Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 10:57, контрольная работа
Цель работы состоит в комплексном изучении проблем производства по делам с участием иностранных лиц в российских судах, и формулировании предложений по совершенствованию процессуального законодательства и норм международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с участием России.
Введение
3
1. Международный гражданский процесс
5
1.1 Понятие международного гражданского процесса
5
1.2 Законодательство регулирующее деятельность российских судов по рассмотрению дел с участием иностранных лиц
7
1.2.1 Внутреннее законодательство Российской Федерации
7
1.2.2 Международные договоры с участием Российской Федерации
8
1.3 Международная подсудность
9
2. Право на судебную защиту и гражданские процессуальные права иностранцев в России
17
2.1 Процессуальное положение иностранного государства
18
2.2 Выполнение судебных поручений и оказание иных видов правовой помощи
20
2.3 Признание и исполнение решений иностранных судов. Исполнение иностранных судебных поручений
22
2.4 Нотариальные действия и легализация документов
29
Список использованных источников и литературы
33
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации». Большое значение имеет Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В нем более детально раскрывается общий принцип правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, закрепленный в Конституции РФ.
- Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 30.12.2008) «Об исполнительном
производстве» (глава I) регулирует
совершение исполнительных
Из числа подзаконных нормативных актов к источникам международного гражданского процесса следует отнести:
-Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 года «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей».
- Постановление Президиума
-Положение о консульском
-Консульский Устав СССР 1976 года, и некоторые другие.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ не относятся к источникам международного гражданского процесса, но те разъяснения по правильному применению норм материального или процессуального права, которые в них даются, имеют важное значение для российских судов.
1.2.2 Международные договоры с участием Российской Федерации
Огромное значение при решении процессуальных вопросов с «иностранным элементом» имеют международные договоры, и в первую очередь, договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, Именно такие договоры разрешают многие вопросы правового сотрудничества; о судебной защите граждан и организаций, компетенции учреждений юстиции по некоторым категориям гражданских и семейных дел, о признании и исполнении решений иностранных судов, о судебных поручениях, пересылке документов, взаимного представления информации о действующем праве.
Содержание международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам свидетельствует о том, что правовые вопросы в них решаются единообразно. Причем многие нормы полностью совпадают. Роль международных договоров особенно возросла в последние годы. Причины этого кроются в следующем:
Международно-правовое закрепление получили многие положения, касающиеся прав и свобод человека: о доступности средств судебной защиты для всех граждан независимо от гражданства; гласности судопроизводства; равенстве перед законом и судом, рассмотрение правовых споров независимыми и беспристрастными судами, созданными на основе закона.
Расширение международных связей в различных сферах, и в первую очередь в экономической.
Вопросами унификации права в области международного гражданского процесса занимается ряд международных органов и организаций.
Во-первых, это Гаагская конференция по международному частному праву, созданная еще в 1893 году. Во-вторых, Совет Европы в Страсбурге, подготовивший Конвенции об иммунитете государства 1972 года; легализации официальных документов 1968 года и другие.
Наиболее известным многосторонним соглашением является Гаагская конвенция от 1 марта 1954 года по вопросам гражданского процесса. Наше государство присоединилось к ней в 1967 году. Конвенция регулирует вручение судебных и внесудебных документов, выполнение судебных поручений о производстве отдельных процессуальных действий, устанавливает правило об освобождении иностранцев от обеспечения судебных расходов при предъявлении ими исков, о предоставлении бесплатной правовой помощи и некоторые другие вопросы. Россия, как и ряд других государств, активно участвует в международно-правовом сотрудничестве. Следствием этого является заключение в последнее десятилетие ряда двусторонних договоров о правовой помощи и присоединение к многосторонним Гаагским. Присоединение России к международным конвенциям, как справедливо отмечается в литературе, «является еще одним шагом по пути развития правового сотрудничества с иностранными государствами, что обеспечит быстрое рассмотрение гражданских дел с «иностранным элементом».
