Обычное оружие в международном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2017 в 07:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение применения обычного оружия в международном праве.
Исходя из цели, ставим перед собой следующие задачи:
- дать определение обычного оружия;
- определить международно-правовые критерии запрещения или ограничения применения обычного оружия;
- рассмотреть конкретные виды обычного оружия.
Объектом курсовой работы является исследование обычного оружия в международном праве.
Предметом курсовой работы – виды обычного оружия в международном праве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 ПОНЯТИЕ ОБЫЧНОГО ОРУЖИЯ …………………..………………………..…..5
2 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ КРИТЕРИИ ЗАПРЕЩЕНИЯ ИЛИ
ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЫЧНОГО ОРУЖИЯ …………...……..17
3 КОНКРЕТНЫЕ ВИДЫ ОБЫЧНОГО ОРУЖИЯ В
МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ ………………………….....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….……27

Файлы: 1 файл

курс. ПГУ Международ. право Обычное оружие Панычев 2016.-3 docx плагиат новая.docx

— 67.96 Кб (Скачать файл)

В последнее время вопрос стрелкового и легкого оружия стал одним из главных источников беспокойства, поскольку вооруженное насилие в мире преимущественно связано с этими видами оружия. Вследствие того, что огромное число людей погибает в результате применения стрелкового оружия, его иногда называют "оружием массового уничтожения". Формально, стрелковое оружие - это оружие, которое легко может переносить один человек. Оно включает в себя: пистолеты, винтовки, карабины, автоматы, штурмовые винтовки и легкие ручные пулеметы. Решение проблемы распространения стрелкового оружия усложняется рядом смежных вопросов, таких как право на владение оружием, право на личную безопасность и распространение стрелкового оружия в ходе конфликтов по всему миру. Законная торговля и незаконный оборот стрелкового оружия - это комплексная проблема, поскольку существует огромное количество различных национальных законов, регулирующих владение оружием, а производство и торговля стрелковым оружием и боеприпасами к ним пользуются политической поддержкой. В 2001 году ООН официально признала, что незаконная торговля стрелковым и легким оружием представляет серьезную угрозу, и с тех пор регулярно проводит конференции с участием государств-членов и представителей гражданского общества в целях рассмотрения проблемы связанного с этой торговлей насилия со смертельным исходом [24].

В отличие от стрелкового оружия, которое предназначено для индивидуального использования, для стрельбы из легкого оружия необходимо два или три человека. Обычно оно применяется в ходе боевых действий и включает в себя гранатометы, минометы, легкие ракеты, переносные противотанковые и зенитные орудия, тяжелые пулеметы, артиллерийские орудия, а также различные взрывные устройства. Международная торговля легким оружием, как и торговля другими видами обычных вооружений, предполагает передачу оружия на уровне правительств. Что же касается международного черного рынка стрелкового и легкого оружия, то он чаще всего существует благодаря частным дилерам и преступным организациям. Распространение стрелкового и легкого оружия может способствовать разжиганию конфликтов, приводить к срыву мирных инициатив, а также обострять ситуацию с соблюдением прав человека. В связи с законной и незаконной торговлей перед международным сообществом встает целый ряд проблем.

Несмотря на то, что существует общепризнанная классификация видов оружия, из нее можно выделить и такие средства ведения войны, а так же оборота оружия, какие запрещены в рамках международного гуманитарного права.

Средства ведения военных действий - это оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления его сил и способности к сопротивлению. Методы ведения военных действий - это порядок, всевозможные способы использования средств ведения войны в указанных целях.

Средства и методы ведения военных действий делятся на запрещенные (или частично запрещенные) и незапрещенные.

Согласно ст.35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 12.08.1949 г. [13], право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинять излишние повреждения или излишние страдания либо делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей.

Эта статья Дополнительного протокола I Женевской конвенции, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 12.08.1949 г. [13] подтвердила существование в современном международном праве принципа, ограничивающего воюющих в выборе средств и методов ведения вооруженной борьбы, который был сформулирован в Петербургской декларации «Об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль» от 29.11.1868 г. [11] и IV Гаагской конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» от 18.10.1907 г [8].

