История развития искусства в начале XX века. Модерн в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2010 в 11:58, Не определен

Описание работы

Модерн сформировался на Западе прежде всего в бельгийской, южногерманской и австрийской архитектуре, он представлял собой явление, в общем, космополитическое. Однако русский модерн имеет некоторые отличия от западноевропейского. В сущности, он представляет собой смесь с историческими стилями неоренессанса, необарокко, неорококо и пр.

Файлы: 1 файл

Модерн.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

      Наиболее  символичны такие известные работы, как бронзовый памятник Александру III Трубецкого, где тяжело сидящий на грузном коне всадник символизирует Россию покоя, устойчивости и силы, и символичный бюст Андрея Белого, столь любимый русскими символистами.

      Мотив волны, который часто использовался в живописи и графике, можно найти и в скульптурах Анны Голубкиной.

      Особенно  популярным в то время в скульптуре был мотив развевающегося платья. Закручивающаяся линия волны, равно как и серпантинная линия движущейся во время танца драпировки, легли в основу многочисленных вариантов орнамента в скульптуре и архитектуре.

      Особенно  характерно модерн проявился в творчестве скульптора Матвеева. Его творчеству характерна строгая архитектоника, лаконизм устойчивых обобщенных форм, состояние просветленности, покоя, гармонии. Эти черты прямо противопоставляют творчество Матвеева скульптурному импрессионизму.

      В работах мастера есть музыкальность  пластических форм, огромный художественный вкус и поэтичность.

Модерн  в архитектуре

 

      В последнем десятилетии XIX столетия архитекторам стало ясно, что в использовании исторических стилей прошлого архитектура зашла в некий тупик, нужна была уже, по словам исследователей, не «аранжировка» исторических стилей, а творческое осмысление того нового, что накапливалось в среде стремительно растущего капиталистического города. И после долгого господства эклектики и стилизации «под старину» модерн вновь повернул архитектуру в направлении поступательного развития, к поиску новых форм.

      Совершенно  новых подходов к архитектуре требовало строительство сооружений, необходимость в которых возникла в связи с развитием промышленности. Возникают новые типы зданий: фабрики и заводы, вокзалы, магазины, банки, с появлением кинематографа – кинотеатры. Это рождало новые объемно-планировочные решения, произошло решительное преобразование облика городской застройки. Переворот произвели также новые строительные материалы: железобетон и металлические конструкции, которые позволили перекрывать гигантские пространства, делать огромные витрины, создавать причудливый узор из переплетов.

      Важным  явлением в архитектуре II половины XIX в. было появление так называемых доходных домов, то есть многоквартирных, как правило многоэтажных жилых  построек, предназначенных для сдачи  квартир в наем. Их целевое назначение вынуждало использовать новые приемы в композиции зданий.

      Различают два этапа развития модерна в архитектуре: ранний – декоративный и более поздний – рациональный. Сами названия раскрывают их сущность. В первом случае это поиск новой орнаментации, сначала причудливо-декоративной, а затем обусловленной конструктивной формой. Во втором случае – применение в строительстве каркаса здания, поиски наиболее эффективного использования материалов и конструкций. Здесь использование орнамента не обязательно.

      Для архитектуры эпохи модерна характерно соединение всех видов изобразительного искусства для создания ансамбля, законченной эстетической среды, в которой все, начиная от общих очертаний здания, заканчивая рисунком решетки ограды и мебелью, должно быть подчинено одному стилю. Модерн в архитектуре и декоративном искусстве проявился в специфической текучести форм, любви к орнаменту, пастельной сдержанности колорита.

      Главное отличие новой архитектуры - динамичность, подвижность, живая пластика лучших зданий модерна. Доходный дом, особняк, общественное здание времени модерна индивидуальны, в них ясно отражается личность строителя - как в общем облике, так и в деталях отделки, в особенностях планировочного решения, даже в рисунке балкон ной решетки или дверной ручки. Стремление к синтетическому, более образному искусству приводит к формированию типа художника-универсала. Зодчие периода модерна успешно работали в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве.

      Одной из сильных сторон архитектуры этого времени были разнообразнейшие и чрезвычайно интересные функционально обоснованные планировочные решения, в свою очередь влиявшие на формирование внешнего облика зданий. Это так называемое проектирование «изнутри» (то есть от плана здания), которое стало важнейшим принципом проектирования в эпоху модерна.

