Философия супрематизма Малевича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:39, реферат

Описание работы

На этой выставке была показана серия картин Малевича под общим названием «Супрематизм живописи». Название это многим тогда показалось произвольным, а между тем художник решил подкрепить свой новаторский творческий опыт теоретическим сопровождением. К выставке он выпустил брошюру «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», имевшую целью выразить идею композиций, рождённых в результате сочетания самых простых, различных по величине и цвету геометрических фигур - треугольников, полос, прямоугольников, кругов и т.

Файлы: 1 файл

Liza_Mozgunova_23-11_2.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Работы Питера Айзенмана, Ричарда Мейера, Рэма Кулхаса, Захи Хадид, Даниэля Либескинда – весьма элегантные упражнения с чисто геометрическими формами – можно в полной мере отнести к абстрактному формализму.

Примечательно высказывание одного из лидеров современной архитектуры, зодчего-философа – Кисё Курокавы: «Из современной архитектуры, как я полагаю, нам следует сохранить абстракцию. Она является общей чертой современной архитектуры, современного искусства и современной философии. В древности абстрактные геометрические формы, в частности пирамиды, конусы, квадраты и круги символизировали собой взгляд на вселенское, перешагивающее границы региональных культур». Связь с философией Малевича здесь, в общем-то, очевидна.

Картины, как скульптуры и книги, «прописаны» во времени и пространстве. Наверное, супрематизм Малевича вряд ли был возможен в XIX веке, когда еще сохранялись просвещенческие иллюзии о беспрерывном научно-техническом прогрессе, который обеспечит человечеству экономическое и социальное благополучие.  «Черный квадрат» стал детищем того времени, когда мир стал утрачивать веру в просвещенный разум и его способность управлять миропорядком. Он стал памятником драматическому поиску новых путей для человечества.

Однако в эпоху, когда в архитектуре, живописи, музыке, театре господствовал доморощенный ампир, были признаны идейно вредными и творчество Мейерхольда, и изыски обэриутов, и, башня Татлина, и, разумеется, картины Малевича. С той поры русский авангард, как уже упоминалось, прочно прописался на Западе. Там его изучают давно и успешно. Более того, в Европе русский авангард стал в полном смысле слова составной частью эстетического наследия континента. Кто-то из философов сказал, что историческое предназначение Россия, возможно, состоит в том, чтобы весь остальной мир учился на ее ошибках и безболезненно перенимал у нее то, чем она не сумела воспользоваться. Будучи успешно задушено на своей родине, русское авангардное искусство (и супрематизм, в частности) хорошо прижилось в прагматическом западном обществе, найдя себе довольно неожиданное применение. То, что в России было мечтой, революцией, бунтом и романтикой, на Западе стало снарядом для тренировки абстрактного мышления. Можно утверждать, что высокая степень абстрагирования, достигнутая в «Черном квадрате», и в самом деле раскрепостила мышление. И по сей день черно-белое полотно воплощает для человека возможность постижения непостигаемого, негатив той реальности, проявить который мы, может, никогда и не сумеем.

Абстрактное искусство открыло новые горизонты выражения духовного только с помощью цвета и абстрактных форм, уведя искусство от повседневной эмпирии, практицизма, утилитаризма, социальной ангажированности. Однако работа только с цветом и формой требует врожденного утонченного художественно-эстетического чувства, безошибочного вкуса и определенной открытости для духовного опыта, которыми обладали только единицы среди живописцев ХХ века. Это сугубо элитарное искусство, поэтому в почти бескрайнем море абстрактных полотен ХХ в. встречаются лишь единицы действительно выдающихся произведений, поднявшихся на уровень художественной классики. И супрематические полотна Малевича, безусловно, в их числе. Супрематизм, заявлявший стремление к нулю формы, беспредметности  одновременно стал  фундаментом  для создания новых форм в настоящем и будущем.

 

 

 

 

 

 

     

Малевич до супрематизма: «Цветочница», «Лесоруб» (1913)

   

Предпосылки формирования супрематимзма. Эскиз декораций к опере «Победа над солнцем» (1913); «Композиция с Моной Лизой»

 

«Чёрный квадрат»-манифест супрематизма , «Чёрный крест» и «Чёрный круг» (1915)

       

Следующие периоды супрематизма - красный и белый. «Красный квадрат. Женщина в двух измерениях» (1915), «Белое на белом (Белый квадрат)» (1917)

   

Супрематические композиции Казимира Малевича

   

«Архитектоны». Переход к космическому утилитаризму.

    

«Дух супрематизма» в работах «второго крестьянского периода» (20-30-е гг.)

 

Посуда Петроградского государственного фарфорового завода, разработанная участниками группы «Уновис» (1923)

  

Параллели творчества Малевича и других представителей абстракционизма. Композиции Пита Мондриана и Тео ван Дусбурга.

  

 

Влияние супрематизма на архитектуру.  Проекты Алвара Аалто, Питера Айзенмана, Шарля Ле Корбюзье. «Проект рабочего клуба» Лазаря Хидекеля.

 

Список использованной литературы и источников

Бычков В. В.  Эстетика. — М., Гардарики, 2002

Беляков А. А. Казимир Малевич. Революция в Квадрате – М., Интеррос, № 2, 2001

Ионина Н.А. Сто великих картин – М., Вече, 2002г

http://claw.ru

http://traditio-ru.org

http://gorod.tomsk.ru

http://design-history.ru

http://www.silverage.ru

http://www.chaskor.ru

http://www.art-katalog.com

http://www.art-katalog.com

http://www.d-c.spb.ru


Информация о работе Философия супрематизма Малевича