Коллизионные вопросы трудовых отношений в международном частном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 23:00, лекция

Описание работы

коллизионные принципы и трудовые отношения в МЧП

Содержание работы

1. Коллизионные принципы в сфере международных трудовых отношений.
2. Международно-правовое регулирование условий труда иностранцев.
3. Трудовые права мигрантов и иностранцев.
4. Трудовые права российских граждан за рубежом.

Файлы: 1 файл

Семинар 14.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, дипломатические представители  подлежат юрисдикции российского суда по гражданским делам лишь в пределах, определяемых нормами международного права или соглашениями с соответствующими государствами. В то же время, если в иностранном государстве не будет обеспечена такая же судебная неприкосновенность, какая обеспечивается представителям иностранных государств в РФ, по отношению к представителям такого государства возможно применение ответных мер.

    Согласно  ГПК РФ аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители  иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации (п. 3 ст. 401).

    Вопрос  о том, кто может представлять государство в иностранном суде, определяется обычно законодательством  государства, которое выступает  в качестве истца или ответчика  в иностранном суде. В России действует Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 950 "О порядке назначения представителей интересов Правительства Российской Федерации в судах". Хотя в этом акте имеются в виду случаи предъявления к Правительству исков в российских судах, на практике это Постановление по аналогии распространяется и на случаи предъявления исков в судах и за рубежом (как в государственных, так и в третейских судах). Порядок этот состоит в следующем: принимается распоряжение Правительства, в котором дается поручение какому-то федеральному органу исполнительной власти (в зависимости от характера заявленных требований) назначить в качестве представителя должностное лицо указанного органа. В отношении представительства за рубежом доверенность может быть выдана самим Правительством (заместителем Председателя Правительства). 
 

§ 8. Признание и исполнение решений иностранных  судов 

    1. Действие судебного решения, вынесенного  судом одного государства, в  принципе ограничено пределами  территории этого государства. Допустимость признания и исполнения иностранного судебного решения определяется законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в которых она участвует. Признание решения иностранного суда означает, что оно служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решение отечественного суда. В ряде случаев достаточно, чтобы решение было только признано (например, о расторжении брака). В других же случаях решение должно быть еще и исполнено, т.е. подвергнуто специальной процедуре по разрешению исполнения (например, выдача экзекватуры или регистрация в специальном реестре). Таким образом, признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его принудительного исполнения; для принудительного исполнения обычно устанавливаются дополнительные требования сверх тех, которые необходимы для признания решения.

    Законодательству  государств известны различные системы  исполнения решений иностранных  судов. Предварительным условием для  исполнения решения иностранного суда обычно является требование наличия взаимности в отношении решений отечественных судов.

    В одних странах (например, в Италии) для исполнения судебного решения  требуется проверка его правильности лишь с формальной точки зрения, а также установление непротиворечия его публичному порядку страны суда и выполнение ряда других условий. В других странах (например, во Франции, Бельгии, ФРГ и ряде других европейских государств) необходима выдача экзекватуры. Под экзекватурой понимается вынесение судом после рассмотрения соответствующего ходатайства специального постановления о разрешении исполнения.

    Наконец, в третьей группе стран для  судебных решений, вынесенных в странах, которые предоставляют взаимность в отношении исполнения решений, требуется регистрация решения в особом реестре (например, в Великобритании - в суде по гражданским делам Высокого суда). Регистрация, в свою очередь, возможна при наличии ряда условий.

    Согласно  ГПК Литвы 2002 г. в этой стране решения  иностранных судов признаются и  исполняются, если не имеется установленных в Кодексе общих оснований для отказа в таком признании и исполнении. Пересмотр решений по существу не будет допускаться и требование взаимности не устанавливается.

    В КНР согласно Закону о гражданской  процедуре 1991 г. во всех, предусмотренных этим законом случаях (исполнение решения суда КНР против стороны, которая не находится на территории КНР, исполнение решения международного арбитражного органа (третейского суда), когда сторона или ее имущество не находится на территории КНР, признание и исполнение в КНР решения, принятого иностранным судом), исполнение может иметь место в соответствии с международным договором или на основании принципа взаимности (ст. 266 - 269).

    Процессы  интеграции, миграции населения привели к заключению многосторонних и двусторонних конвенций об исполнении иностранных судебных решений, обычно устанавливающих обязательства договаривающихся государств исполнять решения при соблюдении ряда условий (вступление решения в законную силу, непротиворечие публичному порядку страны исполнения, участие обеих сторон в судебном разбирательстве и т.д.).

    К региональным международным договорам, регулирующим признание и исполнение судебных решений, относятся прежде всего соглашения, заключенные между  государствами с близкими правовыми системами (Кодекс Бустаманте 1928 г., Конвенция между Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией 1932 г., Конвенция об исполнении судебных решений государств - членов Лиги арабских государств 1952 г., Афро-Малагасийская общая конвенция о сотрудничестве в области правосудия 1962 г.).

