Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Цивилизации, меняющие друг друга, во все времена старались ограничить насилие. На протяжении долгого времени речь шла о соблюдении норм на поле брани, но только в середине XX в. началась кодификация этих норм посредством заключения договоров, что способствовало закреплению их содержания. Война стала перерастать в юридический процесс, в котором нормы права все больше определяют способ ее ведения, характер и тем самым создают предпосылки для обеспечения мира. Международное право концентрирует внимание на формальном регулировании войны: на проблемах, возникающих вслед за вопросом относительно субъективного права прибегать к войне, но не касается мотивов, причин, целей вооруженного насилия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………..3
1. Вооруженные конфликты и их классификация
1.1 Международно-правовая характеристика кризисных ситуаций…………4
1.2 Международно-правовая регламентация вооруженных конфликтов……9
2. Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов
2.1 Действие норм международного права во времени в период вооруженных конфликтов………………………………………………………………………..12
2.2 Пространственная сфера ведения боевых действий. Особые зоны и приравненные к ним территории………………………………………...………15
Заключение……………………………………………………………………...…18
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

МП.docx

— 50.33 Кб (Скачать файл)

Введение………………………………………………………………..………..3

1. Вооруженные конфликты  и их классификация

1.1 Международно-правовая характеристика кризисных ситуаций…………4

1.2 Международно-правовая регламентация вооруженных конфликтов……9

2. Действие норм международного  права в период вооруженных  конфликтов

2.1 Действие норм международного  права во времени в период  вооруженных конфликтов………………………………………………………………………..12

2.2 Пространственная сфера  ведения боевых действий. Особые  зоны и приравненные к ним  территории………………………………………...………15

Заключение……………………………………………………………………...…18

Список литературы………………………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цивилизации, меняющие друг друга, во все времена старались ограничить насилие. На протяжении долгого времени речь шла о соблюдении норм на поле брани, но только в середине XX в. началась кодификация этих норм посредством заключения договоров, что способствовало закреплению их содержания. Война стала перерастать в юридический процесс, в котором нормы права все больше определяют способ ее ведения, характер и тем самым создают предпосылки для обеспечения мира. Международное право концентрирует внимание на формальном регулировании войны: на проблемах, возникающих вслед за вопросом относительно субъективного права прибегать к войне, но не касается мотивов, причин,  целей вооруженного насилия. Объективная необходимость постоянного совершенствования правовой регламентации всех процессов, связанных с причинами возникновения войн и вооруженных конфликтов и установлением соответствующих ограничений и запретов, как в международных отношениях, так и на национальном уровне это видно из современных вооруженных конфликтов, а так же из истории войн.

Право войны, которое сегодня известно, как право вооруженных конфликтов, представляет собой особый раздел международного права, действующего в условиях вооруженного конфликта, ломая определенные отношения, служат источником развития новых отношений. Общественная значимость, объективно обусловленная заинтересованность в самостоятельном регулировании данного комплекса отношений, объясняются теми отрицательными последствиями, которые несут с собой войны и вооруженные конфликты, именно этим обосновывается актуальность данной темы.

Целью работы является анализ регулирования вооруженных конфликтов международным правом.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Вооруженные  конфликты и их классификация

1.1 Международно-правовая  характеристика кризисных ситуаций

Женевские конвенции[1] (1949 г.) наряду с термином "война" применяют выражения "международный вооруженный конфликт" (ст. 2) и "немеждународный вооруженный конфликт" (ст. 3).

Война - это прежде всего вооруженный социальный конфликт, это организованная вооруженная борьба между независимыми суверенными государствами. Она обладает рядом признаков, не присущих вооруженным конфликтам. Во-первых, ведет к качественному изменению состояния общества. Для достижения цели, победы над врагом, перестраиваются вся экономика страны, вся жизнь общества,  концентрируются ее материальные и духовные силы, усиливается централизация власти. Обычно при вооруженном конфликте преследуются более ограниченные, чем в войне, политические цели, которые не требуют перевода экономики на военные рельсы и кардинальной перестройки всего государственного механизма, общество в целом не переходит в особое состояние - состояние войны. Во-вторых, при объявлении войны сразу же должны вступать в действие нормы Международного Права в полном объеме, в то время как при вооруженном конфликте это бывает не всегда. Войне, с юридической точки зрения, присущи следующие признаки: разрыв дипломатических отношений между воюющими государствами; формальный акт ее объявления; аннулирование двусторонних договоров, особенно политических.

