Причины и тенденции разделения интеллектуального труда.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2009 в 14:25, Не определен

Описание работы

Интеллектуальный труд. Разделение. Интеллектуальный потенциал. Интеллектуальный капитал.

Файлы: 1 файл

курсовая разделение интел труда.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

      Следовательно, можно предположить, что интеллектуальный потенциал предприятия есть интегральное понятие, которое складывается из множества  интеллектуальных потенциалов субъектов  профессиональной деятельности. Социально ориентированное отношение руководителей к работающим людям, признание  их ценностных ориентиров является гарантом повышения интеллектуального потенциала предприятия. Повышение интеллектуального потенциала – основа процесса наращивания интеллектуального капитала предприятия.

Интеллектуальный  труд - доминанта  в любой инновации. 

Если кратко, инновации - это внедрение научных  достижений в промышленное производство, в экономику, в результате чего отрасль  и сама жизнь переходят на иной уровень не только материальный, но зачастую качественный и ментальный. Инновации могут быть взрывными, как самолет, персональный компьютер, мобильный телефон, которые резко изменили привычную картину жизни. Но инновации могут быть и эволюционными, как происходит с автомобилем. Самолет неоднократно менял принцип движения, автомобиль остается верным двигателю внутреннего сгорания.  
       Не менее важны инновации методологические, связанные с принципами построения бизнеса. Челночный бизнес - это фактически российское изобретение - решил целый комплекс социальных проблем 1990-х годов: нивелировал безработицу в среде научно-технической интеллигенции, наполнил рынок дешевыми товарами, когда своя промышленность не работала, создал зачатки оптовой рыночной системы в России. Во многом это стало возможным благодаря тому, что в массе своей челночным бизнесом занялись образованные люди, которые были способны решить сложные вопросы таможни, логистики и т.д. Государство практически не вмешивалось, челночный бизнес возник стихийно и самоорганизовался. 
       В начале ХХ века Герц не верил в то, что радиоволны могут привести к передаче звука, а Резерфорд отрицал возможность использования атомной энергии. Но наука быстро превращалась в производительную силу, чего не мог предположить даже гений Маркса. Научный сотрудник теперь - тот же пролетарий.  
      Вплоть до ХХ века наука и промышленность жили независимо друг от друга.   Время, которое требовалось для того, чтобы придуманное новшество стало частью экономики, могло быть бесконечно долгим, так как наука практически не была связана с повседневной жизнью. В постиндустриальном обществе время от рождения идеи до ее внедрения стремится к нулю. Внедрение идет с колес - компьютер и мобильный телефон становятся устаревшими в тот момент, когда их выпустили.  
      В постиндустриальном мире доля НИОКР (интеллекта, идеи) в конечном продукте составляет не менее 70%. Резко уменьшается ресурсо- и энергоемкость любого товара. В интегральной схеме, которая стоит сотни миллионов долларов, очень мало исходных материалов, но очень много "науки". Развитие нанотехнологий укрепляет эту тенденцию за счет дематериализации производства и сокращения энергоемкости. По историческим меркам совсем недавно доля интеллектуального труда в инновации была минимальной, а значительно сложнее было добыть, обработать необходимые материалы, но сейчас именно интеллектуальный труд становится доминантой в любой инновации. 
       В инновационных механизмах, с помощью которых интеллектуальный продукт превращается в промышленный, участвуют как минимум три инструмента - наука (и образование), промышленность (и бизнес) и государство. Рынок высокотехнологичной продукции можно разделить на два сегмента. Один связан со стратегическими, системообразующими направлениями в экономике, которые обеспечивают национальную безопасность, технологическую и экономическую независимость страны. Основным заказчиком в этом сегменте является государство.  
       Другой сегмент социально ориентирован, нацелен на улучшение повседневной жизни человека и связан с рынком потребительских товаров. 
       Нишу российского инновационного бизнеса следует ограничить в конце технологической цепочки опытным производством, а наиболее конкурентоспособны мы на мировом рынке в идеях и НИРах. Нецелесообразно (а, возможно, в некотором смысле и вредно) проявлять упорство в стремлении наладить серийное производство инновационных продуктов на российских предприятиях.

