Происхождение Аполлона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 18:23, реферат

Описание работы

Аполлон родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твердую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - Аполлона и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч. "являю"), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения Аполлона.

Файлы: 1 файл

Реферат по ИЗО.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Происхождение Аполлона.

Аполлон (A p o l l v n) · бог, сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нем мрачных и светлых сторон). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлона, что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа. Попытки древних авторов разгадать значение имени Аполлона не подлежат научному обсуждению, хотя для них и характерна тенденция соединить в одно нераздельное целое ряд функций Аполлона: стреловержца, губителя, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ Аполлона соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.

Аполлон родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твердую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - Аполлона и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч. "являю"), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения Аполлона. Аполлон рано возмужал и еще совсем юным убил змея Пифона или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф.  
 

Аполлон-губитель.

В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры. Получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне). Аполлон поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, киклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы. В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. Аполлон борется с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником.

Аполлон – целитель.

Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные; он врач или Пеон, Алексикакос ("Помощник"), защитник от зла и болезней, прекратившей чуму во время Пелопоннесской войны. В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлона - Феб - указывает на чистоту, блеск, прорицание. Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Диониса, хотя эти божества - антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - бог темного и слепого экстаза; но после 7 в. до н.э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе, сам Аполлон нередко почитался как Дионис, носил эпитет Диониса - плющ и Бакхий, участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).

Аполлону - прорицателю  приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии - в Кларосе, Дидимах, Колофоне, Кумах. Аполлон - пророк и оракул, мыслится даже "водителем  судьбы" - Мойрагетом. Он наделил  пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что ее пророчества не пользовались доверием у людей. Среди детей Аполлона также были прорицатели: Бранх, Сибилла, Мопс - сын Аполлона и прорицательницы Манто, Идмон - участник похода аргонавтов.

Независимый нрав храброго Бога.

Аполлон - пастух и охранитель стад. Он - основатель и  строитель городов, родоначальник  и покровитель племен, "отчий". Иногда эти функции Аполлона связаны  и мифами о служении Аполлона людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом сына. Так, у схолиаста к тексту Гомера сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и Аполлона против Зевса (по "Илиаде" вместо Аполлона в нем участвовала Афина), Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им условленной платы. Когда сын Аполлона, врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражен молнией Зевса, Аполлон перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.

Аполлон - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он покровитель певцов и музыкантов. 
 

Миф о любви Бога Аполлона и нимфы Дафны.

Неравнодушен  был Аполлон, как и его отец Зевс, к смертным девам и нимфам, и они обычно с радостью отвечали на его любовь, увеличивая на земле число героев. Среди возлюбленных Аполлона называли нимфу Кирену, родившую от него в Ливии, куда он ее переселил, полубога Аристея, охранителя посевов от засухи и града, покровителя пастухов, зачинателя пчеловодства, виноградарства, оливководства.

В отличие от Зевса, приходилось вечно юному богу знать и поражения. Так, отвергла его любовь дочь троянского царя Кассандра, но особенные страдания принесла ему любовь к нимфе Дафне.

Как бог музыки и поэзии Аполлон считался владыкой Парнаса, где он ведал играми муз. Его оракулы имели стихотворную форму. Он считался вдохновителем поэтов, так же как Дионис. Но вдохновение, посылаемое Аполлоном, было иным, чем у Диониса. В нем дышали гармония и разум, а не неистовство хмеля.  

Казалось, нет  на свете такой силы, которая могла бы посеять раздор между богом Апполоном и сыном царя Спарты, Гиацинтом. Апполон любил Гиацинта как брата и все считали их неразлучными. Сын Зевса был поклонником прекрасного, и каждое утро восходил на вершину горы, чтобы приветствовать солнце, которое, отдохнув после долгого пути вокруг земли, вставало со своего морского ложа.

Апполона в  его прогулках неизменно сопровождал  Гиацинт. Проводив солнце в его странствие, юноши ходили осматривать стада, пасшиеся на росистых лугах, и счастлив был скотовод, чьи стада благословлял Апполон. Они шли мимо зреющих пажитей и нивы, по которым скользил взгляд Апполона, дарили щедрый урожай. После полудня Апполон и Гиацинт отдыхали в дубраве, слушая арфу Эола, а вечерами Апполон собирал поэтов, которые читали ему оды, воспевавшие красоту, дружбу, любовь.

– Мой божественный друг, я благодарен тебе за то, что  я самый счастливый человек на земле, – уверял каждый день Гиацинт  Апполона, и в словах этих не было ни тени лести или неискренности.

Однажды оба  красавца, – бог и человек, – долго оставались на берегу реки. Они купались, в камышах ловили голубых стрекоз, соревновались в метании диска. Их дружба была чудесна, и им было так хорошо друг с другом. Должно быть, они чересчур расшумелись, ибо из воды вынырнула нимфа и окликнула их:

– Эй вы, озорники, нельзя ли потише? Мой отец лег отдохнуть  после обеда.