     Модерн  избегает геометрически четких форм, прямых линий и углов, строгого вертикализма поверхностей. Легкая кривизна всех линий  помогает вдохнуть "жизнь" в объемы, поверхности и детали сооружений, лишая их сухости. Этим же объясняется любовь модерна к бесчисленным вариантам скользящих, извивающихся, волно-змееобразных, подвижных линий, к "пульсирующим", напряженным, стремительным или расслабленным "неустойчивым", сужающимся или, наоборот, словно растекающимся книзу формам, скругленным или срезанным углам, трапециевидным мотивам. Проекты зданий модерна как будто набросаны от руки. Поверхностям придана сознательно подчеркнутая плавность, легкая неправильность. Здания модерна лишены статики и застылости, их композиция и форма подвижны, они как бы пребывают в непрестанном становлении.

     Модерн  предпочитает четкие, лаконичные формы, крупные пятна, ясные линии. Так, например, вход в особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке отмечен единственным декоративным цветным пятном на фасаде – вкомпонованной в портал мозаикой со стилизованным лиловым ирисом на золотом фоне – излюбленным мотивом стиля модерн, предвосхищающим появление через несколько лет знаменитого фриза из ирисов в особняке Рябушинского. Или, например, декоративная мозаика над входом - единственное красочное пятно на фасаде особняка Кекушева в Глазовском переулке.

     Рисунок орнаментального узора или архитектурной формы всегда легко обозрим. Но это не ясность классической формы, замкнутой, уравновешенной, геометрически правильной. Формы модерна вытекают или вырастают одна из другой, где кончается одна и начинается другая - определить почти невозможно, каждая одновременно завершение и начало следующей. Очень характерный пример – знаменитая «застывшая волна» лестницы особняка С. Рябушинского, напоминающая скульптуру. Ее форма вызывает в воображении фантастическое чудовище, она изобразительна и абстрактна в одно и то же время. Невозможно сказать, где кончается конструкция и начинается декор, где плоскость стены переходит в рельеф, а рельеф – в скульптуру, витраж – в оконный переплет, а светильник – в перила лестницы. Орнаментально трактованная конструкция плавно перетекает в конструктивно трактованный орнамент; плоскость – в объем, а объем – в пространство.

     В эпоху модерна архитекторы впервые  начинают обращаться к совершенно новым  материалам и конструкциям – в  частности, выполненным из железобетона. Однако техника как таковая - материалы и конструкции - не является в модерне стилеобразующим фактором. Она ценится в первую очередь как средство, предоставляющее богатейшие возможности воплощения новых художественных идеалов.

     Модерн  начинает с того, что делает видимой структуру здания, обнажает в интерьере металлический каркас (торговый дом Аршинова в Москве в Старопанском переулке, 1896, арх. Ф.О.Шехтель), убирает с поверхности фасада декор, чем передает уникальную выразительность фактурных сопоставлений разных материалов.

     Это также лишний раз утверждает тезис  о взаимосвязи в модерне "полезного  и прекрасного". Архитекторы охотно подчеркивают особенности внутренней структуры, акцентируя живописность сочетания  объемов, асимметрию расположения балконов и крылец в особняках, сплошное остекление лестничных клеток в многоэтажных жилых доходных домах, каркасность торговых, банковских, промышленных зданий.

     Новые материалы, используемые смело, откровенно, оказались наиболее подходящим средством  для воплощения идеалов модерна. Легкая, прозрачная конструкция из металла - антипод кирпичной. Функции собственно конструктивные, рабочие переходят к тонкой решетке внутреннего каркаса. Появляется возможность сделать стену не просто ограждением от внешнего пространства, но тонкой, прозрачной, легкой оболочкой здания, ввести в постройки огромные остекленные поверхности окон и потолков; железные фермы позволили устраивать громадные зальные пространства, перекрытые сквозной купольно-арочной конструкцией.

     Отказываясь от имитации массивной каменной конструкции, архитекторы пытаются извлечь из новой конструкции новые эффекты, давая почувствовать невесомость, каркасность, просторность, вносимую ею в организацию внутреннего пространства. Строгая сетка вертикальных и горизонтальных членений при некотором акценте на вертикальных, проходящих через всю высоту фасада, огромные лежачие окна от одного вертикального простенка до другого и от одной междуэтажной тяги до другой - композиция, впервые получившая художественную законченность в постройках Ф.О.Шехтеля, представляет собой осмысление выразительных возможностей комбинированной металло-кирпичной и кирпично-железобетонной структуры, в которой столбы наружных стен делались из кирпича, а внутренние столбы и колонны - из металла или железобетона. Композиция торговых и банковских зданий позднего модерна переосмысляет совокупность черт каркасной конструкции - ее сетчатость, решетчатость, легкость и прозрачность. Русский модерн внес большой вклад в развитие этой схемы, ассоциировавшейся недавно лишь с постройками так называемой Чикагской школы в США. Основная заслуга в этом принадлежит зодчим Москвы.

