Правовой режим космического пространства и небесных тел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 16:34, Не определен

Описание работы

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме международно-правового режима космического пространства и небесных тел в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

      Для обозначения лиц, совершающих космические полеты и находящихся на борту космических объектов или на небесных телах, в соглашениях по международному космическому праву используются различные термины: “космонавты”, “экипаж”, “персонал”, “представители”, “лица на борту космического объекта”. Независимо от того, являются такие лица военными или гражданскими, управляют они космическим кораблем или выполняют научно-исследовательские функции, а также независимо от их гражданской принадлежности, все они с точки зрения международного космического права имеют одинаковый статус космонавтов.

      Впервые порядок международной регистрации  космических объектов был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи  ООН 1721 В (XV) от 20 декабря 1961 г. В соответствии с этой резолюцией государства, запускающие космические объекты, с 1962 года стали направлять в ООН на добровольной основе информацию о космических объектах, запущенных ими “на орбиту и дальше”. Таким образом, в число регистрируемых в ООН космических объектов не входят метеорологические и геофизические ракеты. Отдел по вопросам космического пространства Секретариата ООН заносит получаемые от государств сведения в специальный реестр, а копии этих сведений рассылаются всем государствам — членам ООН. Регистрация космических объектов в ООН носит характер централизованного учета космических объектов, запускаемых государствами и международными организациями, и обеспечивает, в случае необходимости, дополнительные средства идентификации таких объектов.

      С вступлением в силу Конвенции  о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 15 сентября 1976 г., национальная и международная регистрация космических объектов для участников этой конвенции приобрела обязательный характер.

      Конвенция4 исходит из того, что каждый космический объект может быть занесен в национальный регистр только одной страной. Исключается также множественная международная регистрация в ООН. В случаях, когда имеются два или более запускающих государств, они совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Например спутник “Магион”, разработанный и изготовленный в Чехословакии и выведенный на орбиту в 1978 году советской ракетой-носителем, был зарегистрирован в Чехословакии и от ее имени— в ООН.

      С регистрацией космического объекта  связаны определенные юридические последствия как для самого космического объекта, так и для его экипажа. В ст. VIII Договора по космосу сказано, что “государство— участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле”. Государство сохраняет свои суверенные права в отношении своих космических объектов и их экипажей во время их пребывания в космическом пространстве и на небесных телах.

      Договор по космосу устанавливает также, что права собственности на космические  объекты “остаются незатронутыми” как во время их нахождения в космическом  пространстве, так и после их возвращения  на Землю. Иными словами, космические объекты и их составные части во время пребывания в космосе и после их возвращения на Землю принадлежат тем же государствам, юридическим или физическим лицам, которым они принадлежали до полета.

      В ст. VIII Договора по космосу говорится не об осуществлении юрисдикции и контроля, а об их “сохранении” за государством регистрации космического объекта. Это не означает, что носителем прав юрисдикции и контроля над космическим объектом и его экипажем до полета, во время полета и после его завершения обязательно должно быть одно и то же государство. Обычно в качестве государства регистрации выступает то государство, где был создан и запущен космический объект и гражданами которого являются находящиеся на нем космонавты. Данное общее правило не исключает случаев, когда до полета и после его завершения космические объекты и их экипажи могут находиться под юрисдикцией и контролем иных государств, чем государство регистрации. Таков, в частности, случай, когда полет совершает международный экипаж, членами которого являются граждане разных стран. В этом случае во время нахождения в космическом пространстве на всех членов международного экипажа, независимо от их гражданской принадлежности, распространяются юрисдикция и контроль государства регистрации, хотя до совершения космического полета и после его окончания члены такого экипажа в силу принципов территориальности и гражданства находятся под юрисдикцией и контролем различных государств.

      Распространение юрисдикции государства регистрации  на “любой экипаж” космического объекта означает исключительную компетенцию государства, в котором зарегистрирован космический объект, в отношении как своих, так и иностранных граждан, входящих в состав международного экипажа. Государства, граждане которых участвуют в совместном космическом полете, могут договориться об ином порядке осуществления юрисдикции в отношении своих граждан. Однако при отсутствии такой специальной договоренности вся полнота власти по поддержанию правопорядка на борту космического объекта принадлежит государству регистрации.