В рамках СНГ 7 октября 2002 года была подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам. Конвенция включает в себя нормы, касающиеся правовой защиты граждан, разграничения компетенции между судами государств, подлежащего применению права, признания и исполнения судебных решений. Следует отметить, что этот документ охватывает довольно широкий круг вопросов правовой помощи и допускает возможность заключения с участвующими в ней государствами двусторонних договоров о правовой помощи, а также присоединения к ней других государств, не участвующих в СНГ. Такой многосторонний договор создает все необходимые предпосылки для единообразного регулирования гражданских, семейных отношений.
Россия является участницей многих многосторонних соглашений в области арбитражного процесса, в частности; Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Россия активно участвует в международно-правовом сотрудничестве. Соответственно, тенденция в возрастании роли таких международных договоров, наметившаяся в последние годы, должна быть продолжена.
Понятие «юрисдикция» в аспекте МПП означает сферу суверенной власти государства в области законодательства, суда и управления. В данном случае термин юрисдикция равнозначен термину государственная власть. В аспекте МЧП и МГП понятие «юрисдикция» имеет другое содержание. Это понятие употребляется как тождественное понятию «международная подсудность», т. е. компетентности судебного аппарата и административных органов данного государства по разрешению гражданских дел с иностранным элементом. От понятия международной подсудности необходимо отличать понятие международной подведомственности – компетенции определенных звеньев судебной системы данного государства рассматривать конкретные категории гражданских дел с иностранным элементом.
В национальном праве для определения компетенции судов и международной подсудности употребляются различные коллизионные критерии: закон гражданства сторон; закон места жительства ответчика; закон места нахождения спорной вещи; принцип наиболее тесной связи; личное присутствие ответчика на территории данного государства (закон суда). Пределы компетенции национальных судебных органов определяются национальным гражданско-процессуальным законодательством.
Одной из самых сложных проблем МГП является конфликт юрисдикций. Он может проявляться в двух вариантах: отрицательный конфликт – два и более государства отвергают подсудность данного дела своим органам юстиции; положительный – два и более государства претендуют на подсудность данного дела своим национальным судам. Правила о международной подсудности представляют собой наилучший способ разрешения конфликта юрисдикций. Конфликт юрисдикций необходимо отличать от конфликта квалификаций правовых понятий. В первом случае речь идет о решении вопроса, суд какого государства компетентен, рассматривать данное дело, а во втором – по праву какого государства следует толковать правовые понятия, содержащиеся в коллизионных нормах.
Укажем виды международной подсудности:
1) исключительная – спор подсуден только судам определенного государства с исключением его из подсудности судам любого другого государства;
2) альтернативная – стороны имеют право выбора между судами своих государств, если эти суды в равной степени компетентны рассматривать данный спор;
3) договорная – определение подсудности на основе соглашения сторон в пользу суда любого государства.
Договорная подсудность представляет собой один из наиболее сложных институтов МГП, так как в ее основе заложена возможность изменить правила международной подсудности по соглашению сторон. Договорная подсудность оформляется в пророгационных и дерогационных соглашениях.
Дерогационное соглашение – это исключение дела из компетенции суда данного государства (хотя оно подсудно именно ему по местным законам) и передача его на рассмотрение суду иностранного государства.
Пророгационное соглашение – дело, неподсудное местному суду по законам данного государства (подсудное судам другого государства), в соответствии с соглашением сторон передается на рассмотрение именно данному суду. Любое пророгационное соглашение одновременно является дерогационным. По общему правилу пророгационное соглашение не может изменить родовую (предметную) подсудность.