      Актуальной следует признать задачу развития инноваций, ориентированных не на извлечение быстрого коммерческого успеха, а на максимальное использование наиболее конкурентоспособных (на международном уровне) идей и разработок, инициированных силами мощнейшего российского интеллектуального потенциала, результаты которых со временем имеют хорошие шансы найти свою нишу на глобальном рынке и быть воплощенными в конечных продуктах, имеющих устойчивый спрос.

       Подобная схема должна базироваться на эффективном решении задач по прогнозированию конкурентоспособных идей и разработок, прогнозированию и активному формированию спроса на еще не изготовленную продукцию.

Актуальность  обсуждения правомочности выводов  и следствий, вытекающих из них, обусловливается  следующими двумя факторами.

       Первый фактор. С одной стороны, факт становления в мире НИИЭ и сопутствующий этому процесс модернизации бизнеса (в частности и в особенности его инновационного сектора) требует от нас внимательного анализа и учета всех новейших тенденций, специфики и бизнес-моделей современного этапа экономического развития (коль скоро мы претендуем на интеграцию России в новую глобальную экономику).

      Второй фактор. С другой стороны, мы постоянно пытаемся найти свой путь в инновационном сценарии развития, учитывающий наши отечественные специфику и реалии. Попытаемся простыми словами сформулировать эти самые наши специфику и реалии.

      Наша специфика - мы значительно лучше думаем и изобретаем (наши инноваторы не хуже, а кое-где и лучше зарубежных), чем производим и продаем.

Наши реалии - у нас пока еще осталась и  продолжает пополняться армия "думателей" и изобретателей ("быстрых разумов Ньютонов", циолковских, кулибиных); в то же время ограничения по финансовым и прочим традиционным ресурсам - факторам бизнеса в плане развертывания конкурентоспособного промышленного серийного производства - становятся все более существенными. 

Разделение  интеллектуального  труда в государстве среди разных слоев населения.

      Структурная перестройка экономики, являющаяся важнейшей составной частью

всего процесса постсоциалистической трансформации, быть может, больше, ем по другим слоям населения, ударяет по людям квалифицированного труда, ставя перед необходимостью переквалификации специалистов высочайшего класса, повятивших не одно десятилетие самосовершенствованию в выбранной профессии. Прежде всего это касается людей интеллектуального труда. 
     Интеллектуалы-предприниматели

     Подавляющая часть  (примерно  90%) государственной научной и научно-технической интеллигенции в разное время и по разным причинам стали предпринимателями, минуя безработицу. Ее исход из привычной исследовательской, преподавательской и чиновничьей среды в предпринимательство начался в стране еще в 70-е годы. Процесс особенно оживился в начале  80-х годов, когда было

легализовано  «вторичное хозяйство». 
Можно выделить две волны в развитии предпринимательства в сфере интеллектуального труда, в ходе которых менялись состав предпринимателей,  область применения их способностей, профессиональный профиль. Первая волна  (1970—1985гг.) предпринимателей-интеллектуалов выросла из «вторичного хозяйства».Многие инициативные, творческие работники умственного труда ушли туда из крупных государственных предприятий, ведомств, НИИ. Для предпринимателей-интеллектуалов первой волны характерно сохранение основного места работы. Свою деятельность во  «вторичном хозяйстве» они рассматривали в качестве подсобной, как источник дополнительных доходов и возможность более полного профессионального самовыражения. Именно среди этих людей, сохранивших и основную профессию, выявилось немало выдающихся специалистов,  получивших признание не только в государстве, но и за рубежом.
 

