Понятие, особенности и виды внешнеэкономических сделок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 22:20, контрольная работа

Описание работы

Международная хозяйственная деятельность осуществляется в различных видах и формах, требующих применения различных правовых инструментов регулирования. Преобладающей среди них особенно в условиях рыночной экономики является деятельность частных (физических и юридических) лиц, отношения между которыми регулируются частным правом, прежде всего гражданским правом и международным частным правом.

Файлы: 1 файл

контрольная по международному частному праву.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

     Теперь  об отличии обычных императивных норм в современном частном праве  от сверхимперативных норм. Нормы, которые относятся к категории сверхимператвных, подлежат к правоотношению независимо от того, какое право призвано регулировать отношение сторон отменить их не могут ни соглашение сторон о выборе права, ни коллизионные нормы страны суда. Правило  о таких сверхимперативных нормах содержится во Вводном законе ГГУ ФРГ 1986 г., в Законе о международном частном праве Швейцарии 1987 г., в законах других стран.

     В разделе VI ГК РФ сделаны попытки решить сложную проблему взаимодействия коллизионных норм и императивных норм материального права как страны суда, так и  третьей страны (ст. 1192):

     1. Правила настоящего раздела не  затрагивают действие тех императивных  норм законодательства Российской  Федерации, которые вследствие  указания в самих императивных  нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права.

     2. При применении  права какой-либо страны согласно  правилам настоящего раздела суд может принять во внимание императивные нормы права другой страны, имеющей тесную связь с отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При этом суд должен учитывать назначение и характер таких норм, а также последствия их применения или неприменения.

     Данная  статья была впервые включена в российское законодательства в области международного частного права. В ней закреплен  разный подход к двум категориям сверхимперативных норм: сверхимперативные нормы страны суда, применимые в обязательном порядке, и сверхимперативные нормы третьей страны, право которой тесно связано с правоотношением, могут применятся или же не применяться по усмотрению суда. Общим для императивных норм этих двух категорий является то, что их нормы должны применяться независимо от подлежащего применению права.

     Правила раздела 6 ГК РФ не затрагивают действие тех императивных норм законодательства Российской Федерации, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. (п.1 ст 1192 ГК РФ). Существует два основных отличия сверхимперативных норм от оговорки о публичном порядке. Первое касается мотивов. Сверхимперативные нормы применяются не в случаях нарушения основ правопорядка РФ, а при необходимости защиты особого интереса (например, защита слабой стороны договорного отношения - потребителя, или защита интересов РФ при торговле продукцией военного назначения). Второе отличие состоит в том, что сверхимперативные нормы не только блокируют развитие коллизионного механизма регулирования, но и регулируют отношение по существу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок.

     Правовое  регулирование внешнеэкономической, и в особенности внешнеторговой, деятельности достаточно длительный период времени осуществлялось на международном уровне при помощи обычных норм.

     Мировое сообщество уделяет достаточно большое  внимание унификации правил о выборе применимого права при заключении и осуществлении договоров международной  купли-продажи. Основная деятельность в этом направлении сосредоточена сегодня в рамках Гаагской конференции по международному частному праву.

     Конвенция о праве, применимом к переходу права  собственности при купле-продаже  движимых материальных вещей 1958 г. была принята с целью дополнить Гаагскую конвенцию 1955 г. в части определения прав регулирующего переход права собственности на проданный товар. В силу до сих пор не вступила. Основная при чина этого заключается, по-видимому, в наличии тельных противоречий при урегулировании вопросов перехода права собственности в законодательстве разлив государств и возникающими в связи с этим проблем.

     В числе других документов, имеющих  целью определение применимого  права при осуществлении внешнеэкономических  операций, можно назвать Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам с посредниками и представителями (агентским договорам) 1978 г. (вступила в силу с 1 мая 1992 г.).