Международная подсудность по законодательству РФ установлена в гл. 44 ГПК и гл. 32 АПК. Толкование основных принципов ГПК позволяет сделать вывод о том, что компетенция российских судов общей юрисдикции включает в себя и рассмотрение гражданских дел с иностранным элементом. Основное правило для установления подсудности – это территориальная подсудность по месту жительства ответчика (п. 2 ст. 402 ГПК). В законодательстве закреплен перечень случаев возникновения специальной подсудности дел с иностранным участием российским судам (п. 3 ст. 403 ГПК). Возможен и выбор подсудности по желанию истца. Российский законодатель определил также перечень дел с участием иностранных лиц, подсудных исключительно российским судам (ст. 403 ГПК). В российском МГП признается договорная подсудность (ст. 404 ГПК). Однако из общего принципа признания права сторон на выбор подсудности есть исключения (п. 2 ст. 404 ГПК). Специальные правила о подсудности установлены по делам о расторжении брака (ст. 16 CК).
Правила о международной подсудности ст. 247 АПК устанавливают общее правило – российские арбитражные суды компетентны рассматривать споры с иностранным участием, если ответчик находится или имеет место жительства на территории РФ. Дополнительные критерии подсудности дел российскому арбитражу: нахождение филиала или представительства иностранного юридического лица либо имущества ответчика на территории РФ; исполнение обязательства должно иметь место на территории РФ; деликтное обязательство связано с территорией РФ и др. Исключительная компетенция арбитражных судов РФ по делам с иностранным участием закреплена в ст. 248 АПК. Признается договорная арбитражная подсудность (в форме пророгации). Допускаются иностранные соглашения о компетенции российских арбитражных судов – соглашения о компетенции (ст. 249 АПК). Для соглашений о компетенции требуется обязательная письменная форма (п. 2 ст. 249 АПК).
Многие международные соглашения также содержат правила установления международной подсудности. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ содержит расширенный круг норм о международной подсудности (разграничении компетенции): общие положения о подсудности и специальная подсудность отдельных видов гражданских и семейных дел. Конвенция закрепляет правила об исключительной компетенции. Установлена и возможность договорной подсудности на основе письменного соглашения сторон.
В связи с этим, можно выделить три этапа последовательного определения подсудности, каждый из которых имеет особое значение. Наиболее сложным из них является первый этап. Его задача заключается в определении компетентной национальной юрисдикции. Возникающие на этом этапе проблемы определяются как возможными разногласиями между заинтересованными в рассмотрении спора лицами, имеющими различную государственную принадлежность, так и разногласиями публично-правового порядка, «ибо всякое государство склонно допускать для своих собственных судов более широкую юрисдикцию, чем оно готово признать за иностранными судами».
Содержание второго этапа состоит в определении системы судебных органов, в которых будет разрешен спор. Его значение обусловлено тем, что установление компетентной национальной юрисдикции еще не дает ответа на вопрос о том, в системе каких судов данного государства (общегражданских, коммерческих и т. д.) должно быть рассмотрено соответствующее дело. Известно, например, что в США существуют две системы судебных органов (суды штатов и федеральные суды), а в ФРГ имеется семь самостоятельных и независимых друг от друга подразделений органов юстиции, деятельность которых не направлена на рассмотрение уголовных дел.
И, наконец, на третьем этапе определяется конкретный судебный орган, которому непосредственно предстоят разрешить спор. Другими словами, в данном случае происходит установление уже не национальной или специальной, а территориальной юрисдикции.
Возвращаясь к вопросу определения международной подсудности, отметим, что в законодательстве различных государств мира существуют значительные расхождения в подходах к разрешению данной проблемы. но МЧП представляет собой самостоятельную отрасль права, а МГП входит в структуру национального гражданского процесса. МЧП и МГП являются самостоятельными и обособленными отраслями права и правовой науки.
1) Франко-романская (латинская) система была впервые закреплена в Кодексе Наполеона 1804 г. и впоследствии распространилась на страны, гражданское законодательство которых сложилось под влиянием этого нормативного акта (Франция, Италия и др.)
Информация о работе Право на судебную защиту и гражданские процессуальные права иностранцев в России