      Другой  важный вывод, вытекающий из ст. VIII Договора по космосу, заключается в том, что  юрисдикция и контроль государства  регистрации в отношении экипажа  не ограничиваются только рамками самого космического объекта. Поскольку в тексте статьи говорится о юрисдикции и контроле над экипажем космического объекта, юрисдикция и контроль государства регистрации распространяются на членов экипажа не только во время их пребывания на борту космического объекта, но и при их выходе в открытый космос, нахождении на небесном теле за пределами своего корабля или станции.

      Можно предположить, что в будущем рассматриваемое  положение ст. VIII Договора по космосу  потребует уточнения. Еще острее станет эта проблема в случае создания в будущем постоянных международных поселений в космосе, где вопросы осуществления законодательной, судебной и исполнительной власти потребуют специального регулирования.

      Вопрос  о том, какое государство может  осуществлять юрисдикцию и контроль над космическим экипажем в случае его аварийного приземления на зарубежной территории или в открытом море, а также во время пролета космического корабля через воздушное пространство другого государства и над открытым морем, пока еще не урегулирован специальными нормами международного космического права. На практике это означает, что при аварийном приземлении на чужой территории на осуществление юрисдикции и контроля над космическим экипажем могут одновременно претендовать несколько государств. Вместе с тем очевидно, что космонавты не могут рассчитывать на иммунитет от юрисдикции государства, в пределах территории которого они находятся, если их действия представляют угрозу безопасности этого государства.

 

      Заключение 

      Космическое пространство является сферой, которую  государства широко используют в интересах обеспечения безопасности (радиосвязь, картографирование, навигация, международный контроль, дистанционное зондирование Земли и др.). Использование космоса, как составная часть космической деятельности государств, регулируется принципами и нормами международного космического права, национальными законами о космической деятельности.

      Особенностью  правового режима космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, является то, что оно "открыто  для исследования и использования всеми государствами". В то же время освоение космоса должно осуществляться в рамках международного права, в интересах поддержания международного мира и безопасности народов.

      Правовой  режим космического пространства и  регулирование космической деятельности не могут быть оторваны от основных принципов мира и мирного сосуществования государств. Они должны строиться с учетом актуальных проблем развития современных международных отношений.

      Распространение на космос основных принципов современного международного права необходимо также потому, что они включают положения о равенстве, мирном сосуществовании, сотрудничестве государств, невмешательстве во внутренние дела друг друга и т. д. В их соблюдении заинтересованы все народы, Эти принципы применимы ко всем видам космической деятельности, несмотря на ее специфику. Только на основе этих принципов возможны организация широкого международного сотрудничества и ускоренный прогресс в области исследования и использования космоса.

      В связи с расширением сферы  космической деятельности и увеличением числа государств, участвующих в ее осуществлении, все актуальнее становятся проблемы, связанные с предотвращением милитаризации космоса и его загрязнением, дистанционным зондированием Земли, использованием ядерных источников энергии, делимитацией воздушного и космического пространства, осуществлением международного контроля и др. Требуют своего решения вопросы, касающиеся разработки правового статуса космических кораблей, в том числе с интернациональным экипажем на их борту, а также правового урегулирования полетов космических объектов.

      В целях обеспечения коллективной безопасности и поддержания мира государства сотрудничают в деле размещения войск за пределами государственной  территории. В договорах о пребывании войск на иностранной территории определяется порядок их размещения и передвижения, осуществления маневров, условия пользования различными сооружениями, средствами связи, транспорта и др.

 

      Список использованной литературы

  1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 года (Вступил в силу 10 октября 1967 года)
  2. Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращение объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года (Вступило в силу 3 декабря 1968 года)
  3. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 12 ноября 1974 года (Вступила в силу 15 сентября 1976 года)
  4. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 года (Вступило в силу 11 июля 1984 года)
  5. Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное публичное право. - М.: Международные отношения, 2003.
  6. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 2000.
  7. Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф. Современное международное публичное право. - М.: Международные отношения, 2004.
  8. Жукова Г.П. Международное космическое право. М., 1999.
  9. Колосов Ю.М. Борьба за мирный космос. М., 1984.
  10. Международное право: Сборник лекций для вузов / под ред. Стрельцова Н.К. - М.: МГУПРАВ, 2003.
  11. Пирадов А.С. Международное космическое право. М., 1985.
  12. http://pravovedam.biz/str.php?zag=1964395693
  13. http://cosmosravelin.narod.ru/r-space/chronica/malkov-paper.html
  14. http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1656_page_188.html

Информация о работе Правовой режим космического пространства и небесных тел