     Модерн  обращает особе внимание на функциональные элементы - на ритм, расположение, чередование, форму, фактуру проемов и простенков, выражающих во внешнем облике сооружения особенности его конструкции и внутренней организации. Анализ любого из средств или приемов модерна вновь и вновь влечет за собой констатацию факта, что употребление их - результат воплощения в жизнь главного формообразующего отношения — "преобразования полезного в изящное".

     Железные  детали и конструкции используются модерном, как и всякий другой материал, функционально и декоративно сразу. Оказалось, что железо обладает богатейшей гаммой декоративных качеств - ковкостью, извилистостью, легкостью, прозрачностью, что соединение железного каркаса со стеклом таит неисчерпаемые художественные эффекты. Своеобразной инертности каменной конструкции противопоставляется напряженность динамического равновесия железного каркаса. Намечается переход от архитектуры объемов и поверхностей, отличающих каменное зодчество, к архитектуре линий. С этой тенденцией соседствует также тенденция к скульптурности, материальности, имеющая в основе стилизацию качеств еще одного нового материала - бетона и железобетона, его вязкости, аморфности, пластичности. Обе эти тенденции представлены в архитектуре образца раннего модерна - особняке Рябушинского Ф. О.Шехтеля (1900 г.).

     Из  органического единства полезного  и прекрасного в модерне следует  художественная трактовка не только конструктивно-утилитарных форм, но и отделочных материалов. Их фактура и цвет превращаются в одно из важнейших, самостоятельных средств архитектурной выразительности. Здесь вновь отчетливо обнаруживается отличие модерна от эклектики, более того - от архитектуры нового времени в целом, где фактурная выразительность материала не играла активной роли, а цвет использовался как вспомогательное средство для выделения главного элемента композиции - иллюзорно-тектонического или изобразительного декора. В модерне же назначение цвета сугубо практическое - выявить, акцентировать архитектурную форму - стилеобразующую основу композиции.

     Модерн  как бы открывает заново выразительные  возможности традиционных материалов, а также вводит в обиход новые. Он использует контрасты фактурных сопоставлений различно обработанных поверхностей одного и того же материала (разные виды фактурной штукатурки, различная обработка естественного камня) и сопоставление фактуры различных материалов (естественный камень, глазурованный кирпич и штукатурка, естественный камень и штукатурка, естественный камень и глазурованный или облицовочный кирпич). В гамму фактурных сопоставлений входят стекло, майолика, изразцы, витражи. Богатый блеск и благородная поверхность зеркального стекла, переливы дутого, фактурного стекла таили возможности создания многообразных эффектов, особенно в соединении с грубой рваной поверхностью штукатурки набрызгом, лещатки, камня "под шубу", холодным блеском глазурованного кирпича, блестящей гладкой поверхностью полированного камня и матовой поверхностью камневидной или обычной штукатурки, аморфной мягкостью бетона, полированного или лакированного дерева в интерьере. Ассортимент облицовочных и отделочных материалов достойно дополняет металл - кронштейны карнизов, решетки оград балконов, козырьки над подъездами, перила лестничных клеток, дверные ручки - бронзовые, стальные, железные - металлическим блеском своих поверхностей и красотой форм оттеняют, вторят фактурно-цветовой гамме материалов и ритмике форм.

     Чрезвычайно обогащается цветовая гамма модерна. В постройках раннего модерна  тона светлеют; преобладают лиловато-серые, сине-лиловые, лилово-розовые, розовато-сиреневые, перламутровые, зеленовато-серые, оливковые, фисташковые, желтовато-белые, многочисленные оттенки серого. В позднем модерне совершается переход к ярким локальным тонам. Распространенным приемом, позволявшим острее почувствовать выразительность каждого материала, является сопоставление различных по фактуре, но близких или одинаковых по цвету материалов (разные виды штукатурки и кирпич), различных по цвету, но одинаковых по фактуре материалов (белый и цветной глазурованный кирпич), материалов, отличных друг от друга и по фактуре и по цвету (майолика и штукатурка; штукатурка, камень, майолика и кирпич). Как и форма деталей, граница, отмечающая использование различных материалов или окраску плоскости фасада в различный цвет, подчеркнуто декоративна, а с точки зрения привычных представлений о тектонике - произвольна.

Информация о работе История развития искусства в начале XX века. Модерн в России