Например, это  создатель всемирно известного Кубика-Рубика, большой отряд предпринимателей-электронщиков,     получивших награды советского правительства  за успешное оснащение информационным оборудованием «Олимпиады-80» в Москве, и другие. Опыт первопроходцев был бесценен. Он позволил накопить первоначальный капитал цивилизованными методами, получить предпринимательские навыки. Многолетняя практика первых предпринимателей-интеллектуалов показала так же, что для успешного предпринимательства нужны специальные профессиональные знания, которыми обладает техническая и гуманитарная интеллигенция. Впоследствии это обстоятельство было осознано, и приток интеллектуалов в предпринимательство значительно расширился, что, кстати, способствовало сдерживанию процессов его криминализации. Представители первой волны, или «предприниматели-романтики», продолжали заниматься преимущественно исследовательской работой и продавали прежде всего свои собственные разработки. Этим они выгодно отличались от нынешних предпринимателей-интеллектуалов, которые все более утрачивают связь с прежней профессией. Вторая волна  (1985—1995 гг.) исхода интеллигенции в предпринимательство была связана с рано начавшейся стихийной приватизацией и массовыми банкротствами, в ходе которых прежние крупные государственные предприятия и НИИ дробились и преобразовывались в новые, чаще всего малые формы предпринимательства (малые предприятия, кооперативы, товарищества с ограниченной ответственностью и др.). В отличие от первой волны, когда мотивы перехода в предпринимательство были у интеллектуалов индивидуальными (соответственно, и переходы были единичными), участники второй волны делали это в массовом порядке. В новые формы предпринимательства устремилась та часть людей интеллектуального труда, в мотивации которой на первом месте стоит цель повышения доходов, а также лица, стремившиеся занять решающие позиции в

предпринимательской деятельности в своей области. Другими  словами, это была уже более амбициозная и прагматическая часть научно-технической интеллигенции.  
Во второй волне заметно увеличение инженеров-предпринимателей (14% от общего числа предпринимателей-интеллектуалов). Для занявших руководящие посты в предпринимательстве это означало решительный поворот в профессиональной карьере.  Многие стали ведущими менеджерами отечественных, иностранных или смешанных фирм, управляющими банков и т. п. Можно с уверенностью утверждать, что в данном случае речь идет о тех, кто наряду с инженерно-техническим получил и экономическое или юридическое образование, а также владел одним или несколькими иностранными языками. Исследования также показывают, что смена статуса сильно изменила поведенческую ориентацию  интеллектуалов-предпринимателей, занявших руководящие посты, выдвинуло на первый план не профессиональные, в том числе инженерные, а рыночные ценности. Особая группа в рамках второй волны — представители академической науки. В конце 80-х и начале 90-х годов по инициативе творческих работников государственных академических НИИ возникли малые формы предпринимательства, чаще всего виде товарищество с ограниченной ответственностью. В чем же причина подобного  «исхода» людей умственного труда из привычных областей своей деятельности? Согласно проведенным исследованиям, 32,8% интеллектуалов, бывших до 1990 года работниками государственных предприятий, ведомств, НИИ, занялись предпринимательством, с тем чтобы избежать безработицы. Многие из них рассматривают себя в качестве «самозанятых», сменивших прежние рабочие места самостоятельно, без посредничества государственных или частных агентств занятости, не получив никакой помощи. При этом лишь небольшая часть предпринимателей (примерно  10%) вышла из безработной гуманитарной и технической интеллигенции. Именно среди них наблюдается наибольшее число так называемых «вынужденных предпринимателей». Не имея иных предложений и возможностей трудоустроиться по специальности, они вынуждены были стать предпринимателями не по призванию, а исключительно в силу материальной необходимости.

   Интеллектуалы-безработные 

    До  настоящего времени безработица  среди интеллигенции была вдвое  ниже, чем у остальных слоев  населения. По данным Министерства  труда за апрель 1993 года — время  «пика» безработицы в стране  — доля безработных среди лиц физического труда составила  15%, а умственного труда  — 7%. В большей степени безработица затронула техническую интеллигенцию. Причина этого очевидна: спад производства привел к высвобождению рабочей силы в первую очередь из хозяйственных организаций. Можно утверждать, что безработица гуманитарной и технической интеллигенции, работающей в бюджетных организациях, не только значительно  меньше, чем на предприятиях, но и проявляется в более мягких формах. Однако и в этой группе наблюдается дифференциация. Безработица практически не затронула преподавателей вузов, переводчиков, экономистов и юристов.  Этот слой государственной интеллигенции достаточно быстро и успешно вписался в рыночные условия, нашел свою нишу. Благодаря повышенной потребности в высококвалифицированных кадрах рыночного профиля отмечается стабильная конъюнктура в среде преподавателей вузов, переводчиков. Сохраняется возрастающий спрос на дипломированных экономистов, юристов, в том числе международного профиля. Несколько сильнее безработица коснулась научно-исследовательских институтов, входящих в систему академии наук (ВАН), но и здесь не наблюдалось критического ее уровня. Численность научных работников сокраща-лась плавно, но из года в год: в 1991 году в научных учреждениях ВАН работало 8 600 исследователей, в 1992  —  7 700, в 1993 году — 6 700. Сокращение числен- ности объясняется тем,  что часть институтов, не вписавшихся в требования рынка, закрылась, в других исследовательских организациях были ликвидированы некоторые подразделения, они отказались от разработки ряда научных тем, в связи с чем многие исследователи оказались не у дел. При этом большинство научных сотрудников, не дожидаясь официального сокращения, добровольно уходили на новые рабочие места, т.  е., как правило, самотрудоустраивались. Нельзя не отметить, что несмотря на экономическую и финансовую рецессию, неизменно сохранялся спрос на высокопрофессиональную (особенно  «остепененную») научную элиту. В 1990—1993 годах каждый второй научный сотрудник РАН получал предложение из других организаций, причем обычно на более высокооплачиваемую должность, хотя далеко не всегда по своему прежнему профилю. Достаточно много видных ученых покинули прежние рабочие места, среди них были как опытные, десятилетиями проработавшие в системе РАН кадры, так и молодые перспективные ученые. Часть наиболее активных и высокопрофессиональных научных работников уехали за границу на работу по контрактам и вряд ли вернутся на родину в обозримой перспективе.  

   Пожалуй,  самое тяжелое положение с трудоустройством у молодых дипломированных специалистов, только окончивших вузы. Причины хорошо известны: они не обладают опытом работы по специальности и не имеют научных связей. Вторая, гораздо более обширная группа безработных, в основном из рядов технической интеллигенции, представлена бывшими работниками научных под разделений хозяйственных организаций. Среди безработной технической интеллигенции, занятой в производстве, велика доля инженерных кадров. Однако они далеко не однородны, и угроза безработицы распространяется не на всю эту категорию. Всегда были периоды конъюнктуры и деконъюнктуры на разные виды инженерного труда. Ныне наблюдается спрос на отдельные группы инженеров по электрооборудованию, но нет рабочих мест для инженеров горнорудной, а также металлургической и строительной промышленности.

     Заключение

     Общественное  разделение интеллектуального труда - экономическое явление, при котором происходит профессиональная специализация, сужение и иногда углубление функций отдельного специалиста. Общий интеллектуальный процесс разбивается на предельно простые операции, каждую из которых выполняет отдельный человек либо механизм.

     Является  причиной повышения общей производительности труда организованной группы специалистов (синергетический эффект) за счет:

     Выработки навыков и автоматизма совершения простых повторяющихся операций

     Сокращения  времени, затрачиваемого на переход  между различными операциями

     Концепция разделения интеллектуального труда довольно полно описана Адамом Смитом в первых трех главах своего пятитомного трактата «Исследование о природе и причинах богатства народов».

     Выделяют  общественное разделение интеллектуального труда - распределение в обществе социальных функций между людьми - и международное разделение интеллектуального труда.

     Разделение  интеллектуального труда привело в современном мире к наличию огромного множества различных профессий и отраслей. Ранее (в древности) люди были вынуждены почти полностью обеспечивать себя всем необходимым, это было крайне неэффективно, что обусловливало примитивный быт и комфорт. Практически все достижения эволюции, научно-технического прогресса можно объяснить непрерывным внедрением разделения интеллектуального труда. Благодаря обмену разделение интеллектуального труда становится возможным в обществе.

Информация о работе Причины и тенденции разделения интеллектуального труда.