Законность и правопорядок. Система гарантий законности и правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2010 в 12:22, Не определен

Описание работы

1. Понятие законности: основные подходы. Право и закон
2. Принципы законности
3. Гарантии законности
4. Соотношение законности и правопорядка

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации 

Новосибирский юридический институт (филиал)

Томского  государственного университета 
 
 
 

Кафедра теории государства и права, международного права 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

Тема: Законность и правопорядок. Система гарантий законности и правопорядка 
 
 
 

Выполнил: студентка очно-заочной

формы обучения

группы 92-ВБ

Сазонова А. В.

Научный руководитель:

Соколова  Т. Т.  
 
 
 
 

Новосибирск  2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1. Понятие законности: основные подходы. Право и закон 2

2. Принципы законности  15                             23

3. Гарантии законности                           25

4. Соотношение  законности и правопорядка   26

Заключение                            27

Список использованных источников и литературы       29

 

ВВЕДЕНИЕ

 Одним из актуальных вопросов теории государства  и права в настоящее время  является понятие законности и правопорядка, актуальна проблема гарантий законности и правопорядка. Интерес к проблеме обусловлен тем, что понятие «законность» характеризует правовую действительность с точки зрения  практического осуществления права, идейно-политических основ правовой системы, ее связи с основополагающими общественно-политическими институтами, с политическим режимом данного общества.

      Эта точка зрения важна для общей теории права по нескольким причинам.

      Во-первых, понятие законности выражает реалистическое отношение к праву, к его общеобязательности. Право, таким образом, рассматривается  в плоскости его реальных функций, а значит в реальном, осуществляемом виде.

      Во-вторых, с точки зрения теории права, существенную ценность имеет законность как принцип, руководящая идея, характеризующая содержание права, его назначение в обществе. Идея законности непосредственно выражает глубокий гуманистический характер общественной системы, ее нацеленность на обеспечение и охрану прав личности, ее несовместимость с произволом и бесправием личности. Ведь «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»1

      В-третьих, понятие законности позволяет обратиться в рамках проблематики к высокозначимым общественно-политическим вопросам. Освещение законности как особого, самостоятельного общественно-политического явления определенным образом характеризует данную правовую систему, позволяет увидеть связь законности с природой социального строя, с особенностями свойственного стране политического режима, раскрыть ее значение как составной части, элемента демократии.

     Целью настоящей работы является изучение понятия законности и связанного с ним понятия правопорядка.

     В связи с поставленной целью можно  выделить основные задачи исследования:

     - Изучение основных подходов к  определению понятия законности

     - Изучение принципов законности

     - Изучение гарантий законности

     - Определение соотношения законности  и правопорядка

     Данной  теме посвящено значительное количество публикаций. Проблема законности и правопорядка рассматривается рядом авторов, таких как Алексеев С. С., Борисов В. В., Братусь С. Н., Кудрявцев В. Н., Ленин В. И., Малеин Н. С., Недбайло Т. Е., Рабинович П. М., Самощенко И. С., Строгович М. С., Чечот Д. М., Вебер М.

 

     

1. ПОНЯТИЕ  ЗАКОННОСТИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ. ПРАВО  И ЗАКОН

     Существует  два основных подхода к определению понятия законности. В советской юридической науке сложилось и стало господствующим понимание законности как строгого и неуклонного исполнения законов и подзаконных нормативных актов всеми субъектами советского права – государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. П. М. Рабинович дает следующее определение законности: «Законность – это определенный режим (состояние) общественных отношений, который характеризуется их соответствием законам и подзаконным юридическим нормам, установленным государством в интересах господствующего (руководящего) класса»2. Такое определение позволяет судить о понимании законности советской юридической наукой как только лишь исполнения законов, без оговорок о содержании этих законов. И. С. Самощенко дает похожее определение советской законности: «Советская законность представляет собою режим неуклонного исполнения советских законов и основанных на них иных (нормативных и индивидуальных) правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями»3.

     Это наглядно демонстрирует отношение  к законности как к требованию строгого исполнения законов всеми субъектами права.

     При анализе вышеприведенного понимания  законности, прежде всего бросается в глаза то, что в нем акцент делается на исполнение норм права и обходится вопрос о самом их содержании. При этом само право выступает в роли возведенной в закон воли государства. Таким образом, право и закон полностью совпадают. И это не случайно, поскольку оценка содержания закона с позиции общепринятого понимания законности, как правило, не допускалась, была рискованной для господствующей партийно-государственной элиты. В связи с этим И. С. Самощенко писал, что «Фальшивость буржуазной законности состоит, следовательно, в том, что при буржуазно-демократических порядках даже в эпоху домонополистического капитализма нет действительного господства закона, что законность здесь сосуществует и переплетается с произволом буржуазии и ее ставленников в государственном аппарате»4

     На  первое место при характеристике законности ставился принцип верховенства закона, под которым понималась его высшая юридическая сила в иерархической системе правовых нормативных актов. Сам же закон не оценивался с позиций общих принципов права, общечеловеческой морали, международно-правовых норм и стандартов. Законы рассматривались как акты, выражающие возведенную в закон государственную волю. Например, И. С. Самощенко писал: «…социалистическая законность не только глубоко народна по своей природе, но и представляет собою действительное господство закона во всей нашей общественно-политической жизни»5

     Но  содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения юридической техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. Такая точка зрения находит свое выражение в широком понимании законности.

