Эпоха Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:47, реферат

Описание работы

В Нидерландах, как и в других странах, зарождение ренессансного мировосприятия было теснейшим образом связано с ростом городов, развитием производства и торговли. В Нидерландах, входивших до 1477 г. в состав Бургундского герцогства, а затем в империю Габсбургов, эти процессы приняли весьма активные черты. Хозяйственные успехи страны способствовали быстрому становлению бюргерского сознания.

Файлы: 1 файл

реферат почти готовый.docx

— 61.23 Кб (Скачать файл)

Этот  причудливый мир предстает перед  нами в триптихе, известном под  названием «Сад земных наслаждений» (1490-е годы). Реальные и фантастические звери,птицы, рыбы, растения, адские создания включаются в безумную греховную суету людей в центральном панно триптиха и поглощают их в зловещей картине ада. Образы Босха потрясают своим всеобъемлющим космическим характером, глубиной, силой и искренностью трагического мироощущения художника. Свои размышления о мире и человеке Босх воплотил и в одной из поздних картин — «Блудный сын» (1510-е годы). В основе ее сюжета — библейская притча о молодом человеке, который покинул благополучный отчий дом в поисках богатства, счастья и легкой жизни, а вернулся к слепому отцу бедным смиренным странником, претерпев многочисленные лишения и страдания. Босх уподобляет картину круглому зеркалу, в котором отражаются человек и то, что его окружает. В центре, на переднем плане, изображен одинокий нищий странник с котомкой и посохом. На него издали лает маленькая злобная собачонка. В глубине стоит ветхий дом, где у окна сидит безобразная старуха, в дверях солдат обнимает женщину, возле дома едят из корыта свиньи. А за калиткой, куда ведет дорога, простирается печальный и унылый осенний пейзаж. Замкнутая форма круга, в котором как бы распластывается высокая согнувшаяся фигура странника, кажется, останавливает его движение и сообщает оттенок безысходности печальным размышлениям художника. В основе нидерландского искусства XV века лежала сложная система взглядов на мир и человека, в которой философское и эстетическое осмысление действительности тесно переплеталось с религиозным. Творчество Босха, воспринимавшего мир как царство зла,—свидетельство кризиса этой системы, который был порожден острыми социальными противоречиями эпохи. И только в середине XVI века гениальный живописец Питер Брейгель Старший наполнил новым жизненным содержанием художественную концепцию нидерландского Возрождения.

В XVI веке в жизни страны происходят чрезвычайно  важные перемены. С открытием морского пути в Индию международная торговля перемещается в бассейн Атлантического океана, что способствует необычайно быстрому расцвету Нидерландов. В то же время эти богатые северные провинции становятся частью империи  Габсбургов и на долгие годы попадают под испанское владычество. Власть феодально-католической Испании над  страной с быстро развивавшимися новыми буржуазными отношениями  вызвала в Нидерландах резкую оппозицию. Борьба против феодализма была связана с борьбой против испанского владычества. Она породила мощный демократический  подъем, который в конце XVI века вылился  в Нидерландскую революцию-—первую победившую буржуазную революцию, которая привела к образованию республики Голландии.

События времени не могли не сказаться  в духовной культуре страны и ее искусстве. Потребность в создании общенационального искусства, более  непосредственно связанного с жизнью страны, ее интересами и идеалами, все  глубже ощущается мастерами этой эпохи. Одни художники обращаются к  опыту итальянского ренессансного  искусства, другие сосредоточивают  внимание на воплощении бытовых образов. Широкое распространение гуманистических  идей и знакомство с искусством Италии привели к созданию чисто светской культуры, свободной от средневековых  пережитков. Но среди всех нидерландских  живописцев XVI века ни один не Достиг такой жизненной полноты и глубокой содержательности в конкретном отражении действительности, такой непосредственной связи с общественной борьбой, как Брейгель.

итер Брейгель Старший, по прозвищу Мужицкий, родился, как предполагают, между 1525—1530 годами в брабантской семье, на севере в Нидерландах. В юности он переехал в бо-и торговый город Антверпен, где учился у Кука ван Альста, одного из тех живописцев, которые считали необходимым усвоение итальянского искусства. В 1551 – 1552 годах Брейгель совершил путешествие в Италию. Наиболее глубокий след в сознании молодого художника оставила природа, открывшаяся его взору во время путешествия. Пейзажные рисунки Брейгеля свидетельствуют о силе и самобытности его дарования и своеобразии взгляда на мир. Художника вдохновляет ощущение независимого от человека величия и необозримого многообразия природы. Вернувшись из Италии, Брейгель ищет свой путь в искусстве, стремится определить темы и образы, в которых он может выразить свое понимание окружающей его действительности. В этом большое воздействие на него оказало искусство Босха.

В ряде своих произведений Брейгель обращается к национальной тематике, к образам  народной культуры. В картине «Битва Карнавала и Поста» (1559) запечатлен веселый праздник на площади нидерландского города. Верхом на бочке, украшенной окороком, сидит толстяк — Карнавал с  вертелом в руке, сопровождаемый ряжеными. Напротив него — Пост, тощая старуха  с пчелиным ульем на голове, которая  держит розги и двух рыб на лопате. А вокруг них все чем-нибудь заняты — пекут блины, продают рыбу, запускают  волчки, молятся, просят милостыню, играют в кости, устраивают шествия, пляшут. Каждая фигурка занимательна в своем  действии, но лица людей гротескно-уродливы и бессмысленны. Вся эта многообразная деятельность производит впечатление бесцельной суеты человеческой жизни, лишенной возвышенного начала. И не случайно плотно стоящий ряд домов и сама композиция картины с ее низким срезом скрывают от глаз зрителя и пейзаж и небо.

От мира величавой природы Брейгель переходит  к зрелищу обыденной человеческой жизни и замечает не отдельного человека, а связанную в единое целое  неутомимую и деятельную людскую  массу. Художник стремится найти  объективное место человека в  мире, определить верное соотношение  человеческой жизни с природой, красота  и значительность которой для  него не составляют сомнений. И Брейгель находит это соотношение, когда  создает свой замечательный цикл картин, посвященный временам года.

Одна  из них известна под названием  «Жатва» (1565). Изображен жаркий летний полдень. Солнце стоит прямо над  головой. В знойном мареве нестерпимым  блеском золотятся спелые хлеба, лиловая дымка окутала дали, и  море кажется неподвижным. На фоне безоблачного неба, белесого от сияющих лучей, не шелохнутся ветви дикой яблони, в  тени которой, среди еще не убранного  поля, расположились отдохнуть теплой земле. Поодаль мужчина и женщина  вяжут снопы. Крестьянин, уставший от работы и зноя, медленно идет с большим  кувшином, а двое других еще косят свою полосу, и из потревоженных хлебов вспархивают перепелки. Художник создает живой поэтический и содержательный образ природы, совершенно земной и национальный, неразрывно связанный с трудом простых людей его родной страны. С большой наблюдательностью и мягким юмором он подмечает характерные грубоватые движения и выражения лиц крестьян. Никто до Брейгеля не чувствовал так глубоко и верно жизнь природы в разные времена года. Его картина «Охотники на снегу» (1565) изображает зимний пейзаж. Сырые снеговые тучи заволокли небо. Снег покрыл землю, и на фоне его сияющей белизны четкими темными силуэтами вырисовываются фигуры людей и стволы деревьев. На вершине холма, тяжело ступая в глубоком рыхлом снегу, трое мужчин возвращаются с охоты. Их сопровождает свора собак. Слева, у деревенской харчевни, хозяин с хозяйкой жгут солому, чтобы опалить свинью, и тут же маленькая девочка с любопытством следит за работой взрослых. По склону холма расположены дома, а с его вершины открывается далекий вид на заснеженную равнину. На некотором расстоянии одна от другой расположены деревни с высокими шпилями церквей. Тут и там видны фигурки людей, занятых своими делами. На голых ветвях деревьев сидят вороны, и, кажется, в морозном застывшем воздухе и зимней тишине слышен шорох крыльев пролетающей сороки.

Пейзаж  привлекает ощущением тепла и  уюта человеческого жилья. Для художника  естественная жизнь простых людей, их трудовая деятельность обретают смысл  и значительность в слиянии с  природой, могучим стихиям которой  подчиняется человек. Пейзажи Брейгеля не являются изображением какой-то определенной местности. Это величавые панорамы холмов и долин, рек и гор, навеянные  впечатлениями от созерцания родной страны. Их пространство обладает своими ритмами и своими расстояниями. Они  сохраняют ощущение грандиозности  и красоты мироздания, обладают поистине героическим звучанием. При этом образ мира в картинах Брейгеля впервые  получает ясно выраженный национальный и социальный характер.

Некоторые произведения художника являются непосредственным откликом на события современности. Свойственное им иносказание «получает конкретный обличительный характер.

Картина «Вифлеемское избиение младенцев» (1566) имеет в основе евангельскую легенду о том, как царь Ирод, стремясь убить младенца Христа, приказал умертвить в городе Вифлееме всех детей до трехлетнего возраста. Но под видом религиозного сюжета Брейгель изображает испанский карательный отряд в нидерландской деревне. Сцена, происходящая на заснеженной улице между двух рядов невысоких домов, поражает своей трагической достоверностью. Картина проникнута глубоко личным и горьким чувством художника. Новый образ человека, открытый Брейгелем, получил наиболее определенное воплощение в картине «Крестьянский танец» (около 1567). Художник изобразил сцену праздника на деревенской улице, перед харчевней. На скамье, возле грубого деревянного стола крестьянин в белой рубахе играет на волынке. Около него танцуют две маленькие девочки, а рядом сидит захмелевший молодой парень с большой кружкой в руках. На улице самозабвенно пляшут пары. На первом плане — средних лет крестьянин с женой. Они особенно привлекают ощущением большой жизненной силы, ярко выраженной характерностью и определенностью типажа. Но, как и в предшествующих картинах Брейгеля, всей полнотой образного смысла обладают не отдельные фигуры, а их совокупность. Это существующая в едином жизненном ритме народная масса, полная энергии и могучих сил. В обращении художника к жизни народа, несомненно, сказался общественный подъем того времени. Глухое недовольство народных низов, расправы испанцев в нидерландских деревнях, наконец, большое народное восстание в 1566 году не могли пройти мимо сознания современников, а тем более такого чуткого к жизни художника, как Брейгель. Он ощутил народ как реальную силу. Искусство Брейгеля развивалось в тесной связи с событиями, подготовившими нидерландскую революцию. Художник не увидел ее результатов. В последние годы жизни он стал свидетелем спада революционной волны, кровавого террора герцога Альбы, растерянности и апатии измученного народа. В творчестве Брейгеля это сказалось в появлении произведений, проникнутых мрачными раздумьями о смысле человеческого существования. «Слепые» (1568)—самая трагическая картина художника, написанная им за год до смерти. Ее сюжет восходит к назидательному тексту евангелия: «Может ли слепой водить слепого, не оба ли они упадут в яму?» Воплощению этой мысли художник сообщает достоверность бытового эпизода. На окраине деревни с покатого холма осторожно спускаются слепые, держась друг за друга. Шедший впереди оступился и злобно ворча, обращает в сторону зрителя лицо с пустыми глазницами. Другой, еще не вполне понимая, что произошло, не выпускает из рук посох и застыл в странной неустойчивой позе. Идущий за ним громко требует объяснения и с отчаянием вперяет в пространство свой невидящий взор. Следующий слепой забеспокоился, судорожно теребит его плечо, а последний в этой цепи все еще осторожно ступает с бессмысленной улыбкой на лице.

Образы  слепых, утрированные до степени гротеска, поражают своей характерностью, силой  беспощадного реалистического обобщения. Картина глубоко потрясает и  захватывает зрителя не только изображением человеческого страдания и убожества, но и теми сложными мыслями, чувствами  и ассоциациями, которые она вызывает.

Колорит картины отличается тонкостью и  изысканностью и вместе- с тем  вызывает щемящее, граничащее с отчаянием  чувство. Помещенные на переднем плане  фигуры слепых сопоставлены с безлюдным  осенним пейзажем. Уже побурела трава, и серые тучи отражаются в воде. Сырой воздух смягчает цвета и  очертания предметов. Взгляд останавливается

на фигуре слепого, обращенного лицом к  зрителю. В его костюме голубовато-серые  и серовато-сиреневые тона сочетаются с белыми. В разных оттенках эти  сочетания повторяются и в  одеждах других слепых. Почти монохромная  лиловато-си-зая цветовая гамма как бы растворяет их в осеннем тумане. Красота природы приобретает особую реальность, и трагедия людей ничего не меняет в ней. Образы слепых обретают глубоко философский смысл, они становятся олицетворением слепоты человечества, бредущего в потемках и не ведающего своего пути.

Творчество  Брейгеля, впитавшее лучшие достижения нидерландской живописи предшествующей эпохи, было непревзойденной вершиной нидерландского Возрождения. Созданный  художником целостный образ мира, в котором бытие людей естественно  слито с жизнью природы, наделен  характерными чертами родной страны Брейгеля. Искусство великого живописца  обогатило реалистический метод, разработанный мастерами Возрождения, новыми открытиями и определило пути дальнейшего развития национальной художественной культуры его страны.

Ганс  Мемлинг 1433/1435, Зелигенштадт — 11 августа 1494, Брюгге) — крупнейший фламандский живописец второй половины XV века. Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг в религиозных картинах с тонко разработанными интерьерными и пейзажными фонами испытал влияние итальянской живописи Возрождения. Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где имеется музей его имени. Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении. Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм. Показывая низвержение грешников в Ад Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай. Из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая»[4]. Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке. «Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее).

Информация о работе Эпоха Возрождения