Апполон, повернувшись к реке, опустил руку с диском занесенной для броска. И увидел красавицу не виданную даже среди  дочерей богов: белое как молоко лицо, зеленые, точно водяные травы, волосы, а груди – налитые спелые яблоки. От изумления он выпустил диск, и тот покатился в воду.

– Красавица, кто  ты такая? И кто твой отец? – спросил  Апполон.

– Мой отец –  речной бог, а я – его дочь Дафна, – гордо отвечала нимфа.

Даже боги способны влюбится с первого взгляда. Случилось это и с Апполоном. Ему казалось, что воздух раскалился, и только воды реки могут охладить тело. Не согласись дочь речного бога выйти к нему, он отказался бы от прекрасных утренних зорь, от поэзии, даже от дружбы Гиацинта, только бы разделить с Дафной свою судьбу и остаться с ней, хоть примаком в водяном царстве тестя.

– Дафна, прекраснейшая  из прекрасных, я – бог света  Апполон. Выйди ко мне и раздели  со мной мою любовь и царство, –  предложил Апполон нимфе.

Дафна тряхнула мокрой головой, и голова ее украсилась короной из сверкающих капель.

–Ты, рожденная  повелительница, даже прекрасная Елена  не может соперничать с тобой! – воскликнул в восторге Апполон, протянув Дафне руки.

– Ты горяч, как  твое солнце, – Нимфа опустилась в воду, только белое лицо ее покачивалось над потоком, словно водяная лилия.

– Дафна, если ты не выйдешь ко мне, я кинусь к тебе! – Воспылавший страстью Апполон  хотел броситься в реку.

– Постой, не баламуть воду, отец спит, разбудишь его раньше времени, он рассердится и поднимет на реке такие волны, что все лодки перевернутся, – остановила Дафна Апполона, решив остудить огненную страсть бога.

Подняв со дна  реки диск, она кинула его Апполону со словами: – Пускай нашу судьбу решают боги. Я полюблю того из вас, кто, метнув трижды диск, дальше кинет его.

Бедный Гиацинт! Он от души желал другу победы, но от волнения у Апполона дрожала рука и два первых броска оказались  неудачными, а Гиацинт, как ни поддавался другу, метнул оба раза дальше Апполона.

В третий раз  Гиацинту метать не пришлось. Разъяренный  Апполон замахнулся и метко прицелившись, швырнул диск ему в голову. Гиацинт  упал и уснул вечным сном. Когда  царские слуги унесли его бездыханное  тело, на траве осталась лужа крови. Дафна была потрясена. Благородный юноша погиб по ее вине. Она легкомысленно распалила в боге ревность, жертвой которой стал человек. К ночи, когда над кипарисами поднялся круглый месяц, из реки вышли Дафна и ее подружки. Нимфы со свечами в руках двинулись к месту несчастья, проводить в вечность душу Гиацинта. От лучей месяца они зажгли белые, красные, голубые, розовые и желтые свечи и воткнули их в землю, увлажненную кровью Гиацинта. Вдруг из ближней рощи показалась огненная фигура, еще издали обжигающая жаром.

– Бежим, нимфы, это Апполон! – закричала Дафна и кинулась бежать.

Бедная дочь реки, боги отомстили ей, они помутили ее рассудок и указали ей неверное направление: не к реке, а к открытому  полю. Горячий ветер, уже обжигал  ей ноги, страстное дыхание обдавало шею. Куда бежать от обезумевшего бога света? Отчаяшияся Дафна произнесла три слова, призвала богиню судьбы и попросила превратить ее в лавр. Желание Дафны мгновенно исполнилось и перед Апполоном вырос лавр. Боги, как и тираны, никогда не признают своей вины, даже, если становятся убийцами. Не овладев Дафной, Апполон продолжал ревновать ее к Гиацинту. Пришел на место гибели друга и взмахом руки погасил свечи. Апполон никогда больше тут не появлялся и уже не знал поэтому, что свечи эти расцвели как цветы и испускают запах резкий, как предсмертный крик юности о несбывшемся счастье».

Мое отношение к Аполлону.

Это безумно  красивый и трогательный миф, характеризующий  Аполлона, как эгоиста и себялюба, не знающего поражений и отказов.  Мое отношение к этому мифическому  Богу складывается не из его биографии, а из мифа о его любви к Дафне, и, к сожалению, негативное. Он представляется мне тираном, и довольно пафосным Богом, живущего по своим жизненным принципам и законам. Выражаясь современным языком, такого Бога можно назавать «нарциссом».

Упоминание об Аполлоне было в довольно известном  сериале начала 2000-х годов –  «Зена королева воинов». 
 
 
 
 

Используемая  литература и сайты:

Информация о работе Происхождение Аполлона