     В широком смысле, законность - это идея, требование и система (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве.

     При таком подходе законность определяется как явление политико-правовой жизни, принцип политической системы, а также право и закон не отождествляются.

     Эта точка зрения, по мнению В. Н. Кудрявцева, получила свое развитие к 1993 году, когда «среди юристов-теоретиков и практиков сложились уже довольно устойчивые демократические представления по ряду вопросов государственного и правового строительства, заметно отличающиеся от  представлений прежних лет»6

     Возникновение широкого понимания законности напрямую связано с возникновением широкого понятия права, в которое были включены «не только юридические  нормы, но и правовые отношения, а  также правовая идеология и правосознание»7.

     По  мнению В. Н. Кудрявцева, цель и идея широкого подхода к пониманию  права состоит как раз в  том, «чтобы законность не только провозглашалась  на бумаге, в тексте правового акта, но и воплощалась в жизни –  в практической деятельности государственных органов и в правовом сознании граждан»8.

     Только  в случае определения законности как основополагающего принципа политической системы, право, государство, демократия, законность выступают в виде существующих в качестве элементов единой системы, тесно взаимодействующих друг с другом, взаимопроникающих социально-политических явлений.

     Предложенная  трактовка законности ориентирует  на то, чтобы рассматривать законность в качестве активной политико-юридической  силы в обществе. Именно потому, что законность складывается из политико-юридических требований, утверждение в обществе режима законности означает наличие таких активных реальных нормативных факторов (требований), которые призваны распространять на общественные отношения состояние юридической правомерности, строгое соответствие поведения людей предписаниям юридических норм, все то, что требует данный исторически определенный режим законности, в том числе обеспечение и охрану прав личности, ограждение ее от произвола (включая действия государственного аппарата).

     Принципиально важно при рассматриваемом подходе  к законности, по возможности, проводить ее конкретно-исторический, классовый анализ. Законность при таком подходе вообще оказывается «величиной» переменной и даже неоднозначной. В тех или иных общественных системах она может существовать только в виде аспекта общеобязательности права. В других – к этому первичному элементу присоединяется утверждающаяся в общественном сознании идея законности. В обществах же, где законность сформировалась как особый общественно-политический феномен, ее «величина» выражена в составе, глубине, характере тех требований, из которых законность складывается.

     Можно проследить прямую зависимость состава  и характера элементов законности (следовательно, ее «величину», смысл, значение в жизни) от политического режима. В наиболее элементарном виде «законность» предстает в обстановке антидемократических режимов. В условиях политических режимов демократии она обретает весь набор элементов и выступает в виде особого политико-юридического явления.

     В связи с понятием законности в  литературе поставлен вопрос о том, можно ли рассматривать ее в качестве общественно-политического явления, свойственного любому классовому обществу или же только обществу с исторически  определенным демократическим режимом. Более того, ряд авторов, склоняющихся ко второму из указанных вариантов решения данного вопроса (И.С. Самощенко, В.В. Борисов и др.), высказали взгляд, в соответствии с которым законность возникает в условиях режима буржуазной демократии, когда в законодательстве воплощены мысли идеологов революционной буржуазии о верховенстве закона, о равенстве всех перед законом и т.д. В. Н. Кудрявцев также считает, что «Никакая правовая система не является идеальной; принципы гуманизма и демократии воплощаются в ней постольку, поскольку демократичен и прогрессивен политический режим государства, его социально-экономический строй»9.

     Думается, однако, что сама постановка рассматриваемого вопроса не может быть признана достаточно точной. Она не учитывает сложный по своему содержанию, многоэлементный характер законности. Действительно, исторически момент, когда законность развернулась, обрела полный, хотя только формально выраженный набор элементов, можно отнести ко времени формирования режима буржуазной демократии. Но это вовсе не исключает того, что и в эпоху рабовладельческих и феодальных обществ, а также при недемократичных политических режимах не существовало и не может существовать известного «минимума законности». «Законность есть не только в любом классовом обществе и государстве, но она присуща деятельности государства в любые периоды его развития»10 - пишет Д. М. Чечот. Прав также М.С. Строгович, утверждающий, что «в том или ином виде законность (или ее элементы) можно видеть и в тех эксплуататорских государствах, где демократии вовсе не было»11.

     Прежде  всего, в любом классово организованном обществе, разумеется, существует исходный элемент законности, который выражает общеобязательность права и состоит  в требовании неукоснительного соблюдения и исполнения юридических предписаний. В данном отношении, т.е. с точки зрения своего исходного элемента, законность вообще выступает в виде метода деятельности государства.

     В эксплуататорских государствах могут  формироваться и становиться  политико-юридической реальностью некоторые требования законности (например, требование верховенства закона, неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение). Еще в большей мере такое накопление элементов законности касается социальных механизмов, обеспечивающих взаимоотношения внутри господствующего класса, его полновластие; здесь, в частности, утверждаются и начала юридического равенства, и требование реального осуществления субъективных прав.

Информация о работе Законность и правопорядок. Система гарантий законности и правопорядка