму жизнь, приносящего в жертву своему идолу все окружающее его (великого в своей слабости), и арапа, свободного в своем рабстве, принимающего мир таким, каким он есть .

   Таким образом, мы видим, что провинциальные театры, охотно обращаются к античным сюжетам. Идеи и образы античности в российской провинции актуальны. Но, естественно, решение проблемы осовременивается, и иначе быть не может, так как театр не может быть вне времени. Если в древнегреческом театре хор играл ведущую роль, то в 90-х годах в провинциальных театрах его роль утрачивается (хотя и не исключается полностью). Меняется и сценография, и поэтому в чем-то пропадает ритуализированность. Костюмы осовременены. Иногда по-новому, в соответствии с духом времени, рассматривается и проблематика античных сюжетов. Но важнейшая функция античной драматургии выполняется (спектакли оставляют сильные эмоциональные впечатления).

А теперь об античности на столичных сценах.

  Московская  постановка Р. Виктюка «Федра» привлекает, прежде всего, неожиданностью и многослойностью. Обычное традиционное начало античного представления быстро ломается, и перед нами - современные образы, современные костюмы, современный способ существования актеров. Главные герои пьесы «Федра» - Ипполит (Д.Певцов) и Федра (А.Демидова) (см приложение №8). Спектакль осваивает пространство мифа и поэзии

1 Страстной бульвар №9 2001.

19 

(звучат  стихи Цветаевой как варварские  вопли и заклинания), уводя от  какого бы то ни было жизнеподобия, где персонаж Певцова находится вне времени, вне смертного человеческого рода. Он пребывает в вечности . Сюжет с конкретной общественно-исторической основой лишь сильнее выявляет, как изменилась сама проблема героев. Весь круг тем, который всплывал неизменно - родители и дети - оказывается, почти неприменим к ним. Во внешнем плане герои похожи, скорее на атлетов, а не на артистов.

  Далее рассмотрим, один из театров Санкт-Петербурга - на Литейном, участник XII Международного фестиваля «Балтийский Дом», под девизом «Другой театр», поставил спектакль «Эдип-царь» (см. приложение №9,10). «Эдип-царь» - дебют молодого режиссера Андрея Прикотенко. Здесь все предельно осовременено. Трагедия Софокла излагается средствами клоунады в сочетании с пластикой, выдержанной в греческом стиле, это исполняют три молодых актера. На сцене мы видим, что декорации и костюмы изготовлены из плетеных сеток. Для этого спектакля характерна изящная эротика и зонги. Актеры фривольно разыгрывают комикс об Эдипе в современно-рэповой стилистике, соединяя длинным «фаллосом» животы «Эдипа» и «Иокасты» (см. приложении №11) . Они играют этой деталью на разные лады, впечатление такое, как будто смешалась улица, на которой во время Дионисиев происходили игрища шествия, и орхестра, где в те же дни шли драматические представления. Античная трагедия не знала «низа». Сегодняшний театр не знает трагического «верха». Он знает «улицу». Античная трагедия возвышала человека над его собственной плотью, карая запретами и облегчая душу катарсисом. Мир Софоклова «Эдипа», кроме всего прочего, основывается на двух запретах: убийство отца и инцест. Христианское сознание еще более расширило природу этих запретов, начертав через заповеди «Чти отца и мать своих», а в ранг смертных грехов

 
1 Театральная жизнь 11 декабря 1992.

2 Петербургский театральный журнал №27 2002.

20 

возводя всякое убийство. А. Прикотенко минует все истинно трагические вопросы, устраивая из «Эдипа-царя» красивые, замысловатые, иронические, ритмически выверенные «Дионисии» - игры1. Фаллический культ борется на территории этого «Царя-Эдипа» с роком, человек не хочет трагедии, он радуется ошибкам богов, надеясь, что права жизни окажутся сильнее прав неба.

  При работе над пьесой создатели спектакля  не удовлетворились одним переводом  и сделали по существу самостоятельный текст. Строфы Софокла произносятся то с подобающей торжественностью, то распеваются словно рэп. Все это соединяется музыкой или греческим фольклором - песнями пастухов и виноградарей.

  Таким образом, столичные театры, уходят от античного первоисточника еще дальше, чем периферия. Слишком много появляется клоунады, сарказма и «гламурности». В этих спектаклях сделан больший акцент на сценографии: оформление спектаклей яркое, роскошное. Высокие античные идеалы: божественность, гражданственность, взаимоотношения родителей и детей -уходят на задний план. Высокая античная трагедия оборачивается игрой, развлекательностью, забавой для зрителя. Античная трагедия в данных постановках утрачивает свой смысл.

 Таким образом, античные темы интересуют театральную  общественность как в провинции, так и в столице. К античности охотно обращаются. Но провинция к драматическому материалу относится более консервативно, во многом сохраняя высокий стиль, дух античных трагедий.

 
§ 2 Репрезентация античности в современном театре 2000-2008 гг.

 
Рассмотрим 2000-е годы.

Так, в настоящее  время на сценах российских театров, идут античные темы:

1 Театр №2 2002.

21 

в Иркутском  академическом драматическом театре им. Охлопкова - «Эдип-царь» Софокл (2001 г.) ; в театре на Литейном (г. Санкт-Петербург) -«Антигона» Софокл (2004 г.) ; в театре им. Моссовета (г. Москва) «Бог» Вуди Аллена (2004 г.) ; в Мурманском областном драматическом театре «Театр Нерона и Сенеки» Э. Радзинский (2004 г.)4; в Школе драматического искусства (г. Москва) «Песнь двадцать третья» Гомер из «Илиады» (2005 г.)5; в МХТ (г. Москва) «Царь-Эдип» Софокл (2006 г.)6; в Александрийском театре «Эдип царь» Софокл (г. Санкт-Петербург, 2007 г.) .

    Будем следовать той же логике, как и  в первом параграфе. Проанализируем, как преподносится античная трагедия в периферийных театрах и в столичных в сегодняшнее время. В провинциальных театрах идут спектакли, а именно:

  «Эдип-царь»  Софокл (Иркутский академический  драматический театр им. Охлопкова), «Театр Нерона и Сенеки» Э. Радзинский (Мурманский областной драматический театр). В столичных театрах - «Антигона» Софокла (театр на Литейном г. Санкт-Петербург), «Бог» Вуди Аллена (театр им. Моссовета г. Москва), «Песнь двадцать третья» из «Илиады» (Школа драматического искусства г. Москва), «Царь Эдип» Софокла (МХТ г. Москва), «Эдип-царь» Софокла (Александрийский театр г. Санкт-Петербург).

Премьера   спектакля   «Эдип-царь»   Иркутского   академического   театра

            о

состоялась  в 2001 году (см. приложение №12,13,14). Во внешнем  оформлении, чистое, простое, белое пространство с некоторыми абстрактными «геометрическими» деталями (кубами, призмами или шарами).

 
 
1 Петербургский театральный журнал №27 2002.

2 Петербургский театральный журнал №1 2005.

3 Красота №7-8 2004.

4 Страстной бульвар № 7 2004.

5 Театр №12006.

6 Страстной бульвар №9 2008.

7 Страстной бульвар №5 2007.

8 Петербургский театральный журнал №27 2002.

22

В этом пространстве ритмически точно, сообразуясь  с геометрией декораций, медленно двигаются фигуры в черных, будто монашеских, одеждах. Минимум эффектов. Белое пространство становится красно-черным в сцене гибели Иокасты. Когда Эдип выкалывает себе глаза, падает черное полотнище. Белое, красное, черное .

   Образная  система скупа, но каждый визуальный образ строго соразмерен смыслу. Интрига  пьесы содержится не в абстрактных многословных монологах, обращенных к небесам, а представляет собой почти детектив. Идейное наполнение сценического представления - история о поиске истины теми, кто изначально слеп и истины не знает (финальное ослепление Эдипа -лишь материализация того состояния, в котором он пребывал всю жизнь) . В том, что истину ищут слепые, и состоит истинный трагизм. Хору в спектакле отведена незначительная роль, который, в процессе представления перевоплощался в актеров. В представлении прямая линия драматического расследования, примат смысла, аскетизм формы, лаконизм, геометрия, культ слова.

  Спектакль «Театр времен Нерона и Сенеки» Э.Радзинского - сложное, неоднозначное действо, возвращающее зрителя к заре собственной жизни, к юношеским комплексам3. Нет ничего страшнее, когда неограниченная власть попадает в руки человека недостойного или слабого. Вседозволенность всегда, во все времена вела к преступлению. Режиссера Султана Абдиева занимает именно исследование человека, поставившего самого себя в обстоятельства исключительные и невероятные. Неоднозначное музыкальное оформление спектакля. Космическая музыка прерывается современной популярной музыкой. Нерон являет собой средоточие всех человеческих мерзостей и в то же время вызывает острую жалость как провинившийся, но

Информация о работе Репрезентация античности в современном российском театре