Международное право на современном этапе запрещает государствам обращаться к войне для урегулирования споров. Сам факт объявления войны рассматривается как агрессия. Развязывание агрессивной войны влечет за собой международно-правовую ответственность. После Второй Мировой Войны возникли десятки вооруженных конфликтов, но, как правило, их не объявляли. Более того, отдельные вооруженные конфликты имели место при сохранении дипломатических и договорных отношений. Все это привело к появлению нового понятия - "вооруженный конфликт". Таким образом, понятие "война" имеет место быть, когда речь идет о вооруженном столкновении между двумя или несколькими суверенными, независимыми государствами, в иных случаях может применяться термин "вооруженный конфликт".

Вооруженным конфликтом немеждународного характера называется вооруженное противостояние, имеющее место в пределах территории государства, между правительством, с одной стороны, и организованными вооруженными повстанческими группами - с другой. Лица, входящие в состав таких групп, сражаются в целях захвата власти. Понятие "немеждународный вооруженный конфликт", а также критерии, характеризующие его, закреплены в Дополнительном протоколе II (1977 г.) к Женевским конвенциям (1949 г.). Согласно ст. 1 этого протокола под немеждународным вооруженным конфликтом понимаются все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства, "между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол". Таким образом, исходя из приведенного определения можно констатировать, что Дополнительный протокол II охватывает лишь конфликты вооруженных сил (т.е. законного правительства государства - "Высокой Договаривающейся Стороны") с силами мятежников[2]. Критерии, характеризующие немеждународный вооруженный конфликт, являются: наличие враждебных организованных действий между противоборствующими силами; применение оружия; коллективный характер выступлений; минимум организации мятежников; определенная продолжительность конфликта; контроль мятежников над частью территории государства.

Международное право применимо, когда речь идет о внутренних вооруженных конфликтах, если военные действия достигают определенного уровня интенсивности. Все то, что ниже этого уровня, не вооруженный конфликт, а внутренние волнения и беспорядки. Но это касается только применения норм внутригосударственного права, поскольку в контексте рассматриваемой проблемы критериями применения норм международного правав являются степень насилия и потребность жертв в защите. Статья 3 Женевских конвенций начинает действовать, если в процессе беспорядков участники массовых выступлений организуются в антиправительственные вооруженные формирования и усиленно используют оружие. Данная статья гарантирует лицам, которые непосредственно не участвуют в боевых действиях либо прекратили участие в них вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, минимальные гуманитарные права - запрет убийства, жестокого обращения, пыток и истязаний, оскорбительного и унижающего обращения, использования в качестве заложников, внесудебных расправ. Что касается участников антиправительственных вооруженных формирований, продолжающих участие в боевых действиях и не складывающих оружие, то международное право оставляет за государством любые варианты силового воздействия на них, в некоторых случаях до физического уничтожения. Такие ситуации характеризуются как внутренние вооруженные конфликты низкой интенсивности. Международное право специально создано для условий войны. Оно регулирует отношения воюющих сторон в целях обеспечения прав человека, находящегося во власти противника, но в вооруженных конфликтах немеждународного характера лица, находящиеся во власти противника, являются гражданами одной с ним страны. Из этого следует, что защита, предоставляемая правом прав человека, и защита, оказываемая международным правом, пересекаются. Гарантии прав человека являются неполными, это обусловлено тем, что права человека могут ограничиваться во время вооруженного конфликта. Тем не менее хорошо разработанные процедуры и механизмы международного контроля за соблюдением договоров о правах человека дополняют международное право, предоставляя более эффективную защиту жертвам войны[3].

 В соответствии с  Уставом ООН правосубъектность может применять вооруженные силы в целях пресечения агрессии, ее предотвращения, поддержания международного мира и безопасности. В данном случае вооруженные силы ООН действуют от имени сообщества народов. Согласно ст. 43 Устава ООН Совет Безопасности ООН может заключить соглашение с любым членом ООН о выделении последним контингентов войск. Вооруженные силы ООН - это контингенты войск отдельных стран, которые, в свою очередь, являются участниками Женевских конвенций 1949 г[4]. Важным является принятие специальной декларации ООН, в которой признавалось бы, что действие Женевские конвенций 1949 г. распространяется на чрезвычайные вооруженные силы ООН в той же степени, в какой оно распространяется на вооруженные силы государств - участников этих Конвенций.