     Более широкий характер по сравнению с  Конвенцией 1978 г. имеет Римская конвенция  о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. (вступила в силу 1 апреля 1991 г.). Она применяется к большинству договорных отношений, в рамках которых возникает проблема выбора между правом различных государств. Заключенная в рамках Европейского Союза конвенция не ограничивает сферу своего действия договорами субъектов, принадлежащих к ее государствам-членам. Универсальный характер этого международно-правового документа проявляется в том, что право, определяемое в соответствии, подлежит применению независимо от того, являет ли оно правом договаривающегося государства.

     В 1985 г. чрезвычайная сессия ГКМЧП разработала  проект новой универсальной Конвенции  о праве, применимом к договорам  международной купли-продажи ров, который был принят в 1986 г. на специальной  дипломатической конференции. Ее нормы, с одной стороны, были призваны заменить положения Гаагской конвенции 1955 г., а с другой, дополнить материально-правовые нормы Венской конвенции ООН о договорах международной куш продажи товаров 1980 г. необходимыми коллизионными правилами. На сегодняшний день Конвенция 1986 г. еще не вступила в законную силу.

     Конвенция устанавливает изъятия из принципа применения права продавца в пользу права страны покупателя в тех  случаях, когда: 1) переговоры велись, и  договор был заключен сторонами, находящимися в этом государстве; 2) договор прямо предусматривает, что продавец должен исполнить свое обязательство по поставке товаров в стране покупателя; 3) договор был заключен в результате объявления покупателем торгов (п. 2 ст. 8). Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 8 Конвенции в ряде случаев в качестве применимого может быть определено право той страны, с которым договор имеет наиболее тесную связь.

     Параллельно с разработкой конвенций, определяющих процедуру выбора применимого права при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в рамках ГКМЧП велась работа по унификации правил заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров. Ее итогом стало принятие на сессии Гаагской конференции в 1964 г. Конвенции о единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров и Конвенции о единообразном законе о международной купле-продаже товаров.

     Гораздо больших успехов в этом направлении  достигла ЮНСИТРАЛ, разработавшая проект Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров, который был одобрен на дипломатической конференции в Вене в 1980 г. Конвенция вступила в силу 1 января 1988 г. и в настоящее время ее участниками являются более 50 государств мира, включая Россию.

     Венская конвенция ООН 1980 г. представляет собой совокупность международно-правовых норм, главной целью которых является создание единого правового режима сделок международной купли-продажи товаров. Она носит универсальный и компромиссный характер, так как в ней учтены принципы и институты различных правовых систем, а также приняты во внимание интересы развивающихся стран по установлению нового международного экономического порядка.

     Конвенция распространяется на договоры купли-продажи  товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах в тех случаях, когда: а) эти страны являются договаривающимися государствами; б) согласно нормам международного частного права применяется право договаривающегося государства (п. 1 ст. 1). Вместе с тем в соответствии со ст. 6 стороны вправе исключить применение Конвенции в отношениях друг с другом, отступить от любого из ее положений (кроме ст. 12) или изменить его действие.

     Регулируя процедуру заключения внешнеторговых сделок, а также права и обязанности  сторон, которые вытекают из контракта, Конвенция не применяется к продаже товаров для личного пользования; с аукциона; в порядке исполнительного производства; фондовых и обеспечительных бумаг, акций, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке; электроэнергии (ст. 2). Кроме того, она не затрагивает вопросов действительности самого договора или каких-либо его положений и последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар (ст. 4).

     Во  второй части Венской конвенции 1980 г. (ст. 14–24) рассматривается порядок  заключения соглашения о международной  купле-продаже товаров. Здесь приводится перечень необходимых условий действительности предложения о заключении договора, адресованного одному или нескольким конкретным лицам (оферты), определяются его содержание и виды. В соответствии с Конвенцией оферта считается достаточно определенной, если в ней обозначен товар, прямо или косвенно устанавливается его количество и цена либо предусматривается порядок их определения.

     Оферта  вступает в силу с момента получения  ее адресатом и может быть отзыв-пай  и безотзывной. Нельзя отозвать оферту, если в ней указывается определенный срок для выражения согласия на заключение договора (акцепт) или адресат оферты рассматривает ее как безотзывную. После изучения предложения о заключении контракта адреса оферты может ее акцептировать, сделав определенное заявление, или совершить другие действия, свидетельствующие о согласии с офертой (отправить товар или его часть, уплатить деньги за товар и т. д.). Молчание или бездействие сами по себе акцептом не являются.

     Акцепт  должен содержать согласие с офертой  и не вносить каких-либо предложений, существенно меняющих ее условия. В  противном случае речь должна идти об отклонении акцептантом первоначального предложения и выдвижении им встречной оферты. Договор считается заключенным в момент получения акцепта оферентом или с момента совершения адресатом оферты действий, свидетельствующих о его согласии с условиями оферты.

     Третья  часть Конвенции непосредственно  посвящена регулированию отношений  сторон по договору международной купли-продажи  товаров. Впервые в международных  нормативных документах такого рода в ней вводится понятие существенного  нарушения договора (ст. 25).

     В соответствии с Конвенцией при наличии  существенного нарушения договора покупатель может требовать замены поставленного товара или заявить  о расторжении контракта. Конвенция  предоставляет сторонам право приостановить  исполнение своих обязательств по договору, если после заключения контракта станет ясно, что другая сторона не исполнит значительной части своих обязательств. В этом случае при наличии условий возможного «существенного» нарушения договора потерпевшая сторона также вправе заявить о расторжении контракта.

     Кроме того, в третьей части Конвенции  определяются обязательства продавца, касающиеся, в частности, поставки товара, обеспечения его соответствия определенным количественным и качественным характеристикам, а также передачи необходимых  документов. В свою очередь, в качестве основных обязательств покупателя здесь называются уплата цены за товар и принятие поставки в соответствии с требованиями договора и положениями Конвенции. В этой части Конвенции перечисляются и средства правовой защиты, которые могут быть использованы одной стороной договора в случае его нарушения другой стороной, и определяются момент и условия перехода рисков с продавца на покупателя.

     В отдельную главу части третьей  Венской конвенции 1980 г. выделены положения, общие для обязательств продавца и покупателя. В ней содержатся положения, касающиеся предвидимого нарушения договора и договоров поставку товаров отдельными партиями, взыскания убытков, процентов с просроченных сумм, освобождения ответственности, последствий расторжения договора и хранения товара.

     В последней, четвертой, части Конвенции, помимо прочих вопросов процедурного характера, определяется порядок ее действия на территории государства, имеющего две и более территориальные  единицы с самостоятельными системами  права по вопросам, являющимся предметом регулирования этого международно-правового документа.

     Другим  известным международным документом, разработанным ЮНСИТРАЛ в сфере  правового регулирования внешнеторговой деятельности, является Нью-Йоркская конвенция  ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (более 20 государств-участников). В 1980 г. был принят Протокол об изменении ее положений в целях приведения их в соответствие с нормами Венской конвенции о международной купле-продаже товаров.

     Еще одним направлением международно-правового  сотрудничества в области внешнеторговой деятельности является разработка универсальных  конвенций о конкретных видах  сделок. Здесь в качестве примера  можно назвать подготовленные под  эгидой УНИДРУА и принятые в 1988 г. на дипломатической конференции в Оттаве Конвенции о международном факторинге и международном финансовом лизинге. 
 
 
 
 
 

Негосударственное регулирование внешнеэкономических  сделок.

     Ещё одной особенностью регулирования  внешнеэкономических сделок является широкое распространение форм так называемого негосударственного регулирования. Главной формой такого регулирования является “контрактные условия” : заключая сделку, стороны свободны в установлении взаимных прав и обязанностей по сделке. Однако эта свобода не беспредельна. Она ограничивается, во-первых, нормами публичного права, во-вторых, общей диспозитивностью гражданского права (что не запрещено, то разрешено), в-третьих, императивными нормами гражданского права.

     Существенная  роль в системе негосударственного регулирования принадлежит обычаям международной торговли, под которыми понимаются единообразные устойчивые правила, сложившиеся в практике, но не имеющие обязательной юридической силы. Однако если в договоре есть ссылка на торговый обычай, то он приобретает характер и квалифицируется как условие договора.

Информация о работе Понятие, особенности и виды внешнеэкономических сделок