    Как уже отмечалось в § 1 настоящей  главы, страны - члены ЕС прошли путь от заключения региональных международных  соглашений (Брюссельской конвенции 1988 г. о судебной компетенции, признании  и исполнении решений по гражданским и торговым делам, Брюссельской конвенции 1998 г. по вопросам подсудности, признания и исполнения решений по семейным делам) до включения соответствующих положений этих конвенций в право ЕС путем принятия соответствующих Регламентов ЕС, предусматривающих признание и исполнение решений. Что же касается Конвенции, заключенной в Лугано в 1988 г. (в специальной литературе ее называют "параллельной конвенцией", воспроизводящей положения Брюссельской конвенции), ее особенность состоит в том, что она четко предусматривает: ни при каких обстоятельствах иностранное судебное решение не может быть пересмотрено по существу. Другой особенностью этой Конвенции является то, что в ней конкретно указывается, в какой суд должно направляться ходатайство о признании или об исполнении этих решений.

    2. Признание и исполнение решений  иностранных судов на территории  РФ определяется ГПК РФ, АПК  РФ, Федеральным законом "Об  исполнительном производстве" 1997 г. и рядом других законов  и иных нормативных актов, в том числе и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей" в части, не противоречащей АПК РФ.

    Согласно  ст. 409 ГПК РФ признание и исполнение на территории РФ решений иностранных судов определяется международными договорами РФ и положениями этого Кодекса.

    Решения иностранных судов, в том числе  решения об утверждении мировых  соглашений, признаются и исполняются  в Российской Федерации, если это  предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    Под решениями иностранных судов  понимаются решения по гражданским  делам, за исключением дел по экономическим  спорам и других дел, связанных с  осуществлением предпринимательской  и иной экономической деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.

    Решение иностранного суда может быть предъявлено  к принудительному исполнению в  течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом в Российской Федерации в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

    Согласно  п. 4 ст. 16 АПК РФ "признание и  обязательность исполнения на территории РФ судебных актов, принятых иностранными судами, иностранных арбитражных  решений определяются международным договором РФ, федеральным законом".

    Аналогичная формулировка содержится в п. 1 ст. 80 Закона 1997 г. об исполнительном производстве, согласно которому порядок исполнения в Российской Федерации решений  иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами РФ и этим Законом.

    В соответствии с положениями, установленными АПК РФ, в России признается и  приводится в исполнение две категории  решений: во-первых, решения судов  иностранных государств, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, и, во-вторых, иностранные арбитражные решения, под которыми понимаются решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Таким образом, действующее российское законодательство, как правило, при отсутствии международного соглашения не исходит из принципа взаимности. Из этого исходного положения имеются некоторые исключения. Так, согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. При отсутствии международных договоров РФ решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Отсутствие  в отличие от законодательства и  практики других государств прямого  признания действия принципа взаимности делает, как правило, невозможным  исполнение решений российских судов за рубежом (за исключением стран СНГ и незначительного числа других государств). Для того чтобы обеспечить исполнение решений за рубежом, российские истцы, как юридические, так и физические лица, должны предъявлять иски к иностранным ответчикам в соответствующих странах. Наличие в международных соглашениях универсального характера положений о свободном доступе в суды не влечет за собой автоматически признание и исполнение решений за пределами страны, где оно было вынесено. Решения Европейского суда о правах человека в Страсбурге должны исполняться странами - членами Европейского Совета, одним из которых является Россия.

    Путем отсылки к международным договорам  решен вопрос об исполнении иностранных  решений в законодательстве Киргизии, Молдовы, Узбекистана и Украины, а также в ГПК Белоруссии. Более широкий подход был проявлен в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь. Согласно ст. 314 этого Кодекса решения иностранных судов признаются и исполняются, "если это предусмотрено законодательством, в том числе международными договорами Республики Беларусь, либо на началах взаимности". Из принципа взаимности в отношении исполнения решений иностранных судов исходит законодательство Грузии. Согласно Закону о международном частном праве 1998 г. принятие решения об исполнении решения отнесено к компетенции Верховного суда Грузии (ст. 70). Предпосылкой для принятия такого решения является наличие его признания, поскольку должно быть установлено, соблюдены или нет условия, которые предусмотрены в отношении признания.

    Грузия  не признает решения судов иностранных  государств при наличии ряда условий, основным из которых является условие  о том, что иностранное государство  не признает решений судов Грузии.

    3. Российское процессуальное законодательство  устанавливает следующий порядок принудительного исполнения решений иностранного суда. Ходатайство взыскателя о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области или судом автономного округа по месту жительства или месту нахождения должника в Российской Федерации, а в случае, если должник не имеет места жительства или места нахождения в Российской Федерации либо место его нахождения неизвестно, по месту нахождения его имущества (ст. 410 ГПК РФ).

    Ходатайство о принудительном исполнении решения  иностранного суда должно содержать:

    - наименование взыскателя, его представителя,  если ходатайство подается представителем, указание их места жительства, а в случае, если взыскателем является организация, указание места ее нахождения;

    - наименование должника, указание  его места жительства, а если  должником является организация,  указание места ее нахождения;

    - просьбу взыскателя о разрешении  принудительного исполнения решения и об указании, с какого момента требуется его исполнение.

    В ходатайстве могут быть указаны  и иные сведения, в том числе  номера телефонов, факсов, адреса электронной  почты, если они необходимы для правильного  и своевременного рассмотрения дела.

Информация о работе Коллизионные вопросы трудовых отношений в международном частном праве