Современное международное право запрещает применение в вооруженных конфликтах таких видов оружия массового уничтожения, как химическое и бактериологическое. Еще в древности римские юристы провозгласили правило, согласно которому война ведется оружием, а не ядом. Впервые вопрос о международно-правовом запрещении химического и бактериологического оружия был поставлен на Гаагской конференции 1899 года. В специально принятой декларации указывалось, что договаривающиеся державы обязуются не употреблять снаряды, имеющие единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы. Положения этой декларации впоследствии получили свое дальнейшее развитие и закрепление в IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года [8], а также в Женевском протоколе о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 года [12].

Положения, запрещающие применение химического оружия в условиях войны, содержатся в ряде других международно-правовых актов.

Запрещенным средством ведения войны является бактериологическое (биологическое) оружие, действие которого основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов, способных вызывать эпидемии таких опасных болезней, как чума, холера, тиф и др.

Юридической основой запрещения применения данного вида оружия массового уничтожения является Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года [7]. Эта конвенция обязывает государства не только не разрабатывать, не производить и не приобретать любые виды бактериологического оружия, но и уничтожить это оружие. Принятие этой конвенции явилось первой в истории международных отношений мерой реального разоружения, направленной на изъятие из арсеналов государств целой категории опаснейшего оружия [7].

В международном праве нет общепризнанной нормы, которая запрещала бы применение ядерного оружия. Известен лишь ряд международно-правовых актов, направленных на ограничение его количества и дальнейшего качественного совершенствования, на сужение сферы его пространственного распространения.

Не выработано и универсальных норм, исключающих возможность применения так называемых новых видов оружия массового уничтожения (радиологического, инфразвукового, лучевого и т.п.).

В соответствии с Конвенцией о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 года [6] и тремя протоколами к ней запрещается использование любого оружия, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в теле человека с помощью рентгеновских лучей. Противоправным является использование против гражданского населения и невоенных объектов зажигательного оружия, мин, а также мин-ловушек и подобных устройств, по внешнему виду напоминающих детские игрушки, предметы медицинской помощи и др.

Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 12.08.1949 г. [13], запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания, а также обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Кроме того, при изучении, разработке, принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны участник Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям [13], касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 12.08.1949 г. должен определить, подпадает ли их применение под запрещения, содержащиеся в Протоколе или в других нормах международного права, применимых к указанному участнику (ст.36) [13].

Большое значение в праве вооруженных конфликтов придается защите гражданских объектов. Статья 25 IV Гаагской конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» от 18.10.1907 г. [3] запрещает «атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом» незащищенные города, селения, жилища или строения. Согласно Дополнительному протоколу I, к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 12.08.1949 г.  «гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий» [13]. К военным Протокол относит объекты, «которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество». Объекты, не подпадающие под вышеприведенное определение, должны рассматриваться как гражданские.

Дополнительный протокол 1 к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 12.08.1949 г [13]. запрещает подвергать нападению или уничтожению, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения, специально с целью не допустить их использования гражданским населением или противной стороной как средств поддержания существования, независимо от мотивов, будь то с целью вызвать голод среди гражданского населения, принудить его к выезду или по какой-либо иной причине.

Особое внимание в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 12.08.1949 г. [13] уделяется защите установок и сооружений, содержащих опасные силы, а именно плотин, дамб и атомных электростанций. Согласно ст.56 [13], такие установки и сооружения не должны подвергаться нападению даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, «если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения». Более того, в силу тех же причин не должны становиться объектом нападения или репрессалий все другие военные объекты, размещенные в этих установках или сооружениях или поблизости от них.

В 1977 году была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду [5]. В соответствии с этой конвенцией каждое государство-участник, с одной стороны, обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику, а с другой - обязуются не помогать, не поощрять и не побуждать любое государство, группу государств или международную организацию к осуществлению указанной выше деятельности. Согласно конвенции, «средствами воздействия на природную среду» являются любые средства для изменения - путем преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, а также космическое пространство. Вместе с тем конвенция не препятствует использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях.

Среди общей массы гражданских объектов, нуждающихся в правовой защите во время вооруженных конфликтов, особое место принадлежит объектам, представляющим культурную ценность и играющим важную роль в духовной жизни людей. Статья 27 IV Гаагской конвенции «О законах и обычаях сухопутной войны» от 18.10.1907 г. [3] возлагала на нападающую сторону обязанность при осадах и бомбардировках принимать все необходимые меры для того, чтобы «щадить, насколько возможно, храмы, здания, служащие целям науки, искусства и благотворительности, исторические памятники под условием, чтобы такие здания не служили одновременно военным целям». Статья 53 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 12.08.1949 г. [13] запрещает:

а) совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов;

б) использовать такие объекты для поддержания военных усилий;

в) осуществлять репрессалии в отношении таких объектов.

Важнейшим источником, определяющим правовой режим вышеназванных объектов во время вооруженных конфликтов, является Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года. Согласно ст.1 Конвенции, защите подлежат: «имеющие большое значение для культурного наследия каждого народа» памятники архитектуры, религиозные или светские; археологические расположения; здания, предназначенные для сохранения или экспонировании движимых культурных ценностей, такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов и т.п., а также центры сосредоточения ценностей, в качестве которых может выступать часть города или даже целый город.

Таким образом, международное гуманитарное право запрещает или ограничивает использование ряда обычных вооружений, в целях защиты гражданских лиц от неизбирательного воздействия этого оружия, а не вызывать чрезмерного вреда комбатантов, не принося никакого военного применения. Одним из основных правовых документов, которые служат этой цели, является Конвенция «О запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия» 1980 года о конкретных видах обычного оружия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ КРИТЕРИИ ЗАПРЕЩЕНИЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЫЧНОГО ОРУЖИЯ

 

Принцип pacta sunt servanda требует, чтобы государства добросовестно выполняли свои договорные обязательства. Это касается и обязательств по обеспечению запрещения и ограничения конкретных средств ведения войны. Выполнение мер обеспечения запретов и ограничений подразумеваются на двух уровнях: международном и внутригосударственном. В частности, для государств – участников Женевских конвенций о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г. [12] и Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 12.08.1949 г. [13] предусмотрено обязательство принимать во внимание нормы международного гуманитарного права при разработке и применении оружия и военных тактических приемов.

Формулировка этого положения ясно указывает на то, что обязательство проводить рассмотрение новых средств и методов ведения войны с этой точки зрения возлагается на каждое государство – участник Дополнительного протокола I, к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 12.08.1949 г. [13] как в случае, если оно само разрабатывает и производит оружие, так и если оно закупает его. Примечательно, что некоторые государства, еще не ставшие участниками Дополнительного Протокола I, к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 12.08.1949 г. [13]приняли внутригосударственные процедуры, обеспечивающие такое рассмотрение новых видов оружия. Статья 36 [13] не уточняет, каким образом должно определяться, не подпадает ли какой-либо новый вид оружия, средство или метод ведения войны под запрет, тем не менее, она подразумевает принятие последовательных мер на уровне отдельных государств для проведения такой оценки. Даже до принятия Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 12.08.1949 г. [13] некоторые государства уже приняли внутригосударственные процедуры оценки или изучали возможность их принятия или создания комитета, который проводил бы такую оценку. Так, США, еще не став участником Дополнительного протокола I, к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 12.08.1949 г. [13] тем не менее учредили процедуры, обеспечивающие юридическую оценку оружия. Программа оценки оружия была создана в 1974 г. в результате вьетнамской войны, в связи с которой министерство обороны решило оценить исполнение США своих обязательств по праву войны. Тогда министерство обороны издало директиву о юридической оценке оружия. На основании этой директивы три военных министерства одновременно приняли соответствующие инструкции. В США оценка оружия проводится органами исполнительной власти. Если в ходе оценки возникают серьезные юридические вопросы, может осуществляться координация между управлениями военно-юридической службы, Генеральным советом Министерства обороны и Управлением юридического советника государственного департамента.

Информация о работе Обычное оружие в международном праве