При определении понятия международного вооруженного конфликта, практические и теоретические трудности возникают в следующих случаях: при вооруженном конфликте в одном государстве, в котором в той или иной степени участвует третья сторона - другое государство; угнетенная нация или народ поднимается на борьбу против колониального, расистского режима или иностранного господства. Многие исследователи эти ситуации характеризуют как "локальные войны". Эти ситуации составляют одну важную двуединую проблему относительно: квалификации национально-освободительной борьбы, а так же перехода немеждународного вооруженного конфликта в международный вооруженный конфликт.

Из признания национально-освободительных войн международными вооруженными конфликтами следует, что на них должно распространяться действие норм международного права. Особую сложность представляет проблема, заложенная в механизме присоединения к Дополнительным протоколам 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. Согласно ст. 92 Дополнительного протокола I он может быть подписан только участником четырех Женевских конвенций, присоединиться к Дополнительному протоколу I также может только участник Женевских конвенций (ст. 94), для национально-освободительных движений не предусматривается и процедура ратификации (ст. 93). Казалось бы, выход указан в самом Дополнительном протоколе I. Пункт 3 ст. 96 указывает, что "власть, представляющая народ, ведущий борьбу против одной из Высоких Договаривающихся Сторон в вооруженном конфликте типа упомянутого в п. 4 ст. 1, может взять на себя обязательство применять конвенции и настоящий Протокол в отношении такого конфликта путем одностороннего заявления, адресованного депозитарию". Анализ понятия "одностороннее заявление", проведенный Р.А. Каламкаряном, позволяет сделать выводы о наличии определенных последствий в отношении конкретного конфликта:

-после заявления, упомянутая  власть получает такие же права  и принимает на себя те же  обязательства, которые имеют участники  Женевских конвенций и Протокола;

-для власти, представляющей  народ (как стороны, находящейся  в конфликте) и взявшей на себя  обязательство применять четыре  Женевские конвенции и Протокол  путем одностороннего заявления, они вступают в силу немедленно;

-после заявления положения  Женевских конвенций и Протокола  являются обязательными для всех  сторон, находящихся в данном  конфликте. До подобного одностороннего  заявления вооруженный конфликт  должен регулироваться либо Дополнительным  протоколом II, либо ст. 3, общей для  всех четырех Женевских конвенций 1949 г[5].

Но возникает другая ситуация при наличии в данном государстве вооруженного конфликта и участии в нем в той или иной степени другого государства. Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством в самом начале носит на себе отпечаток внутреннего конфликта и лишь по мере его эскалации может быть охарактеризован как международный, для этого должен иметь место ряд существенных моментов. Для начала, необходимо учитывать цели, за осуществление которых сражаются повстанцы: если борьба направлена против колониального или расистского режима, то она сама по себе носит международный характер; если повстанцы осуществляют свое право на самоопределение, то их борьба тоже будет носить характер международного вооруженного конфликта. Во-вторых, признание повстанцев "воюющей стороной" выводит их из изоляции, они получают выход на международную арену по следующим признакам:

-признание повстанцев  со стороны ООН или региональных  международных организаций[6].

-признание законным правительством  государства, на территории которого  возник вооруженный конфликт, отделяющейся  части в качестве самостоятельного  субъекта международного права, а повстанцев - в качестве воюющей  стороны;

-признание повстанцев  воюющей стороной другим государством (третьей стороной). Правовая оценка  вооруженного конфликта меняется  в зависимости от объема признания  со стороны другого государства. Если повстанцы признаются в  качестве воюющей стороны и  им оказывается помощь, то внутренний  конфликт тем самым перерастает  в международный вооруженный  конфликт и в этом случае  начинают действовать все нормы  МП. Если же другое государство (третья сторона) оказывает помощь центральному правительству, то конфликт, в принципе, не перерастает в международный;

Данным образом в международном праве традиционно сложилось деление вооруженных конфликтов немеждународного характера на конфликты высокой интенсивности и конфликты низкой интенсивности. Большее количество гражданских войн, как указывает Х.П. Гассер, так или иначе связаны с международными событиями, и лишь за редкими исключениями внутренние конфликты не остаются "за закрытыми дверями". Воздействие третьих государств на конфликт может принимать любые формы, вплоть до вооруженного вмешательства. Международное право - в его общепринятом толковании - не запрещает вмешательство в конфликт другого государства (третьей стороны) на стороне и по инициативе правительства, в то время как участие в конфликте на стороне повстанцев рассматривается как незаконное вмешательство во внутренние дела соответствующего государства и, следовательно, как нарушение международного права. Международное право вступает в действие в полном объеме, когда имеет место вооруженный конфликт между государствами, принимающими участие в конфликте на обеих сторонах, а также между правительством и другим, принимающим участие в конфликте на стороне повстанцев.

Информация о работе Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов