Законность и правопорядок. Система гарантий законности и правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2010 в 12:22, Не определен

Описание работы

1. Понятие законности: основные подходы. Право и закон
2. Принципы законности
3. Гарантии законности
4. Соотношение законности и правопорядка

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

     Третий, конститутивный, наиболее важный элемент  законности заключается вот в чем. Законность как особое, отличное от собственно права самостоятельное явление складывается лишь тогда, когда отмеченные выше идея и начала воплощаются в особом режиме общественно-политической жизни, в системе требований законности. Причем весьма отчетливо проявляется тесная связь законности с правом как институционным образованием: именно потому, что право конституируется через закон (и иные формы), данный режим и именуется законностью.

     На  рассматриваемый пункт хотелось бы обратить специальное внимание. Мысль о законности как об особом режиме общественно-политической жизни, была высказана И.С. Самощенко, который  писал, что «только с помощью понятия «режима» можно раскрыть свойство законности как особого общественного явления, представляющего собой неотъемлемую составную часть особой формы государственного строя – политической демократии»23. Ныне эта точка зрения стала в правовой науке господствующей, ясно продемонстрировала свою жизненность, конструктивность. Но этот режим нельзя свести к состоянию юридической правомерности общественных отношений, как полагает П. М. Рабинович. Он также пишет, что «Характеризуя законность прежде всего посредством понятия «режим», необходимо отметить, что оно обозначает в данном случае определенное состояние общественных отношений»24. Но при этом П. М. Рабинович считает, что «Содержанием этого состояния выступает не что иное, как соответствие общественных отношений законам и подзаконным нормативным актам социалистического государства; это состояние может быть зафиксировано, охвачено одним словом: правомерность»25. Но состояние правомерности выражает итоговую характеристику осуществления идеи законности, оно фиксирует реально достигнутое в общественных отношениях, то, что, скорее, относится к правопорядку. Между тем режим – это всегда активное, действенное явление, подчиняющее себе поведение людей.

     Вот почему представляется более правильным рассматривать в качестве составных частей содержания законности, ее субстанции то, что именуется принципами или требованиями законности. При этом, однако, нужно видеть в данных принципах законности не просто принципы правосознания, а политико-юридические реальности, воплощающие соответствующие идеи, принципы. Они представляют собой политико-юридические нормативные начала, входящие в состав данного политического режима. Объективируются требования законности в праве, в свойственных ему механизмах, в правовой системе, а также во всех иных общественно-политических институтах, в их организации и деятельности.

3. ГАРАНТИИ  ЗАКОННОСТИ

     Слово «гарантия» довольно широко используется в литературе. Постановка вопроса  о юридических гарантиях прав граждан, о гарантиях применения правовых норм стала в литературе весьма распространенной. Между тем, как убедительно показал С.Н. Братусь, все то, что в литературе относят к юридическим гарантиям прав и применения права, – «это самое право, как таковое, в его многообразных проявлениях, а не нечто, что лишь гарантирует действенность права»26.

     Понятие «гарантии» при рассмотрении законности используется в ином значении, чем  то, о котором только что упоминалось. Исходя из того, что законность представляет собой особое, самостоятельное общественно-политическое явление, вполне оправданна постановка вопроса об условиях, при которых режим законности возможен, реально раскрывается, а также о специальных механизмах, призванных поддерживать режим законности. Эти условия и специальные механизмы и охватываются понятием «гарантии законности». Оправданно с данной точки зрения говорить и о юридических гарантиях законности, понимая под последними «предусмотренные законом средства, непосредственно обеспечивающие правомерность поведения субъектов общественных отношений»27, т. е. те специально-юридические средства, внутренние юридические механизмы, которые нацелены на то, чтобы обеспечить реальное осуществление требований законности.

     Важнейшей особенностью законности является как  раз то, что она гарантирована, т.е. существует в условиях (экономических, идеологических, политических, нравственных), делающих ее реальной; она оснащена действенными политическими, правовыми, нравственными и иными средствами, которые дают возможность эффективно бороться за фактическое проведение ее в жизнь.

     Характеризуя  с этих позиций специальные юридические  гарантии социалистической законности, надо исходить из главного: сама специфика  права как особой структурной  общности выражена в господстве начал  законности, в их определяющем значении для содержания правовой системы при социализме.

     Поэтому сам «строй» права, присущие ему механизмы, а также работа юридических органов подчинены тому, чтобы требования законности реально «работали», фактически осуществлялись. Отсюда такие важнейшие специальные юридические гарантии:

     1) Совершенство, развитость правовой системы в целом, отработанность законодательства, его полнота, непротиворечивость; высокий уровень развития и авторитет юридической культуры. Как писал П. Е. Недбайло «В системе права нормы связаны между собой и правом в целом, в силу чего соблюдение одних норм обеспечивает правильное и эффективное осуществление других. Правовые нормы и составляют первый вид юридических гарантий правильного применения правовых норм»28.

     2) Эффективная система надзора и контроля за законностью, направленная на предупреждение правонарушений. П. Е. Недбайло охарактеризовал эту группу гарантий как «активно-волевые действия организационного характера по обеспечению правильного применения норм и реализации их в других формах»29. К ним относятся все виды контрольной деятельности, все виды надзорной деятельности, правосудие и т. д.

     3) Действенные меры государственного принуждения (меры юридической ответственности и меры защиты), призванные восстанавливать нарушенное правонарушением состояние, оказывать воздействие на нарушителя юридических норм. «Исключительное значение в правовом регулировании, в укреплении законности и правопорядка имеет ответственность вообще, в особенности юридическая ответственность»30.

     4) Качественная и эффективная работа юридических органов – правотворческих и правоприменительных, которые обеспечивают на практике функционирование всех юридических механизмов, – и постоянное совершенствование законодательства, и действенный надзор за законностью, и применение к правонарушителям законных государственно-принудительных мер. Например, «Специфичность и особая действенность судебных гарантий состоит в независимости суда и подчинении его только закону, в равенстве всех перед судом и в обязанности каждого отвечать перед судом за уголовные преступления и проступки по должности»31.

4. СООТНОШЕНИЕ  ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

     Непосредственным  итогом правового регулирования, венцом действия права является правопорядок.

     П. М. Рабинович дает следующее определение  понятию правопорядок: «Правопорядок – это часть общественного порядка, который представляет собой систему общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления всех (а не только юридических) социальных норм»32.

     Это – состояние фактической упорядоченности  общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности.

     Понятия «законность» и «правопорядок» близки друг к другу; они обычно употребляются  в одном ряду (или даже как взаимозаменяемые). Но все же между ними есть четкая грань. Правопорядок – результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок – это уже фактическое состояние упорядоченности общественных отношений, «юридический результат, к которому стремится государственная власть»33, та нормальная жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Режим законности, выраженный в виде системы политико-правовых требований, на уровне правопорядка как бы материализуется в системе реальных да к тому же фактически осуществляемых правовых отношений. «Правопорядок, который может существовать лишь в условиях законности как ее результат, отражает структурную упорядоченность, организованность общественных отношений, достигнутую посредством правового регулирования, законности»34.

     Являясь венцом, итоговым результатом действия права, правопорядок как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (право – законность – правопорядок).

     Основные  черты правопорядка, существующего  в данной общественной системе, рельефно и ярко выражают особенности соответствующей  правовой системы, правовой надстройки в целом.

     Основные  черты социалистического правопорядка: господство закона в области отношений, регулируемых правом; полное и своевременное соблюдение и исполнение всеми субъектами юридических обязанностей; строгая общественная дисциплина; обеспечение максимально благоприятных условий для использования субъективных прав; четкая и эффективная работа всех юридических органов, всех юридических служб; неотвратимость юридической ответственности для каждого совершившего правонарушение. Словом, реальное, полное и последовательное осуществление всех требований законности.

     Правопорядку свойствен высокий уровень гарантий личных прав и свобод человека, предусмотренных в Конституции, в других законах. Среди этих гарантий следует указать на фактическое действие таких институтов, как неприкосновенность личности, недопустимость привлечения к уголовной ответственности без достаточных к тому оснований, презумпция невиновности.

     Прочность правопорядка – реальное выражение действенности законности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (с гимном России). – М.: Проспект, 2010. – 32 с.
  2. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С. С. Алексеев - М.: Юрид. лит., 1966. - 187 с.
  3. Алексеев С. С. Общая теория права: учеб. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Т. К. Велби, изд-во Проспект, 2008. – 578 с.
  4. Борисов В. В. Правовой порядок развитого социализма / В. В. Борисов – Саратов, 1977.
  5. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность / С. Н. Братусь – М., 1976.
  6. Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3
  7. Ленин В. И. О «двойном подчинении и законности». Полное собр. соч. Т. 45.
  8. Малеин Н. С. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. – Вып. 4. – М.: ИГПАН, 1995.
  9. Недбайло Т. Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // Правоведение, 1971. №3
  10. Рабинович П. М. Упрочнение законности – закономерность социализма / П. М. Рабинович – Львов, 1975. - 260 с.
  11. Самощенко И. С. Охрана режима законности советским государством / И. С. Самощенко – М., 1960. – 200 с.
  12. Строгович М. С. Основные вопросы советской социалистической законности / М. С. Строгович – М., 1966.
  13. Чечот Д. М. Социальные корни режима законности в сфере государсвенного управления // Человек и общество. Вып. XII. – Л., 1973.
  14. Вебер М. Легитимный порядок  //  Новое время. – 1995.  №26.

Информация о работе Законность и правопорядок. Система гарантий законности и правопорядка